ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 468. Среда2 июня 2004 года. 21:00
 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

- Клирики МП устроили скандал на научной конференции во Владимирском университете из-за участия в ней священнослужителя РПАЦ.
- Количество приходов РПЦЗ(Л) в Одессе продолжает расти.
- К 600-летию со дня преставления преподобного Евфимия Суздальского. Епископ Амвросий (Епифанов). Спасо-Евфимиев монастырь: путь на Голгофу.

НОВОСТИ ИСТИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ

КЛИРИКИ МП УСТРОИЛИ СКАНДАЛ НА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВО ВЛАДИМИРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИЗ-ЗА УЧАСТИЯ В НЕЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ РПАЦ
(Вертоградъ, Владимир)

Клирики МП учинили скандал на научной конференции, проходившей 24-25 мая во Владимирском государственном университете с участием преподавателя университета протоиерея Аркадия Маковецкого, благочинного Суздальского округа Суздальской епархии РПАЦ. В программе конференции был заявлен доклад о. Аркадия “Русская Зарубежная Церковь и экуменическое движение”.

Прибыв 25 мая для участия в работе секции “Подвижники благочестия XX столетия”, о. Аркадий встретил в университете двух священников МП, один из которых назвался отцом Леонидом из Москвы, а другой представился как настоятель храма в с. Ивановское Петушинского р-на Владимирской обл. Поначалу эти священнослужители вели себя очень дружелюбно, но когда узнали, что протоиерей Аркадий — клирик Суздальской епархии, их состояние резко изменилось. В присутствии преподавателей гуманитарного факультета Владимирского университета они заявили, что не признают хиротоний, совершенных в Российской Церкви, назвали Высокопреосвященнейшего Митрополита Валентина “расстригой”. Сопровождавшая клириков МП женщина издевательским тоном поинтересовалась, почему о. Аркадий ходит в рясе, а не в костюме, ведь он “ненастоящий священник”.

После того как о. Аркадий сделал свой доклад, о. Леонид стал задавать ему вопросы, общий смысл которых сводился к тому, что экуменизм совершенно не мешает спасению людей в МП. Поведение о. Леонида было столь вызывающим, что декан факультета попросил его “прекратить разговоры о том, какая конфессия правильна, а какая нет. Один из преподавателей заявил о. Леониду: “Хватит вешать ярлыки, мы сами грамотные люди и разберемся, кто раскольник, а кто нет”. Несмотря на это, представители МП несколько раз выкрикнули: “Бедный Университет, там преподают раскольники!”. Характерно, что еще совсем недавно клирики МП делали подобные же заявления в адрес с РПЦЗ, с которой они теперь охотно объединяются, признавая всех ее клириков “в сущем сане”.

По окончании заседания прот. Аркадий Маковецкий пригласил одного из “оппонентов” встретиться и обсудить вопросы каноничности РПАЦ и её хиротоний, на что тот в категорической форме отказался, заявив: “Нам не благословляется разговаривать с вами”. Инцидент получил весьма искаженное освещение в программе радиостанции “Радонеж” 28 мая. Ведущий протоиерей Максим Козлов сетовал о том, что Владимирский университет захватили раскольники”, и призывал власть “принять меры”.

В РПЦЗ(Л)

КОЛИЧЕСТВО ПРИХОДОВ РПЦЗ(Л) В ОДЕССЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ
(Официальный сайт Одесской епархии РПЦЗ(Л) – Вертоградъ, Одесса \Украина\)

Свято-Троицкий храм в Одессе, ранее находившийся в юрисдикции УПЦ Киевского патриархата, присоединился к РПЦЗ(Л) 30 мая, на свой престольный праздник. Накануне епископ Таврический и Одесский Агафангел совершил чин малого освящения храма для служения в нем литургии. В сам день Пятидесятницы богослужение в храме совершил иерей Александр Петренко. Свято-Троицкий храм стал пятым приходом РПЗЦ(Л) в Одессе.

В этот же день епископ Агафангел в одесском Свято-Михайловском храме рукоположил в сан священника иеродиакона Николая (Завьялова), который будет окормлять новый приход РПЦЗ(Л) в молдавском городе Вулканешты. Накануне, 23 мая, монах Николай (Завьялов) был рукоположен в сан диакона.

ДОКУМЕНТЫ

К 600-летию со дня преставления преподобного Евфимия Суздальского

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВЫХ ЕВФИМИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ В СУЗДАЛЕ
Епископ Амвросий (Епифанов). СПАСО-ЕВФИМИЕВ МОНАСТЫРЬ: ПУТЬ НА ГОЛГОФУ

Преосвященные Архипастыри! Возлюбленные о Господе православные отцы, братия и сестры! Уважаемые гости!

Христос Воскресе!

25 октября/ 7 ноября 1917 года в Петрограде произошел государственный переворот. Власть в России узурпировал Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным (Ульяновым). Святая Церковь Христова восходила на свою Голгофу. В стране была развернута кампания, направленная на похуление Православной веры, осквернение святынь и вообще нанесение вреда св. Церкви.

Уже 19 января (1 февраля н.ст.) 1918 г. Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон писал: "Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле. Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти, братоубийственной брани: святые храмы подвергаются ими разрушению через расстрел из орудий смертоносных или ограблению и кощунственному оскорблению; чтимые верующим народом обители святые захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа: и, наконец, власть проявляет всюду только самое сплошное насилие над всеми и, в частности, над Святою Церковью Православной."

На Голгофские страдания восходила и Святая обитель Преподобного Ефимия со своей братией.

21 января 1918 года был опубликован декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", по которому церковь лишалась прав юридического лица, лишалась всего имущества, движимого и недвижимого. Теперь храмы и монастыри могли пользоваться своим бывшим имуществом только с разрешения местной или центральной власти.

В том же 1918 году ликвидационная комиссия закрыла и Спасо-Евфимиев монастырь. Впрочем, государственными органами был заключен договор с общиной верующих, и в храмах продолжали совершаться богослужения, часть иноков также несла на территории обители свой монашеский подвиг, поэтому монастырь фактически еще продолжал своё существование. Большинство же братии выселялось из святой обители. По данным отдела управления Суздальского горисполкома известно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре к концу ноября 1920 года проживало всего 10 монахов, в основном престарелых.

Настоятелем монастыря с 1918-го по 1921 г. был Епископ Суздальский Павел (Борисовский). И хотя в дальнейшем он сыграл неблаговидную роль в скорбной истории Святой Церкви, нужно отметить, что в то время он проявлял отеческую заботу и самое деятельное участие в судьбах своих подопечных. А братия обители преподобного Евфимия несла в то смутное и коварное время тяжелый крест изгнанничества. Как писал монастырский делопроизводитель монах Нифонт, "с выселением из обители совершенно угнетенная, лишенная крова и средств к существованию братия вынуждена была устраиваться как и где кто, по своим способностям". В архиве Владимиро-Суздальского музея-заповедника имеется трогательное письмо того времени. Монах Диомид (в миру Дмитрий Романович Кузменко, 1866 г. рождения, выходец из Подольской губернии) слёзно писал Епископу Павлу: "Грозное время меня, как и других, заставило оставить любимый Свято-Евфимиев монастырь, в котором я прожил более двадцати лет и за которым сердцем и душею скорблю, но, видно, Богу угодно, что пришлось возвратиться на свою родину. Теперь возвращаться мне в Суздаль немыслимо. Поэтому я и определился в монастырь здесь. Прошу не отказать, Ваше Преосвященство, выслать мне мои документы."

Монахи, у которых не было надежды где-то найти прибежище, оставались в обители в положении незащищённости, полной зависимости от произвола местной власти. Началось не только отчуждение земельных угодий Церкви, но и конфискация дров, сена, зерна, лошадей, инвентаря. 7 апреля 1918 г. Епископ Павел писал: "Взято не ими выращенное, описано всё, оставшееся с полей, чтобы потом взять всё, до последнего гвоздя."

Постоянно в обители проводились ревизии и конфискации, зачастую без всяких документов. В амбарной книге учета монастырского имущества имеется отметка: "Дюжина стульев крашенных, с решетками, венских. 26 марта 1918 г. взяты членом Исполкома Силаевым. Дюжина кресел крашенных с подушками, обитыми материею. Взято 9 августа 1918 г. в отдел финансов служ. Бобышев".

Много же, однако, стульев требовалось новой коммунистической власти! Сплошь и рядом: "взято без ордера", "взято без росписи".

Бесцеремонность наглых революционных конфискаций монастырского имущества была обычнейшим делом строивших свое светлое будущее на страданиях и крови русского народа узурпаторов-большевиков, делавших бизнес на всенародном бедствии. Не удивительно, что всё это пропало бесследно. Основатель Суздальского музея Василий Иванович Романовский в 1921 г. писал: "Куда всё это девалось, куда разошлось, почему среди реквизиций ничего из предметов искусства не попало в отдел охраны памятников старины - я не мог добиться никаких причин и объяснений. Но факт, что в течение 1918-1920 гг. всё имущество монастырей было вывернуто со дна сундуков - ничего из этих предметов не попало в музей".

Дорвавшиеся до власти большевики тащили из святой обители всё, что только можно, ведь коммунистическая революционная совесть позволяет брать и последнее.

10 февраля 1919 г. настоятель монастыря "осмеливается покорнейше просить ликвидационный комитет, не признает ли он возможность возвратить взятую для услуг Чрезвычайной комиссии монастырскую лошадь", без которой престарелые монахи не могут справиться с обработкой огородов. Наивная надежда на человеческие чувства чекистов-большевиков! Мог ли тогда Владыка Павел знать, что их прожженная революционная совесть позволит им забрать не только последнюю старенькую клячу-лошадку, но и те самые огороды, для обработки которых он просил её возвратить. Тяжёлое положение, в котором оказался Спасо-Евфимиев монастырь, усугублялось ещё и тем, что здания и помещения святой обители, веками служившие подвигу братской самоотверженной любви к ближним, любви, исполненной даров милосердия и широкой, щедрой, нераздельной помощи бедствующим, зачастую спасавшей гибнущих, теперь станет использоваться с прямо противоположными целями коммунистического произвола обманувшей народ антинародной властью.

8 сентября 1918 г. в газете "Голос правды" Суздальский уездный комитет партии коммунистов доводил до всеобщего сведения, что он "переезжает в помещения Спасо-Евфимиева монастыря, в бывшие митрополичьи покои". Теперь из стен св. обители преп. Евфимия, откуда на протяжении веков слышались слова евангельской любви и утешения, источались добродетели умиротворения, сострадания и милосердия, стали исходить резолюции: "конфисковать", "реквизировать", "выселить", "ликвидировать", "расстрелять".

Но в этих условиях тяжелых испытаний и человеческих потрясений, когда над монастырем все более и более сгущались тучи, когда братии было уже понятно, что он заведомо обречен, она продолжала со смирением, в верности Христу и заветам преп. Евфимия, нести свою спасительную благодатную миссию. Поэтому коммунистическому вероломству заманчивее физического уничтожения твердыни духа православного Суздаля было уничтожение нравственное - категорическое и бесцеремонное, с грубым и кощунственными оскорблением чувств верующего народа.

Так, 14 февраля 1919 г. наркомат юстиции своим постановлением распорядился о публичном вскрытии мощей и передаче их в местный музей, а 25 августа 1920 г. последовал циркуляр о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Но в благочестивом и богомольном Суздале безбожная власть начала действовать загодя, с самой бешеной беспощадной энергией и адской злобой, еще до выхода этих документов, с циничной демонстрацией своего вероломства.

Уже 11 февраля были вскрыты святые мощи преп. Евфросинии, а 12 февраля в 12 часов 45 минут комиссия, выделенная из суздальского уездного исполнительного комитета, от местной компартии, отдела здравоохранения и отдела наробразования, в присутствии представителя духовенства иеромонаха Иеронима произвела вскрытие мощей преп. Евфимия. "К осмотру была допущена посторонняя публика". Но коммунистическим беспредельщикам было мало надругаться над православной святыней, наплевать в любящие святыню сердца русского народа. Оплевывая и попирая благочестивые души верующих суздалян, они не преминули показать свое адское мастерство в организации кровавых эксцессов. Уже через три дня после учиненного осквернения св. мощей они явили свою демоническую сущность в резолюции, принятой на митинге, устроенном РКП в Суздале 15 февраля 1919 г.: "Заслушав доклад товарищей коммунистов о произведенном в г. Суздале и других городах Республики вскрытии мощей и лично убедившись в подлом обмане сознания трудящихся со стороны черной рати духовенства о существовании вместо мощей кукол, мы, здесь трудящиеся в количестве 500 человек, возмущены до глубины души, видя эту подлость и обман наших лжеучителей, утешавших нас телесно и духовно в течение многих столетий. Мы, собравшиеся здесь, клеймим позором всех черных жандармов, носителей ряс, и шлем им вековое проклятие, которое слали и шлют они революционным массам. Мы призываем всех здравомыслящих граждан заклеймить именем Иуды предателей счастья трудящихся и предать гласному всенародному суду с наложением самой суровой кары. Принято единогласно".

Но как бы ни демонстративен был навязываемый всеми средствами террористический разгул циничного безбожия, как бы ни тяжел был духовный гнет, лёгший на рамена иноков Спасо-Евфимиевой обители, красным последователям Люцифера всё же не удавалось "вырвать Бога из сердца народа", который не желал слепо следовать "коммунистической религии". Поэтому они преследовали свои сатанинские цели жестокими методами, с демоническими гонениями и адской злобой, путём прямых репрессий. В 1921 г. был арестован настоятель обители преп. Евфимия Епископ Суздальский Павел. А в 1923 г. были закрыты все четыре суздальских монастыря. Спасо-Евфимиев монастырь взошел на свою Голгофу 2 февраля, когда в нем оставалось только 15 монахов. Известно, что последний настоятель древней обители архимандрит Леонтий (Стасевич) (1884-1972) дважды приговаривался к 10-летним срокам заключения. О судьбе других иноков почти ничего неведомо. Но не сложно предположить, что большинство из них сподобились светлого мученического венца, если принять во внимание секретную директиву кровавого палача русского народа по кличке "Ленин", изданную им 19 марта 1923 г: "Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать".

Уничтожая монастыри, храмы и православное духовенство, советская власть создавала свою религию со своими обрядами и своей нравственностью. Член Союза воинствующих безбожников, собкор суздальской газеты "Колхозный клич" с гордостью писал: "Наша безбожная ячейка бьется с очковым змеем религии вот уже три года. За это время сделано многое: с двадцати церквей свернули кресты с маковок, Смоленскую зимнюю и летнюю церкви превратили в баню, подломили Архангельскую колокольню, сожгли десять подвод с иконами, выявили и сдали восемь попов, сейчас их перековывают на Соловках, доказали на семнадцать тайных врагов из купеческого сословия, которых тоже направили нужной дорогой. Провели чистку и наших рядов - каждый из ячейки обязан написать внутренние помыслы на своих родителей. Из пятнадцати писавших семерых направили в отдел ГПУ для дальнейших прояснений в отношении мыслей. Писавшим объявили безбожную благодарность и выделены из фондов взносов на поощрение подарки. Наша цель - крепить безбожные ряды за счёт новых сознательных членов. И пусть приходят к нам не с голыми руками, а сделав противорелигиозное дело в семье, в школе, на улице, в городе."

Вполне понятно, что при таких диких ценностях советской нравственности требовались несчетные километры колючей проволоки. Поэтому неудивительно, что следствием новой морали творцов светлого коммунистического будущего стала организация советского концлагеря в стенах Спасо-Евфимиевой обители. Вскоре после закрытия, 11 июля 1923 г. был подписан акт передачи монастыря О.Г.П.У. В постановлении президиума ВЦИК от 11 октября 1923 г. о закрытии Смоленской церкви указывается причина - "расположение её вблизи концлагеря". Древняя обитель преподобного Евфимия на долгие годы стала политизолятором. Первые узники появились осенью 1923 г. Политизолятор находился в ведении секретного политического отдела тюремного управления О.Г.П.У. "Новый социалистический Эдем был таким, что, по мнению самих заключенных, внутренняя тюрьма на Лубянской площади казалась раем".

Отсюда начинал скорбный путь на свою Голгофу Первоиерарх Российской Церкви - Местоблюститель Патриаршего Престола священномученик Петр, Митрополит Крутицкий. Арестованный 9 декабря 1925 г., в июне 1926 г. он был заключен в одиночную камеру Суздальского политизолятора, где томился в узах до 5 ноября 1926 г.

Вполне вероятно, что в те годы и многие другие угодники Божии прошли через скорби и страдания, на земле, освященной подвигами преп. Евфимия. Это было время, когда по всей Святой Руси катилось "красное колесо", вся страна была тюрьмой. Православный народ "за Христа и за други своя венчался венцом нетленным", а идолопоклонники светлого будущего - религии с раем на земле без Бога - принимали страдания от своих кумиров.

После политизолятора Спасо-Евфимиев монастырь передавался советской властью Областной транспортной школе, затем - с июня 1940 г. - опять в ведение НКВД под лагерь спецназначения для интернированных чехословаков. С декабря 1941 г. он стал проверочно-фильтрационным лагерем НКВД "в целях выявления среди бывших военнослужащих Красной Армии: изменников Родины, шпионов и диверсантов", который был затем реорганизован в офицерский лагерь военнопленных. В 1945 г. советские циники передали даже Успенскую трапезную церковь под костел, где совершались католические службы для военнопленных. С 1 сентября 1946 г. Спасо-Евфимиев монастырь превращен в Детскую мужскую трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. Весной 1948 г. колония была реорганизована в трудовую исправительную колонию для девочек.

Конечно же, в такой обстановке фактически все святыни древней обители, ценнейшие памятники русской церковной истории и русской культуры бесследно исчезли в музейном потоке утилизации всенародного достояния. Коммунистический произвол доходил до прямого уничтожения национальных святынь. Внутреннее убранство монастырских храмов, создававшееся веками, было полностью уничтожено. Сжигались древние книги и монастырские документы. 12 апреля 1935 г. их была сожжена тонна. Были уничтожены древние колокола высокохудожественной работы. Облачения, ризы, покровы, шитые золотыми нитями и унизанные жемчугом и бисером, пропали бесследно. Смывалось золото и серебро с иконостасов и киотов, с окладов икон и богослужебных книг, с куполов и крестов. Резное деревянное кружево иконостасов пылало в печах и рушилось топором. Киоты, престолы, жертвенники, аналои, иконы, использовались в местном хозяйстве как починочный материал. От советского вандализма погибла и мраморная усыпальница князя Дмитрия Пожарского. Память о славном сыне русского отечества строители коммунизма хладнокровно предали поруганию.

В 1968 г. поруганный, оскверненный, полуразрушенный Спасо-Евфимиев монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Нужно отметить, что музейные работники-реставраторы провели огромную, неоценимую работу по восстановлению и сохранению древних зданий монастыря в их первозданном виде, но, к сожалению, этот колоссальный труд - все равно, что макияж для трупа, который остался покинутым его душой еще в 1923 г. Более того, древняя святыня продолжает подвергаться духовному осквернению и поруганию. В дни особо памятных для Спасского монастыря православных праздников там совершают свои ритуалы, напоминающие внешне православные обряды, представители апостасийной коммунистической церкви. Так и сегодня, в день 600-летия преставления преп. Евфимия, они производили свои кощунственные манипуляции в стенах древней обители.

Но мы верим, что духом преп. Евфимий пребывает там, где почивают его св. мощи, - в Цареконстантиновском соборе Суздаля, кафедральном храме Российской Православной Церкви.


При перепечатке ссылка на ВДъ обязательна.http://www.vertograd.narod.ru/

Hosted by uCoz