Александр Тараканов

«ГРАФ» СИВЕРС ПЫТАЕТСЯ СОЗДАТЬ

НОВУЮ «БЕЛОВОДСКУЮ ИЕРАРХИЮ»

 

Маловероятно, чтобы сегодня кто-либо, именующий себя истинно-православным христианином, верил легендам, сочиняемым «графом» и «архиепископом» Амвросием (фон Сиверс). Этот псевдоцерковный деятель настолько себя скомпрометировал и так запутался даже в фактах собственной биографии, что вступать с ним в полемику, используя правила Вселенских Соборов, каноны и тем более имена Св. Новомучеников, есть дело ненужное и даже для Истинной Церкви вредное (нужно будет снизойти до уровня сектантов-«сиверсовцев»), а их язык неприемлем для православного.

Сейчас, пожалуй, пора сделать общий вывод относительно деятельности «его высокопреосвященства»: «Новое — это хорошо забытое старое». Именно это можно сказать о Сиверсе, ибо его авантюра есть лишь слабый оттиск с истории так называемой «Беловодской иерархии», мнимо старообрядческого происхождения.

Итак, совершим сравнительный экскурс в XIX век, не забывая о XX-м. Первые сообщения о самозванном архиепископе появились в печати в 1880 году. № 691 «Истины» за май–июнь опубликовал письмо от некоего «архиепископа всея России и Сибири старообрядческой Церкви», также «Православный Собеседник» почтил его своим вниманием, приведя на своих страницах выдержки из ставленных грамот, в одной из версий которых говорилось, что некий Аркадий 24 марта 1850 г. рукоположен «Смиренным Мелетием, патриархом Славяно-Беловодским, Ост-Индейским и Юст-Индейским, Вест-Индейским и Англо-Индейским и Японских островов и кроме того четырьмя митрополитами сирского языка» (интересно было бы взглянуть на этот сиро-индейский язык) в сан архиепископа.

Конечно же, подобные громкие заявления не могли не заинтересовать судебных следователей. И в результате следствия, проведенного Самарским Окружным Судом, выяснилось примерно следующее: проходимец уже давно выдавал себя за священника. Так, в городе Осташкове, Тверской губернии, он назвался Аркадием Боголюбовым, протоиереем Томской Епархии, в одной деревне Пермской губернии заявил, что он «московский из рода князей Урусовых», а своему ставленнику, «некоему Павлу Нечаеву, что родина его в Санкт-Петербурге».

Его собственные последователи усомнились в святости и элементарной честности своего «первоиерарха», и Аркадию пришлось давать страшные клятвы. Вот их подлинный текст: «Честные отцы и братия, приношу пред вами в церкви, иже во святых отца нашего Алексия митрополита, пред святым и страшным престолом Господа моего, и пред образом Христа Спасителя моего, и пред честным и животворящим крестом Господним, и пред Святым Евангелием, приношу последнее исповедание, больше бы мне не исповедаться, — в том, что я из рода князя Урусова, пострижен в монахи, и по святому пострижению – Аркадий, и в настоящее время посвящен в архиепископы. Если я, раб Божий Аркадий, против этого что солгал, то пожри меня земля, как пожрала Дафана и Авирона при Моисее, убей меня, Господи, громом и пожги, Илья пророк, огнем и молнией, а по смерти сведи мою душу, Иисусе Христе, Сын Божий, в муку вечную». Заклинания подействовали на доверчивую паству, и на Аркадия снизошло вдохновение. Вдруг выяснилось, что с великой осторожностью и под строжайшим секретом за священством с ним отправлялись «из Российского святого Московского царства» российские князие и боярове: Борис Шереметьев, Никола Урусов, Михайло Муравьев и Трубецких и прочих тридесять. Они умолили поставить в Россию иерарха.

На полицию все сие, конечно, впечатление не произвело, и итогом допроса Аркадия явились сведения несколько более достоверные:

1) «Родился я в деревне Набаевке, Бугурусланского уезда; отца моего звали Антон Матвеев, а мать — Анна Макарова; Меня зовут Степан.

2) По происхождению я мордвин, теперь говорить по-мордовски не    могу,  отдельных слов не знаю».

3) «Я, Антон Савельев Пикульский; отец мой Савелий Тимофеев Пикульский принадлежал к привилегированному сословию, состоял в чине надворного советника, или же коллежского асессора. Мать мою звали Кириллой (Кирой) Семеновой».

Итогом бурной деятельности этого «архиерея» стали его обширные биографические данные. В Москве он прославился тем, что в доме священника Звездинского жил под именем единоверного архимандрита, даже служил панихиду по одной купчихе (удивительно, что никто ничего не заподозрил) В 1884 году в Новгороде майору Павлу Петровичу Петрову сообщил, что приехал «для приведения раскольников в Православие». Все это Аркадий дополнил вымыслом о своем поставлении «во епископа славянских городов Тавриции и Туруханска» в лето 7355 (от Рождества Христова 1847) на 25 день декабря, в лето 7358 (1850) в 20 день марта возведение во архиепископа «богоспасаемому граду Боджукорану, японскому острову» (тут самое время вспомнить титулы мнимо-андреевских епископов — «Готфский», «Ингерманландский» и проч.). Впрочем, при следствии выяснилось, что Аркадий и вовсе не  выезжал за пределы России. У него был найден учебник географии с пометками в виде крестиков. Судя по ним, можно заключить, что все прочие беловодские архипастыри и существовали как крестики на страницах.

К тому же, при столь мощной поддержке «из–за рубежа», в письме Аркадия есть такие строки: «Мне нет средств и не с чем ехать к вам прочее, братья и сестры, помогите мне своим пособием».

Ну что уж точно роднит Аркадия и Амвросия, так это болезненная любовь к анафематствованиям. Подобно тому, как «фон Сиверс» проклинает зарубежников, суздальцев и бостонцев, Аркадий ранее успел предать анафеме «нововведенный раскол, ересь Белокриницкую, приемлющих единых попов и диаконов, от ересей приходящих (беглопоповцев), и беспоповскую ересь». А впрочем, известно, что Аркадий пытался войти в общение с белокриницким согласием, но там его отвергли точно по тем же причинам, что и веком позже Сиверса, — из-за самозванства.

В заключение осталось лишь добавить, что для тех, кто читал «Русское Православие» все должно быть понятным. Остальным же лучше посоветовать не верить на слово жуликам с псевдо-катакомбной внешностью.

 


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz