Библиография

 

Татьяна Сенина

 

АНђЕО ФИЛАДЕЛФИJСКЕ ЦРКВЕ. Нови исповедник истинског православља Светитељ Филарет (Вознесенски). Светогорска Православна мисиjа у Србиjи — Световознесењски Манастир Есфигмен, 2000.

(АНГЕЛ ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ ЦЕРКВИ. Новый исповедник истинного Православия Святитель Филарет (Вознесенский). Святогорская Православная миссия в Сербии — Спасо-Вознесенский монастырь Эсфигмену, 2000). 142 стр.

 

В мае текущего года афонский монастырь Эсфигмену издал книгу о святителе Филарете (Вознесенском) (1903—1985), третьем Первоиерархе РПЦЗ (1964—1985), составленную под редакцией иеросхимонаха Акакия (Истинно-Православная Церковь Сербии[1]). Книга небольшого формата, красиво оформлена. Основная часть материалов, опубликованных в ней, позаимствована о. Акакием из публикаций о святителе Филарете, печатавшихся в разное время в «Вертоградъ-Информ’е»[2], о чем читатели уведомляются краткой заметкой в начале книги; однако в этой заметке допущена небольшая неточность: наш бюллетень там назван официальным изданием «Петроградской епархии (юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей)» (с. 4), в то время как наше издание не имеет официального статуса, а является частным Православным информационным бюллетенем.

Книга содержит Предисловие издателей, Житие святителя Филарета, три Скорбных Послания святителя, его письма к Владыке Аверкию (Таушеву) и к «отцу Н.» (протоиерею Виктору Потапову), текст анафемы ереси экуменизма 1983 года, свидетельства о чудесах св. Филарета и молитва святителю, составленная, очевидно, в ИПЦ Сербии, где св. Филарета очень почитают как великого исповедника Истинного Православия. Все материалы книги на сербском языке.

В предисловии издатели приводят слова Владыки Аверкия (Таушева) из его толкования на Апокалипсис св. Иоанна Богослова: «Филадельфийская Церковь — предпоследний период жизни Христовой Церкви — современная нам эпоха, когда Церковь действительно “немного имеет силы” в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение», и отмечают, что Владыка Аверкий «под Церковью Христовой несомненно подразумевал Истинное Православие, а не так называемое “православие”, которое уже тогда, в его время, охватило отступление, о котором писал божественный Павел в своем Втором Послании Солунянам: да никтоже вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде (Второго Пришествия Христова), и открыется человек беззакония, сын погибели (2 Сол. 2, 3) … Нет сомнений, мы живем в шестом — предпоследнем периоде жизни Христовой Церкви и в страшное предантихристово время всеобщего отступления, когда истинная Церковь из-за страшных гонений и внутренних раздоров воистину “имеет мало силы”, однако до сего дня содержала слово Христово в истине» (с. 7–8).

Далее издатели делают краткое описание отступления от Православия современных «официальных церквей» и замечают, что «быть может, близок день и час, когда в этом так называемом “свободном” мире — чтобы спасти чистоту своей истинно-православной веры и Церкви — и нам придется пребывать в катакомбах, подобно истинно-православным христианам во времена Советского союза» (с. 8).

«Однако и в это страшное апокалиптическое время всеобщего отступления и лжи, — продолжают издатели, — Господь Вседержитель послал человека, который сохранил Его слово — Ангела Филадельфийской Церкви — Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополита Филарета (Вознесенского), которого прославил совершенно нетленными мощами и чудотворением, соделав его таким образом столпом в храме Божием.

Перед тобой, дорогой читатель, книга о новопрославленном святителе Божием, Исповеднике истинного Православия, святом Филарете (Вознесенском), нашем современнике, который Духом Святым поставлен огненным столпом во всеобщей тьме отступления, который всем истинолюбцам освещает узкий путь исповедничества, руководствуя их, чтобы они не уклонялись ни налево, ни направо» (с. 9).

Замечательно, что истинно-православные как в Сербии, так, видимо, и в Греции, где издана книга, считают, что святитель Филарет уже прославлен через свою исповедническую жизнь, нетление мощей и чудеса, и не заводят речь об «официальной канонизации». Отрадно видеть такую действительно православную позицию — не ждать «разрешения сверху», чтобы молиться и почитать уже явно прославленных Богом святых; ибо понятие и механизм «канонизации» не принадлежат к Церковному Преданию и проникли в Православную Церковь от еретиков-латинян, в России же утвердились во период печальной памяти синодального строя[3].

Житие святителя, публикуемое в книге (с. 13–65), составлено на основе статьи «Ангел Филадельфийской Церкви», опубликованной в № 11–12 нашего бюллетеня за 1999 год; издатели разбили жизнеописание на следующие небольшие главы: «Оставьте, пусть мальчик “служит”», «Монах Филарет», «Харбинский пастырь», «Глас вопиющего в пустыне», «Мученик за веру», «Владыка — Первоиерарх», «Камень преткновения», «Покровитель истинного Православия» (в этой главе издатели поместили также текст и факсимиле Послания Архиерейского Синода РПЦЗ от 18/31 декабря 1969 г. к Предстоятелю Церкви ИПХ Греции Архиепископу Авксентию о признании архиерейской хиротонии его предшественника Архиепископа Акакия и последующих хиротоний старостильных греческих Епископов-«флоринитов»), «Ужесточение отношений с официальным “православием”», «Скорбные послания», «Постыдное равнодушие», «Борьба изнутри», «Анафема экуменизму», «Учитель истинного покаяния», «Борец за истину», «Ангел Филадельфийской Церкви», «Исповеднический путь», «Нетленные мощи», «Сокрытие мощей», «Значение святителя Филарета».

Скорбные Послания, письма и чудеса Святителя изданы в книге по публикациям «Вертоградъ-информ’а». Книга снабжена несколькими фотографиями св. Филарета, из которых особенно интересен снимок святителя Филарета рядом с Первоиерархом старостильного греческого «флоринитского» Синода Архиепископом Авксентием. В книге также помещены изображение иконы Святителя, написанной в Истинно-Православной Церкви Сербии к пятнадцатилетию преставления святителя (1985—2000), и тропарь св. Филарету, взятый из службы святому, составленной в 1999 году в Российской Православной (Автономной) Церкви после обретения нетленных мощей св. Филарета.

Безусловно, издание этой книги должно порадовать всех истинно-православных, как еще один шаг к прославлению памяти великого исповедника Православия ХХ столетия, «православныя веры поборника, ересей ветхих и новых обличителя изряднаго». Можно надеяться, что эта книга будет распространяться не только в Сербии, но и среди православных греков, поскольку она отпечатана в знаменитом монастыре Эсфигмену, одном из основных оплотов Истинного Православия в Греции.

В заключение приводим опубликованную в книге молитву святителю Филарету, которую мы переводим с сербского на церковно-славянский.

 

МОЛИТВА СВЯТОМУ ФИЛАРЕТУ

О святителю отче наш Филарете, Богом избранне, последних времен исповедниче, истиннаго Православия Первоиерарше, предводителю и поборниче, и всех истинно-православных христиан добронадежный пред Богом заступниче, иже престолу Божию предстояй и за ны моляйся: умоли всещедраго Бога, да дарует нам грехов прощение, омыв нас от них покаянием. Спасай ны молитвами твоими от наветов безбожных, даруй нам страх Божий и сподоби нас, да до конца верными чадами Истинной Церкве Христовой пребудем. Укрепи ны во исповедании веры, и да не устрашимся гонений и страданий, но якоже достоит даруй нам пострадати за веру православную, да не отвергнемся Христа, и да не приимем печати проклятаго антихриста.

Не таим мног труд и зной яже подъял если истиннаго Православия ради, благопохваляем же и проповедуем добрая дела твоя: Царственных Мучеников и новых Исповедников Российских прославление, апостольскаго преемства истинным православным христианом по всей вселенней преподание, всеереси икуменизма анафематствование и непоколебимое слова Христовой истины правоправление.

Помощи, благодати и заступления твоего присно взыскующе, просим молитв и предстательства за ны, повергающе к ногама твоима моление сие.

Не престай творити молитву к Человеколюбцу Богу за малое стадо истинных православных, да дарует мир Церкви Своей, избавляя ю от ереси и раскола, да нас избавит от тьмы греха и страстей, от ловлений сокровенных лукаваго антихриста, да пребудем до смерти неколебими во исповедании святаго Православия, и во еже до конца неосужденно причащатися нам Святаго Тела и Крове Господних от истинных священнослужителей, ихже число малится на всяк день: по кончине же да обрящем милостива и милосерда Господа, Имже сотворени и живем и есмы, Емуже подобает всякая слава, хвала и похваление, честь и поклонение, с Безначальным Отцем и Всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 



[1] О ней см.: Вертоградъ-Информ № 5 (50), 1999, с. 51–52.

[2] См. №№ 11 (44), 1998, с. 15–33; 5 (50), 1999, с. 34–36; 11–12 (56–57), 1999, с.16–48.

[3] Об этом см. публикации: А. Муравьев, Историческия размышления о каноничности канонизации // Вертоградъ-Информ, № 11–12 (56–57), 1999, с. 48–50; Кого называть святым? // Вертоградъ­-Информ, № 10 (55), 1999, с. 38.


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz