Религия и политика

 

НОВЫЙ СОСТАВ ПОДКОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 НАМЕРЕН ЛОББИРОВАТЬ ИНТЕРЕСЫ МП

(Keston Institute — Вдъ-Информ, Москва)

 

После выборов в Государственную думу России, состоявшихся 19 декабря минувшего года, был сформирован новый состав думского подкомитета по делам религиозных организаций, который определяет законодательную политику российского государства в сфере церковно-государственных отношений. Руководство большим думским комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций осталось в руках коммунистов: депутат от КПРФ Виктор Зоркальцев, возглавлявший этот комитет в прежней Думе, снова занял этот пост 19 января. Однако у Зоркальцева появился новый заместитель, представляющий пропутинский блок «Единство». Депутат Александр Чуев, избранный в тот же день председателя подкомитета по делам религиозных организаций, сменил на этом посту Валерия Борщева, последовательно защищавшего права религиозных меньшинств и, в том числе, Российской Церкви.

Борщев был одним из немногих депутатов Думы, выступавших против закона 1997 года о свободе совести, который, по его словам, стал «по сути дела законом против религии». Бывший помощник Борщева Михаил Осадчев объяснил, что Чуев — «единственный специалист в области религии, которым располагает “Единство”». Как предполагает Осадчев, в отличие от Борщева Чуев будет «выступать за сохранение нынешних положений закона 1997 года о религии и поддерживать идеологию государственного православия», то есть активно поддерживать МП.

По словам другого бывшего помощника Борщева Льва Левинсона, Чуев является протеже Андрея Логинова — чиновника администрации президента РФ, сыгравшего ключевую роль в принятии закона 1997 года. «Он будет проявлять нетерпимость. Он тесно сотрудничал с Московской патриархией и активно поддерживает закон 1997 года», — заявил Лев Левинсон об Александре Чуеве.

В одном из своих интервью после избрания на высокий пост в Госдуме Александр Чуев отметил, что в России «слишком много» зарубежных миссий и религиозных организаций. Назвав в качестве примеров саентологов и мунитов, он заявил: «Что они здесь делают? На чем основана их идеология? То, к чем они стремятся, может оказаться опасным для нашей страны». Далее Чуев противопоставил «религиям, традиционным за пределами России» — таким как католицизм — «нетрадиционные религии, возникшие за последние десять лет». Первые, по его мнению, не представляют угрозы, так как «они имеют свои собственные культурные или национальные адреса» в России — в случае с католицизмом это поляки и украинцы, — тогда как вторые, не обладая определенной группой лиц, к которым обращена их проповедь, занимаются «насильственной дезориентацией» своих адептов, превращая их «из социально пассивных в социально опасных». По словам Чуева, адекватным методом борьбы с этими группами было бы обязывать их пройти «испытательный период» прежде чем давать возможность свободно действовать, а в тех случаях, когда возникают какие-либо вопросы о применении в этих объединениях, например, гипноза, — подвергать их деятельность расследованию в специальных комиссиях и освидетельствованию экспертами.

Чуев сообщил «Кестону», что он — «практикующий православный» и регулярно посещает три московские церкви: Живоначальной Троицы в Хорошеве, клирики которой — сотрудники Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата; Живоначальной Троицы в Бахрушине и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади — «это близко от
работы». «Я убежден, — сказал Чуев, — что религиозное возрождение в нашей стране может произойти только через объединение вокруг своих религий. Людей можно объединить не вокруг [японского культа] Аум Синрикё, а только вокруг православия — это относится к русским и украинцам, что же касается мусульманских регионов, то они могут объединиться вокруг ислама».

В качестве председателя думского подкомитета Чуев намерен попытаться внести некоторые поправки в закон 1997 г. о свободе совести, который он однако считает «шагом вперед». Две его основные задачи в этом направлении таковы: обеспечить равенство перед законом и бороться с «псевдорелигиозными и коммерческими организациями, использующими религиозный статус для освобождения от уплаты налогов». Чуев уклонился от дальнейших комментариев, подчеркнув, что его комитет не станет предпринимать никаких шагов, направленных на подавление религиозных организаций.

По мнению предшественника Чуева Валерия Борщева, пока еще рано прогнозировать, смогут ли Зоркальцев и Чуев действовать в согласии. В то же время он отметил, что «Единство», представлявшееся перед выборами центристской партией, «к всеобщему удивлению вступило в союз с коммунистами». Чуев, считает Борщев, будет следовать партийной линии «Единства» и едва ли станет поддерживать религиозные меньшинства. Борщев затруднился ответить на вопрос, какие последствия для религиозных свобод будет иметь приход к власти Путина. Со своей стороны, Лев Левинсон также заявил, что картина, складывающаяся сегодня, не вполне ясная: «Период Ельцина был в высшей степени разнообразен — до 1994 года ситуация со свободой совести была достаточно здоровой, после чего положение значительно ухудшилось. Вполне вероятно, что при Путине ситуация останется столь же сложной».

 


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz