ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей 449. Пятница26 марта 2004 года. 22:30


В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

- Священник Алексий Лебедев искусственно противопоставляет Архиепископа Серафима и других архиереев Российской Церкви.
-
Послание митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (УПЦ МП) первоиерарху РПЦЗ(Л) по поводу "раскольнических действий" епископа РПЦЗ(Л) в Одессе.
- Заседание синода Московской патриархии. 25 марта 2004 года.
- КОММЕНТАРИЙ: Скромные итоги великопостного заседания Священного Синода МП.
-
Общество "Радонеж" рекомендует смотреть голливудский исторический триллер "Страсти Христовы".
- Владимир Путин – за закон об особом статусе "традиционных религий" в России.

НОВОСТИ ИСТИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ЛЕБЕДЕВ ИСКУССТВЕННО ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА И ДРУГИХ АРХИЕРЕЕВ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
(Меч и Трость - Вертоградъ, Санкт-Петербург)

В своем письме, опубликованном 23 марта на интернет-сайте "Меч и трость" (http://cherksoft.narod.ru/mut45.htm), клирик Суздальской Епархии РПАЦ священник Алексий Лебедев, служащий в Санкт-Петербурге, попытался противопоставить друг другу иерархов Российской Церкви. Напомнив, что четыре иерарха РПАЦ происходят "из катакомбников", о. Алексий дал понять, что они управляют Церковью независимо от ее официального Священноначалия и от так называемых "церковных публицистов". Особо автор письма выделил роль Архиепископа Сухумского и Абхазского Серафима, который является олицетворением "катакомбной традиции" в РПАЦ.
Первоиерарх Российской Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин, в непосредственном подчинении которого находится священник Алексий Лебедев, назван в письме "чекистом" (в кавычках).
Отмечая, что "Вл. Виталий, Валентин, Лазарь когда-либо умрут", о. Алексий выражает пожелание, "чтобы умерла и путаница, которую они натворили". В заключение письма автор подчеркивает, что является членом РПЦЗ "с 1991 года".

ДОКУМЕНТ


ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО АГАФАНГЕЛА (УПЦ МП) ПЕРВОИЕРАРХУ РПЦЗ(Л) ПО ПОВОДУ "РАСКОЛЬНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ" ЕПИСКОПА РПЦЗ(Л) В ОДЕССЕ
(составлено при участии пресс-службы Союза православных граждан - ВДъ)
(орфография подлинника сохранена)

Высокочтимый Владыка Митрополит и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей!
С особой духовной радостью Одесская митрополия восприняла известие о начале долгожданного диалога между РПЦ МП и РПЦЗ, двумя ветвями единой Русской Православной Церкви. Мы с волнением ожидаем прибытия Вашего Высокопреосвященства в Москву для встречи со Святейшим Патриархом Алексием и молимся о благоуспешности начатого общения, которое должно возрасти в единение евхаристическое. К этому единству во Христе мы и должны прийти во взаимном согласии и уважении друг к другу. Я благодарю Вас, дорогой Владыка, за то, что мое первое обращение к Вам в связи с действиями епископа Агафангела (Пашковского) было рассмотрено на заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ и с Пашковского было затребовано письменное объяснение всех его действий. Мы надеялись, что после этого рассмотрения на Синоде положения дел в приходах епископа Агафангела (Пашковского) им будут сделаны необходимые выводы. Однако епископ Агафангел продолжает свою антиправославную, антиканоническую деятельность, направленную на усугубление существующего между нами разделения. Одесская митрополия на протяжении многих лет не принимает участия в экуменическом движении. Об этом прекрасно знает епископ Агафангел (Пашковский). Но разве можно сравнить с экуменизмом зло и вред, который он наносит своей кощунственной деятельностью, совершая Божественную Литургию с лишенными сана и запрещенными в священнослужении.
Несмотря на состоявшуюся первую встречу делегации РПЦЗ со Святейшим Патриархом и членами Священного Синода РПЦ МП и взаимное покаяние, епископ Агафангел в своем рождественском послании по сути призвал не искать единства с Московским Патриархатом, чем ясно показал свою настроенность.
Обратиться вторично к Вашему Высокопреосвященству меня, правящего архиерея Одесской митрополии, снова побудили нецерковные действия епископа Агафангела (Пашковского), выразившиеся в незаконном принятии им запрещенных клириков. Так, в феврале текущего года Пашковским был принят и допущен к евхаристическому общению запрещенный в священнослужении за многочисленные нарушения иеродиакон Гавриил (Анисимов), потерявший страх Божий, который за небольшой промежуток времени своей монашеской жизни поменял четыре монастыря из-за систематических нарушений иноческого устава, своеволия, самочиния и самоволия. Он неоднократно был запрещаем мною в священнослужении. Одно из запрещений было связано с присвоением им себе иерейских обязанностей, выразившихся в кощунственном "освящении" иеродиаконом Гавриилом магазина, преподании верующим именословного иерейского благословения и подачи руки для лобызания. Без благословения руководства монастырей, в которых он поочередно пребывал,
Гавриил дерзал вступать в общение с католическим епископом и священниками, им была пошита для себя католическая сутана, что вызвало соблазн у насельников Свято-Ильинской обители, в которой тогда "подвизался" Гавриил. Неоднократно он обращался ко мне с просьбой о рукоположении в иеромонахи, но каждый раз я отказывал из-за немонашеского образа жизни Гавриила. После самовольного ухода из Свято-Никольского монастыря и пребывания неизвестно где в течение нескольких месяцев, Гавриил просил простить его в последний раз. Для исправления он был мною направлен в Свято-Успенский Патриарший монастырь под строгий надзор руководства обители.
Через три месяца Гавриил покинул и этот монастырь, за что был снова запрещен в священнослужении. Через некоторое время запрещенный иеродиакон Гавриил кощунственно сослужил за Литургией епископу Агафангелу, за что 18 марта 2004 г. Гавриил был мною лишен сана.
Нарушив апостольские правила и сам подлежащий запрещению в священнослужении, епископ Агафангел (Пашковский) 17 марта 2004 г вновь "принял в общение" очередного нарушителя устава монашеской жизни - запрещенного в священнослужении игумена Парфения (Гринюка-Говаженко). Игумен Парфений систематически нарушал иноческие обеты, отсутствовал за богослужениями и монашеским правилом. Являлся на богослужение и служил в нетрезвом состоянии. Как сам Парфений признавался, он, готовясь служить Литургию, не читал полностью даже Последования ко Святому Причащению. Неоднократно просил меня перевести его на приходское служение, так как, по его словам, ему нужны деньги. Поведение Парфения неоднократно рассматривал Духовный Собор Свято-Успенского Патриаршего монастыря. В последнее время, видимо готовясь перейти к Пашковскому, Парфений открыто хулил Русскую Православную Церковь, называя ее советской Церковью.
Я полностью согласен со словами, которые Вы, Владыка митрополит, высказали в своем интервью 16 марта 2004 г., в отношении тех, кто называет Русскую Церковь "советской"; таковые "насаждают в своих сердцах ненависть и презрение. Упорствующие в таком мнении впадают в гордыню и в прелесть нео-фарисейства". На следующий день после Вашего интервью Пашковский "принял в общение" запрещенного в священнослужении игумена Парфения.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Верующий народ соблазняется апостасией в действии.
В Послании Архиерейского Собора РПЦЗ 2003 г. есть такие слова: "Желательно, чтобы в тех местах, где параллельно существуют приходы Зарубежной Церкви и Московского Патриархата был выработан опыт дружественного сосуществования". Как видим, епископ Агафангел совершает действия, направленные не на уврачевание нашего разделения и воплощение в жизнь Послания Архиерейского Собора РПЦЗ, к которой он пока еще принадлежит. Практикой беглопоповства и принятия запрещенных и лишенных сана, Пашковский еще более обостряет наши взаимоотношения и усугубляет разделение. Таким личностям, как Пашковский и ему подобным, по всей видимости, не выгодно единство Русского Православия.
Убедительно прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, остановить безумные действия епископа Агафангела (Пашковского) и принять необходимые меры для пресечения в будущем подобных антицерковных и антиканонических действий, разрушающих церковную дисциплину, памятуя Ваши слова: "Русская Зарубежная Церковь всегда твердо стояла на почве церковных канонов, не сближаясь с теми, кто от них отступает" (интервью от 16 марта 2004 г.).
С почтительной во Христе любовью,
Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский,
постоянный член Священного Синода
Украинской Православной Церкви

ИЗ ЖИЗНИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

ЗАСЕДАНИЕ СИНОДА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
25 марта 2004 года
(после сообщения читайте комментарии главного редактора Православного журнала "Вертоградъ")

Очередное заседание синода МП началось 25 марта в рабочей резиденции патриарха в Чистом переулке с сообщения Алексия II о том, что 23 июня в Россию из США вернется Тихвинская икона Божией Матери. Это известие стало результатом переговоров патриарха с делегацией Православной церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы.
Синод фактически отстранил архимандрита Иоанна (Экономцева) и возглавляемый им Отдел религиозного образования и катехизации от организации Международных Рождественских образовательных чтений. "В связи с установившимся широким церковным и общественным интересом к Рождественским чтениям и участием в их проведении ряда Cинодальных учреждений, - говорится в соответствующем постановлении, - образовать Координационный комитет подготовки очередных Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента".
С небольшим нарушением действующего устава МП синод постановил провести очередной Архиерейский собор с 3 по 8 октября 2004 года. Согласно уставу, такие соборы должны проводиться не реже чем раз в четыре года, однако последний Архиерейский собор завершился 17 августа 2000 года.
Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, прославленных в МП следующие имена: священника Григория Хлебунова (1873 -- 6 марта 1930); священника Феодора Располова (1891 -- 8 (21) июля 1918); архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 -- 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 -- 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 - 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 -- 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 -- 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 -- 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 -- 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 -- 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 -- 26 ноября 1940), священника Тимофея Ульянова (1900 -- 23 июня 1940), священника Василия Протопопова (1886 -- 8 июля 1940), иеромонаха Илии (Вятлина; 1867 -- 5 апреля 1938), диакона Иоанна Смирнова (1887 -- 18 августа 1939), Петра Игнатова (1904 - 14 ноября 1941), послушницы Параскевы (Макаровой; 1878 -- 7 марта 1938); протоиерея Николая Богословского (1875 -- 4 ноября 1937); священника Викторина Добронравова (1889 -- 28 декабря 1937); священника Космы Петриченко (1869 -- 16 ноября 1937). В повестку дня предстоящего Архиерейского собора включен вопрос об общецерковном прославлении в МП преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Пимена Угрешского, почитаемых лишь в отдельных епархиях.
В связи с 75-летним юбилеем патриарха, который будет отмечаться в июне, решено учредить новые награды МП: ордена святителя Алексия Московского трех степеней; преподобного Серафима Саровского трех степеней; орден Славы и Чести; медаль преподобного Серафима Саровского первой и второй степени.
На заседании были выслушаны годовые отчеты четырех Синодальных отделов, которые были одобрены, за исключением отчета Отдела религиозного образования и катехизации. Синод утвердил "Положение о Подворьях Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси".
Выслушав доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о приходах МП за рубежом, синод постановил:
А) утвердить в составе Берлинско-Германской епархии следующие новообразованные приходы: св. вмч. Пантелеимона в г. Заарбрюкене; свв. сщмч. Киприана и мч. Иустинии в г. Франкфурте на Майне;
Б) одобрить открытие прихода во имя Святой Троицы в г. Дебрецен, Венгрия, включив его в состав Будапештско-Венгерской епархии Русской Православной Церкви;
В) сделать ряд новых назначений клириков в зарубежных епархиях и в Русской духовной миссии в Иерусалиме.

По предложению митрополита Кирилла создано представительство МП в Страсбурге, где размещается Европарламент и Европейский суд по правам человека. Представителем в Страсбурге назначен игумен Филарет (Булеков), до этого бывший настоятелем Сергиевского прихода в г. Йоханнесбурге, ЮАР.
Митрополит Кирилл выступил с докладом "о готовящейся конференции Всемирного Совета Церквей по всемирной миссии и евангелизации на тему: "Приди, Дух Святой, исцели и примири. Призваны во Христе быть примиряющими и исцеляющими общинами", которая состоится в Афинах с 9 по 16 мая 2005 года". На экуменическую встречу направлена делегация в следующем составе: игумен Филипп (Симонов), заместитель председателя Миссионерского отдела Московского патриархата; диакон Александр Васютан, сотрудник Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата; В.Ю. Квятковский, руководитель спецпрограмм миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

КОММЕНТАРИЙ: Скромные итоги великопостного заседания Священного Синода МП
Очередное заседание священного синода МП, состоявшееся вчера, оставило впечатление совершенно рядового, "отчетно-выборного". На нем и в самом деле были заслушаны отчеты ряда синодальных отделов и выбраны новые временные члены синода на летнюю сессию. Однако на сей раз как никогда ясно - это то затишье, которое бывает перед бурей. Во-первых, синод назначил на начало октября Архиерейский собор - событие, которое по новому уставу МП бывает нечасто, а поэтому каждый раз обязано становиться "знаковым". А во-вторых, неумолимо грядет 75-летний юбилей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), который по достижении этого возрастного рубежа, опять же согласно уставу, обязан подать синоду прошение об увольнении на покой. Возможно, что уже следующее заседание синода будет рассматривать вопрос об отставке второго по ранжиру епархиального архиерея МП, и если его прошение будет удовлетворено, а Питерскую кафедру займет митрополит Кирилл (Гундяев), то отпадут последние вопросы о том, кто является реальным центром церковной власти в современной России.
Об отчетах синодальных отделов в предназначенных для публикации журналах синода сказано сухо - "слушали… постановили: принять к сведению". Но если прислушаться, то и сквозь эти бюрократические штампы можно расслышать интересные и важные нюансы. Всего было заслушано четыре отчета - Отдела внешних церковных связей, Учебного комитета, Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) (в чем-то дублирующего Учебный комитет) и Издательского совета. Вторым пунктом синодальных резолюций по отчетам ОВЦС, Учебного комитета и Издательского совета значится "одобрить". В случае с ОРОиК - только "принять к сведению". А значит, работа Отдела, возглавляемого эстетствующим архимандритом Иоанном (Экономцевым), не была признана заслуживающей одобрения. Ощущение того, что о. Иоанн попал в опалу, усиливается после прочтения следующего постановления, принятого по докладу самого патриарха: "В связи с установившимся широким церковным и общественным интересом к Рождественским чтениям и участием в их проведении ряда Cинодальных учреждений образовать Координационный комитет подготовки очередных Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. Председателю Координационного комитета по подготовке очередных Международных Рождественских образовательных чтений представить Святейшему Патриарху на утверждение список членов координационного комитета". Известно, что раньше чтения готовил только ОРОиК, а их Координационный комитет подбирал архимандрит Иоанн. Кроме того, чтения были единственным широкомасштабным мероприятием, ради проведения которого экономцевский Отдел трудился целый год. Неужели не за горами роспуск ОРОиК и окончательный уход со сцены архимандрита Иоанна, почти 15 лет возглавляющего синодальный отдел, но так и не ставшего епископом?
Обсуждение подготовки к празднованию 75-летия патриарха Алексия II, которое на самом деле уже случилось 23 февраля, но было перенесено на июнь по причине наступившего Великого поста, свелось к учреждению новых орденов и медалей МП. Надо сказать, что за постперестроечный период система церковных наград в России увеличилась и расширилась до рекордных рубежей. Наверное, даже директор софринского завода, штампующего ордена и медали, не сможет полностью воспроизвести наизусть их список. Изменилось и предназначение наград - если до 1990 года их вручали преимущественно клирикам, немногочисленным церковным чиновникам и старостам в честь юбилеев, а также высоким церковным гостям из-за границы "на память", то теперь главное предназначение церковных орденов - моральное стимулирование бизнесменов, жертвующих на церковь, и чиновников, лоббирующих ее интересы. Почему-то именно в связи с юбилеем патриарха учреждено три новых ордена МП: святителя Алексия Московского трех степеней, преподобного Серафима Саровского трех степеней и Славы и Чести (без степеней). Название последнего звучит как-то совсем по-светски. Может, кто-то в патриархии решил, что слишком уж курьезно выглядит прикрепление к груди всяких муфтиев и лидеров мусульманских стран образков преподобного Даниила Московского, обрамленных крестом?
Синод не удержался от того, чтобы подтвердить верность прежнему официальному экуменизму, который многие церковные консерваторы уже давно списали в архив. Был заслушан доклад все того же митрополита Кирилла "о готовящейся конференции Всемирного Совета Церквей по всемирной миссии и евангелизации на тему: "Приди, Дух Святой, исцели и примири. Призваны во Христе быть примиряющими и исцеляющими общинами", которая состоится в Афинах с 9 по 16 мая 2005 года". Составленное в нарочито протестантском духе название мероприятия уже содержит в себе совместную молитву его участников. Несмотря на то, что по официальной версии, МП к 2005 году может и выйти из ВСЦ, на конференцию была направлена делегации в составе двух клириков и одного мирянина - преподавателя Свято-Тихоновского института, который еще недавно считался оплотом консервативных сил в Московской патриархии.
Традиционная "кадровая" часть заседания отличалась полным отсутствием сенсаций - синод впервые не переместил ни одного епархиального архиерея. Однако есть большие достижения на зарубежном направлении - продолжается неуклонный рост приходов МП в странах, где еще недавно преобладала РПЦЗ. Больше всего приходов открывается на территории Германской епархии, ослабляя позиции главного ревнителя "воссоединения" РПЦЗ с МП архиепископа Марка (Арндта). Синод принял в юрисдикцию МП приходы во Франкфурте-на-Майне и Саарбрюккене, открыл приход в венгерском Дебрецене, расширил штат клириков Русской духовной миссии в Иерусалиме. По инициативе митрополита Кирилла создана новая церковно-политическая структура - представительство МП в Страсбурге, при Совете Европы. Подобное представительство уже несколько лет работает в Брюсселе, при базирующихся там европейских организациях, и возглавляет его преданный митрополиту Кириллу церковный дипломат епископ Иларион (Алфеев). Страсбургский внешнеполитический форпост возглавит игумен Филарет, который еще недавно, под именем Александра Булекова, руководил Службой коммуникации ОВЦС МП, имея среди светских журналистов, пишущих о религии, заслуженную репутацию "своего парня".
Синод высказался и по актуальной проблеме международной политики - издал заявление об эскалации напряжения в Косово. Действиям косовских албанцев в документе дается однозначная оценка - "этнические чистки". При этом синод активно призывает не выводить косовские события за рамки этнических, отрицая присутствие в Косово какого-либо конфессионального фактора. Очевидно, что храмы и мечети, которые становятся главными "вещдоками" происходящих в Косово преступлений, в этом контексте не стоит рассматривать как конфессиональные сооружения, а только как объекты этнической идентификации противоборствующих сторон. Косвенно, ответственность за происходящее священноначалие МП возлагает на США и НАТО, эвфемистично названные в заявлении "теми, кто сделал ставку на применение силы в международных отношениях". Авторы заявления пытаются предложить свой сценарий выхода из косовского кризиса, но, увы, этот сценарий ограничивается общими и тривиальными фразами: политические лидеры должны сказать "нет", прекратить разрушение святынь, а международные силы КФОР должны обеспечить безопасность памятников культуры и жителей. Всех остальных синод призывает не быть равнодушными. Но достаточно ли выполнения всех этих предложений, чтобы кровопролитие прекратилось? Прислушивается ли в современном затерроризированном мире еще кто-то к общей и правильной фразе? Во всяком случае, трудно сказать, что заявление синода внесло какой-то новый вклад в интеллектуальные усилия мировых лидеров по поиску правильного пути выхода из косовского кризиса.
Александр Солдатов

ОБЩЕСТВО "РАДОНЕЖ" РЕКОМЕНДУЕТ СМОТРЕТЬ ГОЛЛИВУДСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР "СТРАСТИ ХРИСТОВЫ"
(Портал-Credo.Ru - Вертоградъ, Москва)

Фильм американского режиссера Мела Гибсона "Страсти Христовы", вызвавший неоднозначную реакцию в мире, "является уместным, чтобы показать его в России". Такое мнение высказали 18 марта журналистам члены экспертного совета жюри фестиваля православных фильмов "Радонеж", посмотревшие эту картину.
Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", священноначалие МП и представители официальной церковной прессы смогли просмотреть ленту Гибсона на неделю позже, чем экспертный совет, что вызвало негативную реакцию у не связанной с кругом "Радонежа" православной общественности.
По словам Елены Бродской, директора по маркетингу и пиару компании "Централ Партнершип", которая занимается российским прокатом картины, 25 марта в московском кинотеатре "25 мм" прошел благотворительный показ ленты. Собранные средства пошли на поддержку проекта "Образование бедным детям", который курирует "Радонеж".
Это отчасти объясняет, почему широко известные своей антизападнической и антиэкуменической ориентацией деятели общества "Радонеж" решили форсировать события и загодя выступить в поддержку ленты американского режиссера-католика.
Кроме благотворительного показа компания "Централ Партнершип" передаст в Отдел религиозного образования и катехизации МП бесплатно 2 копии "Страстей" для использования их в образовательных целях.


РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

ВЛАДИМИР ПУТИН - ЗА ЗАКОН ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ "ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ" В РОССИИ
(Портал-Credo.Ru - Вертоградъ, Москва)

Президент России Владимир Путин одобрил идею принятия закона о поддержке "традиционных религий", сообщает ИТАР-ТАСС.
Выступая 26 марта на форуме народов Кавказа, президент сказал, что "не нужно забывать, что государство отделено от Церкви", но он согласен с тем, что "государство должно найти формы поддержки духовных лидеров традиционных конфессий".
Президент пояснил, что он "имеет в виду и решение в области собственности" "традиционных конфессий".


При перепечатке ссылка на ВДъ обязательна.http://www.vertograd.narod.ru/

Hosted by uCoz