ВЕРТОГРАДЪ-информ

ВЕРТОГРАДъ-Информ № 7-8, 2000

Из жизни МП

 

НА ЗАСЕДАНИИ СВЯЩЕННОГО СИНОДА МП 19 ИЮЛЯ

ОБСУЖДАЛИСЬ ПРОЕКТЫ РЕШЕНИЙ ПРЕДСТОЯЩЕГО

ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА

(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Москва)

Под председательством патриарха Алексия II[1] 19 июля в Москве состоялось очередное заседание синода МП. Одобрив итоги визита патриарха в Японию, синод перешел к обсуждению вопросов, связанных с проведением Юбилейного архиерейского собора, который состоится в храме Христа Спасителя 13–16 августа.

Синод принял программу и регламент работы собора, утвердил чин великого освящения кафедрального соборного храма Христа Спасителя, а также план проведения юбилейных торжеств, которые состоятся в храме и на прилегающей территории 18–20 августа. По решению синода, грядущий Архиерейский собор рассмотрит вопрос о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора Новомучеников и Исповедников Российских, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. После 19 лет бесплодного сопротивления руководство МП косвенно признает акт канонизации Новомучеников, совершенный Зарубежной Церковью в 1981 году, однако это признание не сопровождается никакими признаками покаяния в многолетней хуле на Новомучеников, а также в необоснованном затягивании их канонизации. Что же касается канонизации святых Царственных Мучеников, то синод не принял никакого определенного решения по этому вопросу, оставив его на усмотрение Архиерейского собора. Патриарх Алексий II в своем интервью 21 июля также отказался «предрешить» волю собора по этому «сложному» вопросу.

Заслушав доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной рабочей группы по выработке Концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом, синод одобрил составленный группой проект Основ социальной концепции РПЦ, практически списанный с социальной доктрины Католической церкви, и представил его на рассмотрение Архиерейского собора.

Синод одобрил еще один проект, подготовленный Синодальной богословской комиссией под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, — «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», рекомендовав его для обсуждения и принятия на предстоящем Архиерейском соборе. Принята к сведению подготовка комиссией «Перечня актуальных проблем, стоящих перед православным богословием», составленного на основе отзывов архиереев, ректоров духовных школ, а также материалов и выводов Богословской конференции МП, прошедшей 7–9 февраля. В октябре–ноябре 2001 года намечено провести очередную Богословскую конференцию МП на тему: «Учение Церкви о человеке».

В заключение заседания синод, как обычно, рассмотрел ряд административных вопросов. Образована Чукотская епархия, выделенная из состава Магаданской. Епископом Анадырским и Чукотским определено быть игумену Диомиду (Дзюбану), хиротония которого состоится 10 августа. Епископом Тульским и Белевским назначен епископ Богородицкий Кирилл, викарий Тульской епархии. Благословлено открытие одного мужского и одного женского монастыря соответственно в Уфимской и Оренбургской епархиях. В Оренбурге также будет открыто духовное училище. В юрисдикцию МП принят Богоявленский русский приход в Ньюкастле (Австралия), настоятелем которого утвержден священник Николай Ган, принятый в клир МП. Протоиерей Сергий Рассказовский освобожден от должности настоятеля прихода преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге (Южная Африка), а на его место по рукоположении в сан священника определено быть диакону Александру Булекову, чиновнику ОВЦС МП.

Возвращаясь к теме предстоящего Архиерейского собора, необходимо отметить, что все его решения уже, в общем-то, приняты. Кроме одного. Решения о канонизации святых Царственных Мучеников, которое не берется прогнозировать даже патриарх. С одной стороны, для канонизации все готово — Синодальная комиссия во главе с митрополитом Ювеналием еще три года назад выработала дипломатическую формулировку «страстотерпцы», которая, в принципе, позволяет канонизировать любого христианина, умершего не своей смертью. С другой стороны, различные политические силы напрямую обращаются к патриарху с просьбой если не отменить, то хотя бы отложить канонизацию. В конце июля с открытым письмом к предстоятелю МП обратилась Национально-республиканская партия России, которая предупредила патриарха о возможных «негативных социальных последствиях» канонизации Царя-Мученика.

Однако, в целом, политический контекст для канонизации Царственных Мучеников в МП сейчас более благоприятный, чем еще в прошлом году и, тем более, чем во время проведения прошлого Архиерейского собора (1997 г.). Есть некоторые основания предполагать, что к готовящемуся прославлению вполне одобрительно относится сторонник «твердой руки» Владимир Путин. Во-первых, неформальным духовником президента является монархически настроенный наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Во-вторых, некоторые высокопоставленные сотрудники ФСБ, а нынешний президент России является выходцем из этого ведомства, несколько раз «проговаривались» о «предстоящей канонизации».

Возможности канонизации Царственных Мучеников посвятил значительную часть своего доклада на состоявшейся недавно в Москве международной конференции «Христианство на пороге нового тысячелетия» председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий (Поярков). Митрополит Ювеналий заявил, что комиссия в подходе к теме канонизации Царственных Мучеников стремится, чтобы их возможное прославление «не разъединяло, а объединяло людей». А для этого, по его мнению, необходимо, чтобы акт канонизации был свободен от всякой политической и иной конъюнктурности. В то же время докладчик подчеркнул, что деятельность главы государства невозможно изъять из политического контекста, но это не значит, что, совершая канонизацию царя или князя, Церковь руководствуется политическими или идеологическими соображениями.

 

СОБОР ЭСТОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПРОШЕЛ В ТАЛЛИНЕ

(Вдъ-Информ, Москва)

Собор Эстонской православной церкви Московского патриархата состоялся 27 июня в Таллине. Участники собора приняли решение осуществить перерегистрации ЭПЦ МП в качестве правопреемницы церковной структуры, получившей в 1935 году официальное наименование «Эстонская Апостольско-Православная Церковь».

Регистрация государственными органами Эстонской Республики Эстонской православную церкви Московского патриархата как правовой преемницы исторического православного наследия в Эстонии, по мнению МП, может помочь благополучному разрешению церковного конфликта в Эстонии, продолжающегося уже несколько лет.

«Мы со всей ответственностью заявляем, — говорится в Обращении членов собора ЭПЦ МП, — что, находясь в канонической юрисдикции Московского патриархата, мы сознаем себя членами Поместной Эстонской Церкви, автономия которой предоставлена Русской Православной Матерью-Церковью в 1920 году во дни Патриаршества Святителя Тихона и подтверждена в 1993 году Томосом Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Алексия II (…)

Приходы, сохраняющие каноническую верность Московскому патриархату, являются преемниками единой церковной структуры, имевшей в 1935 году гражданское наименование “Эстонской Апостольско-Православной Церкви”.

Мы считаем справедливыми и обоснованными наши усилия по восстановлению гражданских прав приходов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на исторически принадлежащую им церковную собственность. С вышеизложенной целью и неизменным намерением исполнять требования законодательства, мы обращаемся в Министерство Внутренних дел Эстонской Республики с просьбой о гражданской перерегистрации Эстонской Православной Церкви Московского патриархата как правопреемной церковной структуры, на основе принятого настоящим Собором Устава Эстонской Православной Церкви Московского патриархата».

 

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШИЛ ПОЕЗДКУ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И НА ВАЛААМ

(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Санкт-Петербург)

В Санкт-Петербург 9 июля прибыл патриарх Алексий II. В аэропорту «Пулково» его встречали митрополит Владимир (Котляров), епископ Константин (Горянов), епископ Алексий (Фролов), духовенство Санкт-Петербургской епархии МП, губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Яковлев и Валерий Сердюков.

Алексий II встретил в аэропорту Пулково-1 прибывший в тот же день самолет, доставивший из Киева ковчег с честной главой святого великомученика и целителя Пантелеимона, впервые привезенной в Санкт-Петербург из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, где она постоянно хранится. Ковчег с мощами святого был торжественно перевезен из аэропорта в Александро-Невскую лавру и установлен в Троицком соборе.

Вечером 9 июля глава МП отплыл теплоходом «Санкт-Петербург» на Валаам с целью посещения Спасо-Преображенского монастыря, где пробыл до 11 июля (день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских). Утром 10 июля в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря Алексий II отслужил молебен у мощей преподобных Сергия и Германа. Наместник монастыря архимандрит Панкратий (Жердев) выразил благодарность патриарху за его уже ставшие традиционными посещения Валаама в день престольного праздника монастыря и особенно обратил внимание на то, что после прошлогоднего посещения монастыря патриархом в течение трех дней источала миро икона преподобных Сергия и Германа. Это очередное из все умножающихся в последнее время в МП «знамений и чудес», по словам о. Панкратия, свидетельствует о «богоугодности» деятельности главы МП.

10 июля вечером Алексий II совершил всенощное бдение, а на следующее утро литургию в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Днем 11 июля патриарх нанес визиты в Предтеченский и Всехсвятский скиты Валаама, где в настоящее время идут восстановительные работы, а вечером возвратился в Санкт-Петербург.

12 июля патриарх присутствовал на освящении армянского храма, а вечером дал пресс-конференцию совместно с главой Армянской церкви католикосом Гарегином II.

 

ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕН

МЕЖДУ УПРАВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИЕЙ МП

(Вдъ-Информ, Санкт-Петербург)

Управление Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) по Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургская епархия МП приняли Совместное заявление и Программу взаимодействия. начальник Управления ФСНП по Санкт-Петербургу Александр Кармацкий и митрополит Владимир (Котляров) подписали 5 июля соответствующие документы в митрополичьих покоях Александро-Невской лавры.

Программа взаимодействия сторон, согласно принятым документам, направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание сотрудников налоговой полиции и членов их семей. Соглашение предусматривает различные виды сотрудничества между МП и налоговой полицией: отправление треб и богослужений, проведение духовно-нравственных и просветительских бесед, дискуссий, участие клириков МП в различных торжественных собраниях и церемониях, отпевания и панихиды по погибшим при исполнении служебного долга сотрудникам ФСНП.

«Духовным центром» Управления Налоговой полиции в Санкт-Петербурге стал Троицкий Измайловский собор.

Налоговая полиция и до заключения каких-либо соглашений с МП участвовала в гонениях на истинно-православных: например, в 1994 году с ее помощью МП отобрала у РПЦЗ Казанскую церковь на Новодевичьем кладбище, без каких-либо юридических оснований закрыв ее как «торговую точку» (при этом почему-то те же полицейские не обращают внимание на наличие гораздо более богатых «торговых точек» в каждом храме МП).

Вероятно, теперь во время «духовно-нравственных и просветительских бесед» с сотрудниками Налоговой полиции клирики МП будут иметь еще более благоприятную возможность объяснять им «опасность» существования православных, не подчиняющихся «святейшему патриарху».

 

ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛ ЗВОНАРЕЙ МП ПРОШЕЛ В МОСКВЕ

(Вдъ-Информ, Москва)

С 22 по 24 июня в храме святителя Николы в Заяицком проходил 1-й Всероссийский семинар преподавателей курсов и школ церковных звонарей МП.

При открытии семинара был отслужен молебен в честь этого события. Совершавший молебен прот. Александр Короленков пожелал церковным звонарям помощи Божией и «благовеста на радость Господу и всему народу Российскому».

На семинаре выступали с докладами звонари из храмов МП, находящихся на территории России, Украины и Белоруссии. Звонарь Владимир Торгашев из Казанского собора на Красной площади Москвы заметил, что, хотя приглашения были разосланы во все епархии МП, на семинар собралось относительно мало людей, что, по его мнению, свидетельствует не только об экономических трудностях, но также о «невнимании к колокольному делу, которое лишь возрождается, как и порушенные храмы, уничтоженные богоборцами».

По окончании семинара его участники посетили звонницу Московского Кремля, по предварительной договоренности с Кремлевской комендатурой, в ведении которой состоит звонница.

 

ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ЕПАРХИЯ МП ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ ПРОВЕДЕНИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО «ФЕСТИВАЛЯ-2000»

(Вдъ-Информ, Владивосток)

«слепые прозреют, а хромые пойдут», — можно прочитать на афишах, развешанных во Владивостоке в рамках подготовки к «Фестивалю-2000», который собираются проводить харизматические церкви города, обещающие, что во время фестиваля будут происходить разнообразные «чудеса».

Руководство Владивостокской епархии МП выразило протест против действий харизматиков. иеромонах Иннокентий (Ерохин), председатель миссионерского отдела Владивостокской епархии МП, заявил, что организаторы фестиваля «преднамеренно скрыли свою конфессиональную принадлежность», чтобы «приобрести массовое число участников мероприятия. Когда же дезориентированные люди придут на стадион и своими глазами увидят “чудо”, то в дело пойдет прямой призыв вступать в ряды последователей этой религии, креститься». Представители МП во Владивостоке распространили заявление, в котором «осуждают такие методы ведения миссионерской деятельности, которые можно приравнять к обману и спекуляции на человеческих немощах».

Жаль, что никто не напомнил этим представителям МП слова Апостола: «Научая убо инаго, себе ли не учиши?» (Рим. 2, 21) — ибо патриархия уже давно «скрывает свою конфессиональную принадлежность» за православным фасадом, чтобы «приобрести массовое число» прихожан, и точно так же, как харизматики, хвалится разнообразными «чудесами» и святыми (часто — украденными у Истинной Православной Церкви, а иной раз — теми, которых сама от себя произвела «во святые»), спекулируя на «человеческих немощах» и вместо Православия уча людей требопотреблению и создавая иллюзию, что Церковь существует для того, чтобы еще комфортнее и безопаснее было жить в мире сем

 

В МОСКВЕ УБИТ СВЯЩЕННИК МП

(Вдъ-Информ, Москва)

Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Кускове священник Игорь Чехарин был убит тремя выстрелами у себя в московской квартире в ночь на 12 июля.

Отцу Игорю было 38 лет. Кроме храма Всемилостивого Спаса, он служил также в соседнем Успенском храме в Вешняках. Прихожане о. Игоря говорят, что он был нестяжателен: за требы никогда не требовал денег; у него не было и собственной автомашины — почти обязательного атрибута многих современных священников МП. Причины убийства пока не выяснены, но предполагается, что убийство священника не связано с ограблением.

 

БУДЕТ ЛИ КАНОНИЗИРОВАН В МП АЛЕКСАНДР МЕНЬ?

(Вдъ-Информ, Москва)

Церковный историк и публицист Яков Кротов поместил в Интернете свою статью «К вопросу о возможности почитания и канонизации священника Александра Меня». Автор статьи замечает, что хотя по поводу содержания произведений убитого священника существуют разногласия, которые были отмечены и главой МП в его послании в 1990 году, однако руководство патриархии никогда официально не осуждало учения Меня и не поддерживало критику в его адрес; молчанием обошла этот вопрос и «академическая корпорация православных богословов». Против взглядов о. Александра выступили люди, по словам Я. Кротов, «не отличающиеся ни обширным духовным опытом, ни высоким иерархическим положением». Историк считает, что обвинения в адрес Меня были «опровергнутыми богословами и отвергнутыми священноначалием».

Я. Кротов излагает факты, которые, по его мнению, являются основанием для канонизации А. Меня. Это, во-первых, то, что священник был убит в тот день, когда шел в церковь совершать литургию — «нести служения исповедника и проповедника Евангелия». «Обстоятельства гибели священника Александра Меня, — заявляет публицист, — следует признать не только не возбраняющими почитать его как мученика за Церковь Христову, но и прямо побуждающими к такому почитанию». Во-вторых, канонизации убитого священника, по словам Кротова, служит и вообще его жизнь, которая была «апостольским служением», во время которого Мень «сознательно, разнообразно и верно проповедовал Евангелие людям, не слышавшим о Христе или отвергшим Христа». Наконец, в-третьих, публицист замечает, что ныне уже налицо «частное почитание» о. Александра, которое в православной традиции обычно предваряет акт официальной канонизации, и утверждает: «Человек не должен смущаться тем, что желание молиться усопшему собрату по вере, соединяясь с ним в молитве Создателю, вытесняет у него молитву о прощении грехов умершего. Такое почитание не следует преследовать, к нему следует относиться уважительно».

Конечно, если бы подобные рассуждения относились к почитанию убиенного православного священника Православной Церкви, в чистоте хранящей догматическое и каноническое учение, то они не могли бы вызвать возражений, так же как и рассуждение Я. Кротова о том, что недавняя смерть священника не может служить препятствием для его канонизации: «Это возражение опровергается церковной традицией свидетельствовать о святости христиан вне зависимости от того, живы или умерли знавшие их. Более того, предпочтительнее и естественнее, если почитание человека святым начинается при жизни людей, знавших его». Однако, если учесть, что учение Меня очень сильно расходится с учением Православной Церкви, что этим учением Мень только соблазнял и вводил в заблуждение ищущих Православие «малых сих»[2], что неосуждающие его патриархийные иерархи и богословы уже давно уклонились от православной святоотеческой веры, и что те люди, которые уже частным образом почитают А. Меня во святых, видимо, мало понимают в Православии или считают, что для мученического венца необходимо просто быть убитым, невзирая на собственную веру, — то мы, возможно, имеем дело с началом создания очередного лжесвятого.

 

Коротко…

 

Юбилейный Архиерейский собор МП прошел в храме Христа Спасителя 13–16 августа, а по окончании собора состоялись «всеправославные торжества» великого освящения храма Христа Спасителя и прославления канонизированных собором святых. Важнейшие решения собора — канонизация Собора Новомучеников и Исповедников Российских, в состав которого вошли и святые Царственные Мученики, и принятие Основ социальной концепции МП.

В следующем номере нашего бюллетеня будет опубликован ряд материалов, посвященных подробному православному анализу итогов Архиерейского собора МП.

***

Газета «Комсомольская правда» за 12 июля поместила на своих страницах ответы председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла (Гундяева) на вопросы читателей. В частности, был затронут вопрос о самоубийцах и возможности церковных молитв за них. В полном противоречии с учением Православной Церкви митрополит Кирилл сказал, что за некрещеного самоубийцу «можно на канон передать записку, можно поставить свечу, можно совершить личную молитву в храме за него, можно молиться дома. И можно совершить литию без пения кондака “Со святыми упокой”». «Так обычно церковь молится за тех некрещеных, которые ушли из жизни», — заявил Гундяев. Неизвестно, будет ли иметь какие-нибудь последствия это заявление м. Кирилла, но при желании священники МП могут теперь, опираясь на слова одного из членов своего синода, «поставить на поток» церковные литии по некрещеным и самоубийцам, что принесло бы им немалые доходы.

***

Выступая 12 июля в эфире радио «Эхо Москвы», представитель Следственного комитета МВД России В. Мартынов коснулся вопроса финансовых злоупотреблений различных строительных организаций Москвы. В частности, он сказал, что по мнению комитета, большие суммы ушли «на сторону» при «воссоздании» храма Христа Спасителя. По словам В. Мартынова, не исключена возможная проверка расходования средств на этой «стройке века» — отвечая на вопрос об этом, он сказал: «Всему свое время».

***

в июле в Киеве была зарегистрирована община Успенского храма Киево-Печерской лавры, находящаяся в юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата. Община пока не проводит богослужений, но издает газету «Християнська Україна», авторы которой выступили с предложением официально закрепить за Украинской православной церковью Московского патриархата статус иностранной религиозной организации. Похоже, что украинские раскольники от МП начинают действовать против нее теми же методами, какими МП в России борется с общинами РПЦЗ.

***

Представители Национально-республиканской партии России (НРПР) обратились к патриарху Алексию II с открытым письмом, в котором протестуют против канонизации Царя-Мученика Николая II, идея которой, по их мнению, «протаскивается» «в атмосфере информационной истерии, нагнетаемой псевдо-патриотами и врагами России», стремящимися канонизировать «предателя», которому «нет оправдания». Под этим документом стоит подпись председателя Центрального совета НРПР Ю. А. Беляева.

Последователи НРПР заявляют, что будут «всеми доступными политическими мерами противодействовать канонизации Николая II». Они считают, что последний русский Царь «спасовал перед вызовом бунтовщиков, предал свой народ и отрекся от него». Вследствие этого члены НРПР выражают резкое недовольство попытками призвать русский народ к покаянию перед убитым Государем, расценивая их «как политическую провокацию, рассчитанную на создание у русских комплекса вины и исторической неполноценности».

 



[1] 14/27 июня 1990 г. Архиерейский Синод РПЦЗ вынес постановление о непризнании Алексия (Ридигера) Патриархом Московским и всея Руси ввиду неканоничности его избрания и поставления на Первосвятительский Престол. Употребление слова «патриарх» по отношению к Алексию (Ридигеру) никоим образом не означает, что редакция признает его каноническим Главой Российской Православной Церкви.

[2] См. «Открытое письмо священнику Александру Меню» // Православное книжное обозрение (Октябрь 1998) 1–3. это довольно обширное и обстоятельное письмо распространялось в православной среде с конца 70-х годов и некоторое время приписывалось митрополиту Ленинградскому Антонию (Мельникову). В этом документе автор, на основе разбора писаний Меня, выявляет в них сионизм по маской православия приходит к таким выводам: «Тьма для Вас, отец Александр, это традиционное русское святоотеческое Православие во всех его зрелых формах, каких оно достигло в процессе своего исторического развития. “Просветить” такое Православие, а точнее разложить и разрушить его является Вашей задачей. Если под маской ветхозаветной веры в Единого Истинного Бога оказалось возможным скрытое поклонение сатане, то почему бы не попробовать устроить того же в христианстве? …не антисемитизм, которого нет в Православии, а антисионизм, то есть верность Православия Христу Истинному, претит Вам более всего и более всего заботит Вас. Видеть Русскую Церковь одним из орудий и течений сионизма — вот что хотели бы Вы и Ваши хозяева».


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz