Слово о Церкви

 

избранные места из пеРЕПИСКи

С ДРУЗЬЯМИ ИЗ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

 

ПИСЬМО 1 — Из МП.

 

Христос Воскресе, уважаемая Н. Н.!

(...) Мне трудно, а может быть и не нужно, говорить о богословии. Трудно и не нужно не потому, что «закрываются глаза на факты», а потому, что все же в духовной жизни я по мере сил стараюсь придерживаться руководства своего духовного отца.

Факты фактами, упрямая вещь факт, но все же существует еще и послушание, и дисциплина, и благословение в хорошем понимании этих слов, а не наоборот. Лезть на свой страх и риск туда, куда не пускают, не значит ли быть ослушливым и дерзновенным и самочинным? За все это бывает наказание.

Ложь. «Всякая неправда есть ложь». Но есть и «ложь во спасение» как исключение из правила. Потому и нельзя всегда все мерить одной ревностной меркой и всегда, в любых обстоятельствах жизни, быть «честным до конца»! Духовное рассуждение выше всего! И еще вера, надежда и любовь, в которых заключается все наше Христианство, как пишет Святитель Тихон Задонский.

В одной книге читаю о Святых Пафнутии Боровском и Иосифе Волоцком, и о их последователях, у которых стало направление: «нетерпимость, сухой аскетизм, суровость, идея неумолимой и строгой справедливости, заслоняющая идею милосердия». Во всем обряд и во всем устав, соблюдение внешних правил, а потом раскол.

Потому и трудно говорить о «богословии» лично мне. Мне бы со своими страстями разобраться, кто бы научил, послал человека. Ну, а если нет человека, нужно ждать, когда Сам Господь исцелит: от гордости, от самолюбия, от нетерпения, объедения и опивства и всякого другого многого духовного пьянства и прелюбодейства. Мужество-то, конечно, должно быть, но самоуверенности нисколько. Царский путь, средний путь найти все же не так просто, как кажется. Только при наличии опытного наставника, а иначе крайности, заблуждения, ошибки, спотыки. Аминь.

Что я за человек? Хочется мне писать Вам хорошее и простое письмо, а вот на деле, наверное, что-то не очень хорошее получается. Может, увлекаюсь, а может как есть, как думаю, так и говорю?

Послание отца Кенсарина мы читали, и порадовались, и еще Епископа Вениамина Приморского и Дальневосточного, и снова порадовались, но поддержат ли их большинство? Хотя факт уже есть факт! Это уже много! Они свой шаг сделали! (...)

Живем в очень трудное время, которое никогда легким и не было. А сейчас, при конце веков — особенно! Весь ад вышел на нас! Все зло вышло наружу. А зло, сказал Господь, побеждайте только добром.

Как Вы думаете, прошел ли Восьмой Вселенский Собор тайно, как говорят некоторые, или нет?!

(...) А вы хотите от меня каких-то там подвигов. Святые Отцы говорят, что подвиги у нас отняты из-за гордости, и потому мы будем спасаться особым путем скорбями, болезнями, стоянием в вере, терпением напраслины. Вот в этом наш подвиг, наше, если хотите, бескровное мученичество. А выходить на открытую арену или нельзя, или это удел избранных, подвизавшихся даже до крове.

Еще раз прошу у Вас прощения своей худости и скудоумию и окаянству неложному. Несмотря на некоторые противоречия, чувствую к Вам симпатию за Вашу деятельность, и сочувствие в делах веры.

Укрепи и помоги, Господи! Пресвятая Богородице, спаси нас! ...

Монах И.

1998 год, Преполовение Пятидесятницы.

 

 

ПИСЬМО 2 — В МП.

 

Христос Воскресе!

Дорогой о Господе отец И.!

Вот прошел уже год с тех пор, как я получила Ваше письмо (...) Оно было для меня большим ударом — когда взгляды, противные учению Церкви, а значит, похуляющие Святаго Духа, высказываются людьми, заведомо неверующими, сожженными в своей совести, — это как бы даже естественно. Вы же, как мне представляется из личного общения и из Ваших писем, — человек искренне верующий и желающий послужить Церкви. Поэтому, когда Вы столь же искренне исповедуете те воззрения, которые чужды учению Христа, это очень страшно. Это яркое свидетельство того, что яд ереси, еще несколько десятков лет назад ограничивавшийся сравнительно небольшим кругом лиц церковной иерархии, теперь уже проник во все клеточки организма, бывшего раньше Русской Поместной Церковью. Чем он является, и поэтому может быть назван теперь, при таком положении дел, затрудняюсь даже и сказать. Вместе со своим я Вам возвращаю и Ваше письмо: ведь прошел уже год, может быть, Вы посмотрите на него другими глазами.

Попробуем разобраться по порядку.

В отношении «богословия». Богословие, по самому смыслу этого слова, есть возвышеннейшее прославление Всевышнего Бога, возможное только при чистоте сердца, в коей Бог зрится. Слава Богу, мы никогда не дерзали в полном смысле этого слова даже приступать к богословию. Но спасаться надо не только достигшим высот бесстрастия и просветленности, но и последнему грешнику. А если спасаться, то надо понимать, чем и как. Если Вы тонете в болоте, то спасением для Вас будет твердая земля, а не еще одна зловонная пучина, на которую предлагают Вам поставить свою ногу. Христиане веруют, что мы спасаемся единственно верою в Господа Иисуса Христа, исповедуя Его Единым, то есть Единственным, Истинным Богом. Это исповедание с необходимостью имеет другую сторону — все, что его нарушает, с неизбежностью, независимо ни от каких личных человеческих качеств, обрекает человека на вечную погибель. Как видите, эта вера весьма простая. Если Вы возьмете основание Церкви — святых мучеников, — то увидите, что, как свидетельствует о них Апостол Павел, немного среди них было ученых и мудрых. Были среди них и великие грешники, которые воспламенившись одной простой мыслью, проникшей в их сердце: Господь Иисус Христос — Единый Истинный Бог, а все остальные боги, почитаемые людьми, — только мрачные демоны, — они получали мученический венец в Царствии Небесном. Таков, например, мученик Вонифатий. Нам для руководства дано Слово Божие, изъясненное на протяжении столетий Святыми Отцами. Если чье-либо учение, кем бы он ни являлся: отцом, матерью, духовником, — противоречит учению и заповедям Евангелия, должно бежать от таковых с большей поспешливостью, чем от огня или ядовитой змеи.

Не кажется ли Вам странным противопоставление «фактов», то есть правды, условиям благочестивой жизни, то есть жизни, стремящейся во всей полноте угождать Христу — Правде Божией? Не напоминает ли эта ситуация Вам евангельские события, когда, несмотря на «факты», безусловно свидетельствовавшие о Божественном достоинстве Мессии, одержимый неверием Синедрион стремился уничтожить эту Правду, требуя в этом «послушания» от народа? Ведь именно по послушанию старцам и кричала толпа: «Распни Его!»

Давайте скажем прямо, что же это за факты. Фактом является то, что на протяжении уже долгого времени совершенно официально, перед лицом всего мира, на всевозможных совещаниях, конференциях, сессиях и т. д. представители Московской патриархии свидетельствуют о том, что Христос не есть Единый Истинный Бог; что не существует никаких ересей, а только различные пути «в трансцендентную реальность»; на межрелигиозных собраниях они соглашаются с теми, кто стыдится даже упоминать слова «Бог», тем более «Иисус Христос», чтобы «не оскорбить чувства» своих «братьев» —индуистов, оккультистов и т. д. По возвращении в Россию все их действия находят полное, стопроцентное одобрение в решениях синода и даже Поместных соборов. То есть это позиция, которая официально принимается Московской патриархией, а значит, по свойству соборности, органичности церковной жизни, в этом участвует каждый из ее членов. Находясь в послушании у таковых епископов, Вы этим исповедуете, что их вера является Вашей верой. Из жития Иоанна Богослова известно, что когда, находясь в Эфесе, он был в городской бане, туда пришел еретик Керинф. Ученик Господа тут же выскочил из бани, опасаясь находиться даже в одном помещении с еретиком. Но по нынешнему состоянию дел тогдашние еретики — достойнейшие люди, которые допускали ошибки в своих представлениях о Боге, но все же по-своему стремились к Истине. Теперешние сверх-еретики — экуменисты — похуляют Бога еще страшнее, отрицая саму возможность Истины. То есть они смыкаются с безбожниками. Возможно ли, чтобы послушание им приводило ко спасению, то есть к соединению со Христом?

Чтобы учение Церкви об этих вопросах стало Вам яснее, приведем суждения Святаго Иринея Лионского и Тертуллиана:

«Ереси оскверняют блудом девственное учение, преданное Христом, развращая учение, приносят вред Церкви. Дело ереси есть именно извращение веры, и апостол Павел под развращением веры разумеет именно ереси. Ересь — ядом зараженное учение. Все еретики отпали от истины; они приносят к алтарю Божию чуждый огонь, т. е. чуждые учения; восстают против истины и других возбуждают против Церкви Божией, не питаются для жизни от сосцов матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры Церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться. Еретики будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие против истины и других возбуждающие против Церкви Божией, останутся в аду, поглощенные пропастью земли, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Еретики — не христиане; они не от Христа получили учение, которому последовали по своему выбору, почему и получили имя еретиков (т. к. «ересь» означает «выбор»). У христиан и еретиков не один Бог, не один Христос. Еретики заботятся не столько о том, чтобы обращать язычников, сколько о том, чтобы развращать членов Церкви; они разрушают все церковное, чтобы строить свое. На Страшном суде Господь скажет верным: я запрещал вам слушать еретиков...»

Вот видите, насчет послушания: послушание — это когда слушаешь, прислушиваешься к кому-то. Так кого должно слушать: Христа или тех, кто от Него отрекся? Вы говорите про послушание, дисциплину, благословение в «хорошем понимании этих слов». Хорошее понимание и есть такое, какое сообразно с Евангелием. Действительно не надо лезть на свой (даже вместе с духовником) страх и риск туда, где не дерзал находиться (даже в бане!) Иоанн Богослов — в прямое общение с еретиками. А ведь это общение, страшно сказать, имеет свою предельную форму — в Чаше... Это действительно ослушливое дерзновение и самочиние. И за это бывает наказание...

Пожалуй, наиболее ярко принятые Вами ложные мысли (а вспомните, как об этом страшно писал Святитель Игнатий Брянчанинов!..) выразились дальше. Получается, что духовное рассуждение — возвышеннейшая добродетель — нужна для оправдания лжи. Туда же отправляются вера, надежда и любовь. Все это печатлеется авторитетом Святителя Тихона Задонского. На самом деле, иногда в качестве исключения, при этом все равно требующего личного покаяния, допускается некая малая ложь. Прочтите об этом у Аввы Дорофея, поучение 9-е, «О том, что не должно лгать». Он пишет, что если кто и вынужден мало изменить слово, например, что-то небольшое скрыть, чтобы избежать великого соблазна, то это он может делать очень редко, раз во много лет, со страхом и сокрушением, прося прощения у Бога, и тогда он будет прощен, но вред все-таки получит. Это однако не имеет, никак не может иметь никакого отношения к исповеданию веры. Господь прямо сказал: «Кто постыдится Меня, того и Я постыжусь». Во что — вера, на что — надежда, к кому — любовь? Если отрицается Божественность Сына Божия, если похуляется Дух Святый, если пренебрежен Бог Отец! В чем тогда христианство?

Сейчас, дорогой отец И., повсеместно распространяется т. н. «розовое христианство», которое, по русской поговорке, мягко стелет, да жестко будет спать тем, кто последует ему. Вот и Ваше письмо проникнуто этим льстивым духом, похожим на отравленный мед. Если мы хотим следовать за Истинным Христом, Чей образ запечатлен в Евангелии, куда нам деть притчи, где, например, Господин повелевает изсечь пред своим лицом тех граждан, которые не хотели, чтобы он над ними царствовал, или как Господь скажет: «Не знаю вас, отойдите от меня все делатели неправды». Не должно ли это тоже счесть «неумолимой и строгой справедливостью», от которой Вы пытаетесь скрыться за какими-то мнимыми «любовью» и «милосердием» — вне Истины Христовой. Когда Господа спросили: «Что сотворим, да делаем дела Божия?» — Он отвечал: «Сие есть дело Божие, да верите в Того, Егоже посла Он». Вот основное, первое дело Божие — истинная вера, из которой могут и должны произрастать христианские добродетели.

Далее Вы пишете о Пафнутии Боровском и Иосифе Волоцком (...) Для врагов Православия великие подвижники наши, преподобные Пафнутий и Иосиф, всегда были особенно ненавистны. Но я Вам искренне советую прочитать их житие и собственные их поучения. А о каком расколе Вы тут пишете, я вовсе не понимаю. Мы должны быть глубоко благодарны преподобному Иосифу Волоцкому не только за то, что он молится о нас, грешных, пред престолом Божиим, но и за то, что своим подвигом ревности о чистоте веры он оградил нашу Русскую Церковь и саму державу Русскую от погибели жидовской ереси. Напомню Вам, в чем она заключалась. Эти еретики отрицали Святую Троицу, говоря, что Христос не рожден от Отца, что то Слово Божие, о котором говорится в Св. Писании, есть обыкновенное слово, произносимое, а Дух Божий по воздуху разливается. Они учили, что тот, кого святые книги называют Сыном Божиим, не родился; когда родится, то назовется Сыном Божиим, но не по существу, а по благодати — подобно Моисею, Давиду и прочим пророкам. Тот же, Кого христиане называют Сыном Божиим, будучи распят Иудеями, истлел во гробе. Они говорили, что следует держаться Моисеева закона. Говорили: неужели Бог, имея в Своей власти все небесные силы, пророков и праведников, для того, чтобы спасти Адама от ада, чтобы исполнить Свое собственное желание, должен был сойти на землю, вочеловечиться и пострадать и тем перехитрить диавола? «Не подобает убо Богу тако творити». Они хулили и унижали святую Церковь, хулили святые иконы, учили, что не следует кланяться рукотворению, не следует писать на иконах Святую Троицу, потому что Авраам видел Бога и двух ангелов, а не Троицу. Жидовствующие бросали священные предметы в нечистые и скверные места, кусали их, как собаки, ломали, жгли и говорили так: «поругаемся иконам сим, якоже жидове Христу поругашася». Говорили, что седмь тысящ лет от сотворения мира прошло, Пасхалия кончилась, а конец мира не наступил, значит, книги святых Отцев ложные, и следует сжечь их; хулили и апостольское писание, а особенно творения святого Ефрема Сирина, писавшего о кончине мира. Иноческое житие считали неугодным Богу, основываясь на ложном толковании слов апостола Павла (1 Тим. 4, 1–3). В посты ели мясо и в то же время ходили в церковь и совершали литургию. Хулили Пресвятую Богородицу и Иоанна Предтечу и т. д.

Ересь поразила не только мирян, но даже и митрополита — первоиерарха Русской Церкви Зосиму. Его обличает преподобный Иосиф [в письме] к епископу Нифонту, который, будучи защитником Православия, в то же время боялся быть осужденным от своего первостоятеля. Преподобный пишет, что проклятие недействительно, если изрекает его еретик епископ, митрополит или даже патриарх. О самом Зосиме он говорит так: «На том святом престоле, где сидели святители и чудотворцы Петр и Алексий, ныне сидит скверный и злобный волк, одетый в одежду пастыря, саном святитель, а по воле своей Иуда предатель и причастник бесом... Осквернил он святительский престол, одних уча жидовству, других содомски скверня. Змей пагубный, мерзость запустения на месте святе, отступник Христов... Свински живя, он поджидает антихриста. Сын погибели, от Сына Божия попрал, похулил Пречистую Богородицу и всех святых унизил; икону Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери и иконы всех святых называет болванами. Отвергая Евангельские предания и апостольские уставы и писания всех святых, он говорит: нет Второго пришествия Христова, а святым нет Царства Небесного; кто умер, тот только до тех пор и существовал, пока не умер. Никогда не бывало такого злодея между древними еретиками и отступниками».

Опровергнув отзывы, оправдывающие Зосиму, преподобный Иосиф опровергает и тех, кто проповедовал терпимость: «А иные говорят, что грех еретика осуждати». Зосима же воздвигал гонения на обличителей ереси: священников и диаконов за это лишал сана и притом говорил, что если и еретик-святитель кого отлучит и не благословит, то Божий суд согласен будет с судом его. И где бы была Россия, если эта ересь поглотила бы в XV веке нашу Церковь?

Не находите ли Вы, что все это похоже на нашу ситуацию? Разница только в том, что если еретик Зосима не догматизировал свои нравственные повреждения (содомский грех), то теперь наши иерархи на экуменических конференциях совершенно открыто перед лицом всего мира братаются с «церквами» христиан-гомосексуалистов и лесбиянок. Совсем недавно в кафедральном соборе Упсалы, где традиционно проходят экуменические встречи, на которых традиционно присутствуют представители Московской патриархии, была развернута выставка живописи «христиан»-гомосексуалистов. На одном из полотен, например, в обнаженном виде изображались Спаситель и Иоанн Богослов... Выставка вызвала возмущение даже протестантов, но настоятель храма «успокаивал» их, говоря, что мы должны уважать духовный поиск наших братьев и сестер, имеющих право на свою сексуальную ориентацию. Согласны Вы вместе с нашими епископами покланяться такому «Христу»?

Далее Вы пишете о необходимости духовного руководства. Прилагаю письмо инока, написанное в 1928 году. Ваш собрат по иноческому пути, руководствуясь церковным учением и своей совестью, решал для себя вопрос о том, можно ли продолжать находиться в послушании у старца, погрешающего против догматического и нравственного учения Церкви. Второе письмо, написанное через 70 лет грузинским священником отцом Зурабом, вышедшим из общения с патриархом-экуменистом, к известному своими книгами архимандриту Лазарю, остающемуся в общении с еретиками, показывает, что за все это время проблемы остались теми же (Вдъ-Информ: Упоминаемые здесь письма публиковались в нашем бюллетене). А вот что пишет Священномученик Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу Смирнскому: «Всякий, говорящий паче, еже установлено (см. Гал. 1, 9), хотя бы и постился, хотя бы и девство соблюдал, хотя бы и знамения творил, хотя бы и пророчествовал, пусть будет для тебя как волк в овечьей шкуре, действующий на погибель овец». Святитель же Василий Великий пишет в послании к монашествующим: «Если некоторые представляются исповедующими здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с иноверными, если и после увещания не перестанут, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть». Если презирать слова таких великих Учителей, то тут уж точно, один только «спотык» и будет на веки вечные...

Что касается посланий Валаамских иноков (Вдъ-Информ: Против участия МП в экуменическом движении), то последнее из них было затем отвергнуто в печати наместником Панкратием, который заявил, что оно никакого отношения к монастырю не имеет. На самом же деле тех, кто его писал, выгнали из монастыря. Точно такая же история произошла и со Святогорским монастырем, где игумен Кенсарин отрекся от послания, составленного одним из послушников, а самого его изгнал. Оставшаяся братия молчит...

Вы пишете, что Господь повелел побеждать зло только добром. Это, несмотря на внешнюю правильность, в общем контексте Вашего письма звучит двусмысленно. Не хотите ли Вы сказать, что исповедание Православной веры и отрицание какой бы то ни было возможности смешения ее с чуждыми учениями не является добром? Какое другое «добро» Вы можете противопоставить верности учению Церкви?

Насчет Восьмого Вселенского собора ничего не знаю. Что же касается подвигов, то вроде никак я Вас ни к каким подвигам не призывала. Вы же сами пишете, что в наше время надо спасаться стоянием в вере; об этом только и есть наш разговор. Но что Вы понимаете под тем, что нельзя выходить на открытую арену? В том-то и дело, что беда наша в том, что сейчас за исповедание Истины не повлекут ко львам, не будут лить расплавленное олово в уста, даже с работы не выгонят, как могло быть во времена Брежнева, а мы при полной безопасности подавляем слово истины, отказываемся от первейшего признака Православия — исповедничества. Никакого спасения при этом быть не может просто по определению.

Во все времена оплотом истинной веры и исповедничества было монашество. Ведь о чем еще печься тем, кто отрекся и умер для мiра? И если иноки, вслед за мiрянами, отказываются от исповедничества, значит, дела действительно плохи. На Афоне сейчас только один монастырь — Эсфигмену — не поминает патриарха Варфоломея, лидера и инициатора экуменического и межрелигиозного объединения всех в созидающуюся «церковь» Антихриста. За это Эсфигмену исключен из Кинота, то есть из управления Афоном. Есть и довольно много монахов-келлиотов, которые держатся такой же верности Православию, остальные же под давлением властей и полиции стали поминать Константинопольского патриарха — уже третьего, поминающего на литургии папу Римского (после самочинного «снятия» анафем с латинян).

На этом кончаю свое затянувшееся послание, которое, поверьте, продиктовано сочувствием к Вам «в делах веры».

С уважением, Н. Н.

1999 г.

 


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz