ВЕРТОГРАДЪ-информ

ВЕРТОГРАДъ-Информ № 9–10, 2000

В других конфессиях

 

ВАТИКАН КАНОНИЗИРУЕТ КИТАЙЦЕВ-ХРИСТИАН,

ПОСТРАДАВШИХ ВО ВРЕМЯ «БОКСЕРСКОГО ВОССТАНИЯ» (1900 г.)

(ZENIT— VIS — Вдъ-Информ, Ватикан)

Папа Иоанн Павел II совершил 1 октября акт прославления 120 китайских мучеников — 87 китайских католиков и 33 иностранных миссионеров, погибших в Китае в период с 1648 по 1930 год. На торжественной церемонии, состоявшейся на площади св. Петра присутствовало 70 000 паломников.

Началом католицизма в Китае считается 1234 год, когда в эту страну прибыл итальянский  францисканец Джованни де Монтекорвино, основавший в Пекине первую католическую миссию. Он крестил тысячи китайцев и основал три церкви. К 1300 году в Китай прибыли новые католические миссионеры — в том числе первые католические епископы. К этому времени в стране насчитывалось около 30 000 католиков. В 1549 году основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола направил в Китай миссионера Франциска Ксаверия. К 1600 году в стране насчитывалось около 25 миссионеров-иезуитов, 22 францисканца, 2 августинца и 1 доминиканец.

Первое гонение на католиков в Китае произошло в 1648 году: доминиканский миссионер испанского происхождения Франсиско Фернандес де Капильяс был обезглавлен после долгих пыток. Вместе с ним были казнено еще несколько человек. Одна из наиболее жестоких волн преследований католиков приходится на 1796—1820 годы. Она была вызвана тем, что многие католические проповедники пытались бороться с культом предков, распространенным среди китайцев, что вызывало неприязнь местных жителей.

Ослабление преследований отмечалось в 40-е годы прошлого века после поражения Китая в войне с Англией: китайцам было официально разрешено переходить в христианство. К концу XIX века только католиков в этой стране насчитывалось около 1 млн.

На рубеже веков произошла новая вспышка насилия — так называемое Боксерское восстание, начатое членами тайного общества, выступавшего против присутствия в Китае иностранцев. В ходе восстания были убиты многие верующие — как иностранцы, так и китайцы, причем последних «боксеры» ставили перед выбором: либо отречься от своей веры, либо умереть. Одной из многочисленных жертв повстанцев стал французский иезуит о. Лео Мажен, служивший в китайском селении Чу-Кя-Хо, служивший с ним о. Поль Денн и их прихожане.

Официальный Пекин отреагировал на канонизацию резко отрицательно: государственное агентство новостей «Синьхуа» распространило заявление министра иностранных дел Китая, в котором поступок Иоанна Павла II назван «оскорбительным прославлением политики западного империализма». По словам министра, «правительство, народ и католическая Церковь Китая выражают свое крайнее негодование и решительно протестуют против подобного деяния». Китайский министр также назвал канонизированных Ватиканом святых «преступными грешниками», виновными в насилиях, грабежах и пособничестве империалистам. Официальный Пекин заявил, что нынешний акт канонизации нанес значительный ущерб процессу нормализации отношений между Китаем и Святым Престолом. В настоящее время дипломатические контакты между Ватиканом и Пекином не установлены, поскольку китайское правительство требует от папы разорвать официальные связи с Тайванем.

 

СТАРООБРЯДЦЫ КРИТИКУЮТ СОЦИАЛЬНУЮ ДОКТРИНУ МП

(Благовест-Инфо — Вдъ-Информ, Москва)

Секретарь митрополии Русской православной старообрядческой церкви Андрей Езеров в интервью «Благовест-инфо» 25 августа заявил, что «Основы социальной концепции РПЦ», принятые Юбилейным Архиерейским собором МП «слишком либеральны». Наиболее отрицательно он отнесся к освещению в «Основах…» проблем биоэтики, в частности, к тому, что МП считает допустимым для православных использования противозачаточных средств. Он подчеркнул, что Старообрядческая церковь «исходя из Священного предания Церкви выступает категорически против использования любых противозачаточных средств, в том числе и неабортивных», — поскольку брак с церковной точки зрения есть не источник удовлетворения плотской похоти как таковой, а «форма борьбы “со страстьми и похотьми”» и «богоданное средство продолжения рода». При этом, однако, А. Езеров тут же открестился от возможных обвинений в «ханжестве или сухом морализме», заявив, что «Церковь благословляет и всячески поощряет плотские отношения супругов». В качестве подтверждения этого он привел одно из правил Кормчей книги, согласно которому христианин, «гнушающийся женой», отлучается от причастия. «До сих пор старообрядческие семьи характеризуются многодетностью и здоровьем», — отметил секретарь митрополии и подчеркнул, что члены его церкви не используют «естественные методы планирования семьи», поскольку в качестве «регулятора семейной жизни» у христиан выступают праздники и посты.

А. Езеров выразил в общем положительную оценку общественного значение прославления в МП царственных Мучеников, но сказал, что старообрядцы не могут принять эту канонизацию, ибо царь Николай II отрекся от престола и не состоял в общении со Старообрядческой Церковью.

 

ВАТИКАН ПРОТИВ «ТЕОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА»…

(CNS — CWN — CIP — Вдъ-Информ, Ватикан)

ватиканская Конгрегация вероучения опубликовала 5 сентября, после нескольких лет работы, документ под названием «Dominus Iesus» («Господь Иисус»), отвечающий на некоторые вопросы о месте и роли Церкви в деле спасения. Главная его идея состоит в том, что «вне Церкви нет спасения» и в «уникальности и универсальности спасения через Иисуса Христа и через Церковь».

Авторы документа подчеркивают, что единственный путь ко спасению есть вера в Иисуса Христа, но в то же время утверждают, что христиане, формально не являющиеся членами католической церкви, и последователи нехристианских вероучений в принципе тоже могут получить спасение — только через Христа.

В документе обращается особое внимание на то, что взгляд на Церковь как на некую абстрактную совокупность всех христианских общин несовместим с католическим учением. Поэтому «ошибочным и двусмысленным» является распространившееся в некоторых экуменических кругах мнение о равенстве всех церквей. Католические богословы заявляют, что «это противно вере Церкви».

В документе говорится, что «полнота откровения Божественной истины» дается через Христа и Его Церковь, поэтому католическую церковь не может быть рассматриваема как «дополнение» к другим религиям. Богословские мнения, что христианство «шире и универсальнее» Церкви, документ объявляет неверными и подчеркивает, что спасение человека возможно только через искупительную жертву Иисуса Христа. Далее в «Dominus Iesus» заявляется, что это спасение может быть получено через католическую церковь, как «невесту и таинственное тело» Христа, ибо она сохранила, по мнению авторов документа, подлинное апостольское преемство и является единственной истинной Церковью. При этом они замечают, что и некоторые православные Церкви, которые сохранили преемство иерархии, но не держатся учения о первенстве апостола Петра и его преемников, также пребывают в истинной Церкви. Однако остальные христианские конфессии не могут претендовать на такой статус. Члены этих конфессий через таинство крещения имеют лишь «некоторое общение, которое, впрочем, несовершенно».

По утверждению ватиканских богословов, только католическая церковь «обладает полнотой средств спасения», поэтому на нее возлагается определенная миссия по отношению к не-католикам, которых она должна стремиться привести к полному общению с собою. Вступая в диалог с инославными и иноверцами, католики уважают их «как личностей и как участников диалога», но не могут признать равноценность «доктринального содержания» их вероучений и собственного учения.

По словам кардинала Йозефа Ратцингера, новый документ есть «необходимый ответ на теологию религиозного плюрализма», которая широко распространилась «не только в богословских кругах, но и в целом в католическом общественном мнении».

 

…А ПРОТЕСТАНТЫ — ЗА

(CWN — ENI — Religion Today — Вдъ-Информ, Ватикан)

 лидеры англикан и протестантов выступили с критикой принятого Ватиканом документа «Dominus Iesus».

Президент совета протестантской Евангелической церкви в Германии Манфред Кок заявил, что «Dominus Iesus» имеет целью «укрепление традиционной самооценки Римско-католической церкви» и может стать признаком некоторого отхода назад в процессе экуменического сотрудничества.

Архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри назвал неприемлемыми утверждения ватиканских богословов о том, что иерархия и евхаристия Англиканской церкви «ущербны». Он заявил, что «Dominus Iesus» противоречит духу богословского собеседования между католиками и англиканами, не так давно имевшего место в Торонто (Канада).

Сотрудник ВСЦ д-р Том Бест выразил некоторое недовольство содержанием нового ватиканского документа, сказав, что экуменическое движение значительно продвинулось вперед после присоединения в 60-е годы к диалогу католиков. Поэтому всякие утверждения, могущие расстроить дальнейший ход диалога, представляются чрезвычайно опасной тенденцией.

 

ЦЕЛОМУДРИЕ ШОТЛАНДСКИХ МОНАХОВ

(CWN — Вдъ-Информ, Эдинбург)

на острове Папа-Стронсей (Оркнейские острова) в одном из монастырей археологи начали раскопки средневековой часовни св. Николая. В состав археологической экспедиции входят молодые студентки, которые работали на раскопках в такой же одежде, как и молодые люди: в джинсах и футболках. Однако, живущие в монастыре монахи ордена редемптористов, являющиеся владельцами острова, нашли, что девушки-археологи одеваются нескромно и попросили их носить более приличную одежду.

По правилам, введенным монахами для археологов, все лица женского пола в возрасте менее 30 лет должны появляться на «монашеском» острове в юбках до щиколоток, в блузках с длинными рукавами и с покрытыми головами. Возрастной ценз связан с тем, что, по мнению монахов, «женщинам старше 30-ти крайне сложно указывать, как им следует себя вести».

«Весь остров — наша церковь, и джинсы и футболки здесь совершенно неуместны. Нужно уважать святость этого острова», — считают монахи. Хотя введенные относительно одежды правила довольно сильно затрудняют работу девушек, однако, они приняли их и теперь раскапывают древнюю часовню в длинных платьях.

 

КАТОЛИКИ ВНОВЬ ВЫСТУПИЛИ

ПРОТИВ КЛОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

(CWN — CNS — Вдъ-Информ, Ватикан)

24 августа Папская академия защиты жизни высказала протест против любых видов содействия клонированию человека. Этот протест связан с тем, что правительства США и Великобритании в августе утвердили финансирование исследований человеческих эмбрионов.

В заявлении Папской академии подчеркивается, что клонирование человека не может считаться морально допустимым ни в каком случае. По учению Церкви, эмбрион человека является одушевленным человеческим существом, а не бездушной вещью, которую можно уничтожить по чьему бы то ни было желанию. Поэтому все способы исследования человеческих зародышей, влекущие за собой их разрушение, каковым является и получение эмбриональных клеток и внутренних органов, недопустимы с точки зрения Церкви.

29 августа папа Римский Иоанн Павел II также выступил против клонирования на Международном конгрессе Трансплантологического общества, перед 4 000 учеными и практикующими врачами из 60 стран мира, заявив, что клонирование человека «морально неприемлемо», и осудил использование при экспериментах клеток эмбрионов, ведущее к гибели зародышей.

 

ИРЛАНДСКИЕ ЕПИСКОПЫ

НАМЕРЕНЫ «ПОДПРАВИТЬ» СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ,

«УНИЖАЮЩЕЕ» ДОСТОИНСТВО ЖЕНЩИН

(CWN — Вдъ-Информ, Дублин)

Комиссия «Справедливость и мир» и Пастырская комиссия Ирландской конференции епископов опубликовали документ, посвященный проблеме насилия в семье, в котором заявили, что некоторые отрывки из Нового Завета не следует читать на богослужении, поскольку они содержат «нежелательно негативное отношение к женщинам». Ирландские епископы выступили с этими предложениями в связи с продолжающимся в Ирландии ростом насилия в семьях, которое в документе определяется как «злоупотребление властью» и «любые действия, которые без всякой нужды и оправдания вызывают боль — физическую, психологическую или эмоциональную — в рамках наиболее тесных отношений».

Епископы предложили исключить из текстов для богослужебного чтения Католической церкви семь отрывков из Посланий святых апостолов: I Петр. 3:1–6 («Такожде и жены, повинующеся своим мужем, да аще неции не повинуются слову, женским житием без слова пленени будут. Видевше еже со страхом чисто житие ваше. Имже да будут не внешняя плетения влас, и обложения злата, или одеяния риз лепота, но потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливого духа, еже есть пред Богом многоценно. Тако бо иногда и святые жены, уповающия на Бога, украшаху себе, повинующися своим мужем: якоже Сарра послушаше Авраама, господина того зовущи: еяже бысте чада, благотворяще и не боящеся ни единаго страха»); I Кор. 11:3–16 («Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть: глава же жене, муж: глава же Христу, Бог. …всяка жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней: Аще бо не покрывается жена, да стрижется: аще ли же срам жене стрищися или бритися, да покрывается. Муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть. Несть бо муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан муж жены ради, но жена мужа ради. Серго ради должна есть жена власть имети на главе Ангел ради. …Жена же аще власы растит, слава ей есть: зане растение власов вместо одеяния дано бысть ей. Аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия»); I Кор. 14: 33–35 («Несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех Церквах святых. Жены ваша в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в Церкви глаголати»); Ефес. 5:22–24 («Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем»); Кол. 3:18 («Жены, повинуйтеся своим мужем, якоже подобает, о Господе»); I Тим. 2:11–15 («Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прелстися, жена же прелстившеся, в преступлении бысть: спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием»); Тит. 2:4–5 («Да уцеломудрят юныя, мужелюбицам быти, чадолюбицам, целомудренным, чистым, домы добре правящим, благим, покоряющимся своим мужем, да не слово Божие хулится»).

члены комиссий считают, что если нельзя совершенно изъять данные чтения из богослужебной практики, то их в обязательном порядке следует сопровождать пояснениями, излагающими «современное учение Церкви» о роли и месте женщины.

 

КАТОЛИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТЕСТУЕТ

ПРОТИВ БЕАТИФИКАЦИИ ПАПЫ ПИЯ IX И ПОДДЕРЖИВАЕТ

ПРОСЛАВЛЕНИЕ В ЛИКЕ БЛАЖЕННЫХ ИОАННА XXIII

(CWN — CNS — CIP — Вдъ-Информ, Ватикан)

3 сентября папа Иоанн Павел II совершил акт беатификации двух своих предшественников — Пия IX (1792—1878) и Иоанна XXIII (1881—1963). Иоанн XXIII еще при жизни был прозван «Добрым папой», и его прославление приемлется в целом всеми католиками; но личность Пия IX для многих является пререкаемой, и его беатификация вызвала много протестов в обществе, в том числе и среди католиков. Наибольшие нарекания вызывают политика Пия IX в то время, когда он был правителем Папской области, и его отношение к евреям.

Возглавляя Папскую область Пий IX, опираясь на военную силу иностранных государств, сопротивлялся объединению Италии, в связи с чем некоторые итальянские светские деятели выступили против прославления этого папы, заявив, что его режим «был беззаконным, кровавым и антилиберальным».

Либеральная католическая организация «За другой лик Церкви и общества» (PAVES) утверждает, что беатификация таких разных пап, как Пий IX и Иоанн XXIII, является доказательством «политической игры» иерархии Ватикана, которая «обречена на провал», и противоречит покаянию за исторические ошибки церкви, принесенному Иоанном Павлом II в марте этого года; кроме того, прославление такой «пререкаемой личности» может привести к «потере доверия к процессам беатификации и канонизации, проходящим в Ватикане». Кроме того, при Пие IX были приняты два новых католических догмата — о Непорочном зачатии Девы Марии и о папской непогрешимости, — что увеличило пропасть между католиками и прочим христианским миром. Пий IX вошел в историю и как яростный борец с любыми формами инакомыслия и либерализма внутри Церкви, — считают члены PAVES.

Составитель трехтомной биографии Пия IX итальянский иезуит Д. Мартина также назвал прославление этого папы «неуместным».

Иудеи выразили протест против беатификации Пия IX, который, по их мнению, стремился «увековечить презрение и ненависть, которые в течение веков испытывала Церковь к иудеям», — что проявлялось, в частности, в его политике усыновления еврейских детей с целью их последующего крещения.

Иоанн Павел II, как бы в оправдание своего решения, в проповеди во время беатификации заявил, что прославляя того или иного святого, церковь не выносит этим актом суждения о его поведении конкретной исторической ситуации, ибо «святость живет внутри истории, и ни один святой не может выйти за пределы ограниченности своей человеческой сущности».

 

БЕС — ПАПЕ ИОАННУ ПАВЛУ II:

«ДАЖЕ ВСЯ ВАША ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ ИЗГНАТЬ МЕНЯ!»

(CWN — CNS — Religion Today — Вдъ-Информ, Ватикан)

6 сентября на папскую аудиенцию на площади св. Петра пришла 19-летняя девушка из итальянского города Монца, сопровождаемая своими родителями. При появлении папы Иоанна Павла II девушка забилась истерике, испуская вопли и произносила слова на незнакомом языке. Полицейские хотели усмирить ее, но она проявила необычайную силу. Находившийся на площади ватиканский епископ Джанни Данци, глядя на эту сцену, решил, что девушка — бесноватая, и сразу сообщил об этом папе. Папа согласился лично встретиться со страждущей, молился вместе с ней и пообещал девушке отслужить за нее мессу. После папских молитв девушка почувствовала облегчение, но лишь на время.

официальный экзорцист Римской епархии о. Аморт сообщил журналистам, что он также совершал чин изгнания беса над молодой итальянкой, страдающей одержимостью с 12 лет, накануне ее встречи с папой и на следующий день после нее. Во второй раз он молился о бесноватой вместе с епископом Джанни Данци. Моление продолжалось около двух часов. По словам о. Аморта, во время чтения одной из заклинательных молитв бес стал насмехаться над изгонявшими его, говоря: «Даже вся ваша церковь не сможет изгнать меня!»

Отец Аморт, совершивший в своей жизни более 3 000 экзорцизмов и являющийся основателем и президентом Международной ассоциации экзорцистов, полагает, что для полного исцеления бесноватой нужно несколько лет упорных молитв и сеансов экзоцизма.

 

ЖАЖДУЩИЕ ЧУДЕС ЕГИПТЯНЕ СОБИРАЮТСЯ В АСЬЮТ

(CIP — Вдъ-Информ, Асьют)

В Египте распространился слух, источником которого является одна женщина-коптка, утверждающая, что видела в коптской (монофизитской) церкви св. Марка в городе Асьюте окруженную множеством голубей «Деву Марию», от которой исходили необычное сияние и благоухание. В то же время священник этой церкви говорит, что провел в храме всю ночь, но и ничего не видел, кроме голубей, и уверен, что никакого чуда не было.

Между тем, христиане-копты тысячами прибывают в Асьют, находящийся в Верхнем Египте надеясь увидеть «чудо», причем некоторые из них приходят из мест, отдаленных на сотни километров.

По официальным сообщениям, история Асьюта до сих пор не знала подобного стечения людей. Сотни человек ночуют прямо на улице перед храмом св. Марка; многие залезают на крыши, думая сверху увидеть что-нибудь чудесное.

После распространения слуха о явлениях Божией Матери в Асьюте, в городе, где проживает очень много последователей ислама, заметно улучшились отношения между христианами и мусульманами: в надежде увидеть «Деву Марию», мусульмане также собираются к храму св. Марка.

 

КОРОТКО…

среди присутствовавших на церемонии освящения храма Христа Спасителя лиц не было представителей католической Церкви, — об этом заявил канцлер курии Апостольской администратуры для католиков севера европейской России, опровергая сообщения некоторых информационных агентств. По словам канцлера, представители католической церкви вообще не получили приглашений на это богослужение. Сотрудник ОВЦС МП Игорь Выжанов также подтвердил что католиков на освящение храма не приглашали, и выразил предположение, что репортеры могли принять за них представителей Епископальной церкви США, которые присутствовали на торжественном богослужении.

***

Клирик католической епархии города Трир о. Мюнцель, был разрешен от запрещения в служении, наложенного на него три месяца назад за участие в экуменической литургии, состоявшейся в июне в Гамбурге во время форума немецких католиков «Католикентага». Мюнцель принял участие в экуменической «Вечери Господней» вместе с протестантскими пасторами.

Узнав об этом, епископ Шпиталь, в подчинении у которого состоит о. Мюнцель, запретил его в служении вплоть до принесения покаяния в содеянном, поскольку это деяние противоречит церковным канонам. Когда о. Мюнцель публично заявил, что раскаивается в содеянном, и обещал в будущем так не делать, прещение с него было снято.

***

18–22 августа в Омске прошел II курултай (съезд) мусульман Азиатской части России, в котором участвовали 340 делегатов. участники курултая направили Обращение к Владимиру Путину, в котором просят президента «наладить прямой диалог между высшим политическим руководством страны и духовными лидерами мусульман» и «оградить мусульман от вмешательства чиновников в дела их религиозных организаций, прекратить произвол в отношении так называемых “лиц кавказской национальности” со стороны правоохранительных органов».

***

Недавно избранный глава Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар Дербисалиев на своей первой пресс-конференции выступил за «присоединение религиозных организаций к государству». По его мнению, в настоящее время лишь приданием «официального статуса» христианскому и мусульманскому учениям «можно противостоять нашествию многочисленных религиозных сект». Лидер казахстанских мусульман предложил «внести соответствующие предложения в парламент» на рассмотрение депутатам.

***

24 августа был освящен воссозданный Успенский собор Киево-Печерской лавры, взорванный в 1941 г. Чин освящения возглавил митрополит Владимир (Сабодан), в сослужении архиереев Украинской православной церкви Московского патриархата; на богослужении присутствовал президент Украины Леонид Кучма. Всего в храме собралось около двух тысяч человек.

Между тем, глава Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Филарет (Денисенко) накануне выступил с протестом против решения украинских властей передать собор УПЦ МП. Во время церемонии освящения храма несколько сотен последователей УПЦ КП и украинских националистических организаций пикетировали лавру, в знак протеста против ее передачи «московской церкви». Однако, прямых столкновений между членами УПЦ МП и УПЦ КП не произошло.

***

22 августа Архиерейский собор УПЦ КП объявил о создании на Украине «единой поместной православной Церкви». Собор прошел в Киеве под председательством патриарха Филарета (Денисенко).

управляющий делами Киевской патриархии УАПЦ архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь (Исиченко) заявил в конце августа в интервью киевскому еженедельнику «Зеркало недели», что Украинская церковь должна «строиться на константинопольской традиции»; МП же, по его мнению, не может быть популярна в глазах украинских верующих, поскольку «Московский патриарх — это шестое лицо в протоколе Кремля», и к МП «большая часть украинского клира не испытывает должного уважения».


ВЕРТОГРАДЪ-информ

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz