МОНАСТЫРСКИЕ ВЛАДЕНИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ЗАГРАНИЦЕЙ
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
И ПОЛИТИКА МП
Как известно, до октябрьского переворота Российская Православная Церковь владела довольно большой собственностью на Святой Земле, объединенной организационно в Русскую Духовную Миссию. Духовная Миссия была основана в Иерусалиме в середине XIX в. (1847 г.), тогда же Императорское Православное Палестинское Общество организовало закупку большой собственности. Как правило, при покупке того или иного земельного участка предусматривалась возможность создания на нем монастыря, что и было исполнено в случае Горненского и Елеонского монастырей.
К началу Первой мировой
войны Духовная Миссия владела 37 участками, 8 церквами и несколькими часовнями,
2 женскими монастырями, 5 больницами, 7 гостиницами для паломников и около 100
школами. Одною из главных задач Миссии наряду с приемом русских паломников было
образование православных арабов.
После революции и
гражданской войны в России за отсутствием дальнейшего государственного
финансирования Миссии заботу о ней взяли на себя русские эмигранты и сами
насельники монастырей. Все — именно все! — монастыри Св. Земли признали
главенство над собою Зарубежного Архиерейского Синода в Сремских Карловцах.
Духовная Миссия существовала практически безмятежно (хотя и порой в стесненных
обстоятельствах) вплоть до 1948 г., когда разделение Палестины повлекло за
собою потерю части собственности Духовной Миссии.
Таким образом, на сегодня во
Св. Земле наша Церковь представлена Русской Духовной Миссией в Иерусалиме,
владения и члены которой подчинены непосредственно Первоиерарху Зарубежной
Церкви, которого представляет архимандрит, назначенный Начальником Миссии. В
разные времена ими были: архим. Мелетий (1918—1923), архим. Иероним (Чернов),
архим. Мелетий, иером. Рафаил (эти трое — попеременно в 1923—1928 гг.),
известный архим. Киприан (Керн), ушедший в 1933 г. в евлогианский раскол
(1928—1933), архим. Антоний (Синкевич) (1933—1951), архим. Димитрий (Бакай)
(1951—1968), архим. Антоний (граф Граббе) (1968—1985), архим. Алексий
(Розентул) (1988—1992), игумен Николай (Юхос) (1992—1993), архим. Феодосий
(Клэр) (1993—1995), архим. Варфоломей (1996—1997), игумен Алексий (Бирон)
(1997—наст. вр.). Три женских монастыря и два мужских составляют с Миссией одно
правовое целое. Глава Миссии также является главою монашеских общин, в которых
его представляет настоятель или настоятельница. При входе в монастыри всегда
висит вывеска «Русская Духовная Миссия», а затем следует название монастыря.
Система управления Миссии отличается от управления монастырями в епархии, где
есть Епископ. Каждая обитель имеет автономный статус, подобно приходу, и
отвечает сама и за себя, и за свои внешние связи.
Монастыри расположены в
Иорданской части Палестины, на Западном берегу Иордана. Горненский монастырь
находится к западу от Иерусалима — в израильской части Палестины, наряду с
несколькими другими церквами и земельными владениями, а также бывшим центром
Духовной Миссии в Иерусалиме. Все они были переданы израильским правительством
МП в конце 40-х годов в благодарность за покровительство Сталина при создании
государства Израиль. Горненский монастырь находился в юрисдикции РПЦЗ только
между 1920 и 1948 гг. Бывшее здание Духовной Миссии было, как и все остальные
здания, оказавшиеся на израильской территории, передано советскому государству,
а не патриархии, так как по советским законам церковь (МП) не имела права
владения недвижимостью. Советское государство затем уступило здание Духовной Миссии
Израилю в качестве платы за несколько десятков тонн апельсинов, благополучно
сгнивших в трюме сухогруза в александрийском порту.
Первые потери
Горненский женский монастырь расположен в 5 км
к юго-западу от Иерусалима, около селения Эйн Карем (Источник Винограда),
которое традиционно считается местом рождения св. Иоанна Предтечи (Во дни
оны восставше Мариам, иде в Горняя со тщанием...) На этом месте произошла
евангельская встреча Пресвятой Богородицы со Своей двоюродной сестрой
Елисаветой, когда взыграся младенец радощами во чреве ея (Лк., 1:
39–41). Сразу после закупки участка в 1870 г. на нем поселились отдельные
монахини и паломники, и там же был построен храм во имя Казанской иконы Божией
матери. Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего Синода в 1886
г., тогда же была построена новая большая церковь, а впоследствии (1903 г.) в
обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счет которых
монастырь сам себя кормил. К началу Первой мировой войны там находилось около
200 монахинь, которым пришлось покинуть обитель и переместиться в Александрию,
откуда они вернулись после окончания боевых действий в основательно
поврежденный монастырь. Однако усилиями сестер он был восстановлен, и в 1924 г.
снова получил канонический статус монастыря.
Многие насельницы, пришедшие
в обитель в эти годы, были русскими монахинями-эмигрантками, бежавшими в
Бессарабию, оттуда в Сербию, а затем во Св. Землю. Лишь несколько послушниц
были из арабок. В 1945 г. мать Елизавета (Ампенова) была назначена Митрополитом
Анастасием настоятельницей монастыря. Галину Ампенову благословил на монашеский
путь еще Блаженнейший Митополит Антоний в 1929 г., но постриг она приняла в
1940 г., став насельницей монастыря Воскресения Христова в Вифании, где
настоятельствовала знаменитая матушка Мария (Робинсон). Мать Елизавета стала
настоятельницей Горнего в крайне неспокойное время. Верные своим монашеским
обетам, она и ее сестры оставались, сколько возможно, в обители, несмотря на
стычки в самой деревне Эйн Карем и терроризм израильского Хагана, который
явился причиной арабо-израильской войны 1948 г. В июле, когда начались
бомбежки, сестры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины.
После организации с помощью
Сталина независимого Израиля Горненский монастырь был передан израильскими
властями Московской патриархии. Представители МП и срочно привезенные из СССР
монахини заняли обитель, которая с тех пор находится в юрисдикции МП и
представляет собой не только самый большой женский монастырь на Святой Земле вообще
(ранее он постоянно пополнялся монахинями Киевских Покровского и Флоровского
монастырей, а также Пюхтицкого монастыря в Эстонии), но и самый большой
монастырь МП за пределами советских границ. Матушка Елизавета с сестрами бежали
сначала в Елеонский монастырь, затем во Францию, и наконец — в Англию, где они
основали Благовещенский монастырь в Лондоне. Часть сестер осела в Чили, где был
основан Успенский монастырь. Обе эти обители существуют и по сей день в
каноническом подчинении РПЦЗ.
Последние
оплоты
Елеонский Спасо-Вознесенский
женский монастырь находится на среднем выступе Масличной горы, называемом Джебель ат-тур. Его 64-метровая
колокольня св. Иоанна Предтечи, сооруженная в 1888 г., видна с большого
расстояния и известна в Иерусалиме под именем «Русская свеча». Вознесенский
храм был воздвигнут на выступе практически сразу после покупки участка архим.
Антонином (Капустиным), тогдашним главой Духовной Миссии. Община сформировалась
на десять лет позже горненской. В 1906 г. Святейший Синод признал елеонскую
общину монастырем, после чего начался быстрый рост обители. За краткое время
количество сестер в ней возросло с 15 до 100. На месте, где согласно преданию
была открыта честная глава св. Иоанна Предтечи, заложили новую церковь,
строительство которой было прервано начавшейся Первой мировой войной. Во время
войны елеонские сестры пребывали вместе с горненскими в Александрии, в
Малогалилейском монастыре, принадлежавшем Иерусалимскому патриархату. Елеонский
монастырь серьезно пострадал во время войны, так как турки разместили в нем
казармы, но был восстановлен сестрами, которые даже возобновили строительство
Иоанно-Предтеченского храма, так впрочем никогда и недостроенного...
В 1924 году елеонское
сестричество получило указом Митрополита Антония статус монастыря, а в 1937
году состоялось освящение трапезного храма во имя св. Филарета Милостивого.
Основной проблемой Елеонской обители всегда было привлечение достаточного
количества сестер. Хотя отдельные эмигранты, а также сестры из Бессарабии
влились в общину, их числа не хватало для сохранения русского облика монастыря.
В 1930 г. там было около 300 сестер, затем их количество постепенно
сокращалось, и к настоящему дню в монастыре подвизается лишь около 50 монахинь
и послушниц, а сам монастырь продолжает оставаться самым большим монастырем
нашей Церкви. В последние годы в общину влилось много арабских сестер, но
несмотря на это весь богослужебный и бытовой строй сохраняет русский вид,
Богослужения ведутся только на церковнославянском языке.
Гефсиманский женский
монастырь и Вифанский монастырь Воскресения Христова представляют собою единую
большую общину, основание которой было бы невозможно без участия двух
англичанок — матушки Марии (Барбара-Стелла Робинсон) и сестры Марфы (Алиса
Спротт). Обе они обратились в Православие и приняли монашеский постриг в 1933
г. во время посещения Палестины на пути в Индию. В 1934 г. они получили
благословение на основание в Вифании общины во имя Воскресения Христова. Через
год Митрополит Анастасий, тогдашний Первоиерарх нашей Церкви, назначил матушку
Марию настоятельницей.
Российская Церковь владела
некоторой землей в Вифании и зданием, воздвигнутым прежде Первой мировой войны.
Здание использовалось как гостиница для паломников. Поскольку Вифания находится
на полпути из Иерусалима в Вифлеем, паломники всегда останавливались там для
отдыха и ночлега. Земельный участок в Вифании был закуплен архим. Антонином
(Капустным) в XIX в. в надежде на то, что на этом месте находился дом Лазаря,
где останавливался Господь, когда Марфа пришла известить Его о смерти Лазаря
(Ин. 11:20, 30). Во время раскопок была найдена древняя табличка,
подтверждающая это, а в 30-х гг. на этом месте была воздвигнута часовенка.
Желая следовать своему
призванию и помогать бедным, новая настоятельница стала строить школу и
интернат для арабских девочек. Школа поддерживала высокие стандарты обучения и
даже удостоилась высочайшей похвалы британского Верховного комиссара сэра
Аллана Каннингэма. И поныне она остается единственной православной школой для
девочек на Св. Земле. Школу посещают 240 девочек, из которых 40 живут в
интернате. В программу помимо обычных предметов школьного курса иорданских школ
входили Закон Божий, История Церкви и церковное пение. В старших классах
преподаются также английский и русский языки. После оккупации израильтянами
Западного берега программа практически не изменилась, имея своей основной целью
воспитание в вере детей арабских православных, которые бы оказались без всякого
специального образования в обычных арабских школах (само собой, всякая
миссионерская работа среди детей-мусульман категорически воспрещена). Школа не
получает никаких вспомоществований от израильского правительства, все расходы
покрываются за счет платы за обучение и пожертвований от русских эмигрантов по
всему миру. Некоторые выпускницы школы поступили в Гефсиманскую и Елеонскую
обители.
В 1938 г. матушка Мария
передала управление школой сестре Марфе, а сама основала общежитие в
Гефсиманском саду, владении Русской Духовной Миссии с 1881 г., на котором в
1886 г. была построена в московском стиле дивной красоты церковь святой
равноапостольной Марии Магдалины. Семикупольный храм с колокольней, оснащенной
замечательными колоколами, был воздвигнут в память матери Государя Императора
Александра III Царицы Марии Александровны. Беломраморный иконостас заключает
иконы, писаные в характерном итальянском стиле XIX в. Отдельно надо упомянуть,
что в храме покоятся честные мощи святых Новопреподобномучениц Великой Княгини
Елисаветы и инокини Варвары, а также Великого Князя Сергея Александровича,
основателя Императорского Палестинского Общества. Великая Княгиня практически
до конца своей земной жизни оказывала покровительство храму и возникшему вокруг
него приходу. После ее мученической кончины в Алапаевске в 1918 г. и занятия
этого городка частями Белой Гвардии, мощи мучениц были вывезены в Китай, а
затем в Палестину, где и упокоились в соответствии с волей Великой Княгини.
После прославления святых Новомучеников в 1981 г. мощи были подняты из крипты в
храм, где они теперь открыты для поклонения.
Гефсиманская община никогда
не была многочисленной, ее численность всегда колебалась между 20 и 40
сестрами, сейчас насельниц около 20, причем как правило половина из них —
арабки, а другая половина составлена русскими с небольшими вкрапленями представительниц
других народов. Жизнь монастыря во многом зависит от финансовой поддержки
Архиерейского Синода и доброхотных пожертвований. В 1988 г. была освящена
пещерная часовня во имя Святых Страстей Господних. В том же году в монастыре
была похоронена принцесса Алиса, мать принца Филиппа Английского, которая была
большой почитательницей своей родственницы Великой Княгини Елисаветы и по ее
примеру за несколько лет до кончины приняла монашество. По случаю столетия
освящения храма св. Марии Магдалины Владыка Митрополит Виталий возвел
гефсиманскую общину в ранг монастыря.
Скит преподобного Харитона находится около Фарана, в
10 км к северо-востоку от Иерусалима. Расположенный в пустынных скалах, он был
одним из первых монашеских поселений на Святой Земле, и его история восходит к
IV в. В XIX в. он был заброшен, пришел в полное разрушение, но его купил архим.
Антонин в конце 1890-х гг. Финансовая помощь из России позволила восстановить
скит, затем он был вверен великосхимнику Пантелеимону, бывшему настоятелю афонского
скита во имя Воздвижения Честнаго Креста, который и поселился здесь с монахами
и послушниками в 1903 г. Несколько лет спустя пожар поглотил практически все
строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только
частично. Последний афонский насельник этого скита, о. Герасим, отошел ко
Господу в 1960-х гг. С тех пор скит пустует, за исключением нескольких дней,
когда члены Духовной Миссии бывают в нем, а кроме того, на день преп. Харитона,
28 сентября, клирики Миссии служат в скиту Божественную Литургию. Скит
представляет собой двухэтажное здание со множеством келлий у подножия скалы,
где на высоте около 20 м находится пещерная церковь преп. Харитона, иконостас
которой написан афонским монахами в начале прошлого века.
Простре тать руку
свою...
Ставший знаменитым после
печальных событий 1997 г. Мамврийский дуб и собор святых Праотец в
Хевроне представляют собой одну из древнейших святынь в горной Иудее,
расположенной около 40 км к югу от Иерусалима. Мамврийский дуб, под которым
праотец наш Авраам жил ок. 2000 лет назад, во дни уничтожения Содома и Гоморры,
почитается как величайшая святыня не только христианами, но также иудеями и
мусульманами. Участок и древо были куплены архим. Антонином в 1868 г. для
Российской Церкви. Затем к этому участку прибавились некоторые другие, так что
все вместе составило 72 355 м2. Храм был заложен еще в 1906 г., но
из-за начавшейся войны его строительство было завершено лишь в 1926 г., когда
собор освятил Патриарх Дамиан. Приделы храма посвящены Св. Троице и свят.
Николаю, храмовый праздник отмечается в Духов день, в память посещения Авраама
Тремя Путниками.
Братия этой обители никогда
не была особенно многочисленной, не превышая десяток человек. В свое время это
общежитие было знаменито благодаря игумену Игнатию, которого весьма почитали
как человека святой жизни и духовного наставника в традициях русского
старчества. Он скончался в 1985 г. Братии оставалось подвизаться в этом святом
месте еще 12 лет, прежде чем вооруженные советским автоматами мусульмане по
указке МП ворвались в гостиницу, где обитала братия, и выкинули монахов на
улицу. В настоящее время в обители находятся несколько патриархийных «монахов».
Участок в Иерихоне, который
подобным же образом, используя палестинскую армию и ГБ, заняла и пытается
отнять МП, представляет собой обширный сад, на котором расположены братский
корпус и церковь.
Визиты
возглавителей МП на Св. Землю: результаты и прогнозы
Впервые патриарх Алексий
(Симанский) посетил Св. Землю в 1945 г. в мае-июне, сразу после окончания
Второй мировой войны. Понимая, что назревает передел мира и он в первую очередь
коснется Палестины, Алексий осознавал также, что глобалистские устремления
Сталина (проявившиеся в организации марионеточного Московского патриархата, в
попытках создания Всемирного антикатолического центра и в «воссоздании»
Российского Палестинского Общества) будут иметь прямое воплощение в восточной
политике советского тирана. Именно в целях политической рекогносцировки он и
посетил Св. Землю, где попытался убедить монастыри и общины, пребывающие в
юрисдикции РПЦЗ, перейти под омофор той организации, которую он именовал
«матерью-церковью». ЖМП распубликовала тогда оптимистические репортажи в духе
советской пропаганды того времени о всенародном ликовании и всеобщем желании
воссоединиться с МП, но в действительности дело обстояло иначе.
Глава Духовной Миссии архим.
Антоний (Синкевич, позднее Архиепископ Лос-Анжелосский) занял твердую позицию,
хотя патриархийные чины, приехавшие с Алексием, предложили ему сразу
митрополичью шапку в случае перехода в МП. По согласованию с Иерусалимским
патриархатом главе МП было позволено зайти на территорию Елеонского и
Гефсиманского монастырей и даже войти в алтарь храма. При этом все сестры
стояли в храме и не шелохнувшись, не поворачивая головы, ждали конца этой
странной процедуры. Патриарх был раздосадован таким поворотом событий, но
вместе с тем, как человек благородного происхождения не смог не восхититься
твердостью и послушанием сестер. Патриарху, равно как и год спустя приехавшему
с теми же целями ленинградскому митр. Григорию Чукову, пришлось признать свое
полное поражение. И только после разделения Палестины и основания государства
Израиль — многоходовой операции, задуманной московским тираном для ослабления
американо-европейского альянса, — МП смогла начать серию захватов и
«получений», которая продолжается и поныне. В том, что этот процесс шел не так
быстро, как этого бы хотели на Лубянке и в Чистом переулке, была во многом
заслуга руководителей Духовной Миссии — таких как вышеупомянутый архим. Антоний
(Синкевич), другой архим. Антоний (гр. Граббе), практически сорвавший
триумфально задуманный визит патриарха Пимена на Св. Землю, и других.
К сожалению, последние
визиты патриарха Алексия Ридигера показали, что реалии новой политики совершенно
смешали карты, так как состав «игроков» несколько изменился. Израильское
государство из союзника и друга Советов превратилось в сателлита Соединенных
Штатов и в этом качестве склонно более покровительствовать Русской Зарубежной
Церкви. Появилась т. н. Палестинская автономия, многим обязанная московским
властям и стремящаяся сторицей воздать долг советским друзьям и их патриархии.
На Святой Земле возникла «параллельная» духовная миссия МП, претендующая на
имущество нашей Церкви; бывшее подсоветское Палестинское общество стало
называться Православным и Императорским. Перестройка и перерождение
коммунистической власти в России сделали для многих неочевидным апостасийный и
сергианский характер МП, а экуменическое движение, объединяющее МП и Константинополь,
дает силам Нового мирового порядка удобный рычаг давления на Иерусалимский
патриархат, который уже не может себе позволить поддерживать нашу Церковь, а
вынужден играть в двое ворот. Все это вкупе с порой не очень последовательной
политикой Синода РПЦЗ и заменой упреждающего администрирования на реакцию
постфактум (о чем писал еще приснопамятный Епископ Григорий /Граббе/) позволяет
сделать малоутешительный прогноз относительно того достояния, которое пока
осталось во владении нашей Церкви. С другой стороны, сила молитвы сестер и
отцов, остающихся пока нашими монастырей, к которым, мы надеемся, присоединятся
и Ваши, наши дорогие читатели, молитвы, — эта сила способна победить любую
злобу и посрамить любой прогноз, сделанный на основе человеческой логики.
(составлено по книгам и
материалам иерея Георгия Зайде)
Литература:
G.
Seide, Geschichte der Russischen
Orthodoxen Kirche im Ausland von der Gruendung bis in die Gegenwart
(Wiesbaden, 1983).
G.
Seide, Die Kloster der Russischen
Orthodoxen Kirche im Ausland in Vergangenheit und Gegenwart (Muenchen,
1984), англ. пер. Monasteries and Convents of the
Russian Orthodox Church Abroad. A Historical Review (Muenchen, 1990).
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
editor@vertograd.com.ru |