ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 465. Четверг27 мая 2004 года. 20:00
 

ДОКУМЕНТЫ

К 600-летию со дня преставления преподобного Евфимия Суздальского

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВЫХ ЕВФИМИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ В СУЗДАЛЕ
Д.Г. Барыгина. ПАМЯТЬ О ПРЕП. ЕВФИМИИ, СУЗДАЛЬСКОМ ЧУДОТВОРЦЕ

Несмотря на все сложности истории, память о прп. Евфимии до сих пор жива. Многое было растеряно, тем не менее постепенно эту память удается восстановить во всей полноте. Основная заслуга в этом принадлежит историкам Карамзину и Сахарову, которые писали о его житии, и одному из последних настоятелей Спасского монастыря архимандриту Серафиму (Чичагову), собравшим по крупицам все, что связано с событиями, происходившими в те древние времена.

Преподобный Евфимий родился в Нижнем Новгороде в 1316 г. В Нижнем Новгороде до сих пор указывают на место, где был дом родителей прп. Евфимия, в семи саженях от приходской Мироносицкой церкви. Кто были родители прп. Евфимия и как их звали - не упоминается, но, судя по месту жительства, они должны были принадлежать к посадским людям, богатым благочестием и преданным всем сердцем святой Церкви. Неизвестно также имя, данное их сыну при крещении в Мироносицкой церкви. Инок Григорий, писатель жития прп. Евфимия, говорит, что Евфимия с юных лет отдали в учение одному священнослужителю. Отрок с великим прилежанием изучал духовные книги и, к удивлению всех, всегда чуждался детских игр. Научившись читать, он предпочитал безмолвие и с юности возлюбил небесное более земного. Он особенно радовался, когда его приводили в храм. Родители удивлялись необыкновенному разумению отрока. Все свободные минуты он сидел за книгами, углубляясь в Божественные Писания, и видно было, что он находил в книгах то, что искало его пламенное сердце. Примеры подвижников благочестия в особенности увлекали его. Прилагая пост к посту, молитву к молитве, он приготовил себя к отречению от мира и ждал только указания Божия, в какой монастырь удалиться ему и кого избрать руководителем.

Около 1330 года прибыл в Нижний Новгород инок Дионисий и выкопал себе пещеру на берегу Волги. Вскоре к нему стали собираться ученики, и слава о его подвижнической жизни и прозорливости распространилась по городу. Евфимий, как только прослышал о знаменитом отшельнике, стал стремиться к нему и испросил благословления родителей на монашеский подвиг. Теперь Евфимий начал ревностно трудиться под руководством опытного и праведного наставника. Он обрек себя на великие подвиги. При постоянном пении псалмов Давида, день он обычно проводил в трудах усердных, исполняя различные монастырские работы, а ночью удалялся в пещеру и там со слезами возносил Богу всенощные моления с многочисленными поклонами. Часто всю ночь без сна проводил он в молитве. Кроткий и смиренный, вскоре расположил он к себе всю братию. Чтобы достигнуть совершенства, Евфимий старался во всем подражать своему наставнику и для этого внимательно наблюдал за его трудами и подвигами. Он был настолько воздержан в пище, что употреблял ее только в таком количестве, чтобы не изнемочь от голода, не пил ничего другого кроме воды, да и только тогда, когда чувствовал сильную жажду. Евфимий просил дозволения отца Дионисия вкушать пищу только через 2-3 дня, но опытный наставник не согласился на такой подвиг юного инока.

С каждым годом укреплялся дух Евфимия, хотя Дионисий испытывал его, заставляя исполнять многочисленные послушания - он много работал при пекарне, а позднее - в самой пекарне. Работая здесь, преподобный всегда приводил себе на память вечные мучения от неугасимого огня и язвительного червя. Часто смотря на огонь, он говорил сам себе: "Терпи, Евфимие, чтобы через этот огонь ты мог избежать огня вечного". Видя такие подвиги и терпение преподобного Евфимия, все смотрели на него не как на человека, а как на живущего среди них ангела Божия.

Так протекли многие годы. Евфимий возмужал и созрел для иноческого подвига. В это время Суздальским и Нижегородским княжеством владел князь Борис Константинович. Он посещал в Нижнем Новгороде преподобного Дионисия. Милостивый, щедрый и добрый, он очень любил монашество, надеялся на их молитвы, ничего не предпринимал без благословления старцев и снабжал Печерский монастырь всем необходимым. Однажды он открыл преподобному Дионисию свою благочестивую мысль: "Благослови меня, отче святый. Помолись обо мне прилежно, чтобы сподобил меня Господь получить желаемое. В граде Суздале нашего княжения доселе не обретается мужского общежительства иноческого. Сердечно бы желал я, чтобы Господь помог мне твоими молитвами создать там церковь каменную во имя Преображения Господня и составить при ней общежительное братство. Даруй мне из твоей обители одного из учеников твоих, который бы способен был на сие великое дело - сооружение храма и собрание обители". Преподобный Дионисий похвалил князя за столь благочестивое и полезное намерение и благословил его, обещав прислать в настоятели будущей обители одного из ближайших своих учеников. Великий князь обрадовался обещанию и в ожидании прибытия ученика преподобного Дионисия, он велел свозить камни и приготовлять у себя все необходимое для созидания храма Господня и будущей обители. Святой Дионисий же собрал у себя ближайших 12 учеников и предложил им тянуть жребий. Жребий выпал на Евфимия. После этого Дионисий объявил, что инок Евфимий должен идти в Суздаль, к князю Борису.

Был тогда 1351 год. Евфимию было 36 лет. По словам летописца инока Григория, возраст мужества украшался в нем старческим разумом. Испугался Евфимий своей участи и со слезами припал к ногам возлюбленного Дионисия, говоря: "Отче, не оставь меня сирым, не отлучай от своего преподобия, чтобы я не был пришельцем на земле чужой". Долго добирался он до Суздаля. Только в 1352 году он прибыл в Суздаль. Евфимий со слезами исполнил свое послушание. Суздаль очаровал его. Он встретился здесь с епископом Иоанном и с князем Борисом. Владыка Иоанн благословил их на строительство храма и князь Борис стал просить вместе выбрать место для храма. В тот же час великий князь послал за людьми и инструментами. Когда сделали крест, Иоанн водрузил его на место престола и помолился, чтобы храм Преображения Господня создался благодатью Святого Духа. Князь Борис сам начал копать ров для основания храма. К вечеру совершилась закладка церкви. Преподобный Евфимий, испросив у епископа благословления, взял топор и собственноручно обтесал три камня. По обычаю того времени, он соорудил себе гробницу у северной двери алтаря, вблизи святого жертвенника, где впоследствии, более чем через 100 лет, было положено его святое тело.

Храм соорудили в том же 1352 году. Святитель Иоанн освятил храм и за литургией рукоположил инока Евфимия во пресвитеры, поставив его архимандритом новой обители. С этого времени преподобный Евфимий со слезами сокрушения стал предаваться великим подвигам - днем он усердно трудился по устройству обители, а ночью возносил Богу непрестанные усердные молитвы, и таким образом устроил монастырь и в нем кельи для будущей братии. Кроме Храма Преображения Господня, он соорудил впоследствии храм во имя преподобного Иоанна Лествичника, и пристроил к нему каменную трапезу, где иноки в зимнее время могли бы собираться для молитвы и принятия пищи.

Когда к преподобному собралось в обитель около 300 человек братии, и они уже не могли поместиться в трапезе, он повелел построить новый храм - во имя святителя Николая, Мирликийских чудотворца, названный больничным.

Спасо-Евфимиев монастырь стал первым из суздальских монастырей, где было введено общежитие. Святой Евфимий установил строгие правила для пребывающих в монастыре, чтобы все иноки безропотно пребывали в послушании, искренней любви друг к другу, целомудрии, нестяжательности, чтобы все у них было общее, а братья со своей стороны во всем повиновались ему как ангелу Божию. Отец Евфимий собственноручно выкопал колодец, и многие уверяли, что вода в нем была чудотворная.

Близость города к Спасскому монастырю часто заставляла Евфимия вступаться за обиженных горожан, невинно осужденных. Он являлся в суды и присутственные места, обличал клеветников и освобождал невинных, достаточно было его слова, чтобы приостанавливали судопроизводство и начальствующие лица изменяли свои суждения. Он выкупал многих должников и принимал живейшее участие в жизни жителей Суздаля, находящихся в скорби, бедствиях и несчастиях.

Как можно объяснить причину создания этого нового монастыря в Суздале? В это время российские земли находились под властью татаро-монгольской Золотой Орды. Это 14-й век, труднейшие годы для Руси. Русь состояла из множества княжеств, ведущих непрестанную борьбу за великокняжеский престол, переживала постоянный смуты, монголы опустошали русские земли, превращая селенья и города в пепелища, орошенные кровью. То нашествие Литвы, то поляки, то шведы. Положение усложнялось еще и моровой язвой, именуемой "Черная Смерть". Видя такой гнев Божий и общую гибель, все говели, молились в храмах, служили молебны, многие спешили отречься от мира и просились в монастыри, раздавая свои богатства, имущество, земли церквям и монастырям. Все готовились к вечной жизни. Язва перешла в Новгород, Киев, Москву, Суздаль. Наказывая Русь за междоусобные войны и неустройства, Господь воздвигал в то же время великих благочестием подвижников и молитвенников за нее. В это время в Суздале и Радонежских лесах основались две дивные обители по благословению нового Митрополита, святителя и чудотворца Алексия. Вражду, царившую в русских землях, надо было победить любовью, пороки искоренить примерами благочестия и тяжелое иго свергнуть единодушной молитвой, подвижничеством и крепкой верой. Трудами, молитвами и слезами блаженных Сергия и Евфимия почти одновременно устраивались их знаменитые лавры. Тяжелые времена побуждали многих искать спасение в иноческих обителях. Слух о подвижнической жизни преподобного Сергия и блаженного Евфимия быстро пронесся по всем селениями и городам соседних областей. Один за другим стали приходить к ним болящие и ищущие спасения.

Условия, при которых росли обе лавры, были различны. Великий Сергий, избравший дремучий лес, нуждался во всем более Евфимия, и до 1357 года имел не более 12 монашествующих, тогда как у великого Евфимия в это время собрался уже целый монастырь - более 300 человек. К преподобному Сергию чаще приходили его земляки ростовцы и жители селений, расположенных по большой дороге в Москву. А в самом Суздале и близлежащих вотчинах жили князья, бояре, которые постоянно обращались в своих духовных нуждах к кроткому Евфимию. Жители Суздаля, Владимира, отчасти и Ростова - всего Суздальского края - обращались к преподобному Евфимию.

Евфимий Суздальский стал духовным сердцем нашего края. Ему, привыкшему к отшельнической жизни в пещере, было трудно и скорбно продолжать свои подвиги под стеной обширного города. Смущаясь новой жизнью своей, он искал по временам поддержки духовной. Для духовных бесед Евфимий совершал путешествия к прп. Сергию, Радонежскому Чудотворцу. После таких бесед они с любовью давали друг другу благословение. Предание гласит, что приходил в Суздаль и преподобный Сергий. Неслучайно в церковных песнопениях прп. Евфимий называется собеседником прп. Сергию. Не раз им давались задания выполнять государственные дела - просили усмирить враждующих князей.

Все слышали о Куликовской битве, когда уверенные в себе татары решили показать свою силу. Было выбрано поле Куликово. Нужно было противостоять татарским ордам. Духовенство не осталось в стороне. Именно Сергий Радонежский послал своего инока-богатыря начинать битву. Татары не ожидали такого, погибли оба - и татарин, и наш инок. Но это, может быть, решило судьбу того сражения - что и предрекали старцы - потери будут большие, но победа будет за нами. И она чудом совершилась. Московские дружины благословлял и провожал на эту битву прп. Сергий Радонежский, суздальские и новогородские – благословлял прп. Евфимий Суздальский. Он уговаривал князей идти в поход и говорил: "Решается вопрос о дружине!"

Перебирая крупные исторические события, связанные с нашим краем - приходится удивляться. Время было опасное, страшное - но Суздаль, пока был жив Евфимий Суздальский, Бог миловал. Ведь все беды Евфимиевского монастыря начались после кончины прп. Евфимия.

1 апреля (14-го по новому стилю) 1404 года, потрудившись в Суздале 52 года из прожитых им 88, преп. Евфимий почил. Велика была скорбь всего православного народа.


При перепечатке ссылка на ВДъ обязательна.http://www.vertograd.narod.ru/

Hosted by uCoz