ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 453. Великая Пятница, 9 апреля 2004
года. 22:50
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
- Пасхальное Послание Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина Преосвященным Архипастырям, пастырям и верным чадам Российской Православной Церкви.
- Завершилась ежегодная пастырская поездка Епископа Денверского и Колорадского Григория (РПАЦ) по восточному побережью США.
ДОКУМЕНТЫ
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО ВАЛЕНТИНА ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ВЕРНЫМ ЧАДАМ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
“Плотию уснув, яко мертв, Царю и
Господи,
тридневен воскресл еси,
Адама воззвав от тли и упразднив
смерть,
Пасха нетления – мира
спасение”
(Эксапостиларий
Пасхи)
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Такими священными и вечно живыми словами мы приветствуем друг друга, разделяя свою христианскую радость в эту “воистину священную и всепразднственную” ночь. Воскресший Христос - немеркнущий Источник радости всего рода человеческого. В “сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся” о Воскресшем Христе Иисусе!
Каждый православный, переживший неземную радость Пасхи, согласится с тем, что никогда живое христианское сердце не сможет привыкнуть ни к пасхальному приветствию “Христос воскресе!”, ни к короткому, но такому емкому тропарю Пасхи, ни к высокой поэзии Пасхального канона, ни к торжественному “Слову огласительному” святителя Иоанна Златоуста, приглашающему нас вкусить Пасхального Агнца на нынешней Таинственной Вечери. Некоторым скептикам кажется, что о Пасхе сказано уже все, и невозможно найти новых слов, чтобы выразить смысл и содержание нынешнего торжества. Но это не так! “Изумевает всяк язык” и изнемогает человеческое слово, чтобы выразить смысл Пасхи. Каждое наше слово о Пасхе высвечивает, выделяет лишь одну грань этого торжества, но выделить все грани невозможно. Неисчерпаемость Пасхи – это неисчерпаемость Самой Божественной Природы, о которой, как сказал св. апостол Иоанн Богослов, весь мир не сможет вместить “пишемых книг”. Те из нас, кого Господь сподобит вечной блаженной жизни с Ним в Царствии Небесном, всю вечность будут восходить “из силы в силу” в познании этой Божественной Природы, в приобщении к Богу, но никогда не смогут пройти этот путь до конца – посему и бесконечна вечность. Так и Пасху невозможно “пройти до конца” - мы лишь замираем в священном трепете перед открывшимся нам таинством Воскресения, и от избытка сердца не могут умолкнуть наши уста, бесконечно повторяя: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”.
Но для многих людей, даже формально принадлежащих к Церкви, эта несказанная радость Пасхи остается недоступной. Конечно, всеобщее ликование Церкви Христовой не может оставить их совсем равнодушными, но при этом они продолжают воспринимать Пасху лишь как “большой праздник” с яйцами и куличами, как “старинный народный обычай”, как “эпизод евангельской истории”. В чем причина такого поверхностного отношения к Пасхальной тайне? Главная причина – в недостаточном приобщении к церковной жизни; к событиям, которые переживает и в которых участвует Церковь в дни Великого Поста и особенно Страстной седмицы. Радость Пасхи – это продолжение скорби Великой Пятницы и таинственной вселенской тишины Великой Субботы. “Вчера сраспинахся Тебе, Христе, вчера спогребохся Тебе, совозстаю днесь воскресшу Тебе”, - говорится в Пасхальном каноне. Не распявшись вместе со Спасителем, не заключившись вместе с ним в пещере гробной, невозможно и воскреснуть в день Пасхи.
Еще одно печальное заблуждение бытует в околоцерковной среде – будто события Страстной седмицы это лишь “воспоминания” о том, что было когда-то, много сотен лет назад. Нет, дорогие братья и сестры, это не только воспоминания, это соучастие и приобщение! Господь наш Иисус Христос не призрачно, не по внешнему только виду, но реально и целиком стал Человеком, оставаясь Богом, соединил Себя со всей нашей человеческой природой. Так и мы призваны, оставаясь людьми, соединиться по благодати с Богом, стать соучастниками Его Божественной жизни. Мы должны не со стороны наблюдать за тем, как распинают Христа, и потом за тем, как Он воскресает. Так мы уподобимся злобной толпе иудейской или, в лучшем случае, воинам, охранявшим Христов гроб. Нет, мы должны распинаться и воскресать вместе со Христом, к чему нас и ведет Церковь своими пасхальными и предпасхальными Богослужениями. Когда мы приходим на службу в храм, мы уходим из этого мира, из этого времени, в которые мы живем, и переносимся туда, где все и во всем Христос.
Самое тесное соединение со Христом происходит в таинстве Евхаристии, через причащение Его Телу и Крови. Все наше Богослужение строится вокруг этого причащения, вводящего нас в Божественную жизнь Христову. Пасхальное Богослужение – по преимуществу евхаристическое; еще в Ветхом Завете на Пасху закалали жертвенного агнца, который был прообразом Незлобивого Агнца Божия – Господа Иисуса Христа.
+ + +
Радость нынешней Пасхи усугубляется для нас, истинно-православных христиан в России и за ее пределами, чад Российской Православной Церкви, известием о том, что наконец прекратилось судебное преследование, которое происходило в граде Суздале последние три года. Конечно, рано нам говорить о полном прекращении гонений на Святое Православие в России. В этом мире, где еще царствует зло, желающие жить благочестиво – то есть по заповедям Божиим, по заветам святых отцов и по канонам Православной Церкви – всегда гонимы будут. Об этом христиан всех времен предупреждал святой апостол Павел. Но если Господь и пошлет нам небольшое послабление на исповедническом пути, которым идет Церковь, мы должны усердно использовать его для подготовки к новым гонениям, для укрепления нашей веры и воли. Ни в коем случае нельзя впадать в какой-либо “триумфализм” или расслабление. Христианин должен всегда стоять “на Божественней стражи”, не давать “сна очесем своим, ни веждом своим дремания”. Конечно, здесь подразумевается не телесный сон, который необходим, а духовное бодрствование, которое необходимо еще больше.
В этом своем стоянии в Истине мы должны укрепляться тем, что силе Христовой не может противостоять в этом мире ничего. Особенно жалко и немощно выглядят бросающие ей вызов мелкие лжецы, которые стремятся уничтожить Российскую Православную Церковь, которую они некогда предали, получив в обмен на предательство свои лжеименные саны и временное “блаженство” в сем развращённом мире. Наша Истинно-Православная Церковь – это не человеческое учреждение, а Божие, в отличие от всех их “религиозных организаций, союзов и движений”. С Богом бороться бессмысленно, Церковь будет стоять и сиять чистотой своего исповедания всегда, как бы ее ни гнали. Участь же тех, кто воюет с Богом и Церковью, будет великих слез достойной – поэтому наша задача состоит в том, чтобы по мере сил отвращать этих людей и эти организации от столь пагубного сатанинского дела, которым они занимаются по своему неразумию.
Иногда и нам, по нашей человеческой немощи, начинает казаться, что враги наши сильнее Церкви, а стадо верных становится все меньше и меньше. Неимоверно тяжело бывает переживать скорби от лжебратии и быть в абсолютном меньшинстве в мире сем. Но да не постигнет нас отчаяние! Вспомним, как Святые Жены Мироносицы за свою самоотверженную любовь к Господу Иисусу, за неизменное следование за Христом по пути Его страданий первыми удостоились услышать от Самого Воскресшего Христа-Жизнодавца слово великого утешения: “Радуйтеся!” Да, мы будем скорбеть в этом мире, предупреждал нас Спаситель, но скорбь наша скоро в радость обратится и уже обращается в нее, ибо наш Господь победил мир. “Царствует ад, но не вечнует”, а вечнует Правда Христова! И если мы хотим вечновать вместе с ней, то ни на йоту не должны отступать от нее, отвергая все соблазны современного мира и экуменического так называемого “мирового православия” во главе с Московской патриархией.
Мы, православные христиане, как и наши предшественники в первые века христианства, призываемся быть светильниками добра и милосердия, сострадания и любви, дабы светом добрых наших дел прославлялся Отец наш Небесный и Его Единородный Сын Воскресший Христос.
И да будет этот священный призыв для нас вечно живым; и светом Своего Воскресения да озарит Призвавший нас в чудный Свой Свет Господь; и да обратит Воскресший Жизнодавец нынешнюю Пасху в немеркнущую духовную радость, которую никто не может у нас похитить.
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+ Смиренный Валентин,
Митрополит Суздальский и Владимирский.
Пасха Христова
2004 г.
Богохранимый град Суздаль.
ЗАВЕРШИЛАСЬ ЕЖЕГОДНАЯ ПАСТЫРСКАЯ ПОЕЗДКА
ЕПИСКОПА ДЕНВЕРСКОГО И КОЛОРАДСКОГО ГРИГОРИЯ (РПАЦ) ПО ВОСТОЧНОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ
США
(Вертоградъ,
Денвер/США/)
В пятое воскресенье Великого Поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, 28 марта, Преосвященный Епископ Денверский и Колорадский Григорий совершил Божественную Литургию в домовом храме св. Великомученика Георгия в Дюбуа (шт. Пенсильвания). Среди присутствовавших на службе был мирянин Томас Панович, который долгое время принадлежал к Карпато-Русской церкви, позже перешел в РПЦЗ, а год назад о. Дионисий МакГауан принял его в лоно РПАЦ.
Во время службы в Дюбуа Епископ Григорий поставил Томаса во чтеца. Томас Панович, готовясь к Божественной Литургии в Дюбуа и к скорому назначению в один из православных приходов Пенсильвании, приобрел новые церковные принадлежности для причастия, которые были освящены Владыкой.
В понедельник, 29 марта, Преосвященный Епископ Григорий продолжил свою пастырскую поездку и вылетел из Питтсбурга в Орландо. В этот же день Владыка прибыл в Таллахасси, где во вторник, 30 марта, встретился с заключенным Лео Уивером. Лео Уивер, отбывая наказание, обратился в Православие и принял Святое Крещение два года назад. Руководство тюрьмы отвело Епископу Григорию лишь час на встречу с заключенным, во время которой Владыка исповедал и причастил Лео Уивера. Далее Епископ Григорий проследовал в Колквит (шт. Джорджия), где встретился с семейством Кук, члены которого - Марк, Екатерина, Мария, Анастасия, Джонатан, Сарра и Марк - получили возможность исповедаться и причаститься. Оставшуюся часть дня Владыка провел в благодатном общении с истинно-православным семейством.
В среду, 31 марта, Преосвященный Епископ Григорий отправился в Палметто, где исповедал и причастил Стефана Теннера, принявшего Святое Крещение два года назад. Когда Владыка был в пути, состоялся его телефонный разговор с Клементом Миллсом, прихожанином РПАЦ. Клемент Миллс сообщал, что вместе с двумя дочерьми переехал во Флориду и намерен поселиться в районе Тампа Бей. Епископу Григорию было отрадно узнать, что во Флориде становится все больше и больше истинно-православных.
Завершая свою пастырскую поездку, Епископ Григорий вновь увиделся со своей 99-летней тетей Лилиан, в доме которой он остановился на ночлег. В четверг, 1 апреля, Владыка вылетел в Колорадо.
Пастырская поездка Преосвященного Епископа Денверского и Колорадского Григория по восточному побережью США длилась более полутора недель, за это время Владыка проделал путь длиной свыше 2000 миль. В ходе поездки Епископ Григорий получил возможность встретиться со многими прихожанами РПАЦ.