ЭПИТАФИЯ

 

19 февраля / 3 марта с. г., в канун Вселенской родительской субботы, в Астрахани преставился ко Господу игумен Кирилл (Осипов), настоятель астраханского прихода во имя иконы Божией Матери «Державной». Подвижническая жизнь отца Кирилла завершилась на 44-м году. Вечная ему память!

 

Игумен Кирилл (в миру — Валерий Осипов) родился в 1957 году. Ему посчастливилось вырасти и получить воспитание в крепкой многодетной семье, где помимо будущего батюшки было шестеро детей. Хотя родители отца Кирилла поначалу не были ревностными чадами Церкви Христовой, они дали своим детям, по сути, христианское воспитание — двое братьев о. Кирилла также стали священниками.

Детство Валерия Осипова прошло в восточном Казахстане, под Семипалатинском. Необычное предназначение отрока, определенное Промыслом Божиим, проявилось уже в том, что ему удалось избежать вступления в богоборческие советские организации — пионерию и комсомол, — что в те годы было практически невозможно. Отслужив в армии (куда юношей рекрутировали насильно), Валерий поступил в Московскую духовную семинарию и отучился там четыре года. Он имел также светское музыкальное образование.

При жизни батюшка не любил рассказывать о себе, по смирению считая эту тему не назидательной. Поэтому о его биографии известно совсем немного. Священническая хиротония игумена Кирилла (тогда еще о. Валерия) состоялась 22 марта 1989 года, совершил ее астраханский архиепископ МП Феодосий, имевший в советские годы репутацию диссидента за свое нашумевшее письмо Брежневу. Первыми приходами нового иерея стали села Ильинка и Володаровка (Астраханской обл.), где о. Валерий практически на пустом месте возводил новые храмы. После завершения строительства храма во имя преподобного Серафима Саровского в Володаровке правящий архиерей епископ Филарет назначил батюшку восстанавливать монастырь св. Иоанна Предтечи в Астрахани, где 9 июля 1992 года о. Валерий был пострижен в малую схиму с именем Кирилла.

Самый важный период жизни и пастырского служения о. Кирилла начинается в декабре 1992 года, когда возникшая вокруг него община направляет на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита ВИТАЛИЯ прошение о присоединении к Российской Церкви (юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ). 2 января 1993 года из Нью-Йорка в Астрахань пришел Указ о принятии иеромонаха Кирилла и его общины в юрисдикцию Истинной Русской Церкви. Отец Кирилл не любил разговоров о Московской патриархии и на вопрос о причинах своего перехода в Российскую Церковь обычно отвечал, что антицерковный характер МП совершенно очевиден для всех, поэтому не требуется каких-либо изощренных богословских доказательств необходимости покинуть «церковь лукавнующих». Описывая свой собственный опыт пребывания в МП, о. Кирилл утверждал, что там все поставлено на коммерческую основу, и человек, ищущий подлинно духовной жизни, задыхается в этой удушливой атмосфере царства маммоны. Вместе с тем, о. Кирилл искренне жалел тех немногих «хороших людей», которые оставались в патриархии. В Астраханской епархии МП переход о. Кирилла в РПЦЗ вызвал неоднозначную реакцию — некоторые стали уважать батюшку за этот мужественный шаг, а другие — наоборот — презирать. Тем не менее, о. Кирилл всех приходивших к нему, среди которых было немало членов МП, принимал одинаково гостеприимно и со всеми подолгу беседовал.

Несколько месяцев в 1993 году о. Кирилл провел в Москве, в Марфо-Мариинской обители, где в то время служил Представитель Архиерейского Синода РПЦЗ Преосвященный Епископ Каннский ВАРНАВА. Фактически, обитель находилась под контролем Национально-патриотического фронта «Память», что смущало многих христиан и служило препятствием для посещения обители. Однако, о. Кирилл и в этой политизированной атмосфере сохранял трезвомыслие, и те из прихожан Марфо-Мариинской обители, кто стремился к подлинно церковной жизни, именно к нему обращались за духовным окормлением и наставлением.

Вернувшись в Астрахань, о. Кирилл активно взялся за благоустроение местной церковной жизни. Благодаря его хлопотам, общине был пожертвован дом на улице Карла Маркса в центре города, где вскоре был обустроен храм во имя «Державной» иконы Божией Матери. Рядом с храмом разместилась и скромная келья настоятеля. Богослужения в храме стали совершаться регулярно — о. Кирилл служил довольно просто, без артистизма и уставного педантизма. Он старался снисходить к немощам прихожан, указывая на пример святителя Иоанна (Максимовича). Вообще, знавшие о. Кирилла люди вспоминают, что его главным пастырским принципом был «подход любви» — не допускать никакого насилия по отношению к духовным чадам, не подавлять их своим священническим авторитетом. Отец Кирилл стремился к тому, чтобы главным стимулом к послушанию была любовь. При этом к каждому человеку он старался найти свой подход, а главную задачу своего пастырского служения видел в том, чтобы подвести человека к самостоятельному осознанию своей вины перед Богом.

Одно время, когда астраханская община только создавалась, о. Кирилл задался целью приобщить к церковной жизни местное казачество, в котором поначалу он видел здоровую общественную силу. Однако уже вскоре он с горестью убедился, что нынешнее казачество — «бутафорское», и преследует оно отнюдь не духовные цели. Игумен Кирилл вообще очень хорошо чувствовал проявления духа времени и обладал даром находить правильный путь церковной жизни в современном мире.

Господь посетил батюшку многими недугами, особенно проявившимися в последние годы его земной жизни. Особенно часто давал о себе знать сахарный диабет, из-за которого о. Кирилл вынужден был вкушать очень мало пищи, но часто. Он также страдал от болезней почек и печени, очень часто простужался. При этом к медицинской помощи о. Кирилл относился настороженно, потому что его отец погиб в больнице. На обследования в больницу батюшка принципиально не ложился, объясняя это тем, что «сейчас врачей от Бога мало».

После переезда астраханского храма в новый дом на улице Льва Толстого образ жизни о. Кирилла стал еще более скромным. Он занимал маленькую келью, которая соединялась с алтарем. Келейники вспоминают, что о. Кирилл страшно не любил, чтобы в его келье прибирался кто-то посторонний. По ночам батюшка почти не спал, предпочитая проводить их в молитве, лишь днем он позволял себе кратковременный отдых. Четки постоянно были в его руках, а молитва не сходила с его уст. Отец Кирилл был большим ревнителем монашества, которое он считал самым явным выражением любви к Богу и самым удобным путем ко спасению. Многие прихожане астраханской общины под влиянием бесед с о. Кириллом избрали путь монашеского жития.

Батюшка был очень чуток к страданиям верных чад Истинной Церкви, претерпевающих гонения от господствующей псевдоцеркви. Одним из первых он откликнулся на беду рязанского прихода св. Василия Рязанского, храм которого подвергся нападениям МП. Отец Кирилл направил в Рязань свое письмо, где, кроме утешений, давал и несколько рекомендаций о том, как лучше организовать защиту храма.

Помимо прихода в Астрахани, о. Кирилл, назначенный помощником Преосвященного Епископа Черноморского и Кубанского ВЕНИАМИНА, окормлял приходы в Волгограде и Азове (Ростовской обл.). На праздник Богоявления в 1997 году о. Кирилл совершал Великое освящение воды на «иордани» в Азове. Когда множество молящихся вступили на лед, он немного опустился, и ноги о. Кирилла, на которых была довольно легкая обувь, оказались в ледяной воде. Так, стоя в воде, он и совершил водоосвящение. Простуда, полученная батюшкой в тот день, стала хронической, усилив остальные болезни.

В последние два года своей жизни о. Кирилл вынужден был все реже и реже совершать Богослужения. Свою последнюю Литургию он отслужил на Пасху прошлого года, а затем — еще около полугода — совершал только обедницы и требы. К страданиям, вызванным физической немощью, добавились и искушения от врагов Церкви. Нищий астраханский храм обокрали, причем те люди, которые пришли туда под видом крещаемых и сподобились принять Таинство Святого Крещения. Улучив момент, они украли находящиеся в храме деньги и ключи. И это был не единственный случай такого рода. В последнее время о. Кирилл все чаще стал предчувствовать возможность своей насильственной смерти — его очень впечатлила мученическая судьба петербургского протоиерея Александра Жаркова, убитого через три месяца после присоединения к нашей Церкви. Возможно, о. Кириллу угрожали, но на прямые вопросы о причинах своих опасений он никогда не отвечал.

К началу марта о. Кирилл уже долго не вставал с одра болезни. При нем постоянно дежурил кто-то из прихожан астраханской общины. Вечером 3 марта состояние здоровья батюшки резко ухудшилось — его близким, несмотря на протесты о. Кирилла, пришлось вызвать «скорую помощь». Однако, в больницу батюшка не поехал — предчувствуя приближающуюся кончину, он пожелал умереть в своей келье. Смерть игумена Кирилла наступила в 20 часов 10 минут, когда рядом с ним находились его родная сестра Лия, инокиня Ангелина и раба Божия Любовь, прихожанка астраханской общины. В момент кончины присутствующие читали канон на исход души, а затем сразу начали читать Псалтирь.

На следующий день, 4 марта, во Вселенскую родительскую субботу, в Астрахань прибыл Преосвященный Епископ Черноморский и Кубанский ВЕНИАМИН с клиром, дабы проводить в путь всея земли верного служителя Церкви Христовой. После круглосуточного чтения Евангелия, утром 5 марта, Владыка ВЕНИАМИН возглавил чин погребения новопреставленного игумена Кирилла. Батюшку отпевали в красном облачении, символизирующем мученический подвиг, который несет ныне вся наша Гонимая Церковь. Игумен Кирилл похоронен на Трусовском кладбище г. Астрахани.

 

По благословению Преосвященного Епископа ВЕНИАМИНА, приход во имя иконы Божией Матери «Державная» в Астрахани ныне окормляет священник Сергий Лобода. Игумен Кирилл сам указывал на о. Сергия как на своего преемника и просил его не оставлять общину после своей кончины.


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz