ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 464. Среда25 мая 2004 года. 21:45
 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

- Санкт-Петербург: в соборе Спаса на Крови отслужена первая за всю его историю сергианская литургия.
-
Телепрограмма "Намедни" (НТВ): "Лавр сделал свое дело".
- Портал-Credo.Ru: "Не упустить из виду. В чем состоят российские государственные интересы на нынешнем этапе объединения РПЦ МП и РПЦЗ(Л)".

ИЗ ЖИЗНИ "МИРОВОГО ПРАВОСЛАВИЯ"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: В СОБОРЕ СПАСА НА КРОВИ ОТСЛУЖЕНА ПЕРВАЯ ЗА ВСЮ ЕГО ИСТОРИЮ СЕРГИАНСКАЯ ЛИТУРГИЯ

(Портал-Credo.Ru -- Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский МП Владимир (Котляров) в сослужении епархиального духовенства совершил 23 мая в соборе Воскресения Христова (Спаса на Крови) первую литургию после закрытия этого храма в 1930 году. Таким образом, впервые за всю историю храма, бывшего центром "иосифлянского" движения и ИПЦ, в нем была совершена сергианская литургия. Попасть на богослужение можно было только по пригласительным билетам.

Дата службы была приурочена к предстоящему 75-летию митрополита, которое будет отмечаться 27 мая. Директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Н.В. Нагорский сообщил, что службы в соборе будут проходить только в ответ на официальные обращения епархии МП по особым памятным датам. Постоянного священника в соборе не предполагается.

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) " это совместная работа архитектора А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Храм был построен на месте смертельного ранения 1/14 марта 1881 года императора Александра II и освящен в 1907 году.

В сентябре 1930 года собор был закрыт постановлением ВЦИКа. Власти намеревались взорвать храм, но эта идея не осуществилась. В 1953 году власти предприняли еще одну попытку уничтожить храм, но опять безуспешно. В годы безбожия в храме были театральный склад и картофелехранилище. Реставрация шедевра началась в 1970 году, когда его передали музею "Исаакиевский собор".

23 мая исполнилось 75 лет со дня кончины протоиерея Феодора Андреева, одного из главных идеологов "иосифлян" (последователей Митрополита Иосифа (Петровых), не признавшего декларацию митрополита Сергия (Страгородского)), которым собор принадлежал с 1927 года до его закрытия тремя годами позже.

МОНИТОРИНГ СМИ

ТЕЛЕПРОГРАММА "НАМЕДНИ" (НТВ): "ЛАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО"

Неделя прошла под знаком события, какие не то что раз в год - раз в столетие случаются. Приезд в Россию главы Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра означает, что нет серьезных препятствий для преодоления послереволюционного раскола. Президенту Путину, со встречи которого с митрополитом Лавром в Нью-Йорке полгода назад началось сближение, уже поют славу как собирателю церквей. Грядущее воссоединение называют "духовным аналогом объединения Германии". Звучит внушительно, но надо сказать, там ФРГ просто поглотила ГДР. В московских встречах видят признаки того же. Делегацию митрополита Лавра, который приводит свою церковь на покинутую родину, сопровождал Павел Лобков.

Предстоятелю антикоммунистической церкви митрополиту Лавру подали советскую номенклатурную "Волгу". Духовные активы, выведенные за границу после 1917 года, возвращаются в Россию. Десятилетия они были в разных лагерях: одни клеймили большевиков, другие мирно сосуществовали с коммунистами. Церковная дипломатия рисует идиллическую картину.

Алексий Второй, Патриарх Московский и всея Руси: "Церковь сегодня свободна. Государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви. У нас установились совершенно новые отношения, которых не было в истории России".

Это экспортная версия. Российской публике чуть больше месяца назад предлагалось совсем иное.

Алексий Второй, Патриарх Московский и всея Руси (11 апреля 2004 года): "Я имею возможность поздравить Владимира Владимировича с избранием на новый четырехлетний срок. Народ верит Вам".

Покаяния за сотрудничество с безбожной властью " вот чего требовали от Московской патриархии потомки православных белогвардейцев. Вместо покаяния получили пункт в социальной доктрине церкви: "Церковь имеет право не соглашаться с государством". Компромисс найден.

Марк, архиепископ Германский и Великобританский: "Одно из основных требований или желаний с нашей стороны - чтобы было прославление новомучеников, как народ их почитал уже давно. Так, чтобы это было официально признано. Это было сделано, поэтому мы сделали первые шаги, чтобы дальше выяснять наши отношения".

Немногочисленные прихожане выходят из маленькой церкви на Головинском кладбище. Михаил Ардов " православный диссидент. Ото всех дедушек ушел: и из Московской патриархии, потому что она сотрудничала с коммунистами, а теперь из зарубежной церкви.

Михаил Ардов, протоиерей Российской православной автономной церкви: "Мы поняли, и это стало ясно, что зарубежная церковь изменяет свой курс и хочет соединяться с патриархией. Мы видим окончательную победу КГБ или ФСБ над зарубежной церковью - этим врагом, с которым они боролись десятилетиями".

Полигон в Бутово, где покоятся останки репрессированных священников - и тех, кто отказался от прославления советской власти, и тех, кто согласился, но все равно был расстрелян. Совместная служба " это своего рода символическое примирение. Все пострадали. Но служит только Патриарх Алексий, Лавр с делегацией мнутся в сторонке, как младшие партнеры.

Сергей Бычков, церковный обозреватель: "Все с напряжением ждали, что наконец произойдет совместное богослужение, и это будет первый шаг к примирению. И то, что этого не произошло, многих оттолкнуло от этого сближения".

В том, что в России церковь отделена от власти, недоверчивых зарубежников убеждала сама власть. Президент Путин меньше года назад в Нью-Йорке приглашает митрополита Лавра к диалогу " ну пусть царь, но не красный же! И, вроде, не безбожник.

Митрополит Лавр, глава Русской православной церкви за границей: "Пусть эта икона будет вашей хранительницей во всей жизни вашей".

Рядом с президентом на той встрече был отец Тихон Шевкунов. Его считают духовником главы государства. Он был мотором переговорного процесса. Если все получится, Путин станет создателем церковной единой России.

Отец Тихон Шевкунов: "Когда глава государства, богоборческого когда-то государства, привозит письмо от Патриарха первоиерарху зарубежной церкви, вручает письмо, сам лично приглашает первоиерарха быть гостем в России и передает такое же приглашение от Патриарха, - конечно, это сыграло очень важную роль".

Иметь во врагах мощную зарубежную церковь, постоянно пополняемую новыми эмигрантами, невыгодно. Духовно окормлять их, протягивая дружескую руку Москвы, - значит преследовать и национальные интересы. Идя навстречу, суровая зарубежная церковь отпускает грехи патриархии.

Андрей Соммер, священник Синодального Собора (Нью-Йорк): "Уже много лет мы молимся, чтобы Россия освободилась от безбожной власти, и это осуществилось".

Отец Тихон смиренно служит в монастыре под Екатеринбургом, куда после казни привезли останки императорской семьи. Высокие гости должны видеть, что последнего царя поминают как надо.

В 1992 году, когда Николая Второго еще не причислили к святым, здесь была поставлена вот эта маленькая часовня и крест с надписью: "Склонись, Россия, на колени, к подножью царского креста". Тогда почитание новомучеников было исключительно частным делом. В 2000 году, после канонизации, стали строить эту церковь по образцу московского храма Христа Спасителя. Рядом " патриаршее подворье. Сразу видно - теперь это дело державное.

Сразу за храмом - советская скульптура "Уральский комсомол". У храма " царственные мученики почти в тех же позах. Духовность возрождали по типовому проекту.

Митрополиту Лавру дарят икону с изображением императорской семьи, рядом " губернатор Эдуард Россель. Без него храм бы не построили. Ну как тут отделишь богово от кесарева?

Эдуард Россель, губернатор Свердловской области: "За полтора года мы сделали - и спроектировали, и построили. И я каждое утро на стройку приезжал, проверял, и вечером тоже".

Епископу Евтихию не позавидуешь. Взбунтовавшись против Московской патриархии, он перешел под юрисдикцию зарубежной церкви. Только закончили церковь в глухом Ишиме, как новое нью-йоркское начальство объединяется с прежним владельцем.

Евтихий, епископ Русской православной церкви за границей: "Для приходов русской зарубежной церкви это будет очень тяжелое время".

Зарубежная церковь " это огромное имущество, нажитое столетиями. Святая Земля в Иерусалиме для церкви - Малая земля, тут шли самые жестокие религиозные войны. Сначала зарубежники не пускают Патриарха на могилу подвижника Антонина Капустина.

Алексий Второй, Патриарх Московский и всея Руси (июнь 1997 года): "Русская зарубежная церковь полагает препоны к этому. Нас удивляет это, потому что сейчас уже нет оснований для разделения".

Потом этот монастырь в Хевроне переходит под контроль Ясира Арафата, и палестинцы передают его Московской патриархии.

Инокиня Амвросия: "Игуменья Иулиания незадолго до того перенесла операцию на голову, и у нее были швы. И мы знаем, что ее волочили за ноги по ступеням. Решать церковные вопросы с помощью мусульманских автоматчиков, пользуясь какой-то давней российско-палестинской дружбой - это, конечно, никуда не годится".

Ну как после такого объединяться? Хотя решение, похоже, принято. Всегда осторожный митрополит Кирилл, церковный министр иностранных дел, один раз обмолвился.

Кирилл, глава отдела внешних церковных сношений Московского патриархата: "Вы спросили о статусе. Вот это положение Русской зарубежной церкви в системе Московского патриархата".

Он знает, кому будет принадлежать контрольный пакет совместного предприятия "Служу России". В бизнесе это называется "слияние путем поглощения". Павел Лобков,
"НАМЕДНИ", 23 мая 2004 г.

 

ПОРТАЛ-CREDO.RU: "НЕ УПУСТИТЬ ИЗ ВИДУ. В чем состоят российские государственные интересы на нынешнем этапе объединения РПЦ МП и РПЦЗ(Л)"

1. Что происходит на переговорах в данный момент

Протокольные снимки официальных переговоров между делегациями РПЦ МП и РПЦЗ(Л), прошедших 18 мая, окончательно дали понять, что все принципиальные вопросы объединения уже решены " остается лишь их документальное оформление, информационное обеспечение (применительно к пастве РПЦЗ(Л) лучше сказать "прикрытие") и " вот тут теперь самое важное " согласование деталей.

На протокольных снимках глава РПЦ МП Патриарх Алексий (Ридигер) занимает председательствующее место, а глава РПЦЗ(Л) митрополит Лавр возглавляет собой ряд подчиненных ему иерархов, севших по правую руку от Патриарха.

Если до приезда в Россию официальные лица РПЦЗ(Л) и сам митрополит Лавр говорили лишь о задаче установления евхаристического общения с РПЦ МП, то теперь уже совершенно ясно, что административное поглощение РПЦЗ(Л) Московской патриархией стоит на повестке дня. Поскольку скрывать это далее невозможно, об этом упомянули после переговоров и сами их участники со стороны РПЦЗ(Л).

Несмотря на то, что окончательные решения основных спорных вопросов отданы для разработки специальной комиссии, уже и сейчас видно, что в общих чертах они решены. Эти вопросы менее всего относятся к идеологии. Действительно, что касается идеологических расхождений, то их еще недавно оставалось два " сергианство и экуменизм. Но в отношении сергианства еще в 2000 году Архиерейский собор РПЦЗ постановил удовлетвориться "социальной концепцией" РПЦ МП; показательно, что соответствующий доклад на зарубежном соборе делал российский архиерей РПЦЗ Евтихий (Курочкин). Что же касается экуменизма, то как раз после нынешних переговоров их участник с "зарубежной" стороны протоиерей Николай Артемов сообщил в интервью: "Были сделаны пояснения, которые нас полностью удовлетворяют: теперь мы знаем, что Московский патриархат не ведет молитвенного общения с еретиками". Возможно, кому-то при таком заявлении вспомнится бессмертный классик русской литературы Козьма Прутков и его совет "не верь глазам своим", когда на клетке слона увидишь надпись "буйвол", однако, для понимания церковной политики бывает важнее понять, в чем же был смысл при переименовании слона в буйвола. Ведь не зря же кто-то взял на себя труд переменить таблички... Иными словами, если интрига переговоров давно уже не в идеологии " то в чем?

Точно, что не в определении статуса российских приходов РПЦЗ, о которых на переговорах почти и не вспоминали. Впрочем, судя по тональности интервью епископа Евтихия (Курочкина), лично ему даны какие-то гарантии. Судьба второго "российского преосвященного" РПЦЗ(Л), Агафангела (Пашковского) еще более туманна, так как он занял позицию легкой фронды по отношению к своему синоду. Их приходам при любом исходе дел останется только раствориться " внутри РПЦ МП или в небытии (хотя небольшая часть, как можно думать, присоединится к каким-либо оставшимся "альтернативным" юрисдикциям).

Главной интригой на нынешнем этапе переговоров является будущая структура управления РПЦ МП, которая неизбежно должна будет измениться после поглощения Зарубежной Церкви. И именно это тот вопрос, который затрагивает государственные интересы России. В этом же состоит и главная интрига нынешнего этапа переговоров.

2. Альтернативы для РПЦ МП и для государства

Наиболее деликатным из обсуждаемых сейчас вопросов является статус бывших архиереев РПЦЗ по отношению к будущему Синоду РПЦ МП и, в особенности, статус бывшего главы РПЦЗ(Л) в структуре этого Синода. Пока формально даже не решено, войдет ли он туда вообще " хотя было бы очень странно, если бы не вошел. Однако, войти можно по-разному: решающей является процедура выбора и учреждения главы будущего Зарубежного митрополичьего округа -- насколько на эту процедуру будет иметь влияние выбор зарубежного духовенства, а насколько — выбор Синода РПЦ МП.

Видя слабость и, прямо сказать, неуклюжесть делегации РПЦЗ(Л) на нынешних переговорах, можно точно сказать, что постоять за свои интересы она не сможет. В то же время, зная методы работы Синода РПЦ МП и Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), возглавляемого митрополитом Кириллом (Гундяевым), можно легко предсказать, к чему идет дело.

Дело идет к тому, чтобы сделать администрацию будущего Зарубежного митрополичьего округа назначаемой из Москвы и до мелочей подконтрольной ОВЦС. Так оно и будет, если сейчас пустить дело на самотек. Однако, едва ли это отвечает государственным интересам России.

Безусловно, национальным интересам России не отвечает реальная самостоятельность зарубежной части РПЦ МП, однако, усиление за ее счет ведомства митрополита Кирилла (Гундяева) отвечает этим интересам еще меньше. Безусловно, управляемость "зарубежья" из Москвы необходима, но не должно быть -- даже и в Москве -- таких рычагов управления, которые находились бы в руках не заинтересованных государственных служб, а какого-то альтернативного им "центра власти". Безусловно, некоторая "зачистка" управленческих кадров церковного "зарубежья" с заменой их на командированных из Москвы работников необходима, но эти кадры не должны принадлежать самостоятельной корпорации, имеющей собственные и отличные от государственных интересы. А о превращении ОВЦС в такую корпорацию, да еще и на уровне "субъекта международного права", свидетельствует хотя бы открытие Отделом самостоятельных представительств при европейских организациях в Брюсселе и Страсбурге, не дававших МИДу никаких обязательств и могущих действовать "в случае чего" независимо.

Организация новой системы управления в РПЦ МП за рубежом станет важным элементом организации управления всей вообще РПЦ МП. Повторим: если сейчас пустить дело на самотек, то неподконтрольность государству политической и экономической деятельности высшей иерархии РПЦ МП резко усилится. Однако, если именно сейчас проявить немного рачительности о государственных интересах, то можно совершить прорыв в решении важной государственной задачи -- полной национализации "символического капитала" РПЦ МП.

3. К чему стремиться?

Если сейчас оказать небольшое внешнее воздействие на переговоры в пользу РПЦЗ(Л), поддержав максимальную самостоятельность "зарубежья" в будущей административной структуре, то это открыло бы, в перспективе нескольких лет, путь к созданию за рубежом автономного от Московского Синода и совершенно независимого от ОВЦС центра по координации внешнеполитической деятельности РПЦ МП. Разумеется, для этого потребуется и кадровая смена зарубежного церковного руководства, но эта смена неизбежна в любом случае, и вопрос лишь в том, кто ее проведет -- митрополит Кирилл (Гундяев) или кто-то другой.

Создание такого центра за рубежом автоматически приведет к корректировке функций ОВЦС, которому придется в большей степени сосредоточиться на внутрироссийских проблемах. Это был бы неплохой способ вернуть систему управления РПЦ МП к хорошо себя зарекомендовавшей в советское время структуре, когда внешнеполитическая и внутренняя деятельность не могли быть сосредоточены в руках начальника одного синодального отдела. Ведь именно изменение этого порядка -- посредством расширения функций ОВЦС на едва ли не все внебогослужебные проявления деятельности РПЦ МП -- положило начало сосредоточению у митрополита Кирилла (Гундяева) столь значительной власти.

Было бы желательно, чтобы митрополит "зарубежья" имел статус не просто постоянного члена Синода, а статус главы автономной Церкви, наподобие митрополитов Киевского и Минского. Это бы крайне затруднило монополизацию власти внутри РПЦ МП каким-то одним "кланом" и облегчило бы возможности для кадрового маневрирования при необходимости корректировки курса РПЦ МП. Эти соображения приобретут особенную актуальность, когда встанет вопрос о выборах нового Патриарха РПЦ МП.

Итак, повторим главную мысль:РПЦЗ(Л) сама за свои интересы постоять не сможет. Но, люди добрые, давайте все-таки ей поможем. -- Может быть, ее саму вы и не воспринимаете как нечто важное, но вот место под ней пока что очень выигрышное.

Помочь сейчас стороне Зарубежной Церкви — это то же самое, что купить земельный участок с деревянными развалюхами под снос и построить на этом месте качественный и современный жилой дом.


При перепечатке ссылка на ВДъ обязательна.http://www.vertograd.narod.ru/

Hosted by uCoz