(Вдъ-Информ,
Женева)
Канцелярия Преосвященного Епископа Вивейского АМВРОСИЯ,
викария Западно-Европейской Епархии, управляющего приходами РПЦЗ в Нидерландах,
Бельгии, Люксембурге, Швейцарии и Италии, распространила 7 февраля сообщение о
положении дел в храме святителя Николая в Бари (Италия). Начиная с осени 1998
года, стали распространятся тревожные сообщения о возможности захвата этого
храма МП, а в октябре 1999 года синод МП даже назначил в этот храм своего
настоятеля.
Сообщение канцелярии Епископа АМВРОСИЯ начинается с
краткого изложения истории русского храма и прихода в Бари — городе, где
почивают мощи святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Закладка этого храма была совершена в 1911 г. протоиереем Иоанном Восторговым,
будущим Новосвященномучеником. После катастрофы 1917 г. попечение о храме взяла
на себя Русская Православная Церковь Заграницей, и с 1921 г. Богослужения в
храме постоянно совершались клириками РПЦЗ.
Однако, к 1937 г., из-за стесненных
финансовых обстоятельств, весь комплекс зданий храма не мог больше
поддерживаться в должном состоянии прихожанами. Тогда, по заключенному приходом
с местными властями договору, муниципалитет города Бари стал владельцем всех
зданий и помещений, а Русской Церкви были сданы в бессрочное пользование храм с
прилегающими постройками. Муниципалитет обязался
при этом поддерживать в порядке здания и выплачивать жалование священнику. В
примыкающем к храму бывшем доме паломников разместились различные городские
службы. По тому же соглашению городские власти гарантировали свободное
проведение православных Богослужений «под тем же церковным управлением».
С этого момента вновь назначавшиеся в Бари священники просто регистрировались в
муниципалитете.
Русская Православная Церковь Заграницей была благодарна
властям города за то, что в течение без малого шестидесяти лет они
содействовали тому, чтобы русский православный священник мог по‑прежнему
служить у мощей святителя Николая. Приход русской церкви в Бари состоял из
представителей разных национальностей: русских, сербов, греков и итальянцев.
Кроме того, храм постоянно посещали паломники со всех концов Зарубежья и из
России.
До 1996 г., когда в верхнем храме начался ремонт,
Богослужения попеременно проводились в верхнем и нижнем храмах. Богослужения в
нижнем храме до настоящего времени не прекращаются: о. Николай Тодорович,
ставший настоятелем в августе 1999 г., ежедневно служит здесь вечерню и
обедницу.
«В 1990‑е годы, с изменением политической
обстановки, в Бари вновь стали появляться многочисленные паломники из России, —
говорится далее в сообщении канцелярии Владыки АМВРОСИЯ. — Годы разъединения и
открытая пропаганда, ведущаяся в России против Зарубежной Церкви, сделали свое:
известны случаи, когда паломникам рекомендовали идти молиться хоть к католикам,
лишь бы не к “зарубежникам”. К городским властям в это же время зачастили
высокопоставленные гости из Москвы».
В 1996 г. мэрия Бари, как владелец участка, на котором
расположен храм, предложила Зарубежной Церкви сформировать совместную комиссию
для обсуждения создавшегося положения и для разработки новых правил пользования
храмом в связи с наплывом паломников из России. Епископ АМВРОСИЙ согласился с
предложением обсудить вопрос. Однако, в мае 1998 г., не проведя ни одного
заседания комиссии, мэрия подписала с руководством МП в одностороннем порядке
сначала протокол о намерениях, а затем, в ноябре того же года — соглашение. По
этим документам, патриархии передавался храм и некоторые помещения в бывшем
доме паломников. При этом однако
указывалось на какие-то неопределенные «права нынешних пользователей».
Со стороны МП в Бари был назначен настоятель, священник
Владимир Кучумов, который начал служить в декабре 1999 г. в верхнем храме, где
к тому времени закончился ремонт.
Для Русской Зарубежной Церкви такое положение было
неприемлемо. В течение 1998 г. Епископ АМВРОСИЙ неоднократно обращался к мэру
города письма с просьбой прояснить ситуацию и сам предложил план ее урегулирования.
Однако все письма и предложения оставались без ответа. В январе 1999 г.
Епархиальное Управление обратилось с иском к мэрии Бари в местный гражданский
суд. В октябре 1999 г. суд вынес по этому иску предварительное определение, в
соответствии с которым муниципалитету запрещалось каким‑либо образом
менять юридическую принадлежность помещений до окончательного судебного
постановления. Основываясь на этом решении, Епископ АМВРОСИЙ потребовал от
властей выполнения соглашения 1937 г. в полном объеме, но мэрия фактически не
подчинилась определению суда. В связи с этим Епископ АМВРОСИЙ, во время своего
посещения прихода в Бари 18–21 декабря 1999 г., на праздник св. Николая,
руководствуясь октябрьским судебным постановлением, принял решение «закрепить за
приходом два прилегающих к храму подсобных помещения, которые ранее всегда
принадлежали приходу». 23 декабря, вскоре после отъезда Владыки, полиция,
вызванная священником МП, ворвалась в церковную ограду. На глазах 12‑летней
дочери священника РПЦЗ о. Николая ему выкрутили руки и силой отобрали ключи. У
полиции при этом хватило цинизма использовать девочку как переводчика при
насильственном допросе отца. Епископ АМВРОСИЙ смог снова приехать в Бари лишь
27 декабря, когда он и подал в суд уголовный иск к мэру и начальнику полиции
города. Однако, после отъезда Владыки полиция вновь ворвалась в помещения
храма, о. Николай был силой выставлен из церковной территории и вынужден уехать
из Италии в Югославию.
В сообщении канцелярии
Епископа АМВРОСИЯ подчеркивается: «То, что произошло и поисходит, — это
вопиющий факт злоупотребления властью, неподчинения судебным решениям со
стороны муниципальных властей, призванных гарантировать порядок и законность в
городе. Муниципалитет и московский священник, чиня зарубежному приходу в Бари
всяческие препятствия — последний пример: о. Николаю был закрыт доступ на
колокольню, — балансируют на грани нарушения гарантированной итальянской
конституцией, как, впрочем, и конституцией любой другой демократической страны,
свободы исповедания культов... Противостояние, имеющее место в Бари, — не
просто “спор о собственности”, оно имеет более глубокий смысл. Храм св. Николая
в Бари чудесным образом связан с именами многих Новомучеников и Исповедников
Российских. Вдохновителем строительства и первым жертвователем был Царь‑Мученик
Николай II, председательницей Строительного
комитета — Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, первым
правящим архиереем — Митрополит Вениамин Петроградский. Больше шестидесяти лет при храме прожила монахиня мать Николая, которой еще
до начала строительства храма было повелено ехать жить в Бари святыми
Оптинскими старцами. И противостояние
в Бари — это противостояние, с одной стороны, тех, кто, в течение трех
четвертей века, свидетельствовал о Православии перед лицом самых страшных
преследований, какие только знала история Церкви, и, с другой стороны,
наследников тех, кто эти преследования осуществлял или одобрял».
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
editor@vertograd.com.ru |