ВЕРТОГРАДЪ-информ

ВЕРТОГРАДъ-Информ № 9–10, 2000

Документы

 

 

ПОСЛАНИЕ

 

Архиерейского Синода Российской Православной Автономной Церкви

Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей

 

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые Архипастыри — члены Архиерейского Собора, а также духовенство и чада Русской Православной Церкви Заграницей!

 

Архиерейский Собор Зарубежной Церкви открывается тогда, когда, с одной стороны, весь мир потрясается событиями одно ужасней другого — катастрофы, стихийные бедствия, войны... С другой же стороны — весь мир охвачен некоей лихорадкой объединения: это наблюдается не только в политической жизни мира, но и в религиозной. С одной стороны — бесконечные распри, с другой — спешат объединяться все со всеми: государства с государствами, церкви с церквами, религии с религиями...

Объединительная лихорадка, которой объят земной шар, являет себя под различной наружностью — то политической, то экономической, а то и церковно-экуменической, — но ее глубинная суть неизменно одна и та же... И при этом ревнители объединения мира определенные надежды возлагают и на архиереев РПЦЗ.

Но может ли поддаваться этому духу времени Церковь Православная, незыблемо назданная на основании апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Христу (Еф. 2, 20)?

Сказую вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите, имже и спасаетеся, — говорит св. Апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 15, 1–2). В другом послании, к Галатам, он говорит: Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). Сохранившим же святое благовестие обещано соутешитися... верою общею, вашею же и моею (Рим. 1, 12).

Откроем ли Деяния Святых Вселенских Соборов — увидим, что ни о чем так не старались святые устроители Церкви, как о сохранении, о поддержании в неизменности веры отцов. «Молим вас, да пребывает в неизменности вера отцов», «просим вас исследовать, какая завелась новизна против прежней веры», — так обращались к Святым Соборам ревнители Веры Православной. И, исследовав новизны, отринув нововведения и утвердив в незыблемости Догматы Православия, Святые Отцы восклицали: «Да, это вера отцов! Все так веруем!»

Откроем ли мы сочинения более близких к нам по времени Российских учителей веры — увидим все ту же первоочередную заботу о поддержании святоотеческого учения в неизменности.

«Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются... Там стало законом: вперед, вперед! — А относительно нашего учения свыше изречено: стойте... неподвижни пребывайте. — Если что остается нам, так только утверждаться и утверждать других», — призывал знаменитый Святитель Владимирской земли Феофан, Затворник Вышенский. «...Нам надобно просмотреть свое прошедшее, чтобы видеть, не возмущен ли там каким-нибудь образом предначертанный нам порядок учений...»[1].

В 1918 году был отнят удерживающий — и это имело роковые последствия не для одной России, но и для всего мира. Уже через два года после убиения Св. Мученика Царя Николая II — в 1920 году — Константинопольский патриархат в лице Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополита Брусского Дорофея издает энциклику, посягающую на самые основы Православия. Еретические сообщества, отлученные Православною Церковью от Своего общения, объявляются равноправными с Нею «церквами», и Православию задается цель скорейшего объединения со всеми отступниками.

В отличие от этого предательского документа, знаменовавшего собою начало повсеместного отступления «мирового православия», в том же 1920 году Св. Патриархом Тихоном совместно со Св. Синодом и Высшим Церковным Советом — то есть несомненно всей полнотой Центральной Церковной власти Российской Церкви — было принято важнейшее постановление — Указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года о самоопределении епархий в условиях возможных гонений. Другое название этого Указа — Указ о децентрализации — подчеркивает, что смысл постановления Российской Церковной Власти был противоположен смыслу энциклики Вселенского престола, призывавшей именно к централизации всех вероисповеданий.

Отныне широкий путь и все условия к объединению были созданы лишь для неверных — верных же Христу ждало насильственное разлучение: так были разлучены две части Церкви Российской: одна оказалась изгнанной с родной земли, другая неслыханными по лютости гонениями была загнана в катакомбы. Но Церковь Русская и в эти страшные годы не перестала составлять одно духовное целое.

В единомысленном исповедании веры отцов заключалась сила, позволившая обеим частям Российской Церкви выстоять и сохранить Свое единство во всех искушениях, особенно в наступивший тяжелейший период — в эпоху сергианского раскола.

«Раскол не старина, а новшество», — указывал Феофан Затворник. Это замечательное определение имеет универсальный характер и позволяет всегда точно установить истинного виновника раскола.

Предательской Декларацией 1927 года митр. Сергий (Страгородский) распахнул церковные врата обновленчеству. Оно заключалось в самой подмене смысла существования Церкви на земле — не как столпа и утверждения Истины и Власти вечной, но как орудия силы земной.

Обе части Российской Церкви — и в России, и в Зарубежье — были совершенно единомыслены в своем отношении к Декларации 1927 года. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Антонием прерывает общение с раскольником-митрополитом и его синодом. Так же поступает верный Российской Церкви епископат на родине. Суть сергианского раскола очень точно выражает Новомученик Епископ Виктор (Островидов), называя митр. Сергия еретиком-антицерковником. Верные чада Российской Церкви не посещают сергианские храмы, справедливо не делая разницы между сергианами и обновленцами. «Мы в обновление не пойдем!» — говорят православные. С Митрополитом Петром (Полянским), находящимся в заточении законным главою Российской Церкви, связь утеряна, и предательство его Заместителя вынуждает Церковь, как на Родине, так и заграницей, руководствоваться в Своем каноническом бытии Указом № 362 Св. Патриарха Тихона о самоопределении епархий. С кончиною Митрополита Петра (Полянского) Центральная или Верховная Власть Российской Церкви прекращает даже свое номинальное существование. Такой исход предусматривался Указом № 362, где содержались подробные рекомендации по церковному устроению, позволяющие избегать раскола и в этом случае. Но стараниями митр. Сергия водворяется лжевластие, а затем и лжепатриаршество (увы, распространенное явление в церковной истории в периоды господства ересей).

Отныне Церковь Русская совершает свой путь в условиях отсутствия Центральной (Верховной) Церковной Власти. Когда в 30-х годах в России закрываются последние православные храмы, Церковь Российская окончательно уходит в катакомбы, сохраняя молитвенное общение со Своею зарубежною половиною и поминая Ея Первоиерархов Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета. Следование духу и смыслу Указа № 362 Св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года надежно охраняло Православную Церковь от ложных объединительных стремлений.

Не так обстояло дело с сергианской церковью — она прочно врастала в то, что теперь принято называть «мировым официальным православием». Последнее тоже руководствовалось документом 1920 года, но документом противоположной направленности — экуменической энцикликой Местоблюстителя Вселенского Престола Дорофея. «Мировое православие» сделалось неотъемлемой частью экуменического движения и тянуло за собой на дно сергианскую церковь. В отворенные митр. Сергием врата уже совершенно беспрепятственно хлынули лжеучения, которыми враг человеческого спасения на протяжении всей его борьбы с Церковью — а особенно в XX в. — подменял учение Христово.

Сергианская церковь приняла все самые погибельные новшества XX века — и коммунизм, и экуменизм, чем ясно означила свою всецелую приверженность расколу, самому страшному из когда-либо терзавших Вселенскую Церковь.

Если митр. Сергием, как отмечали Святые Новомученики, было «искажено догматическое лицо Церкви», то при его преемниках приходится говорить уже не об искажении, но о полном опровержении Святых Догматов, прежде всего — самого Догмата о Церкви как единой и единственной. Следствием попрания Святых Догматов явились вопиющие нарушения Святых Канонов, например, безусловного — под угрозой извержения из сана и отлучения от Церкви — запрета совместных молитв с инославными.

Надо ли приводить примеры бесчинств экуменистов, тем более кощунственных, что совершались они именем Христовым? В 1983 г. Зарубежье имело возможность наблюдать по телевидению воздвижение языческого идола делегатами IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Ванкувере, среди которых были и представители Московской патриархии, а в России «Журнал Московской Патриархии» в своем отчете об этой экуменической Ассамблее не постеснялся упомянуть об этом богомерзком действии в самом положительном смысле.

После экуменической Ассамблеи в Ванкувере возглавлявшаяся Святителем Филаретом Русская Зарубежная Церковь на Соборе в Мансонвилле в 1983 году предала экуменизм анафеме.

 

С падением «железного занавеса» появилась, наконец, возможность соединения насильственно разлученных частей Российской Православной Церкви. Но оказалось, что за истекшие со времени кончины Святителя Филарета († 1985 г.) годы слишком многое в Зарубежной Церкви изменилось — и уже значительная часть Ее находится под угрозой подпасть под свою же анафему.

Сослужения клириков и даже епископов Зарубежной Церкви с клиром и епископатом экуменических лжеправославных церквей — прекратившиеся было после Мансонвильского собора 1983 г. — вновь превращаются в обыденное явление. Настоящим бичом Зарубежной Церкви становятся сослужения большинства Ее иерархов, не говоря о прочих клириках, с духовенством экуменической Сербской патриархии — несмотря на то, что эта патриархия едва ли не опережала советских сергиан в экуменическом рвении, а в отношениях со своими местными коммунистами была такой же покорной, как и ее советская «сестра». Эти сослужения не прекращаются даже сейчас, после недавнего письма Сербского патриарха своему московскому собрату, где он утверждает, что его патриархия более не имеет молитвенного общения с РПЦЗ.

С тяжелым недоумением восприняли мы и поспешное провозглашение экклезиологии Митрополита Филийского и Оропосского Киприана тождественной экклезиологии Зарубежной Церкви, совершенное Архиерейским Собором РПЦЗ в 1994 г. Мы не можем признать православным основное положение этой экклезиологии — будто в еретических сообществах, хотя бы только до их соборного осуждения, может гарантированно пребывать спасительная благодать таинств. Один из греческих митрополитов со своими последователями называет архиереев «мирового православия» «болеющими членами» одного и того же Тела Христова — Его истинной Церкви. Одна ветвь — здравая, другая же — болеющая. Мы понимаем, что экклезиологическое постановление Собора 1994 г. — закономерный шаг еще далее вниз после Рождественского послания 1986 г., распространенного от имени Митрополита Виталия, в котором смысл принятой в 1983 г. анафемы экуменизму, вопреки всякой логике, ограничивался «членами нашей (т. е. Зарубежной) церкви» — как будто анафема смотрит не на еретика, а на юрисдикцию! Но мы видели также и видим до сих пор, что в Зарубежной Церкви достаточно православных людей, понимающих всю опасность подобных постановлений, и что эти люди постараются исправить ошибку Архиерейского Собора 1994 г.

Но, конечно же, наиболее тяжело мы воспринимаем все более и более усиливающуюся в Зарубежной Церкви тенденцию к объединению с Московской патриархией. Примечательно, что сама принципиальная возможность переговоров с ней была санкционирована тем же Собором РПЦЗ 1994 г., который признал своей крипто-экуменическую экклезиологию Митрополита Киприана.

В то время, как в самой Московской патриархии озабочены единством с католиками (Баламандская уния 1993 г. — этот документ так и не был дезавуирован и, напротив, отдельные его положения широко проводятся в жизнь) и монофизитами (Шамбезийская уния 1993 г.; в рамках предначертанной здесь программы Московская патриархия ныне усиленно сближается с Армянской монофизитской церковью), некоторые иерархи Зарубежной Церкви настойчиво ищут сближения с Московской патриархией — не взирая даже на то, что патриархия все меньше и меньше считается с самим фактом существования Зарубежной Церкви, отнимая ее церковное имущество теперь уже не только в России, но и в Зарубежье. Это наносит огромный ущерб достоинству Зарубежной Церкви и Ее иерархии даже в глазах «внешних», — но еще прискорбнее, что это свидетельствует об отступлении части иерархов РПЦЗ от пути, завещанного Ее первоиерархами Митрополитами Антонием, Анастасием и Филаретом, то есть об отступлении их от Православия.

Если другая, здоровая часть РПЦЗ не найдет в себе силы сдержать устремления отступников, то окончательное перерождение РПЦЗ в лжецерковную организацию и последующее растворение Ее в экуменическом море великом и пространном (Пс. 103, 25) «мирового православия» станет вопросом ближайшего времени.

В России противостояние между Зарубежной Церковью и «мировым православием» в лице МП принимало особенно острые формы, и поэтому российские приходы РПЦЗ не имели возможности ждать по много лет, пока зарубежные архиереи восстановят церковную дисциплину и вновь утвердятся на пути Святителя Филарета. Этим и был вызван разрыв административных отношений между Российской Православной Церковью и Архиерейским Синодом РПЦЗ, совершившийся в 1995 г. К сожалению, наши действия тогда не встретили понимания со стороны Священноначалия РПЦЗ, которое, вопреки духу и букве Указа № 362 и вопреки очевидной собственной неспособности удержать вероотступнические устремления хотя бы в зарубежных епархиях, стало настаивать на своей правомочности осуществлять верховную церковную власть в России.

Прошедшие с тех пор пять лет показали, правы или нет были мы в своих опасениях.

Нашей позицией остается: верность догматам и святым канонам Православной Церкви и более всего — хранение Православной Веры в неприкосновенности от экуменической скверны «мирового православия» и его органической части — Московской патриархии. На этом пути оставил нам, своим наследникам, Русскую Зарубежную Церковь Ее приснопамятный Первоиерарх Святитель Филарет, и эта наша позиция сходна с той, которую занимают большинство старостильных греческих иерархов и их паства. К Московской патриархии у нас никаких «отдельных» претензий нет: она всего лишь часть всемирного и теперь уже экуменического сергианства, которое с тем же усердием, с которым когда-то митр. Сергий служил Сталину, служит теперь Новому Мировому Порядку и грядущему объединению всех и вся. Она ничем не хуже и не лучше какой-нибудь Сербской патриархии или Константинопольской. Со всеми этими экуменическими юрисдикциями Русская Зарубежная Церковь прекратила каноническое общение при Святителе Филарете.

Если вы, Ваши Преосвященства, досточтимые Архипастыри, клирики и миряне, изберете вернуться к вере отцов — святых отцов Вселенского Православия и отцов нашей Зарубежной Церкви, — то мы вновь окажемся вместе. Единство канонического общения между нами немедленно восстановится, как только восстановится единство веры.

Если же нет — если внутри Зарубежной Церкви не найдется силы, способной остановить Ее сползание в трясину «мирового православия», — то конец неизбежен: Московская патриархия засосет в себя Ее рассеянные по миру останки, и болотные воды экуменизма навсегда сомкнутся над Ее головой.

Да не будет сего!

Средство спасения одно на все времена: среди поколебавшихся, изменчивых стихий мира — слышать и исполнять изреченный свыше всегдашний глас истинной Матери-Церкви: Как вы уверовали — стойте в том и спасайтесь (1 Кор. 15, 1).

 

Председатель Архиерейского Синода РПЦ Арх. Валентин Суздальский

Феодор Епископ Борисовский и Санинский

Серафим Епископ Сухумский и Абхазский

Виктор Епископ Даугавпилсский и Латвийский

Антоний Епископ Яранский

Иларион Епископ Суходольский

Прот. А. Осетров Секретарь Архиерейского Синода



[1] О Православии с предостережениями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана. М., 1991. Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам.


ВЕРТОГРАДЪ-информ

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz