Александр Тараканов
«ГРАФ» СИВЕРС ПЫТАЕТСЯ СОЗДАТЬ
НОВУЮ «БЕЛОВОДСКУЮ ИЕРАРХИЮ»
Маловероятно, чтобы сегодня
кто-либо, именующий себя истинно-православным христианином, верил легендам,
сочиняемым «графом» и «архиепископом» Амвросием (фон Сиверс). Этот
псевдоцерковный деятель настолько себя скомпрометировал и так запутался даже в
фактах собственной биографии, что вступать с ним в полемику, используя правила
Вселенских Соборов, каноны и тем более имена Св. Новомучеников, есть дело
ненужное и даже для Истинной Церкви вредное (нужно будет снизойти до уровня
сектантов-«сиверсовцев»), а их язык неприемлем для православного.
Сейчас, пожалуй, пора
сделать общий вывод относительно деятельности «его высокопреосвященства»:
«Новое — это хорошо забытое старое». Именно это можно сказать о Сиверсе, ибо
его авантюра есть лишь слабый оттиск с истории так называемой «Беловодской
иерархии», мнимо старообрядческого происхождения.
Итак, совершим сравнительный
экскурс в XIX век, не забывая о XX-м. Первые сообщения о самозванном
архиепископе появились в печати в 1880 году. № 691 «Истины» за май–июнь
опубликовал письмо от некоего «архиепископа всея России и Сибири
старообрядческой Церкви», также «Православный Собеседник» почтил его своим
вниманием, приведя на своих страницах выдержки из ставленных грамот, в одной из
версий которых говорилось, что некий Аркадий 24 марта 1850 г. рукоположен
«Смиренным Мелетием, патриархом Славяно-Беловодским, Ост-Индейским и
Юст-Индейским, Вест-Индейским и Англо-Индейским и Японских островов и кроме
того четырьмя митрополитами сирского языка» (интересно было бы взглянуть на
этот сиро-индейский язык) в сан архиепископа.
Конечно же, подобные громкие
заявления не могли не заинтересовать судебных следователей. И в результате
следствия, проведенного Самарским Окружным Судом, выяснилось примерно
следующее: проходимец уже давно выдавал себя за священника. Так, в городе
Осташкове, Тверской губернии, он назвался Аркадием Боголюбовым, протоиереем
Томской Епархии, в одной деревне Пермской губернии заявил, что он «московский
из рода князей Урусовых», а своему ставленнику, «некоему Павлу Нечаеву, что родина
его в Санкт-Петербурге».
Его собственные
последователи усомнились в святости и элементарной честности своего
«первоиерарха», и Аркадию пришлось давать страшные клятвы. Вот их подлинный
текст: «Честные отцы и братия, приношу пред вами в церкви, иже во святых отца
нашего Алексия митрополита, пред святым и страшным престолом Господа моего, и
пред образом Христа Спасителя моего, и пред честным и животворящим крестом
Господним, и пред Святым Евангелием, приношу последнее исповедание, больше бы
мне не исповедаться, — в том, что я из рода князя Урусова, пострижен в монахи,
и по святому пострижению – Аркадий, и в настоящее время посвящен в
архиепископы. Если я, раб Божий Аркадий, против этого что солгал, то пожри меня
земля, как пожрала Дафана и Авирона при Моисее, убей меня, Господи, громом и
пожги, Илья пророк, огнем и молнией, а по смерти сведи мою душу, Иисусе Христе,
Сын Божий, в муку вечную». Заклинания подействовали на доверчивую паству, и на
Аркадия снизошло вдохновение. Вдруг выяснилось, что с великой осторожностью и
под строжайшим секретом за священством с ним отправлялись «из Российского
святого Московского царства» российские князие и боярове: Борис Шереметьев,
Никола Урусов, Михайло Муравьев и Трубецких и прочих тридесять. Они умолили
поставить в Россию иерарха.
На полицию все сие, конечно,
впечатление не произвело, и итогом допроса Аркадия явились сведения несколько
более достоверные:
1) «Родился я в деревне
Набаевке, Бугурусланского уезда; отца моего звали Антон Матвеев, а мать — Анна
Макарова; Меня зовут Степан.
2) По происхождению я мордвин, теперь говорить по-мордовски не могу, отдельных слов не знаю».
3) «Я, Антон Савельев
Пикульский; отец мой Савелий Тимофеев Пикульский принадлежал к
привилегированному сословию, состоял в чине надворного советника, или же
коллежского асессора. Мать мою звали Кириллой (Кирой) Семеновой».
Итогом бурной деятельности
этого «архиерея» стали его обширные биографические данные. В Москве он
прославился тем, что в доме священника Звездинского жил под именем единоверного
архимандрита, даже служил панихиду по одной купчихе (удивительно, что никто
ничего не заподозрил) В 1884 году в Новгороде майору Павлу Петровичу Петрову
сообщил, что приехал «для приведения раскольников в Православие». Все это
Аркадий дополнил вымыслом о своем поставлении «во епископа славянских городов
Тавриции и Туруханска» в лето 7355 (от Рождества Христова 1847) на 25 день
декабря, в лето 7358 (1850) в 20 день марта возведение во архиепископа
«богоспасаемому граду Боджукорану, японскому острову» (тут самое время
вспомнить титулы мнимо-андреевских епископов — «Готфский», «Ингерманландский» и
проч.). Впрочем, при следствии выяснилось, что Аркадий и вовсе не выезжал за пределы России. У него был найден
учебник географии с пометками в виде крестиков. Судя по ним, можно заключить,
что все прочие беловодские архипастыри и существовали как крестики на
страницах.
К тому же, при столь мощной
поддержке «из–за рубежа», в письме Аркадия есть такие строки: «Мне нет средств
и не с чем ехать к вам прочее, братья и сестры, помогите мне своим пособием».
Ну что уж точно роднит
Аркадия и Амвросия, так это болезненная любовь к анафематствованиям. Подобно
тому, как «фон Сиверс» проклинает зарубежников, суздальцев и бостонцев, Аркадий
ранее успел предать анафеме «нововведенный раскол, ересь Белокриницкую,
приемлющих единых попов и диаконов, от ересей приходящих (беглопоповцев), и
беспоповскую ересь». А впрочем, известно, что Аркадий пытался войти в общение с
белокриницким согласием, но там его отвергли точно по тем же причинам, что и
веком позже Сиверса, — из-за самозванства.
В заключение осталось лишь
добавить, что для тех, кто читал «Русское Православие» все должно быть
понятным. Остальным же лучше посоветовать не верить на слово жуликам с
псевдо-катакомбной внешностью.
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
editor@vertograd.com.ru |