ЕПИСКОП ВИВЕЙСКИЙ АМВРОСИЙ О СИТУАЦИИ В БАРИ

(Вдъ-Информ, Женева)

 

Канцелярия Преосвященного Епископа Вивейского АМВРОСИЯ, викария Западно-Европейской Епархии, управляющего приходами РПЦЗ в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Швейцарии и Италии, распространила 7 февраля сообщение о положении дел в храме святителя Николая в Бари (Италия). Начиная с осени 1998 года, стали распространятся тревожные сообщения о возможности захвата этого храма МП, а в октябре 1999 года синод МП даже назначил в этот храм своего настоятеля.

Сообщение канцелярии Епископа АМВРОСИЯ начинается с краткого изложения истории русского храма и прихода в Бари — городе, где почивают мощи святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Закладка этого храма была совершена в 1911 г. протоиереем Иоанном Восторговым, будущим Новосвященномучеником. После катастрофы 1917 г. попечение о храме взяла на себя Русская Православная Церковь Заграницей, и с 1921 г. Богослужения в храме постоянно совершались клириками РПЦЗ.

Однако, к 1937 г., из-за стесненных финансовых обстоятельств, весь комплекс зданий храма не мог больше поддерживаться в должном состоянии прихожанами. Тогда, по заключенному приходом с местными властями договору, муниципалитет города Бари стал владельцем всех зданий и помещений, а Русской Церкви были сданы в бессрочное пользование храм с прилегающими постройками. Муниципалитет обязался при этом поддерживать в порядке здания и выплачивать жалование священнику. В примыкающем к храму бывшем доме паломников разместились различные городские службы. По тому же соглашению городские власти гарантировали свободное проведение православных Богослужений «под тем же церковным управлением». С этого момента вновь назначавшиеся в Бари священники просто регистрировались в муниципалитете.

Русская Православная Церковь Заграницей была благодарна властям города за то, что в течение без малого шестидесяти лет они содействовали тому, чтобы русский православный священник мог по‑прежнему служить у мощей святителя Николая. Приход русской церкви в Бари состоял из представителей разных национальностей: русских, сербов, греков и итальянцев. Кроме того, храм постоянно посещали паломники со всех концов Зарубежья и из России.

До 1996 г., когда в верхнем храме начался ремонт, Богослужения попеременно проводились в верхнем и нижнем храмах. Богослужения в нижнем храме до настоящего времени не прекращаются: о. Николай Тодорович, ставший настоятелем в августе 1999 г., ежедневно служит здесь вечерню и обедницу.

«В 1990‑е годы, с изменением политической обстановки, в Бари вновь стали появляться многочисленные паломники из России, — говорится далее в сообщении канцелярии Владыки АМВРОСИЯ. — Годы разъединения и открытая пропаганда, ведущаяся в России против Зарубежной Церкви, сделали свое: известны случаи, когда паломникам рекомендовали идти молиться хоть к католикам, лишь бы не к “зарубежникам”. К городским властям в это же время зачастили высокопоставленные гости из Москвы».

В 1996 г. мэрия Бари, как владелец участка, на котором расположен храм, предложила Зарубежной Церкви сформировать совместную комиссию для обсуждения создавшегося положения и для разработки новых правил пользования храмом в связи с наплывом паломников из России. Епископ АМВРОСИЙ согласился с предложением обсудить вопрос. Однако, в мае 1998 г., не проведя ни одного заседания комиссии, мэрия подписала с руководством МП в одностороннем порядке сначала протокол о намерениях, а затем, в ноябре того же года — соглашение. По этим документам, патриархии передавался храм и некоторые помещения в бывшем доме паломников. При этом однако указывалось на какие-то неопределенные «права нынешних пользователей».

Со стороны МП в Бари был назначен настоятель, священник Владимир Кучумов, который начал служить в декабре 1999 г. в верхнем храме, где к тому времени закончился ремонт.

Для Русской Зарубежной Церкви такое положение было неприемлемо. В течение 1998 г. Епископ АМВРОСИЙ неоднократно обращался к мэру города письма с просьбой прояснить ситуацию и сам предложил план ее урегулирования. Однако все письма и предложения оставались без ответа. В январе 1999 г. Епархиальное Управление обратилось с иском к мэрии Бари в местный гражданский суд. В октябре 1999 г. суд вынес по этому иску предварительное определение, в соответствии с которым муниципалитету запрещалось каким‑либо образом менять юридическую принадлежность помещений до окончательного судебного постановления. Основываясь на этом решении, Епископ АМВРОСИЙ потребовал от властей выполнения соглашения 1937 г. в полном объеме, но мэрия фактически не подчинилась определению суда. В связи с этим Епископ АМВРОСИЙ, во время своего посещения прихода в Бари 18–21 декабря 1999 г., на праздник св. Николая, руководствуясь октябрьским судебным постановлением, принял решение «закрепить за приходом два прилегающих к храму подсобных помещения, которые ранее всегда принадлежали приходу». 23 декабря, вскоре после отъезда Владыки, полиция, вызванная священником МП, ворвалась в церковную ограду. На глазах 12‑летней дочери священника РПЦЗ о. Николая ему выкрутили руки и силой отобрали ключи. У полиции при этом хватило цинизма использовать девочку как переводчика при насильственном допросе отца. Епископ АМВРОСИЙ смог снова приехать в Бари лишь 27 декабря, когда он и подал в суд уголовный иск к мэру и начальнику полиции города. Однако, после отъезда Владыки полиция вновь ворвалась в помещения храма, о. Николай был силой выставлен из церковной территории и вынужден уехать из Италии в Югославию.

В сообщении канцелярии Епископа АМВРОСИЯ подчеркивается: «То, что произошло и поисходит, — это вопиющий факт злоупотребления властью, неподчинения судебным решениям со стороны муниципальных властей, призванных гарантировать порядок и законность в городе. Муниципалитет и московский священник, чиня зарубежному приходу в Бари всяческие препятствия — последний пример: о. Николаю был закрыт доступ на колокольню, — балансируют на грани нарушения гарантированной итальянской конституцией, как, впрочем, и конституцией любой другой демократической страны, свободы исповедания культов... Противостояние, имеющее место в Бари, — не просто “спор о собственности”, оно имеет более глубокий смысл. Храм св. Николая в Бари чудесным образом связан с именами многих Новомучеников и Исповедников Российских. Вдохновителем строительства и первым жертвователем был Царь‑Мученик Николай II, председательницей Строительного комитета — Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, первым правящим архиереем — Митрополит Вениамин Петроградский. Больше шестидесяти лет при храме прожила монахиня мать Николая, которой еще до начала строительства храма было повелено ехать жить в Бари святыми Оптинскими старцами. И противостояние в Бари — это противостояние, с одной стороны, тех, кто, в течение трех четвертей века, свидетельствовал о Православии перед лицом самых страшных преследований, какие только знала история Церкви, и, с другой стороны, наследников тех, кто эти преследования осуществлял или одобрял».


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz