В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
- Первоиерарх Российской Православной Церкви совершает Архипастырский
визит в США, во время которого ему была сделана операция на сердце
- Известный публицист официально объявил о своем переходе из РПАЦ в МП
- Интервью Управляющего делами Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископа Борисовского
и Отрадненского Феодора Православному журналу "Вертоградъ".
НОВОСТИ ИСТИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ
ПЕРВОИЕРАРХ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ СОВЕРШАЕТ АРХИПАСТЫРСКИЙ ВИЗИТ В США, ВО ВРЕМЯ КОТОРОГО ЕМУ БЫЛА СДЕЛАНА
ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ
(Ассошиэйтед пресс -- Вертоградъ, Денвер \шт. Колорадо\)
На Светлой седмице Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин, Первоиерарх Российской Православной Церкви, отправился с Архипастырским визитом в США. 17 апреля он посетил храм в Нью-Йорке, настоятелем которого является представитель Архиерейского Синода РПАЦ в США протоиерей Владимир Шишков, а в воскресенье, 18 апреля, Владыка Валентин в сослужении Преосвященного Епископа Денверского и Колорадского Григория, а также клириков РПАЦ в США, совершил Божественную Литургию в Успенском скиту (штат Колорадо).
После Богослужения состоялась встреча
Митрополита с духовенством, продлившаяся несколько часов. По окончании службы
Владыка Валентин почувствовал боль в области грудной клетки, которая возобновилась
ночью. Насельники скита вызвали скорую помощь, и Митрополит Валентин был доставлен
в больницу Салида. На следующее утро Владыка был перевезен в кардиологический
центр больницы Пенроз, расположенной в
городе Колорадо-Спрингс.
Обследование, проведенное врачами центра, показало серьезные нарушения сердечной деятельности. Специалисты пришли к выводу о необходимости немедленного хирургического вмешательства. В среду, 21 апреля, Первоиерарху Российской Церкви была проведена операция на открытом сердце для восстановления деятельности коронарных артерий.
По оценкам врачей, операция прошла исключительно успешно, дефекты сосудов, беспокоившие Владыку много лет и мешавшие питанию сердца, полностью устранены. Как выяснилось позже, доктор Андерсон, делавший операцию Владыке Валентину, является одним из лучших хирургов-кардиологов в США.
Сейчас Митрополит Валентин восстанавливает силы. Он пробудет в больнице еще неделю, затем ему предстоит провести от 3 до 6 недель в Колорадо до полного выздоровления. Несколько лет назад Первоиерарх РПАЦ уже перенес операцию аортокоронарного шунтирования и планировал сделать ее вновь в ближайшее время.
В больнице с Митрополитом Валентином постоянно находились Епископ
Григорий,
насельники Успенского скита и американские клирики РПАЦ. Функции переводчика
несколько дней подряд успешно выполнял иеромонах Андрей (Маклаков).
После операции Владыка Валентин направил пастве следующее послание:
"Христос Воскресе!
Я благодарен Пресвятой Богородице, всем Новомученикам Российским и суздальским
святым за то, что Господь помог мне преодолеть недуг. Я благодарен за все
молитвы обо мне, которые возносились к Богу верующими земли Российской и всего
мира. Я благодарен за боль и радость, которые были ниспосланы мне Господом.
Я также благодарен Преосвященнейшему Владыке Григорию за любовь и заботу о
моем благополучии. Я благодарен братии Успенского скита за молитвы, которые
они неустанно посылают Богу денно и нощно.
Я по-прежнему прошу всех верующих о молитвах.
Воистину Воскресе!
Митрополит Валентин".
ИЗВЕСТНЫЙ ПУБЛИЦИСТ
ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВИЛ О СВОЕМ ПЕРЕХОДЕ ИЗ РПАЦ В МП
(Вертоградъ, Москва)
Известный политический публицист, обозреватель радио "Тройка" Егор Холмогоров заявил в середине апреля в своем "Живом журнале" об окончательном разрыве с Российской Православной Церковью и присоединении к МП. Фактически уже с 2001 года Егор Холмогоров не принимал участия в церковной жизни, а последние два года даже не посещал храмы РПАЦ, однако некоторые эксперты продолжали считать его едва ли ни официальным представителем Церкви.
Причины перехода Егора Холмогорова в МП носят идеологический характер: с его точки зрения, в Российской Церкви было постепенно утрачено поместно-национальное сознание Церкви русского народа, возобладали некоторые либеральные и диссидентские настроения, выраженные термином "альтернативное православие". Поводом для "разочарования" в РПАЦ для Егора Холмогорова также стала ее "неспособность" превратиться в религиозный "мейнстрим" современной России, а также слишком активная критика МП с "устаревших"позиций. В своих пространных объяснениях решения об уходе МП Егор Холмогоров не приводит каких-либо канонов, которыми он руководствуется, и не выделяет собственно богословских "лжеучений", которые делают несовместимыми пребывание в РПАЦ и надежду на спасение души. Он также подчеркивает, что его уход из Российской Церкви никак не связан с недавним скандалом вокруг судебного процесса в Суздале -- он продолжает оставаться уверенным в абсолютной невиновности Митрополита Валентина по предъявленным ему обвинениям. Как поясняет Егор, решение об уходе из Церкви он принял уже давно, но считал неэтичным объявить об этом во время судебного процесса.
Уход Егора Холмогорова из РПАЦ не приведет к каким-либо существенным изменениям в позиции Церкви или в работе ее административных или информационных структур, поскольку, как уже отмечалось выше, этот публицист последние несколько лет не принимал никакого участия в церковной деятельности.
ИНТЕРВЬЮ УПРАВЛЯЮЩЕГО ДЕЛАМИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПАЦ АРХИЕПИСКОПА
БОРИСОВСКОГО И ОТРАДНЕНСКОГО ФЕОДОРА ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ “ВЕРТОГРАДЪ”
К 600-летию преставления преподобного Евфимия Суздальского, мощи которого
покоятся в Цареконстантиновском кафедральном соборе в Суздале
Вертоградъ: Когда впервые возникла идея попытаться вернуть мощи преподобных Евфимия и Евфроснии, ныне находящиеся в Цареконстантиновском соборе?
Архиепископ Феодор: Вообще, когда я появился в Суздале и узнал, что здесь есть мощи, было очень дико и странно, что святые мощи – такая святыня для нас, для верующих, – находятся в музеях. Это было тем более для меня странно, что на Кавказе, на Кубани, откуда я приехал, было мало церквей и было благоговейное почитание святых мощей.
Когда мы оказались в Лавре, то увидели, что мощи преподобного Сергия Радонежского доступны. В Московском Кремле какие-то загородки – нельзя приложиться к мощам святого Димитрия-царевича. В Суздале, конечно, советская власть сделала все для того, чтобы у людей пресеклась память и почитание святых угодников местного значения – не только Суздальских, но и Владимирских. Хотя Владимир оказался более счастливым, поскольку мощи владимирских святых, за исключением мощей святого Авраамия-мученика, находились в действующем храме, и там им воздавалось должное поклонение и почитание.
– Вы говорите, что мощи находились в суздальском музее?
– Да, мощи святого Евфимия находились в Рождественском соборе, который был превращен в музей. В нем также были мощи святых Феодора и Иоанна, но мы долго не знали этого. Почитание святых угодников суздальских за время советской власти постепенно сошло на нет. Если день памяти, например, св. Евфимия еще чтился, то день обретения его мощей не почитался. Также память одних суздальских святых чтилась, а других – Арсения, Дионисия, Илариона – не почиталась. Коренные суздальцы поумирали, а оставшиеся люди не знали наших традиций.
В 1920-е гг. мощи преподобных Евфимия и Евфросинии вскрыли и их останки были выставлены на всеобщее обозрение. При этом их демонстрация сопровождалась отвратительными публикациями. Подписывались письма с требованиями "заклеймить обманщиков, одурманивателей русского народа, попов, которые обманывали народ, говоривших, что мощи нетленны, хотя на самом деле там набор костей". Когда же шла экскурсия, экскурсоводы глумливо твердили, что когда были вскрыты мощи святого Евфимия, там оказался набор костей, и обязательно упоминали, что это кости младенцев, отроков, женщин.
Позже мы узнали, что есть одна очень верующая женщина, про которую говорили, что во время перестройки она ушла в монастырь и стала монахиней. Говорили, что она сумела вынести часть мощей.
В иконостасе нашей церкви была икона суздальских святых угодников, и мы пытались найти настоящие их мощи. С 1974 году - каждое воскресенье - мы начали читать акафист суздальским святым и после него говорили краткую проповедь о наших местных святых и посвященных им праздниках. Тогдашний уполномоченный Комитета по делам религий ныне покойный Александр Иванович Макаров делал замечания в Казанском храме: "Зачем вы возрождаете почитание местных святых?! Это все бесполезно и должно сойти на нет".
Нам пришлось объяснять, что Суздаль посещают православные христиане из-за рубежа, которые знают, в отличие от русских посетителей экскурсий, что есть в Суздале местные святые угодники. Эти туристы хотят поставить свечи, заказать молебен. Мы со своей стороны всегда пытались говорить о суздальских святынях.
Я знаю, что Владыка Валентин (Русанцов), который имел знакомства среди диссидентов, просил их, чтобы Комитет по борьбе за права верующих обратил бы внимание на то, чтобы многие святыни, находящиеся в музеях и дорогие православным христианам, передавались верующим.
Об обращениях каким-то образом узнал уполномоченный. Он спросил о. Валентина: "Вы передавали через отца Варсонофия (Хайбуллина) какие-то письма с просьбами, чтобы мощи передали верующим в церкви?” В те времена существования прямых обращений подтвердить было нельзя. Но мыслей о том, чтобы мощи вернулись в суздальские храмы – хотя бы те святые мощи, которые были обретены и открыто выставлялись в музее, – мы не оставляли. Тогда уже начинался чувствоваться перелом в отношении к этим вопросам.
– Вы сказали, что в музее были выставлены мощи только преподобных Феодора и Иоанна. Когда Вы впервые увидели мощи преподобного Евфимия?
– Мы вообще их не видели, а только слышали, что о них говорили экскурсоводы. О мощах святителя Феодора они говорили, что это мумифицированный труп, т.е. мощи нетленны. Останавливаясь в соборе у гробницы святителя Иоанна Суздальского, они утверждали, что в гробнице находятся кости сорокалетнего мужчины, и их биологический возраст не соответствует житию святого. Такая табличка висела прямо перед мощами святого.
Про святую Евфросинию и святого Евфимия говорили, что в их гробах были просто одежда в виде куклы, внутри которой были зашиты несколько костей.
Когда мы просили отдать нам мощи святых, мы не надеялись, что нам их вернут. Но, с другой стороны, надежда всегда теплилась – а вдруг отдадут? Когда наступил переломный момент перед 1000-летием Крещения Руси, мы написали прошение уполномоченному какой-то музейной инстанции насчет мощей святителя Федора Суздальского. Поскольку к 1000-летию Крещения ожидались очень большие делегации из Греции, нам казалось своевременным обратить внимание властей на то, что мощи одного из тех людей, которые крестили землю Суздальскую, и являлся как бы одним из виновников торжества, находятся в музее, а не в храме. Было бы очень хорошо, чтобы греки увидели, как чтят их соотечественника, который, бросив свою теплую Грецию, трудился на этой земле.
Работники музея в категорической форме заявили, что не могут тревожить “могильный покой” этих останков. Когда мы просили эти мощи, мы писали только от имени духовенства, и не организовывали обращения от верующих. Письмо подписали три человека. Ни местные власти, ни уполномоченный не ругали нас за это. А отругал архипастырь – тогда это был архиепископ Серапион. Он стучал кулаком и говорил: "Валентин, ты уже старый! Зачем ты молодых подставляешь? Им еще жить дальше! И вообще, кому эти мощи нужны, и кто о них сейчас вспоминает? Все это безвозвратно ушло".
А до этого Церкви передали мощи святого Андрея Боголюбского. Тогда о. Валентин сказал: "Владыко, но Вам же передали мощи святого Андрея Боголюбского?!". На что владыка Серапион ему ответили: "Ну, ты сравнил! Святого Андрей Боголюбского с суздальскими святыми! У нас кафедральный исторический собор!"
Так мы получили первую взбучку. Я думал, владыка скажет – какие вы молодцы, взялись, хлопотали, - а оказалось, что нас отругали не власти, которые вообще никак не отреагировали, а владыка Серапион. Мы написали в очередной раз и нам ответили, что "у нас есть бесхозные мощи – Евфимия".
– Чем подтверждалась подлинность мощей?
– Ничем. Акт нам дали.
– Почему Вы были так непоколебимо уверены, что Вам передают именно то, чем считают эти останки?
– Так было написано. Экспертизы мы не проводили, а во всех актах было указано, что изъяты мощи. Старожил Суздаля Кузьмичев Василий Иванович рассказал нам, что первый директор Суздальского музея, некий Романовский, происходил из духовной семьи, и ему было предписано эти мощи уничтожить: или схоронить, или сжечь. Он не сделал ни того, ни другого. Чтобы мощи не потерялись, Романовский сделал надписи на черепах, что это святой Евфимий и святая Евфросиния. Мы взяли это на веру. Все говорили, что Романовский их спас. Говорили еще, что когда мощи вскрывали, некоторые верующие люди частицы их забрали.
Когда в 1947 году открыли церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, некоторые пожилые женщины приносили отцу Николаю Цветкову частицы святых мощей святого Евфимия, и он их все собрал – довольно приличное количество – и отвез архиепископу Онисиму. Многие обижались, почему он не сделал хотя бы ковчег для того, чтобы можно было прикладываться к мощам.
Поколение, которое еще почитало суздальских святых, уходило. Потом стали часто меняться священники, и они особо не выделяли суздальские праздники. Но с 1973-74 годов уже наметилось изменение ситуации.
– Как происходила церемония передачи мощей?
– Мощи святого Евфимия нам передали в Скорбященском храме. Принесли некий ковчег – видимо, работникам музея было неудобно передавать их в мешке. Это бы приличный ларец, обитый сукном. Присутствовал уполномоченный Совета по делам религий, были работники музея. Мы и наш староста подписали акт. Затем мы сделали гробницу, мощи облачили в монашеские одеяния – подрясник, рясу, мантию.
– В каком виде мощи были в ларце?
– Кости и череп с надписью лежали в куче. Все косточки были переписаны. Позже, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси, наш храм посетила директор музея и сказала: "Если вы попросите мощи святой Евфросинии, я не буду возражать. Напишите, и я передам мощи без всяких проволочек. Замечательно, что вы положили мощи в гробницу – останки обрели заслуженный покой. Я не буду противиться".
Время было советское, коммунистическое, обкомовское. Поскольку человек обещал, мы на следующий же день отнесли заявку. Там некоторое время потянули – не было возможности сделать ларец. Мощи святой Евфросинии нам передали в рождественский сочельник, 6 января уже 1989 года. Их пронесли перед Царскими вратами. Была приготовлена гробница. Верующие читали акафист святой Евфросинии. Мы в это время облачали мощи. Верующие все смогли приложиться к мощам.
– Сейчас в Суздале развивается паломнический туризм, который происходит под эгидой Московской патриархии. Не чувствуется ли в связи с этим опасности каких-то посягательств, попыток как-то “поделить” мощи? Вероятно, паломники, посещающие Суздаль по линии патриархии, не посещают наш храм, и считают, что мощи недоступны для паломников?
– Паломники посещают наши храмы, хотя и с некоторым вызовом, проходят горделиво и вызывающе, иногда при входе в храм даже не перекрестясь, поскольку считают, что здесь раскольники и все неправославное. К мощам прикладываются, крестятся, но никогда не покупают свечей – им запрещают это делать. Хотя люди, которые не так фанатично преданы своим наставникам, забегают, пишут записочки.
Один год – свидетелями были наши соседи, живущие рядом с собором, – пришла группа какого-то игумена Исайи, который привез своих духовных чад. Они выстроились вокруг собора, устроили плач, вопли и воздыхания, кричали: "Святой Евфимий, святая Евфросиния! Мы не можем войти в ваш храм! Не можем поклониться вашим мощам, потому что вас осквернили раскольники! Простите нас!" Жители вышли, начали их срамить. Но это был единственный случай.
Когда мы праздновали очередной юбилей святого Евфимия, священник из Никольской церкви отец Андрей Панин приходил и просил, чтобы дать мощи “напрокат” на время крестного хода. Ему было отказано. Но владыка запросил наше священноначалие – мы в то время находились в подчинении Архиерейского Синода Зарубежной Церкви – можно ли передать частицу мощей святого Владимирской епархии МП. Владыка Иларион согласился, и мы отдали частицу мощей св. Евфимия.
– Сейчас эта частица находится в Казанском храме?
– Может быть, я не знаю.
– Серьезной угрозы, что кто-то пытается отобрать мощи, находящиеся в Цареконстантиновском соборе, не существует?
– Я думаю, что такой вопрос может быть поднят, потому что монахини Покровского монастыря МП уже высказались: не пора ли, дескать, вам вернуть мощи на историческое место? Отец Андрей Панин, настоятель Никольского храма МП, говорил: "Вы захватили мощи, похитили нашу святыню!" Владыка на это ответил, что за эти мощи мы получили большие неприятности не от гражданской власти, не от коммунистов, а от священноначалия Русской православной церкви МП, которое кричало, что мощи не нужны.