ВЕРТОГРАДЪ-информ |
Документы
ПОСЛАНИЕ
Архиерейского
Синода Российской Православной Автономной Церкви
Архиерейскому
Собору Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше
Высокопреосвященство, досточтимые Архипастыри — члены Архиерейского Собора, а
также духовенство и чада Русской Православной Церкви Заграницей!
Архиерейский
Собор Зарубежной Церкви открывается тогда, когда, с одной стороны, весь мир
потрясается событиями одно ужасней другого — катастрофы, стихийные бедствия,
войны... С другой же стороны — весь мир охвачен некоей лихорадкой объединения:
это наблюдается не только в политической жизни мира, но и в религиозной. С
одной стороны — бесконечные распри, с другой — спешат объединяться все со
всеми: государства с государствами, церкви с церквами, религии с религиями...
Объединительная
лихорадка, которой объят земной шар, являет себя под различной наружностью — то
политической, то экономической, а то и церковно-экуменической, — но ее
глубинная суть неизменно одна и та же... И при этом ревнители объединения мира
определенные надежды возлагают и на архиереев РПЦЗ.
Но может ли
поддаваться этому духу времени Церковь Православная, незыблемо назданная на основании апостол и пророк,
сущу краеуголну Самому Христу (Еф. 2, 20)?
Сказую вам, братие, благовествование, еже благовестих вам,
еже и приясте, в немже и стоите, имже и спасаетеся, — говорит св.
Апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 15, 1–2). В другом послании, к
Галатам, он говорит: Но и аще мы, или
ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет
(Гал. 1, 8). Сохранившим же святое благовестие обещано соутешитися... верою общею, вашею же и моею (Рим. 1, 12).
Откроем ли
Деяния Святых Вселенских Соборов — увидим, что ни о чем так не старались святые
устроители Церкви, как о сохранении, о поддержании в неизменности веры отцов. «Молим вас, да пребывает в
неизменности вера отцов», «просим вас исследовать, какая завелась новизна
против прежней веры», — так обращались к Святым Соборам ревнители Веры
Православной. И, исследовав новизны, отринув нововведения и утвердив в
незыблемости Догматы Православия, Святые Отцы восклицали: «Да, это вера отцов!
Все так веруем!»
Откроем ли мы
сочинения более близких к нам по времени Российских учителей веры — увидим все
ту же первоочередную заботу о поддержании святоотеческого учения в
неизменности.
«Человеческие
учения все стремятся к новому, растут, развиваются... Там стало законом:
вперед, вперед! — А относительно нашего учения свыше изречено: стойте... неподвижни
пребывайте. — Если что остается нам, так только утверждаться и утверждать других», — призывал знаменитый Святитель
Владимирской земли Феофан, Затворник Вышенский. «...Нам надобно просмотреть
свое прошедшее, чтобы видеть, не возмущен ли там каким-нибудь образом
предначертанный нам порядок учений...»[1].
В 1918 году был
отнят удерживающий — и это имело
роковые последствия не для одной России, но и для всего мира. Уже через два
года после убиения Св. Мученика Царя Николая II — в 1920 году —
Константинопольский патриархат в лице Местоблюстителя Патриаршего Престола,
Митрополита Брусского Дорофея издает энциклику, посягающую на самые основы
Православия. Еретические сообщества, отлученные Православною Церковью от Своего
общения, объявляются равноправными с Нею «церквами», и Православию задается
цель скорейшего объединения со всеми отступниками.
В отличие от
этого предательского документа, знаменовавшего собою начало повсеместного
отступления «мирового православия», в том же 1920 году Св. Патриархом Тихоном
совместно со Св. Синодом и Высшим Церковным Советом — то есть несомненно всей
полнотой Центральной Церковной власти Российской Церкви — было принято
важнейшее постановление — Указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года о самоопределении
епархий в условиях возможных гонений. Другое название этого Указа — Указ о децентрализации — подчеркивает,
что смысл постановления Российской Церковной Власти был противоположен смыслу энциклики Вселенского престола, призывавшей
именно к централизации всех вероисповеданий.
Отныне широкий
путь и все условия к объединению были созданы лишь для неверных — верных же
Христу ждало насильственное разлучение: так были разлучены две части Церкви
Российской: одна оказалась изгнанной с родной земли, другая неслыханными по
лютости гонениями была загнана в катакомбы. Но Церковь Русская и в эти страшные
годы не перестала составлять одно духовное целое.
В единомысленном
исповедании веры отцов заключалась
сила, позволившая обеим частям Российской Церкви выстоять и сохранить Свое
единство во всех искушениях, особенно в наступивший тяжелейший период — в эпоху
сергианского раскола.
«Раскол не
старина, а новшество», — указывал Феофан Затворник. Это замечательное
определение имеет универсальный характер и позволяет всегда точно установить
истинного виновника раскола.
Предательской
Декларацией 1927 года митр. Сергий (Страгородский) распахнул церковные врата
обновленчеству. Оно заключалось в самой подмене смысла существования Церкви на
земле — не как столпа и утверждения Истины и Власти вечной, но как орудия силы
земной.
Обе части
Российской Церкви — и в России, и в Зарубежье — были совершенно единомыслены в
своем отношении к Декларации 1927 года. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви во
главе с Блаженнейшим Митрополитом Антонием прерывает общение с
раскольником-митрополитом и его синодом. Так же поступает верный Российской
Церкви епископат на родине. Суть сергианского раскола очень точно выражает
Новомученик Епископ Виктор (Островидов), называя митр. Сергия еретиком-антицерковником. Верные чада Российской
Церкви не посещают сергианские храмы, справедливо не делая разницы между сергианами и обновленцами. «Мы в обновление не пойдем!» — говорят православные.
С Митрополитом Петром (Полянским), находящимся в заточении законным главою
Российской Церкви, связь утеряна, и предательство его Заместителя вынуждает
Церковь, как на Родине, так и заграницей, руководствоваться в Своем
каноническом бытии Указом № 362 Св. Патриарха Тихона о самоопределении епархий.
С кончиною Митрополита Петра (Полянского) Центральная или Верховная Власть
Российской Церкви прекращает даже свое номинальное существование. Такой исход
предусматривался Указом № 362, где содержались подробные рекомендации по
церковному устроению, позволяющие избегать раскола и в этом случае. Но
стараниями митр. Сергия водворяется лжевластие, а затем и лжепатриаршество
(увы, распространенное явление в церковной истории в периоды господства
ересей).
Отныне Церковь
Русская совершает свой путь в условиях отсутствия Центральной (Верховной)
Церковной Власти. Когда в 30-х годах в России закрываются последние
православные храмы, Церковь Российская окончательно уходит в катакомбы,
сохраняя молитвенное общение со Своею зарубежною половиною и поминая Ея
Первоиерархов Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета. Следование духу и
смыслу Указа № 362 Св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года надежно
охраняло Православную Церковь от ложных объединительных стремлений.
Не так обстояло
дело с сергианской церковью — она прочно врастала в то, что теперь принято
называть «мировым официальным православием». Последнее тоже руководствовалось
документом 1920 года, но документом противоположной направленности —
экуменической энцикликой Местоблюстителя Вселенского Престола Дорофея. «Мировое
православие» сделалось неотъемлемой частью экуменического движения и тянуло за
собой на дно сергианскую церковь. В отворенные митр. Сергием врата уже
совершенно беспрепятственно хлынули лжеучения, которыми враг человеческого
спасения на протяжении всей его борьбы с Церковью — а особенно в XX в. — подменял учение Христово.
Сергианская
церковь приняла все самые погибельные новшества XX века — и
коммунизм, и экуменизм, чем ясно означила свою всецелую приверженность расколу,
самому страшному из когда-либо терзавших Вселенскую Церковь.
Если митр.
Сергием, как отмечали Святые Новомученики, было «искажено догматическое лицо Церкви», то при его преемниках приходится
говорить уже не об искажении, но о полном опровержении Святых Догматов, прежде
всего — самого Догмата о Церкви как единой и единственной. Следствием попрания
Святых Догматов явились вопиющие нарушения Святых Канонов, например,
безусловного — под угрозой извержения из сана и отлучения от Церкви — запрета
совместных молитв с инославными.
Надо ли
приводить примеры бесчинств экуменистов, тем более кощунственных, что
совершались они именем Христовым? В 1983 г. Зарубежье имело возможность
наблюдать по телевидению воздвижение языческого идола делегатами IV Ассамблеи
Всемирного Совета Церквей в Ванкувере, среди которых были и представители
Московской патриархии, а в России «Журнал
Московской Патриархии» в своем отчете об этой экуменической Ассамблее не
постеснялся упомянуть об этом богомерзком действии в самом положительном
смысле.
После
экуменической Ассамблеи в Ванкувере возглавлявшаяся Святителем Филаретом
Русская Зарубежная Церковь на Соборе в Мансонвилле в 1983 году предала экуменизм
анафеме.
С падением «железного занавеса» появилась, наконец, возможность
соединения насильственно разлученных частей Российской Православной Церкви. Но
оказалось, что за истекшие со времени кончины Святителя Филарета († 1985 г.)
годы слишком многое в Зарубежной Церкви изменилось — и уже значительная часть
Ее находится под угрозой подпасть под свою же анафему.
Сослужения
клириков и даже епископов Зарубежной Церкви с клиром и епископатом
экуменических лжеправославных церквей — прекратившиеся было после
Мансонвильского собора 1983 г. — вновь превращаются в обыденное явление.
Настоящим бичом Зарубежной Церкви становятся сослужения большинства Ее
иерархов, не говоря о прочих клириках, с духовенством экуменической Сербской
патриархии — несмотря на то, что эта патриархия едва ли не опережала советских
сергиан в экуменическом рвении, а в отношениях со своими местными коммунистами
была такой же покорной, как и ее советская «сестра». Эти сослужения не прекращаются даже сейчас, после недавнего письма
Сербского патриарха своему московскому собрату, где он утверждает, что его
патриархия более не имеет молитвенного общения с РПЦЗ.
С тяжелым
недоумением восприняли мы и поспешное провозглашение экклезиологии Митрополита
Филийского и Оропосского Киприана тождественной экклезиологии Зарубежной
Церкви, совершенное Архиерейским Собором РПЦЗ в 1994 г. Мы не можем признать
православным основное положение этой экклезиологии — будто в еретических
сообществах, хотя бы только до их соборного осуждения, может гарантированно
пребывать спасительная благодать таинств. Один из греческих митрополитов со
своими последователями называет архиереев «мирового православия» «болеющими
членами» одного и того же Тела Христова — Его истинной Церкви. Одна ветвь —
здравая, другая же — болеющая. Мы понимаем, что экклезиологическое
постановление Собора 1994 г. — закономерный шаг еще далее вниз после
Рождественского послания 1986 г., распространенного от имени Митрополита
Виталия, в котором смысл принятой в 1983 г. анафемы экуменизму, вопреки всякой логике,
ограничивался «членами нашей (т. е. Зарубежной) церкви» — как будто анафема смотрит не на еретика, а на
юрисдикцию! Но мы видели также и видим до сих пор, что в Зарубежной Церкви
достаточно православных людей, понимающих всю опасность подобных постановлений,
и что эти люди постараются исправить ошибку Архиерейского Собора 1994 г.
Но, конечно же,
наиболее тяжело мы воспринимаем все более и более усиливающуюся в Зарубежной
Церкви тенденцию к объединению с Московской патриархией. Примечательно, что сама
принципиальная возможность переговоров с ней была санкционирована тем же
Собором РПЦЗ 1994 г., который признал своей крипто-экуменическую экклезиологию
Митрополита Киприана.
В то время, как
в самой Московской патриархии озабочены единством с католиками (Баламандская
уния 1993 г. — этот документ так и не был дезавуирован и, напротив, отдельные
его положения широко проводятся в жизнь) и монофизитами (Шамбезийская уния 1993
г.; в рамках предначертанной здесь программы Московская патриархия ныне
усиленно сближается с Армянской монофизитской церковью), некоторые иерархи
Зарубежной Церкви настойчиво ищут сближения с Московской патриархией — не
взирая даже на то, что патриархия все меньше и меньше считается с самим фактом
существования Зарубежной Церкви, отнимая ее церковное имущество теперь уже не
только в России, но и в Зарубежье. Это наносит
огромный ущерб достоинству Зарубежной Церкви и Ее иерархии даже в глазах «внешних», — но еще прискорбнее, что это свидетельствует
об отступлении части иерархов РПЦЗ от пути, завещанного Ее первоиерархами
Митрополитами Антонием, Анастасием и Филаретом, то есть об отступлении их от
Православия.
Если другая,
здоровая часть РПЦЗ не найдет в себе силы сдержать устремления отступников, то
окончательное перерождение РПЦЗ в лжецерковную организацию и последующее
растворение Ее в экуменическом море великом и пространном (Пс. 103, 25) «мирового православия» станет вопросом ближайшего
времени.
В России
противостояние между Зарубежной Церковью и «мировым православием» в лице МП принимало особенно острые формы, и поэтому
российские приходы РПЦЗ не имели возможности ждать по много лет, пока
зарубежные архиереи восстановят церковную дисциплину и вновь утвердятся на пути
Святителя Филарета. Этим и был вызван разрыв административных отношений между
Российской Православной Церковью и Архиерейским Синодом РПЦЗ, совершившийся в
1995 г. К сожалению, наши действия тогда не встретили понимания со стороны
Священноначалия РПЦЗ, которое, вопреки духу и букве Указа № 362 и вопреки
очевидной собственной неспособности удержать вероотступнические устремления
хотя бы в зарубежных
епархиях, стало настаивать на своей правомочности осуществлять верховную
церковную власть в России.
Прошедшие с тех
пор пять лет показали, правы или нет были мы в своих опасениях.
Нашей позицией
остается: верность догматам и святым канонам Православной Церкви и более всего
— хранение Православной Веры в неприкосновенности от экуменической скверны «мирового православия» и его органической части — Московской патриархии. На этом пути оставил нам, своим наследникам, Русскую
Зарубежную Церковь Ее приснопамятный Первоиерарх Святитель Филарет, и эта наша
позиция сходна с той, которую занимают большинство старостильных греческих
иерархов и их паства. К Московской патриархии у нас никаких «отдельных» претензий нет: она всего лишь часть всемирного
и теперь уже экуменического сергианства, которое с тем же усердием, с которым
когда-то митр. Сергий служил Сталину, служит теперь Новому Мировому Порядку и
грядущему объединению всех и вся. Она ничем не хуже и не лучше какой-нибудь
Сербской патриархии или Константинопольской. Со всеми этими экуменическими
юрисдикциями Русская Зарубежная Церковь прекратила каноническое общение при
Святителе Филарете.
Если вы, Ваши
Преосвященства, досточтимые Архипастыри, клирики и миряне, изберете вернуться к
вере отцов — святых отцов Вселенского Православия и отцов нашей Зарубежной
Церкви, — то мы вновь окажемся вместе. Единство канонического общения между
нами немедленно восстановится, как только восстановится единство веры.
Если же нет —
если внутри Зарубежной Церкви не найдется силы, способной остановить Ее
сползание в трясину «мирового
православия», — то конец неизбежен: Московская патриархия засосет в себя Ее
рассеянные по миру останки, и болотные воды экуменизма навсегда сомкнутся над
Ее головой.
Да не будет
сего!
Средство
спасения одно на все времена: среди поколебавшихся, изменчивых стихий мира —
слышать и исполнять изреченный свыше всегдашний глас истинной Матери-Церкви: Как вы уверовали — стойте в том и спасайтесь
(1 Кор. 15, 1).
Председатель
Архиерейского Синода РПЦ Арх. Валентин Суздальский
Феодор Епископ
Борисовский и Санинский
Серафим Епископ
Сухумский и Абхазский
Виктор Епископ
Даугавпилсский и Латвийский
Антоний Епископ
Яранский
Иларион Епископ
Суходольский
Прот. А. Осетров
Секретарь Архиерейского Синода
[1] О Православии с
предостережениями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана. М., 1991.
Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам.
ВЕРТОГРАДЪ-информ |
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
editor@vertograd.com.ru |