ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 462. Понедельник, 24 мая 2004 года. 10:00
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
- Завершился учебный год в Суздальском
Епархиальном Духовном Училище
- Протоиерей Михаил
Ардов, благочинный Московского округа Суздальской епархии РПАЦ, оценивает первые
итоги визита делегации РПЦЗ(Л) в Россию в интервью “Порталу-Credo.Ru”
НОВОСТИ ИСТИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ
ЗАВЕРШИЛСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД В СУЗДАЛЬСКОМ
ЕПАРХИАЛЬНОМ ДУХОВНОМ УЧИЛИЩЕ
(Вертоградъ, Суздаль)
21 мая, в день памяти св. ап. Иоанна Богослова, закончился очередной учебный год в Суздальском Православном Епархиальном Духовном Училище Российской Православной Церкви. Экзаменационная сессия завершилась традиционным чаепитием, участники которого – преподаватели и студенты – обсудили итоги прошедшего года и планы на будущее.
За прошедший учебный год студенты III курса Духовного Училища прослушали курсы лекций по истории Древней Церкви, святоотеческому богословию, Библейской истории, а также спецкурсы "История Московской патриархии" и "Современное сектоведение".
Ректор Духовного Училища иеромонах Феофан (Арескин) поздравил студентов, преподавателей и духовенство, пожелав им “не растерять полученных знаний и, особенно, уделять больше времени чтению книг и участию в Богослужении”.
Суздальское Православное Епархиальное Духовное Училище официально существует с 2002 г., когда решением Архиерейского Синода Суздальские Богословские курсы были преобразованы в постоянно действующее Духовное Училище. Корпорация преподавателей в количестве 5 человек собрала библиотеку и подготовила конспекты. В настоящее время на III курсе обучается 10 человек. Идет подготовка к открытию отделения заочного обучения.
ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ, БЛАГОЧИННЫЙ МОСКОВСКОГО ОКРУГА СУЗДАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ РПАЦ, ОЦЕНИВАЕТ ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВИЗИТА ДЕЛЕГАЦИИ РПЦЗ(Л) В РОССИЮ В ИНТЕРВЬЮ “ПОРТАЛУ-CREDO.RU”
Потрал–Credo.Ru: Отец Михаил, продолжается визит митрополита Лавра и делегации РПЦЗ(Л) в Россию. На минувшей неделе газета "Коммерсантъ" неожиданно написала, что этот визит проходит под знаком некоего шпионского скандала, вызванного появившимися в прессе, и в частности на нашем Портале, гипотезами о том, что архиепископ Берлинский Марк – главный идеолог процесса сближения и один из ведущих членов делегации - мог быть сотрудником советских спецслужб. Это вызвало бурю негодования в РПЦ МП. Наш Портал даже поплатился отменой аккредитации на пресс-конференцию архиепископа Марка. Как Вы оцениваете этот скандал? Насколько могут быть обоснованы подобные гипотезы, и согласны ли Вы с тем, что неэтично их высказывать накануне такого визита?
Протоиерей Михаил Ардов: У меня к этому скандалу двойственное отношение. С одной стороны, безусловно, в нашей постсоветской, да, кстати сказать, и в советской, России, очень часто наклейкой "стукач" пользовались люди недобросовестные, чтобы кого-то опорочить. Я знаю много таких случаев, главным образом, в светской жизни. Но то, что иерархия и клир той же Московской патриархии были нашпигованы агентами КГБ, – это неоспоримый факт.
Что касается архиепископа Марка – я с ним довольно близко общался в 1991 году, и в личном общении этот человек производит очень искренне впечатление – он действительно постник и молитвенник. Но если посмотреть на всю историю последних лет отношений МП и остатков РПЦЗ, то, конечно, все это вместе взятое, в особенности этот визит и то жалкое положение, в которое попали митрополит Лавр и иже с ним, иначе, как окончательной победой КГБ над своим давнишним врагов – Зарубежной Церковью, – назвать невозможно.
Что касается публикации на Вашем Портале или где бы то ни было этого материала – я понимаю, о чем идет речь. Мне кажется, что для СМИ с некоторыми оговорками тут ничего дурного нет. Гласность есть гласность, и в данном случае это было вполне уместно.
– А почему Вы считаете, что эта окончательная победа КГБ – так вы именуете воссоединение РПЦ МП с Зарубежной Церковью – не могла бы произойти, если бы внутри Зарубежной Церкви не действовали бы прямые агенты КГБ? Может быть, там такие доверчивые иерархи, что туда и не нужно напрямую внедрять агентов?
– Видите ли, в чем дело. Давайте просто посмотрим на всю историю Русской Православной Зарубежной Церкви. У советской власти, то есть у КГБ, не было более принципиального и последовательного врага, чем Русская Зарубежная Церковь. Она обличала коммунистов, их прислужников и всех этих либералов в течение десятилетий, вне зависимости от того, что делали политиканы. Будь то “мирное сосуществование” Никиты Хрущева, или “разрядка напряженности” Леонида Брежнева. РПЦЗ всегда, начиная с 20-х годов, с Генуэзской конференции, да и на фоне других инициатив Кремля, называла советскую власть бандитской и обличала ее за кровавые преступления.
Зная, как КГБ боролся не с действительными врагами, а с какими-то возможными, гипотетическими недругами советской власти, можно себе представить, сколько усилий было потрачено на то, чтобы свалить и победить Зарубежную Церковь. Достаточно вспомнить, что вытворяли власти некоторых стран с РПЦЗ сразу после Второй мировой войны, когда у нее отобрали все имущество в Святой Земле, когда у нее отобрали построенный зарубежным духовенством собор в Берлине. Эти бесчинства продолжалось до конца ХХ века, когда у Зарубежной Церкви отобрали монастырь в Хевроне, в Иерихоне, другие храмы.
Шла борьба не на жизнь, а на смерть. И после этого – все эти объятия, поцелуи, совместные молитвы воспринимаются только как окончательное поражение. А поскольку мы знаем, что КГБ борется самыми разными способами, и один из самых главных – это вербовка и подсылка своих агентов, то вывод здесь абсолютно однозначен.
– Отец Михаил, мы прекрасно помним, что первым условием для начала переговоров с Московской патриархией со стороны Зарубежной Церкви всегда было покаяние в сергианстве. Но какого-то очевидного акта покаяния в этом не произошло…
– Я считаю, что им просто плюнули в лицо! В те дни, когда делегация РПЦЗ(Л) была здесь, Патриарх отслужил панихиду на могиле Патриарха Сергия, сказал тому хвалебное слово и отозвался о сергианах самым лестным образом, приравняв их к новомученикам – к тем, кого они предали и от кого отказывались в течение десятилетий, называя их политическими преступниками, тех, кто полег в этом самом Бутове. Зарубежные иерархи, что называется, подняли кверху лапки.
Кроме того, мне кажется, что чудовищно унизительной для Зарубежной Церкви была картинка, как они сидели в Даниловом монастыре во время переговоров. Патриарх восседал на председательском месте, митрополит Лавр – справа от него, а слева – иерархи РПЦ МП. То есть он уже беседовал не на равных, а как некий проситель, некий подчиненный. Слава тебе, Господи, что мой благодетель, человек, которого я так ценю и о котором так молюсь – епископ Григорий (Грабе), до этого позора не дожил!
– Согласны ли Вы с тем, что после известной речи Патриарха на полигоне НКВД в Бутово, где он, в общем, приравнял новомучеников, признававших Сергия и не признававших его, митрополит Лавр не может не осознавать, что его объединение с РПЦ МП происходит только через привитие, так сказать, к преемству “сергианской традиции”, сергианской церковной власти? Как Вы думаете, сознательно ли он испытывает потребность привиться к древу “сергианства”?
– Я не знаю, насколько это сознательно. Может быть, митрополита Лавра зажали в угол. Это же не финал, это эпилог. Все это уже было решено где-то тайно, несколько лет назад. Мы только видим развязку. Они медленно готовили свою паству и свой клир к этому позорному концу. И поэтому - осознал или не осознал – он уже заложник всей этой ситуации. Выхода у него нет – делать ему совершенно нечего. Может быть, его и первоиерархом-то сделали на этих самых условиях. Надо смотреть трезво на все эти вещи, а не пленяться спектаклем – кто-то в белом клобуке, а кто-то в куколе. Мы же опытные люди и догадываемся, как такие вещи делаются.
– А как Вы объясняете, что во время этого визита не было сослужения Патриарха и митрополита Лавра?
– Думаю, что там разработан достаточно подробный сценарий, чтобы людей не оттолкнуть лишний раз, не ввести кого-то в ненужный соблазн. Они до этого дойдут, когда все исходные требования РПЦЗ будут отодвинуты. Они устроят еще два Собора – тут и там, и начнут сослужить. Это, как говорят шахматисты в таких случаях, вопрос техники.
– Как вы относитесь к слухам о том, что со стороны РПЦ МП поменялась ключевая фигура главного архитектора процесса объединения – т.е. архимандрита Тихона (Шевкунова) отстранили с этой позиции, а лидирующую роль окончательно занял митрополит Кирилл?
– Я подробно не знаю. Признаков этого я не вижу – но я не так внимательно следил за визитом. Мне очень больно и горько за этим следить. Вполне возможно, что был разработан маленький сценарий. Насколько я знаю по высказываниям отца Виктора Потапова, который тоже стал теперь большим сторонником объединения, что у митрополита Кирилла в остатках Зарубежной Церкви очень неважная репутация. И тогда временно на эту роль выдвинули о. Шевкунова, чтобы сразу их не отпугнуть. А теперь, когда мышеловка захлопнулась, можно отстранить о. Шевкунова, и на сцене появился сам главный режиссер этого процесса.
– Можете сделать прогноз о том, сколько еще займет этот процесс объединения, сколько будет работать новая смешанная комиссия?
– Тут трудно сделать прогноз,
потому что, насколько мне известно, все-таки остались в Зарубежной Церкви
здоровые силы, и у меня большая надежда в данном случае не на русских
эмигрантов, а на тех, кто пришел в Русскую Зарубежную Церковь в поисках
истинного православия. Вот для них – истинная трагедия оказаться в объятьях
Московской патриархии, т.е. “мирового православия”. Полагаю, что в связи с этими
вопиющими картинками местный скандал там должен разразиться. Может быть, это немного притормозит процесс. А может быть, у них
уже там, как говорят теперь, "все схвачено" – тогда дело пойдет быстрее. Но это,
как в шахматной игре – дело техники.