ВЕРТОГРАДЪ-информ |
Экуменические новости
ПАТРИАРХ Алексий II ОТМЕТИЛ
ПРАЗДНИК СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ
(ИТАР-ТАСС —
Вдъ-Информ, С.-Петербург)
Праздник святых апостолов
Петра и Павла, 12 июля (н. ст.), патриарх Алексий II отметил на литургии,
которую совершил по случаю освящения армянского храма католикос всех армян
Гарегин II.
Мероприятие в храме святой
Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге началось с торжественной
встречи предстоятелей «церквей-сестер» — патриарха Алексия II и патриарха-католикоса Гарегина II. Главу
Московской патриархии сопровождали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Владимир, епископ Тихвинский Константин, монахи и священники МП. На
богослужении также присутствовали архиепископ Евангелической лютеранской церкви
в России Георг Кречмар, епископ лютеранской церкви Ингрии Арре Кугаппи, декан
католических приходов Северо-Западного региона европейской части России о.
Евгений Гейнрихс и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.
После литургии глава
Армянской церкви поблагодарил Алексия II за то, что он «разделил радость
освящения храма», и отметил, что возрождение церкви св. Екатерины символизирует
многовековую дружбу русского и
армянского народов, русской и армянской церквей.
В ответной речи патриарх
Алексий подчеркнул, что освящение армянского храма — это «значимое, великое
событие» не только для Армянской церкви, но и для всего Санкт-Петербурга и для
всех верующих. «Мы радуемся за Армянскую апостольскую церковь. Она имеет теперь
великолепный храм на центральной улице Санкт-Петербурга. Знаменательно, что это
произошло в день, когда город святого Петра отмечает свой праздник», — сказал
патриарх.
Глава МП назвал символичным
тот факт, что освященный в церкви крест-камень хачкар имеет изображения
монофизитского и православного храмов: духовного центра Армении Эчмиадзина и
воссозданного в России храма Христа Спасителя.
Глава Московской патриархии
высказал особую благодарность в связи с тем, что свой первый официальный визит
глава Армянской церкви совершил в МП. «Мы воспринимаем армян как своих братьев,
и никаких осложнений в церковной жизни у нас не было и никогда не будет».
Патриарх Алексий II подарил
новой армянской церкви икону Спасителя. В ответ Гарегин II преподнес в дар
Алексию II серебряный крест.
Вечером того же дня
состоялась совместная пресс-конференция патриарха Алексия II и католикоса
Гарегина II, на которой глава МП сообщил, что в учебных заведениях Московской
патриархии и Армянской церкви будут создаваться смешанные группы. Кроме того,
когда в 2001 году Армянская церковь отметит 1700-летие принятия Арменией
христианства, МП примет участие в юбилее.
На пресс-конференции
обсуждались также отношения двух церквей с «третьей сестрой» — Католической
церковью. Гарегин II сообщил, что ноябре нынешнего года он собирается
встретиться в Ватикане с папой римским. Говоря о Католической церкви, католикос
отметил, что «отношения между двумя церквами-сестрами дружеские и братские» и
что «различия богословского и литургического характера преодолеваются в любви и
конструктивном взаимодействии». Гарегин II сообщил, что он планирует
посетить также Вселенского патриарха Варфоломея.
Комментарий
«ВАЛААМСКИЙ ИНОК» ПОДДЕРЖИВАЕТ БРАТСКОЕ ОБЩЕНИЕ СВОЕГО
ПАТРИАРХА С АРМЯНСКИМИ МОНОФИЗИТАМИ
Покинув Валаамский
монастырь, братия которого еще недавно выступала против экуменизма, а ныне
благополучно молчит о попранной вере, принимая от патриархии и правительства
Карелии немалые средства для восстановления и благоустройства монастыря,
патриарх Алексий II спешно прибыл в Петербург, чтобы в день великого
праздника святых апостолов Петра и Павла участвовать в освящении армянской
церкви католикосом Гарегином II. На это экуменическое «богослужение»
монофизитов были приглашены не только «православные», но и римо-католики и
евангелисты-лютеране. Удивительно, что вместе с традиционными экуменистами —
митр. Владимiром (Котляровым), свящ. Владимiром Федоровым и петербургским
духовенством — на этой экуменической службе среди «православных» оказался и
иеромонах Валаамского монастыря о. Исидор, который дал нашему бюллетеню весьма
откровенное интервью.
Вдъ-Информ: Отец Исидор, Валаамский
монастырь, клириком которого Вы являетесь, известен своей ревностью о
Православии. Насельники Вашей обители неоднократно выступали против
экуменической и модернистской политики церковного руководства. Почему же Вы
присутствовали на армянском богослужении и молились вместе с инославным
католикосом?
Иером. Исидор: А что? Я ничего плохого в
этом не вижу.
Вдъ-Информ: Как известно, правила
Православной Церкви и святые Отцы строго запрещают православным ходить в храмы
еретиков, тем более присутствовать на их «богослужении», а армяне являются
еретиками.
Иером. Исидор: Какие правила? Какие святые
Отцы? Вы, что ли, святые Отцы? Да вы на себя посмотрите! Вы исполнены гордыни,
а я верю в любовь. Любовь — это главное.
Для меня гораздо важнее
живые епископы, мое священнонначалие, чем мертвые буквы ваших правил, понятно?
Тем более, тут был святейший патриарх, поэтому никто не может меня ни в чем
упрекнуть. Моя совесть меня ни в чем не обличает, я могу завтра же с чистой
совестью совершать литургию и мои прихожане ничего мне не скажут и будут у меня
причащаться.
Вдъ-Информ: Так называемая Армянская
апостольская церковь отвергает догмат IV Вселенского Собора,
находится под его анафемами и всегда воспринималась святыми Отцами как
еретическая...
Иером. Исидор: Ну, а кто такие святые Отцы?
Они жили давно, а нам сейчас нужно слушать не мертвых, а живых — святейшего
патриарха. Наоборот, нужно радоваться, что открылся новый храм, что люди могут
ходить в церковь...
Вдъ-Информ: Но, простите, ведь этот храм
все-таки неправославный...
Иером. Исидор: Ну и что? У армян есть
апостольское преемство, преемственность священства... Только такие дураки, как
вы, не могут радоваться тому, что сейчас происходит: освящение храма, все люди
веселятся. Была совершена литургия, принесены Тело и Кровь Христовы...
Вдъ-Информ: Вы считаете, что у
армян-монофизитов такие же Тело и Кровь Христовы, как и в Православной Церкви?
Иером. Исидор: Да, я так считаю. Еще раз
повторяю, что только такие дураки, как вы, не понимают, что армяне сохранили
апостольское преемство.
Вдъ-Информ: В таком случае, почему же ни
Вы, ни Ваш патриарх не причащались за армянской литургией?
Иером. Исидор: Это так сложилось
исторически, что нет общения. Святейший патриарх не сослужил, а только
присутствовал.
Вдъ-Информ: Сможем ли мы оказаться в
загробной жизни одновременно и со святыми Отцами, которые проклинали еретиков,
и с еретиками, которые проклинали святых Отцов? На наш взгляд, те, кто молятся
с еретиками, находятся вне Церкви...
Иером. Исидор: Да уж лучше быть с
еретиками, чем быть такими дураками, как вы. А Церковь для меня — это святейший
патриарх и митрополит Владимiр, а не такие дураки, как вы... Святейший патриарх
есть ангел Русской православной церкви...
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ МП И АРМЯНСКИМИ МОНОФИЗИТАМИ
(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Москва)
Целью состоявшихся в Москве
6 июля переговоров между председателями ОВЦС МП и ОВЦС Армянской апостольской
церкви митрополитом Кириллом (Гундяевым) и епископом Езником было «определение
практических шагов по реализации договоренностей о начале прямого двустороннего
диалога между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквами»,
достигнутых во время встречи патриарха Алексия II с верховным
патриархом-католикосом всех армян Гарегином II, который побывал с визитом в
Москве в конце февраля текущего года.
Служба коммуникации ОВЦС МП
сообщила, что «стороны констатировали общность позиций в отношении «Второго
общего заявления и предложения церквам» (Шамбези, Швейцария, 1993), которое, по
их мнению, не может рассматриваться как окончательное». Главы ОВЦС обеих
церквей вновь выразили стремление к развитию диалога и сотрудничества между
своими церквами, считая, что этот диалог «должен начаться с совместного
обсуждения наиболее актуальной сегодня для обеих Церквей проблематики
взаимоотношений Церкви и общества, пастырского ответа на проблемы и вызовы
современности». Главное же место следует уделить богословскому диалогу, для
которого нужна «тщательная подготовка» и «серьезная совместная
исследовательская работа богословов и ученых двух Церквей». В ходе переговоров
было решено создать рабочую группу, в которую войдут по два представителя от
обеих церквей, а в начале 2001 года предполагается создать богословскую
комиссию из двенадцати человек (епископов, клириков, богословов, ученых и
специалистов). Кроме христологии, в диалог желательно, по мнению сторон,
включить мариологию, иконопочитание, агиологию, «образцы и идеалы святости и
духовной жизни». Предполагается проведение в рамках диалога совместных
богословских и научные конференций и семинаров, обмен делегациями между
переговаривающимися сторонами. Будет также осуществляться регулярный обмен
информацией и литературой, рассказывающей о жизни и служении обеих церквей.
СЕРБСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И КАТОЛИЧЕСКЯ ЦЕРКОВЬ:
«В СОВМЕСТНОЙ
МОЛИТВЕ… МЫ СТАЛИ ЕЩЕ БЛИЖЕ»
(Политика—CIP—Вдъ-Информ,
Белград)
С 13 по 17 июля в Сербии по
приглашению Сербской патриархии находилась делегация католических епископов из
государств-членов Европейского Союза. Программа визита включала в себя
трехдневную дискуссию по богословским и пастырским вопросам между католическими
и православными иерархами, посещение храмов и монастырей Сербской патриархии и
визит в лагерь беженцев в Белграде.
Результатом поездки стало совместное
коммюнике, опубликованное в одном из самых серьезных балканских изданий «Политика» 29 июля нынешнего года. В этом
документе, в частности, говорится:
«Мы, епископы, члены
делегации Сербской Православной Церкви и делегации Комиссии епископатов
Европейского Сообщества (КЕЕС), собрались для трехдневной встречи в Белграде. В
совместной молитве и братском диалоге, с чувством молитвенного почитания и
восхищения святостью Сербской Православной Церкви, мы стали еще ближе друг к
другу.
Тот факт, что в этом
юбилейном году мы продолжили наши контакты, которые не прекращались даже в годы
войны, наполняет нас большой радостью. Эти дни, которые мы провели вместе,
углубили смысл нашей христианской взаимосвязи.
Нас объединяет надежда, что
продолжая диалог о богословских и пастырских проблемах нашего времени, мы будем
работать на благо всех народов Европы и всего мира. Через экуменические
дискуссии о нашем богословском и пасторском наследии мы хотим предложить свой
вклад в единство наших Церквей. Мы решили продолжать наши обсуждения в
последующие годы. Уже в следующем году мы хотим поговорить о том, что мы
ожидаем от Европы и для Европы. […]
Наша встреча была
плодотворным духовным событием и новым импульсом. Наши Церкви в равной мере
ответственны за будущее. У Сербии и Югославии есть свое место в Европе. Мы
хотим вдохновить молодежь жить в правде и любви. Три дня мы вместе молились
Богу, говорили и слушали друг друга».
Со стороны Католической
церкви коммюнике подписали епископы Йозеф Хомайер (Хильдсхайм, Германия), Люк
де Овр (Брюссель, Бельгия), Джозеф Дюффи (Монагэн, Ирландия) и Джон Моун
(Пэйсли, Шотландия). Со стороны Сербской патриархии коммюнике подписали
епископы Савва Шумадийский, Лаврений Шабачский и Валевский, Константин
Средне-Европейский, Игнатий Браничевский и Ириней, епископ Бачковский.
НА ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ВСТРЕЧЕ В БАЛТИМОРЕ ОБСУЖДАЛИСЬ ВОПРОСЫ УНИАТСТВА
(CWN—Вдъ-Информ,
Балтимор)
В пригороде американского
города Балтимора Эммитсбурге с 9 по 18 июля проходило заседание международной
православно-католичесой богословской комиссии, которое возглавил с православной
стороны архиепископ Австралийский Стилианос (Вселенский патриархат), а с
католической стороны — президент Папского совета по содействию христианскому
единству кардинал Эдвард Кэссиди.
В опубликованном после
окончания переговоров официальном заявлении говорится, что главной темой
обсуждения стала проблема униатства, поскольку именно этот вопрос является
основным препятствием на пути сближения официального православия и Католической
церкви. В заявлении указывается, что «согласие по вопросу о фундаментальном
богословском понимании униатства достигнуто не было», поскольку любые попытки
принять какое-либо конкретное решение в этой области «вызвали некоторую
сдержанность, а иногда и открытую оппозицию с обеих сторон». Поэтому, как
говорится в заявлении, «было решено в настоящее время воздержаться от
совместного заявления по этой проблеме».
Нынешнее заседание является
восьмым по счету с момента создания комиссии в 1979 году папой Иоанном Павлом
II и Вселенским патриархом Димитрием I. Предыдущие заседания комиссии
проходили: в 1980 году на острове Патмос (Греция), в 1982 году в Мюнхене, в
1984 году на Крите, в 1986 году в Бари (Италия), в 1988 году на Новом Валааме
(Финляндия), в 1990 году в Фрайзинге (Германия) и в 1993 году в Баламанде
(Ливан). После встречи в Баламанде отношения межу Католической церковью и
официальным православием осложнились в связи с проблемой униатских приходов.
Встреча в Балтиморе должна была состояться в прошлом году, но она была отложена
из-за войны на Балканах.
Всеправославный научный симпозиуМ состоялся
в ИЕРУСАЛИМЕ
(ОВЦС МП —
Вдъ-Информ, Москва)
Всеправославный научный
симпозиум «Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии» проходил с 10 по 17 июня
в Иерусалиме. симпозиум был
организован Иерусалимским патриархатом.
Иерархи и богословы,
представлявшие большинство официальных поместных церквей, обсуждали вопросы
развития богословской науки и образования, рассматривали социальные,
нравственные и политические проблемы современной цивилизации. Центральным на
симпозиуме был вопрос о том, каковы необходимые условия успешного свидетельства
о христианстве в современном мире. Также оживленная дискуссия возникла по
вопросу о соотношении верности Преданию с творческой открытостью вызовам
времени.
Симпозиум открылся в Неделю
святых отец I Вселенского Собора Божественной литургией в соборном храме
Воскресения Христова и завершился празднованием Пятидесятницы в этом же храме.
На этот праздник в Иерусалим прибыли многие архиереи и клирики из различных
поместных церквей.
Патриарх Иерусалимский
Диодор принимал участников симпозиума в своей резиденции «Малая Галилея» на
Елеонской горе, а также в Тронном зале патриархии. руководитель Палестинской национальной администрации Ясир
Арафат в своей резиденции в Вифлееме дал обед в честь официальных делегаций
принявших участие в симпозиуме.
От МП на симпозиум приехали
митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, профессор Московской духовной
академии А. Осипов, выступивший с докладом «Трагический парадокс: Христос и
прогресс», и сотрудник Секретариата ОВЦС МП по взаимоотношениям церкви и
общества протоиерей Николай Балашов, подготовивший для симпозиума доклад
«Богословские и пастырские проблемы нашего свидетельства в секулярном
обществе».
В распространенном службой
коммуникации ОВЦС МП официальном коммюнике, принятом по итогам симпозиума,
говорится: «В эпоху технологии и быстрого распространения информации, Церковь
должна использовать все возможности, созданные человеческим творчеством, ради
того, чтобы ее спасительная весть достигала каждого человека». В коммюнике
подчеркивается «уникальное значение человеческой личности, которая является
образом Триединого Бога», и выражается протест «против любых форм порабощения
человека посредством унижения его свободы и достоинства». «Человек не должен
быть подчинен различным системам, которые служат эгоистическим целям и ставят
во главу угла этнические или экономические интересы, — говорится в документе. —
Войны, безответственные научные эксперименты, аборты и другие формы
манипулирования человеческой жизнью подрывают целостность человека и попирают
достоинство Божественного образа, запечатленного в нем».
В документе отмечается
необходимость дальнейшего участия в экуменическом движении: «Не ограничиваясь
подготовкой клириков и новых богословов, православное богословие должно
проявлять свое присутствие в богословских диалогах, экуменических и
межрелигиозных консультациях, которые столь важны в настоящее время».
В коммюнике содержится
призыв бороться «за преображение жизни всего человеческого общества». Особо
подчеркивается необходимость для церкви заниматься экологическими проблемами,
поскольку, как говорится в документе, «экологические проблемы тесно связаны с
экономической гордыней человечества, которая приводит к поруганию и
злоупотреблениям в отношении природы; эти проблемы могут быть преодолены лишь
тогда, когда человек действует в свете Божественной икономии». К сожалению,
авторы коммюнике не указывают, где у святых отцов разъясняется понятие
«экономической гордыни».
МП И
ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ США
ДОГОВОРИЛИСЬ
ОБ ОБМЕНЕ СЕМИНАРИСТАМИ
(ОВСЦ
МП—Вдъ-Информ, Москва)
С 7 по 9 марта в Виндзорском
дворце, Великобритания, проходило очередное заседание Совместного
координационного комитета по сотрудничеству между Московской патриархией и
Епископальной церковью в США. Со стороны МП в заседании участвовали:
сопредседатель Комитета архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель
председателя ОВЦС МП, сотрудники Секретариата ОВЦС по межхристианским связям Е.
С. Сперанская и А. В. Елисеев. Епископальную церковь в США представляли:
сопредседатель Комитета епископ Милуоки Роджер Уайт, члены Комитета — каноник
Дэвид Перри, помощник председательствующего епископа по экуменической работе, и
Сюзанна Мэсси.
Основным вопросом,
обсуждавшимся на заседания, была подготовка предстоящих в 2001 г. очередных
богословских собеседований по теме «Христианство в XXI веке», которая включит в
себя подтемы: «Церковь и общество. Миссия Церкви в XXI веке»; «Духовность в новом
тысячелетии: сходство и различие восточного и западного христианского духовного
опыта»; «Библейское понимание “Юбилея” как времени прощения долгов»; «Наука и
новые технологии — вызовы Церквам в XXI веке».
Также было решено расширить
практику направления студентов духовных школ Московской патриархии в учебные
заведения Епископальной церкви. В свою очередь, американская сторона высказала
пожелание направить студентов из США для обучения в одном из православных
высших учебных заведений в России.
Речь шла и о возможности
поездки административных работников и сотрудников коммуникационных служб из
Синодальных учреждений, епархий, школ и приходов МП для знакомства с
административными структурами Епископальной церкви в США.
Было решено продолжить
осуществление программы «Приход — приходу», предполагающей взаимное посещение
России и США группами верующих МП и Епископальной церкви США.
В конце встречи ее участники
направили приветственные телеграммы патриарху Алексию II и председательствующему
епископу Фрэнку Т. Гризуолду.
Следующее заседание
Совместного координационного комитета планируется провести в 2001 г. в США,
сразу по окончании Четвертого богословского собеседования между двумя церквами.
ПЕРЕГОВОРЫ
МЕЖДУ МП И АРМЯНСКИМИ МОНОФИЗИТАМИ
(ОВЦС
МП — Вдъ-Информ, Москва)
Целью состоявшихся в Москве
6 июля переговоров между председателями ОВЦС МП и ОВЦС Армянской апостольской
церкви митрополитом Кириллом (Гундяевым) и епископом Езником было «определение
практических шагов по реализации договоренностей о начале прямого двустороннего
диалога между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквами»,
достигнутых во время встречи патриарха Алексия II с Верховным
патриархом-католикосом всех армян Гарегином II, нанесшим визит в Москву в конце
февраля текущего года.
Служба коммуникации ОВЦС МП
сообщила, что «стороны констатировали общность позиций в отношении “Второго
общего заявления и предложения церквам” (Шамбези, Швейцария, 1990), которое, по
их мнению, не может рассматриваться как окончательное». Главы ОВЦС обеих
церквей вновь выразили стремление к развитию диалога и сотрудничества между
своими церквами, считая, что этот диалог «должен начаться с совместного
обсуждения наиболее актуальной сегодня для обеих Церквей проблематики
взаимоотношений Церкви и общества, пастырского ответа на проблемы и вызовы
современности». Главное же место они собираются уделить богословскому диалогу,
для которого нужна «тщательная подготовка» и «серьезная совместная
исследовательская работа богословов и ученых двух Церквей». В ходе переговоров
было решено создать рабочую группу, в которую войдут по два представителя от
обеих церквей, а в начале 2001 года предполагается создать богословскую
комиссию из двенадцати человек (епископов, клириков, богословов, ученых и
специалистов). Кроме христологии, в диалог желательно, по мнению сторон,
включить мариологию, иконопочитание, агиологию, «образцы и идеалы святости и
духовной жизни». Предполагается проведение в рамках диалога совместных
богословских и научные конференций и семинаров, обмен делегациями между
переговаривающимися сторонами. Будет также осуществляться регулярный обмен
информацией и литературой, рассказывающей о жизни и служении обеих церквей.
КОРОТКО…
23 июня в Цюрихе, Швейцария,
прошли переговоры делегаций Московского и Константинопольского патриархатов. Со
стороны МП в переговорах приняли участие председатель ОВЦС МП митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел;
Константинопольский патриархат был представлен генеральным секретарем синода
митрополитом Филадельфийским Мелитоном и митрополитом Пергамским Иоанном.
Участники переговоров обсуждали возможные планы совместных действий в целях
«нормализации положения православия» на Украине и в других местах появления
расколов.
* * *
Папа Иоанн Павел II
встретился с делегацией Константинопольского патриархата, прибывшей в Ватикан
29 июня на праздник святых Петра и Павла. В беседе с гостями папа заявил, что
католики и православные должны «очистить свою память» и совместно «написать новую
историю в духе братской любви, уважения и сотрудничества». Он сказал, что
«препоручает Божию милосердию» все зло, которое католики причинили православным
за прошедшие века, и призвал Константинопольского патриарха Варфоломея I
поступить так же.
* * *
Католическая архиепархия
американского города Денвер прекратила членство в Совета церквей штата Колорадо
после принятия в эту экуменическую организацию «церковь» гомосексуалистов.
Представители архиепархии заявили, что хотя ранее они активно участвовали в
обсуждении вопроса об отношении к «сексуальным меньшинствам», однако они не
могут находиться в одной организации с так называемым Всемирным содружеством
метрополитальных церквей (UFMC), основанным гомосексуалистами, отлученными от
разных христианских конфессий.
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
editor@vertograd.com.ru |