ВЕРТОГРАДЪ-информ

ВЕРТОГРАДъ-Информ № 7-8, 2000

Экуменические новости

 

ПАТРИАРХ Алексий II ОТМЕТИЛ ПРАЗДНИК СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

(ИТАР-ТАСС — Вдъ-Информ, С.-Петербург)

Праздник святых апостолов Петра и Павла, 12 июля (н. ст.), патриарх Алексий II отметил на литургии, которую совершил по случаю освящения армянского храма католикос всех армян Гарегин II.

Мероприятие в храме святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге началось с торжественной встречи предстоятелей «церквей-сестер» — патриарха Алексия II  и патриарха-католикоса Гарегина II. Главу Московской патриархии сопровождали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, епископ Тихвинский Константин, монахи и священники МП. На богослужении также присутствовали архиепископ Евангелической лютеранской церкви в России Георг Кречмар, епископ лютеранской церкви Ингрии Арре Кугаппи, декан католических приходов Северо-Западного региона европейской части России о. Евгений Гейнрихс и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.

После литургии глава Армянской церкви поблагодарил Алексия II за то, что он «разделил радость освящения храма», и отметил, что возрождение церкви св. Екатерины символизирует многовековую дружбу  русского и армянского народов, русской и армянской церквей.

В ответной речи патриарх Алексий подчеркнул, что освящение армянского храма — это «значимое, великое событие» не только для Армянской церкви, но и для всего Санкт-Петербурга и для всех верующих. «Мы радуемся за Армянскую апостольскую церковь. Она имеет теперь великолепный храм на центральной улице Санкт-Петербурга. Знаменательно, что это произошло в день, когда город святого Петра отмечает свой праздник», — сказал патриарх.

Глава МП назвал символичным тот факт, что освященный в церкви крест-камень хачкар имеет изображения монофизитского и православного храмов: духовного центра Армении Эчмиадзина и воссозданного в России храма Христа Спасителя.

Глава Московской патриархии высказал особую благодарность в связи с тем, что свой первый официальный визит глава Армянской церкви совершил в МП. «Мы воспринимаем армян как своих братьев, и никаких осложнений в церковной жизни у нас не было и никогда не будет».

Патриарх Алексий II подарил новой армянской церкви икону Спасителя. В ответ Гарегин II преподнес в дар Алексию II серебряный крест.

Вечером того же дня состоялась совместная пресс-конференция патриарха Алексия II и католикоса Гарегина II, на которой глава МП сообщил, что в учебных заведениях Московской патриархии и Армянской церкви будут создаваться смешанные группы. Кроме того, когда в 2001 году Армянская церковь отметит 1700-летие принятия Арменией христианства, МП примет участие в юбилее.

На пресс-конференции обсуждались также отношения двух церквей с «третьей сестрой» — Католической церковью. Гарегин II сообщил, что ноябре нынешнего года он собирается встретиться в Ватикане с папой римским. Говоря о Католической церкви, католикос отметил, что «отношения между двумя церквами-сестрами дружеские и братские» и что «различия богословского и литургического характера преодолеваются в любви и конструктивном взаимодействии». Гарегин II сообщил, что он планирует посетить также Вселенского патриарха Варфоломея.

 

Комментарий

«ВАЛААМСКИЙ ИНОК» ПОДДЕРЖИВАЕТ БРАТСКОЕ ОБЩЕНИЕ СВОЕГО ПАТРИАРХА С АРМЯНСКИМИ МОНОФИЗИТАМИ

 

Покинув Валаамский монастырь, братия которого еще недавно выступала против экуменизма, а ныне благополучно молчит о попранной вере, принимая от патриархии и правительства Карелии немалые средства для восстановления и благоустройства монастыря, патриарх Алексий II спешно прибыл в Петербург, чтобы в день великого праздника святых апостолов Петра и Павла участвовать в освящении армянской церкви католикосом Гарегином II. На это экуменическое «богослужение» монофизитов были приглашены не только «православные», но и римо-католики и евангелисты-лютеране. Удивительно, что вместе с традиционными экуменистами — митр. Владимiром (Котляровым), свящ. Владимiром Федоровым и петербургским духовенством — на этой экуменической службе среди «православных» оказался и иеромонах Валаамского монастыря о. Исидор, который дал нашему бюллетеню весьма откровенное интервью.

Вдъ-Информ: Отец Исидор, Валаамский монастырь, клириком которого Вы являетесь, известен своей ревностью о Православии. Насельники Вашей обители неоднократно выступали против экуменической и модернистской политики церковного руководства. Почему же Вы присутствовали на армянском богослужении и молились вместе с инославным католикосом?

Иером. Исидор: А что? Я ничего плохого в этом не вижу.

Вдъ-Информ: Как известно, правила Православной Церкви и святые Отцы строго запрещают православным ходить в храмы еретиков, тем более присутствовать на их «богослужении», а армяне являются еретиками.

Иером. Исидор: Какие правила? Какие святые Отцы? Вы, что ли, святые Отцы? Да вы на себя посмотрите! Вы исполнены гордыни, а я верю в любовь. Любовь — это главное.

Для меня гораздо важнее живые епископы, мое священнонначалие, чем мертвые буквы ваших правил, понятно? Тем более, тут был святейший патриарх, поэтому никто не может меня ни в чем упрекнуть. Моя совесть меня ни в чем не обличает, я могу завтра же с чистой совестью совершать литургию и мои прихожане ничего мне не скажут и будут у меня причащаться.

Вдъ-Информ: Так называемая Армянская апостольская церковь отвергает догмат IV Вселенского Собора, находится под его анафемами и всегда воспринималась святыми Отцами как еретическая...

Иером. Исидор: Ну, а кто такие святые Отцы? Они жили давно, а нам сейчас нужно слушать не мертвых, а живых — святейшего патриарха. Наоборот, нужно радоваться, что открылся новый храм, что люди могут ходить в церковь...

Вдъ-Информ: Но, простите, ведь этот храм все-таки неправославный...

Иером. Исидор: Ну и что? У армян есть апостольское преемство, преемственность священства... Только такие дураки, как вы, не могут радоваться тому, что сейчас происходит: освящение храма, все люди веселятся. Была совершена литургия, принесены Тело и Кровь Христовы...

Вдъ-Информ: Вы считаете, что у армян-монофизитов такие же Тело и Кровь Христовы, как и в Православной Церкви?

Иером. Исидор: Да, я так считаю. Еще раз повторяю, что только такие дураки, как вы, не понимают, что армяне сохранили апостольское преемство.

Вдъ-Информ: В таком случае, почему же ни Вы, ни Ваш патриарх не причащались за армянской литургией?

Иером. Исидор: Это так сложилось исторически, что нет общения. Святейший патриарх не сослужил, а только присутствовал.

Вдъ-Информ: Сможем ли мы оказаться в загробной жизни одновременно и со святыми Отцами, которые проклинали еретиков, и с еретиками, которые проклинали святых Отцов? На наш взгляд, те, кто молятся с еретиками, находятся вне Церкви...

Иером. Исидор: Да уж лучше быть с еретиками, чем быть такими дураками, как вы. А Церковь для меня — это святейший патриарх и митрополит Владимiр, а не такие дураки, как вы... Святейший патриарх есть ангел Русской православной церкви...

 

ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ МП И АРМЯНСКИМИ МОНОФИЗИТАМИ

(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Москва)

Целью состоявшихся в Москве 6 июля переговоров между председателями ОВЦС МП и ОВЦС Армянской апостольской церкви митрополитом Кириллом (Гундяевым) и епископом Езником было «определение практических шагов по реализации договоренностей о начале прямого двустороннего диалога между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквами», достигнутых во время встречи патриарха Алексия II с верховным патриархом-католикосом всех армян Гарегином II, который побывал с визитом в Москве в конце февраля текущего года.

Служба коммуникации ОВЦС МП сообщила, что «стороны констатировали общность позиций в отношении «Второго общего заявления и предложения церквам» (Шамбези, Швейцария, 1993), которое, по их мнению, не может рассматриваться как окончательное». Главы ОВЦС обеих церквей вновь выразили стремление к развитию диалога и сотрудничества между своими церквами, считая, что этот диалог «должен начаться с совместного обсуждения наиболее актуальной сегодня для обеих Церквей проблематики взаимоотношений Церкви и общества, пастырского ответа на проблемы и вызовы современности». Главное же место следует уделить богословскому диалогу, для которого нужна «тщательная подготовка» и «серьезная совместная исследовательская работа богословов и ученых двух Церквей». В ходе переговоров было решено создать рабочую группу, в которую войдут по два представителя от обеих церквей, а в начале 2001 года предполагается создать богословскую комиссию из двенадцати человек (епископов, клириков, богословов, ученых и специалистов). Кроме христологии, в диалог желательно, по мнению сторон, включить мариологию, иконопочитание, агиологию, «образцы и идеалы святости и духовной жизни». Предполагается проведение в рамках диалога совместных богословских и научные конференций и семинаров, обмен делегациями между переговаривающимися сторонами. Будет также осуществляться регулярный обмен информацией и литературой, рассказывающей о жизни и служении обеих церквей.

 

СЕРБСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И КАТОЛИЧЕСКЯ ЦЕРКОВЬ:

«В СОВМЕСТНОЙ МОЛИТВЕ… МЫ СТАЛИ ЕЩЕ БЛИЖЕ»

(Политика—CIP—Вдъ-Информ, Белград)

С 13 по 17 июля в Сербии по приглашению Сербской патриархии находилась делегация католических епископов из государств-членов Европейского Союза. Программа визита включала в себя трехдневную дискуссию по богословским и пастырским вопросам между католическими и православными иерархами, посещение храмов и монастырей Сербской патриархии и визит в лагерь беженцев в Белграде.

Результатом поездки стало совместное коммюнике, опубликованное в одном из самых серьезных балканских изданий «Политика» 29 июля нынешнего года. В этом документе, в частности, говорится: 

«Мы, епископы, члены делегации Сербской Православной Церкви и делегации Комиссии епископатов Европейского Сообщества (КЕЕС), собрались для трехдневной встречи в Белграде. В совместной молитве и братском диалоге, с чувством молитвенного почитания и восхищения святостью Сербской Православной Церкви, мы стали еще ближе друг к другу.

Тот факт, что в этом юбилейном году мы продолжили наши контакты, которые не прекращались даже в годы войны, наполняет нас большой радостью. Эти дни, которые мы провели вместе, углубили смысл нашей христианской взаимосвязи.

Нас объединяет надежда, что продолжая диалог о богословских и пастырских проблемах нашего времени, мы будем работать на благо всех народов Европы и всего мира. Через экуменические дискуссии о нашем богословском и пасторском наследии мы хотим предложить свой вклад в единство наших Церквей. Мы решили продолжать наши обсуждения в последующие годы. Уже в следующем году мы хотим поговорить о том, что мы ожидаем от Европы и для Европы. […]

Наша встреча была плодотворным духовным событием и новым импульсом. Наши Церкви в равной мере ответственны за будущее. У Сербии и Югославии есть свое место в Европе. Мы хотим вдохновить молодежь жить в правде и любви. Три дня мы вместе молились Богу, говорили и слушали друг друга».

Со стороны Католической церкви коммюнике подписали епископы Йозеф Хомайер (Хильдсхайм, Германия), Люк де Овр (Брюссель, Бельгия), Джозеф Дюффи (Монагэн, Ирландия) и Джон Моун (Пэйсли, Шотландия). Со стороны Сербской патриархии коммюнике подписали епископы Савва Шумадийский, Лаврений Шабачский и Валевский, Константин Средне-Европейский, Игнатий Браничевский и Ириней, епископ Бачковский.

 

НА ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ВСТРЕЧЕ В БАЛТИМОРЕ ОБСУЖДАЛИСЬ ВОПРОСЫ УНИАТСТВА

(CWN—Вдъ-Информ, Балтимор)

В пригороде американского города Балтимора Эммитсбурге с 9 по 18 июля проходило заседание международной православно-католичесой богословской комиссии, которое возглавил с православной стороны архиепископ Австралийский Стилианос (Вселенский патриархат), а с католической стороны — президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Эдвард Кэссиди.

В опубликованном после окончания переговоров официальном заявлении говорится, что главной темой обсуждения стала проблема униатства, поскольку именно этот вопрос является основным препятствием на пути сближения официального православия и Католической церкви. В заявлении указывается, что «согласие по вопросу о фундаментальном богословском понимании униатства достигнуто не было», поскольку любые попытки принять какое-либо конкретное решение в этой области «вызвали некоторую сдержанность, а иногда и открытую оппозицию с обеих сторон». Поэтому, как говорится в заявлении, «было решено в настоящее время воздержаться от совместного заявления по этой проблеме».

Нынешнее заседание является восьмым по счету с момента создания комиссии в 1979 году папой Иоанном Павлом II и Вселенским патриархом Димитрием I. Предыдущие заседания комиссии проходили: в 1980 году на острове Патмос (Греция), в 1982 году в Мюнхене, в 1984 году на Крите, в 1986 году в Бари (Италия), в 1988 году на Новом Валааме (Финляндия), в 1990 году в Фрайзинге (Германия) и в 1993 году в Баламанде (Ливан). После встречи в Баламанде отношения межу Католической церковью и официальным православием осложнились в связи с проблемой униатских приходов. Встреча в Балтиморе должна была состояться в прошлом году, но она была отложена из-за войны на Балканах.

 

Всеправославный научный симпозиуМ состоялся

в ИЕРУСАЛИМЕ

(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Москва)

Всеправославный научный симпозиум «Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии» проходил с 10 по 17 июня в Иерусалиме. симпозиум был организован Иерусалимским патриархатом.

Иерархи и богословы, представлявшие большинство официальных поместных церквей, обсуждали вопросы развития богословской науки и образования, рассматривали социальные, нравственные и политические проблемы современной цивилизации. Центральным на симпозиуме был вопрос о том, каковы необходимые условия успешного свидетельства о христианстве в современном мире. Также оживленная дискуссия возникла по вопросу о соотношении верности Преданию с творческой открытостью вызовам времени.

Симпозиум открылся в Неделю святых отец I Вселенского Собора Божественной литургией в соборном храме Воскресения Христова и завершился празднованием Пятидесятницы в этом же храме. На этот праздник в Иерусалим прибыли многие архиереи и клирики из различных поместных церквей.

Патриарх Иерусалимский Диодор принимал участников симпозиума в своей резиденции «Малая Галилея» на Елеонской горе, а также в Тронном зале патриархии. руководитель Палестинской национальной администрации Ясир Арафат в своей резиденции в Вифлееме дал обед в честь официальных делегаций принявших участие в симпозиуме.

От МП на симпозиум приехали митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, профессор Московской духовной академии А. Осипов, выступивший с докладом «Трагический парадокс: Христос и прогресс», и сотрудник Секретариата ОВЦС МП по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Николай Балашов, подготовивший для симпозиума доклад «Богословские и пастырские проблемы нашего свидетельства в секулярном обществе».

В распространенном службой коммуникации ОВЦС МП официальном коммюнике, принятом по итогам симпозиума, говорится: «В эпоху технологии и быстрого распространения информации, Церковь должна использовать все возможности, созданные человеческим творчеством, ради того, чтобы ее спасительная весть достигала каждого человека». В коммюнике подчеркивается «уникальное значение человеческой личности, которая является образом Триединого Бога», и выражается протест «против любых форм порабощения человека посредством унижения его свободы и достоинства». «Человек не должен быть подчинен различным системам, которые служат эгоистическим целям и ставят во главу угла этнические или экономические интересы, — говорится в документе. — Войны, безответственные научные эксперименты, аборты и другие формы манипулирования человеческой жизнью подрывают целостность человека и попирают достоинство Божественного образа, запечатленного в нем».

В документе отмечается необходимость дальнейшего участия в экуменическом движении: «Не ограничиваясь подготовкой клириков и новых богословов, православное богословие должно проявлять свое присутствие в богословских диалогах, экуменических и межрелигиозных консультациях, которые столь важны в настоящее время».

В коммюнике содержится призыв бороться «за преображение жизни всего человеческого общества». Особо подчеркивается необходимость для церкви заниматься экологическими проблемами, поскольку, как говорится в документе, «экологические проблемы тесно связаны с экономической гордыней человечества, которая приводит к поруганию и злоупотреблениям в отношении природы; эти проблемы могут быть преодолены лишь тогда, когда человек действует в свете Божественной икономии». К сожалению, авторы коммюнике не указывают, где у святых отцов разъясняется понятие «экономической гордыни».

 

МП И ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ США

ДОГОВОРИЛИСЬ ОБ ОБМЕНЕ СЕМИНАРИСТАМИ

(ОВСЦ МП—Вдъ-Информ, Москва)

С 7 по 9 марта в Виндзорском дворце, Великобритания, проходило очередное заседание Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Московской патриархией и Епископальной церковью в США. Со стороны МП в заседании участвовали: сопредседатель Комитета архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель председателя ОВЦС МП, сотрудники Секретариата ОВЦС по межхристианским связям Е. С. Сперанская и А. В. Елисеев. Епископальную церковь в США представляли: сопредседатель Комитета епископ Милуоки Роджер Уайт, члены Комитета — каноник Дэвид Перри, помощник председательствующего епископа по экуменической работе, и Сюзанна Мэсси.

Основным вопросом, обсуждавшимся на заседания, была подготовка предстоящих в 2001 г. очередных богословских собеседований по теме «Христианство в XXI веке», которая включит в себя подтемы: «Церковь и общество. Миссия Церкви в XXI веке»; «Духовность в новом тысячелетии: сходство и различие восточного и западного христианского духовного опыта»; «Библейское понимание “Юбилея” как времени прощения долгов»; «Наука и новые технологии — вызовы Церквам в XXI веке».

Также было решено расширить практику направления студентов духовных школ Московской патриархии в учебные заведения Епископальной церкви. В свою очередь, американская сторона высказала пожелание направить студентов из США для обучения в одном из православных высших учебных заведений в России.

Речь шла и о возможности поездки административных работников и сотрудников коммуникационных служб из Синодальных учреждений, епархий, школ и приходов МП для знакомства с административными структурами Епископальной церкви в США.

Было решено продолжить осуществление программы «Приход — приходу», предполагающей взаимное посещение России и США группами верующих МП и Епископальной церкви США.

В конце встречи ее участники направили приветственные телеграммы патриарху Алексию II и председательствующему епископу Фрэнку Т. Гризуолду.

Следующее заседание Совместного координационного комитета планируется провести в 2001 г. в США, сразу по окончании Четвертого богословского собеседования между двумя церквами.

 

ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ МП И АРМЯНСКИМИ МОНОФИЗИТАМИ

(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Москва)

Целью состоявшихся в Москве 6 июля переговоров между председателями ОВЦС МП и ОВЦС Армянской апостольской церкви митрополитом Кириллом (Гундяевым) и епископом Езником было «определение практических шагов по реализации договоренностей о начале прямого двустороннего диалога между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквами», достигнутых во время встречи патриарха Алексия II с Верховным патриархом-католикосом всех армян Гарегином II, нанесшим визит в Москву в конце февраля текущего года.

Служба коммуникации ОВЦС МП сообщила, что «стороны констатировали общность позиций в отношении “Второго общего заявления и предложения церквам” (Шамбези, Швейцария, 1990), которое, по их мнению, не может рассматриваться как окончательное». Главы ОВЦС обеих церквей вновь выразили стремление к развитию диалога и сотрудничества между своими церквами, считая, что этот диалог «должен начаться с совместного обсуждения наиболее актуальной сегодня для обеих Церквей проблематики взаимоотношений Церкви и общества, пастырского ответа на проблемы и вызовы современности». Главное же место они собираются уделить богословскому диалогу, для которого нужна «тщательная подготовка» и «серьезная совместная исследовательская работа богословов и ученых двух Церквей». В ходе переговоров было решено создать рабочую группу, в которую войдут по два представителя от обеих церквей, а в начале 2001 года предполагается создать богословскую комиссию из двенадцати человек (епископов, клириков, богословов, ученых и специалистов). Кроме христологии, в диалог желательно, по мнению сторон, включить мариологию, иконопочитание, агиологию, «образцы и идеалы святости и духовной жизни». Предполагается проведение в рамках диалога совместных богословских и научные конференций и семинаров, обмен делегациями между переговаривающимися сторонами. Будет также осуществляться регулярный обмен информацией и литературой, рассказывающей о жизни и служении обеих церквей.

 

КОРОТКО…

23 июня в Цюрихе, Швейцария, прошли переговоры делегаций Московского и Константинопольского патриархатов. Со стороны МП в переговорах приняли участие председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; Константинопольский патриархат был представлен генеральным секретарем синода митрополитом Филадельфийским Мелитоном и митрополитом Пергамским Иоанном. Участники переговоров обсуждали возможные планы совместных действий в целях «нормализации положения православия» на Украине и в других местах появления расколов.

* * *

Папа Иоанн Павел II встретился с делегацией Константинопольского патриархата, прибывшей в Ватикан 29 июня на праздник святых Петра и Павла. В беседе с гостями папа заявил, что католики и православные должны «очистить свою память» и совместно «написать новую историю в духе братской любви, уважения и сотрудничества». Он сказал, что «препоручает Божию милосердию» все зло, которое католики причинили православным за прошедшие века, и призвал Константинопольского патриарха Варфоломея I поступить так же.

* * *

Католическая архиепархия американского города Денвер прекратила членство в Совета церквей штата Колорадо после принятия в эту экуменическую организацию «церковь» гомосексуалистов. Представители архиепархии заявили, что хотя ранее они активно участвовали в обсуждении вопроса об отношении к «сексуальным меньшинствам», однако они не могут находиться в одной организации с так называемым Всемирным содружеством метрополитальных церквей (UFMC), основанным гомосексуалистами, отлученными от разных христианских конфессий.


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz