ТЕМА НОМЕРА
Святая Земля: боль потерь и утрат
Вдъ-Информ: Наш бюллетень вновь
обращается к проблеме церковного имущества в Святой Земле. В центре нашей
церковной жизни эта проблема оказалась после того, как в июле 1997 года
палестинские власти, «по просьбе» главы МП Алексия II, грубо, с применением насилия, изгнали монахов РПЦЗ из Свято-Троицкого
монастыря в Хевроне, искони принадлежавшего Русской Духовной Миссии Зарубежной
Церкви. Трагедия Хеврона повторилась 15 января нынешнего года в Иерихоне, о чем
наш бюллетень подробно сообщал в первых трех номерах за этот год. Оба акта
насилия и захвата святынь произошли сразу после визитов в Святую Землю
патриарха Алексия II, что со всей очевидностью
указывает на истинного виновника и инициатора этих преступлений. Однако,
Московская патриархия не смогла бы действовать столь нагло и безнаказанно, если
б она не имела на то неких формально-юридических оснований. Как заявил в
интервью «Вдъ-Информ’у» в 1997 г. посол Палестины в Москве, МП обладает некими
документами, подтверждающими ее «права» на церковное имущество в Святой Земле.
Сейчас уже не является секретом, что эти документы были в разные годы выкрадены
из архивов Русской Духовной Миссии и Архиерейского Синода РПЦЗ. На некоторые
детали печальной истории исчезновения этих документов проливает свет
«Хевронский рапорт» Татьяны Каменевой, председателя Православного Палестинского
Общества, о котором рассказывается ниже. Факт наличия этих документов у МП
подтвердил и патриарх Алексий II в одном из своих
выступлений. Так что же стало подлинной причиной того, что мы постепенно теряем
церковное имущество в Святой Земле, с такими трудами приобретенное и
сохраненное нашими предками именно для Истинной Церкви, а не для сергианского
сообщества?
Очевидно, что разное отношение к борьбе за церковное имущество в Святой
Земле вновь продемонстрировало, что в Русской Зарубежной Церкви существуют
разные екклисиологические подходы к вопросу о наших взаимоотношениях с МП. Для
кого-то Хевроне и Иерихон — просто передел собственности между двумя
юридическими лицами — «красной» и «белой» Церковью. Те, кто так считает,
довольно безучастно взирают на беззакония, творимые сергианами в Святой Земле.
Другие — те, кто призывает «стоять до последнего», — понимают, что речь идет о
насильственном изъятии церковной собственности у Церкви и о передаче ее лицам, чуждым и враждебным Истинной
Церкви. К сожалению, наличие столь неоднозначных суждений по вопросу об
имущественных спорах в Святой Земле говорит о постепенном утрате четкого
екклисиологического разграничения Церкви и псевдоцерковных сообществ.
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
| editor@vertograd.com.ru |