ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 461. Пятница21 мая 2004 года. 18:40
 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

- Официальное сообщение Архиерейского Синода Российской Православной Церкви
- Хроника визита делегации РПЦЗ(Л) в Россию. Часть вторая
- Сергий премудрый нам путь озарил... Комментарий дня "Портала-
Credo.Ru".

ДОКУМЕНТЫ

ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви сообщает, что в Неделю Вторую по Пасхе, о Фоме, 18 апреля 2004 г., Его Высокопреосвященство Владыка Митрополит Валентин совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском скиту в штате Колораде, США. Первоиерарху Российской Церкви сослужили Его Преосвященство Епископ Денверский и Колорадский Григорий, игумен Георгий, иеромонах Андрей, иереи Дионисий МакГоуэн и Иоанн Клэйпул, а также архидиакон Петр. По окончании Литургии состоялась трапеза, на которую были приглашены все насельники монастыря и молящиеся. После трапезы состоялась беседа Владыки Первоиерарха с духовенством и мирянами, на которой обсуждались разные стороны жизни и деятельности РПАЦ в США. Эта встреча продлилась до глубокого вечера.

В 23.30 Владыке Валентину стало плохо. Братия монастыря решили, что у Владыки Митрополита начался сердечный приступ, и вызвали “скорую помощь”. Владыка был доставлен в приёмный покой ближайшей к монастырю больницы в городе Салайда, штат Колорадо. После предварительного осмотра его экстренно госпитализировали. На следующий день, 19 апреля, кардиолог д-р Амателли решил перевезти Владыку в кардиологический центр больницы Пенроуз в городе Колорадо Спрингс.

Сразу после переезда, кардиолог д-р Уильям Бэрри сделал ангиографию Владыке и определил, что ему необходима срочная операция на сердце. Операция была назначена на 21 апреля. Проводил операцию хирург д-р Джеймс Т. Андерсон, один из самых выдающихся хирургов-кардиологов Америки. Ему ассистировал анестезиолог д-р Джеймс Тэйлор. Операция на открытом сердце шла около девяти часов с использованием четырёх артериальных и одного венозного шунта, которые были изъяты из рук и из ног больного.

Сразу же по завершении операции Владыка Валентин был помещен в реанимационное отделение. По прошествии нескольких часов дежурная медсестра заметила, что количество крови, которое выделялось из ран Владыки, было увеличено, и немедленно вызвала врача. Д-р Андерсон вернулся в больницу, осмотрел больного и решил, что необходима немедленная повторная операция, чтобы обнаружить источник кровотечения, и при необходимости заменить шунт. Вторая операция продолжалась в течение трёх часов. В этот раз д-р Андерсон оперировал при помощи анестезиолога д-ра Мартина Рида.

В последующие три дня Владыка Валентин по-прежнему находился в реанимационном отделении. В субботу, 24 апреля, было принято решение перевезти Владыку в общую палату для реабилитации. Но через три часа после того, как Владыку доставили в эту палату, ему неожиданно стало плохо. Температура тела повысилась до 41 градуса по Цельсию. Владыка находился в бессознательном состоянии. Врачи опасались, что у него будет инсульт. Владыку Первоиерарха срочно вернули в реанимацию, где был проведен целый ряд исследований и тестов. В них участвовали д-р Джон Ньюкомэр (пульмонолог), д-р Дональд Страндверг (инфекционнист) и д-р Томас Д. МакДональд (невропатолог). Консилиум врачей определил, что инсульта у Первоиерарха Российской Церкви не было, но, чтобы его предотвратить, необходимо резко снизить температуру тела. Владыку обернули в специальное одеяло, через которое циркулировала холодная вода. Таким образом, обёрнутый в ледяное одеяло, Владыка провёл всю ночь, и температура постепенно снизилась. В результате проведенных тестов и анализов врачи поставили инфекционный диагноз и начали лечение курсом антибиотиков.

В результате приёма антибиотиков состояние здоровья Высокопреосвященнейшего Митрополита Валентина стало постепенно улучшаться. После нескольких дней лечения было принято решение снова выписать Владыку из реанимации и перевезти его в общую палату для реабилитации. Используя свой опыт и знания, Владыке помогали следующие врачи: д-р Давид Албрэкт (кардиолог), д-р Майкл Барбер (кардиолог), д-р Джеймс Саймон (уролог), д-р Джеймс Стюарт (хирург), д-р Булгарин (пульмонолог), Никол Монтоя (ассистент хирурга), Кристина Попроцки (ассистент хирурга) и Светлана Горбунова (ассистент кардиолога).

После нескольких дней анализов и исследований место заражения было определено. Выяснилось, что при проведении первой операции на открытом сердце катетер был поставлен через артерию в паху для специального насоса, который поддерживал биение сердца. Через катетер в организм проникла инфекция. Для вскрытия и вычищения гнойника была назначена новая операция. Эту операцию провёл хирург д-р Джон Рандоно при помощи анестезиолога д-ра Джона Марды.

Инфекционист д-р Дональд Страндверг согласился выписать Владыку Валентина из больницы только после выполнения нескольких условий. Владыка должен был продолжать принимать антибиотики в течение шести недель, желательно находясь поблизости от больницы. 5 мая Владыка переехал в дом местного протоиерея Дионисия МакГоуэна, где он и проживает в настоящее время, до окончания приёма всего курса антибиотиков.

Высоко оценивая титанический, порой безвозмездный, труд лечащих врачей Высокопреосвященнейшего Митрополита Валентина, Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви от лица духовенства, монашествующих и мирян не только из России, но и из многих стран мира, выражает глубокую благодарность за спасение жизни главы нашей Церкви. Мы возносим свои посильные молитвы, дабы Господь даровал крепость и сил докторам для продолжения своего благородного дела. Их труд служит образцом для подражания всем врачам мира, невзирая на их национальность и вероисповедание.

Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви.
Град Суздаль, 8\21 мая 2004 г.

В РПЦЗ(Л)

ХРОНИКА ВИЗИТА ДЕЛЕГАЦИИ РПЦЗ(Л) В РОССИЮ. Часть вторая
Составлено на основе публикаций “Портала-Credo.Ru”

19 мая – Освящение храма Живоначальной Троицы в Москве.

Патриарх Алексий II 19 мая, в день отдания праздника Пасхи, совершил чин великого освящения храма-памятника Живоначальной Троицы на Борисовских прудах в Москве, посвященного 1000-летию Крещения Руси. За богослужениями присутствовали члены делегации РПЦЗ(Л), причем митрополит Лавр и сопровождающие его архиереи молились в алтаре. Также присутствовал полпред президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.

19 мая – Всенощное бдение и ужин в Сретенском монастыре на Лубянке.

Вечером митрополит Лавр и его делегация молились на всенощном бдении в Сретенском монастыре на Лубянке, причем глава РПЦЗ(Л) произнес небольшое поучение с амвона соборного храма монастыря. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) дал ужин в честь гостей.

20 мая – Патриаршая литургия в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.

В праздник Вознесения Господня, 20 мая, патриарх Алексий II возглавил богослужения в храме Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот (Большое Вознесение). За богослужением присутствовали члены делегации Русской зарубежной церкви. Первоиерарх РПЦЗ(Л) митрополит Лавр и сопровождающие его архиепископы Марк и Кирилл, а также епископ Бостонский Михаил, молились в алтаре.

После богослужения патриарх тепло приветствовал делегацию РПЦЗ(Л), подарив митрополиту Лавру икону Божией Матери "Нечаянная радость" с пожеланием, "чтобы Господь даровал всем нечаянную радость общения у Чаши Христовой".

20 мая – Посещение храма Христа Спасителя и Новоспасского монастыря.

Во второй половине дня делегация РПЦЗ(Л) посетила храм Христа Спасителя и Новоспасский монастырь, наместник которого епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) дал ужин.

21 мая – Вылет в Екатеринбург.

Делегация РПЦЗ(Л) начала свое путешествие по городам и весям России, вылетев в Екатеринбург. В ближайшие дни планируется также посещение Нижнего Новгорода, Дивеева, Санкт-Петербурга и Курска.

 

МОНИТОРИНГ СМИ

"СЕРГИЙ ПРЕМУДРЫЙ НАМ ПУТЬ ОЗАРИЛ"
Образ митрополита Сергия (Страгородского) незримо присутствует на нынешних переговорах РПЦ МП и РПЦЗ(Л)
Комментарий дня "Портала-Credo.Ru", 18 мая 2004 г.

Сразу после величественной литургии на Бутовском полигоне НКВД, где лежат останки тысяч замученных в 1937-38 гг. людей, Патриарх Алексий II с группой архипастырей отправился в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. 15 мая как раз отмечалось 60-летие со дня "блаженной кончины" Патриарха Сергия (Страгородского), все же вошедшего в церковную историю с титулом митрополита, ибо, с одной стороны, именно в митрополичьем сане им были совершены самые спорные и самые "исторические" деяния, а с другой стороны, процедура его спешного избрания в Патриархи была настолько сомнительной, что новый сан за ним не признали даже многие "сергиане" (чаще всего в этой связи указывают на епископа Афанасия (Сахарова), который не признал Патриарха Сергия, но потом признал Алексия I, избранного на каком-никаком, но Поместном Соборе).
Образ "мудрого старца", которого многие считают основателем современной Московской патриархии, или, по крайней мере, учредителем ее нынешней администрации, был одной из центральных тем первосвятительского слова, с которым преемник Сергия по Патриаршему престолу – Алексий II – обратился к главе РПЦЗ(Л) и прочим молившимся на Бутовском полигоне. Патриарх Алексий II повторил идеологему, утвержденную Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года – все Новомученики, независимо от их отношения к курсу митрополита Сергия (даже если они его анафематствовали), в равной степени предстоят Престолу Божию, и это их молитвами ныне так бурно возрождается Святая Русь. Действительно, поскольку упомянутое возрождение практически целиком происходит в лоне или под омофором РПЦ МП, то ее возглавителю трудно было бы допустить, что "сергиане" своим способом приспособления к "новым историческим условиям" советской власти не угодили Богу и не стали, таким образом, родоначальниками нынешнего возрождения.

Этим словам Патриарха покорно внимал митрополит Лавр, считающийся преемником того самого митрополита Антония (Храповицкого) – первого возглавителя РПЦЗ, - который жестко осудил "предательство Сергия" и прервал общение с его сторонниками-"сергианами", и того самого митрополита Анастасия (Грибановского), который возглавил Собор зарубежных архипастырей, канонически обосновавший незаконность патриаршества Сергия и всех его преемников. "Сергианство", собственно, было и остается первым и главным обоснованием канонической самостоятельности РПЦЗ, в частности – обоснованием того, что митрополит Лавр является митрополитом и первоиерархом, с которым можно вести какие-то переговоры.

Однако митрополит Лавр, в отличие от своих предшественников, не требует больше от РПЦ МП разрыва с "сергианством", отречения от Сергия, от той преемственности высшей церковной власти, которая восходит к нему, а точнее – к той, скажем мягко, светской власти, которая решила сделать его Патриархом. Напротив, митрополит Лавр ощутил потребность собственного привития к этому древу, насажденному Сергием, почему и приехал в Россию, и смиренно, более того – доброжелательно, воспринял обращенное к нему поучение Алексия II о ключевой роли Патриарха Сергия в церковной истории ХХ столетия.
Не одна сотня томов была написана деятелями РПЦЗ о Сергии и его ошибочном курсе.
Ошибочность эта доказывалась и с канонических, и с церковно-исторических, и с нравственных, и с богословских, и с политических позиций, даже с позиций здравого смысла. Порой пафос обличений "сергианства" в писаниях зарубежных отцов возвышался до пророческого гласа, предрекающего плачевную судьбу Русского Православия и близость конца времен. Даже в конце 1990-х годов, когда РПЦЗ определенно решила "сближаться" с РПЦ МП, еще не дерзая, впрочем, назвать ее "матерью-Церковью", "сергианство" лежало неким неудобным препятствием на этом новом пути. Конечно, РПЦЗ уже не требовала покаяния в нем, но напряженно ждала, как бы "сергианство" само "рассосалось" и перестало быть проблемой на пути к воссоединению. Ожидание было настолько напряженным, что отказ от "сергианства" Архиерейский Собор РПЦЗ 2000 года поспешил увидеть в одной-единственной фразе "Основ социальной концепции" РПЦ МП. Той самой, где говорилось о возможности "гражданского неповиновения". Сейчас представители РПЦЗ частенько напоминают, что первым "падение сергианства" узрел именно российский архиерей – епископ Ишимский Евтихий (Курочкин), который и доказал Собору, что эту фразу концепции надо понимать именно как отказ от "сергианства". Тот доклад епископа Евтихия, собственно, был декларацией о "неусмотрении препятствий к воссоединению" - именно его надо считать отправной точкой нынешнего процесса, а не встречу Путина с Лавром в сентябре прошлого года. Епископ Евтихий, чье положение было особенно уязвимым потому, что он был "параллельным" архиереем РПЦЗ на "канонической территории" РПЦ МП, обеспечил себе безболезненное будущее после воссоединения. Чего не скажешь о втором "российском преосвященном" РПЦЗ - епископе Агафангеле, которого дружно ругают официальные
российские церковные СМИ и церковно-общественные "союзы"…

Но вернемся к проблеме "сергианства". Епископ Евтихий предложил решить ее эффектным страусиным жестом – "мы ее больше просто не замечаем, нам вполне достаточно одной фразы из социальной концепции". Но Патриарх Алексий II, стремясь расставить все точки над "i" и избавить процесс воссоединения от ненужных недоговоренностей, все-таки аккуратно извлек эту страусиную голову на свет Божий и напомнил ей, что воссоединение будет происходить без всяких уступок, вместе с "сергианством" и со всем остальным "историческим наследием" Русской Церкви. И если еще совсем недавно архиепископ Марк (Арндт) мог ссылаться на то, что в 30-60-е гг. были одни исторические условия, неизбежно порождавшие разделения, а сейчас условия изменились, то теперь ему придется говорить о "переоценке" роли "Святейшего Патриарха Сергия" в новейшей церковной истории, признавая, что "фатальную ошибку", приведшую к разделению, совершила именно РПЦЗ, а не "сергиане". Так, без каких-либо пышных церемоний на Красной площади и даже без накрывания голов епитрахилью, покаяние в своей "исторической неправде" приносит именно РПЦЗ; РПЦ МП же торжествует свою безусловную правду, которая присутствует даже в самых "темных" уголках ее истории и канонического статуса.

Вот что сказал Патриарх Алексий II над гробом Патриарха Сергия в назидание приехавшим приобщаться к Святой Руси "зарубежникам": "Cегодня исполнилось 60 лет со дня кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия. На время служения этого архипастыря пришлись самые тяжелые годы богоборчества, когда нужно было сохранить Церковь Русскую… В те страшные годы репрессий и гонений больше было печалей. В 1937 году и те, которые разделяли позицию Митрополита Сергия, и те, которые не соглашались с ней, пострадали за веру Христову, за принадлежность к Русской Православной Церкви… Мы отдаем дань уважения и благодарной памяти Святейшему Патриарху Сергию за то, что он в тяжелейших и труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы XX века вел корабль церковный и сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря". Итак, уважаемое Русское Зарубежье, добро пожаловать именно на этот корабль, ибо именно его плавучесть оказалась наивысшей и проверенной временем!

На следующий день, 16 мая, выступая перед студентами Московской духовной академии, протоиерей Николай Артемов – один из идеологов воссоединения – скажет, что общим фундаментом для обеих частей Русской Церкви являются Новомученики. Не только те, которых в 1930 году в своем знаменитом интервью митрополит Сергий назвал "политическими преступниками", но и те, которые согласились с такой хулой на своих собратьев. Воссоединение требует переосмысления подвига Новомучеников, его релятивизации. То, что многие Новомученики погибли за один отказ от подписания Сергиевой "декларации", теперь не имеет значения; то, что Сергий незаконно осудил их и запретил в служении – тоже. Это тогда, в 30-е годы, были правые и неправые, были исповедники и предатели. Если сейчас они все предстоят Престолу Божию, то так ли вообще важна эта разница между правдой и неправдой, о которой свидетельствовала Церковь 20 веков? Важна ли разница между грехом и святостью, между верностью и предательством? Теперь ведь на дворе XXI век…


При перепечатке ссылка на ВДъ обязательна.http://www.vertograd.narod.ru/

Hosted by uCoz