ВЕРТОГРАДЪ-информ

ВЕРТОГРАДъ-Информ № 9–10, 2000

Православный мiр

 

ОБЩИНЕ Истинно-ПравославнОЙ ЦерковИ грузии

НЕ УДАЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

(Вдъ-Информ, Кутаиси)

Община Истинно-Православной Церкви Грузии сталкивается с серьезными трудностями, пытаясь получить разрешение на строительство храма Св. Николая в Кутаиси на собственном участке. На официальное прошение главному архитектору города Рамазу Салдадзе община получила отказ (документ № 56 от 10 марта 2000 года), мотивированный тем, строительство храма на данном участке невозможно, поскольку он был приобретен для строительства жилого дома, а не культового здания. Кроме того, в документе указывалось, что «ход строительства грузинских православных церковных и культовых сооружений протекает по благословлению и под руководством грузинской патриархии, поэтому мы считаем необходимым согласие Кутаис-Гаенатской епархии».

После этого община обратилась к вице-мэру Кутаиси Онисиму Угрехелидзе, который курирует вопросы городского строительства. Он переслал ходатайство общины тому же главному архитектору, который выдал отказ, аналогичный первому.  В полученном общиной документе № 134 от 26 апреля 2000 года говорится, что «сам вопрос о выделении местоположении и строительстве православного храма может ставиться только с благословения правящего владыки Калистрата Кутаис-Гаенатской епархии [Грузинской Патриархии]».

В июле нынешнего года община направила новое прошение архитектору города. К прошению прилагались документы, наглядно демонстрирующие, что строительство на данном участке земли технически возможно, а само здание спроектировано таким образом, что будет органично вписано в окружающие его постройки и станет украшением района. Кроме того, к письму прилагалось заявление с просьбой об изменении функции земельного участка, что предусмотрено существующим законодательством и не представляет юридической сложности. В заявлении также указывалось, что в настоящее время в Грузии не существует законодательства, регулирующего взаимоотношения религиозных общин и организаций с государством, и что Грузинская патриархия с точки зрения действующей Конституции не имеет никаких преимущественных прав.

Архитектурный отдел ответил отказом и на этот запрос (документ № 238 от 19 июля 2000 года), отметив, в частности, что «строительство православного храма указанной вами в заявлении группой граждан предполагается в обход патриархии, и прихожане считают себя от нее [патриархии] независимыми».

Община попыталась обратиться к мэру города Рамазу Мхеидзе, но, как выяснилось, все запросы подобного рода пересылаются к вице-мэру, курирующему сферу строительства, а затем передаются все в тот же архитектурный отдел.

 

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РУМЫНИИ, ВОЗМОЖНО, УСТАНОВИТ ОБЩЕНИЕ С «МАТФЕЕВСКИМ» СИНОДОМ

Епископ Косма (Лостун), глава Истинно-православной церкви Румынии, не имеющей общения со старостильной Румынской церковью под омофором митрополита Власия, подписал 6/19 августа нынешнего года декларацию с просьбой о вступлении в общение с Истинно-Православной Церковью Греции, возглавляемой архиепископом Афинским Андреем и с Истинно-Православной Церковью Кипра, возглавляемой митрополитом Китийским Епифанием («Матфеевский» Синод).

В подписанной Владыкой Космой декларации, в частности, говорится: «Приняв совершенно ошибочное учение еретического митрополита Киприана, церковные лидеры, отступая от истинной веры и стези св. Гликерия, сегодня пришли к тому, чтобы заявить, что в новостильных церквах есть благодать и их Святые Таинства действительны». В документе открыто осуждается экуменизм и модернизм, декларируется отсутствие благодати в новостильных церквах. «Мы отвергаем литургическое общение с новостильниками и теми, кто признает наличие благодати в “официальных” православных церквах, считая их еретиками находящимися под анафемой», — говорится в документе.

 Епископ Косма являлся духовным чадом св. Гликерия. Он был рукоположен в епископы Владыкой Гликерием  и епископом Сильвестром 1/14 ноября 1977 года. Владыка Косма и возглавляемые им приходы отделились от старостильной Румынской Церкви в 1992 году из-за несогласия с екклисиологией митрополита Киприана Оропосского и Филийского, с которым эта Церковь находится в общении.

 

Иеросхимонах Акакий, единственный священник

Истинно-Православной Церкви Сербии, посетил Россию

(Вдъ-Информ, Санкт-Петербург)

В конце августа в Санкт-Петербург приехал из Сербии иеросхимонах Акакий, который в настоящее время является единственным священником Истинно-Православной Церкви Сербии.

В воскресенье, 27 августа, о. Акакий посетил домовую часовню во имя иконы Богоматери «В скорбех и печалех Утешение», где в настоящее время совершаются основные богослужения двух петербургских общин Российской Православной (Автономной) Церкви. Придя в часовню в конце Божественной Литургии, о. Акакий после окончания ее разделил трапезу и имел беседу с иеромонахом Григорием (Лурье), иеродиаконом Феофаном (Арескиным) и членами обеих петербургских общин РПАЦ.

Отец Акакий рассказал о жизни истинно-православных Сербии, которые испытывают значительный материальные трудности. В частности, очень тяжело в Сербии достать богослужебные книги, что создает большие трудности для сербских истинно-православных, которые стремятся совершать богослужения по уставу, совершают их также при необходимости и в отсутствие священника, иноческим чином. В силу этого, основной целью визита о. Акакия в Россию была покупка необходимых книг — Октоиха, комплекта Миней, Триоди и др.

В настоящее время идет подготовка нескольких кандидатов в священники среди сербских истинно-православных, но по словам о. Акакия, это нелегко, так как люди не имеют необходимых знаний, и их приходится долго учить. На сегодняшний день в сербской ИПЦ около 70 человек верных.

Гонений от официальной Сербской церкви и от властей истинно-православные Сербии пока не испытывают, — как объяснил о. Акакий, вероятно, потому, что о них мало кто знает, а народ в Сербии в основной массе ничего не понимает в православии и ходит в храмы Сербской патриархии большей частью совершенно бездумно, просто потому, что там красиво и с виду православно. Все архиереи Сербской патриархии — открытые экуменисты; что же касается вопроса об «ученичестве» многих епископов официальной Сербской церкви у о. Иустина Поповича, известного своим антиэкуменизмом, то достоверно об этом мало что известно. Возможно, что эти епископы просто после смерти о. Иустина стали называть себя его учениками, а в действительности этого не было.

Отец Акакий, находящийся под омофором ИПЦ Греции, возглавляемой Архиепископом Хризостомом, выразил скорбь по поводу непрекращающихся разделений среди греческих истинно-православных и сказал, что всегда молится о соединении всех исповедующих неповрежденное Православие во всем мире. Однако, относительно возможного в ближайшем будущем соединения «хризостомовцев» и «матфеевцев» он настроен, скорее, пессимистически и считает, что разделения между старостильниками будут, вероятно, продолжаться и дальше.

Отец Акакий оставил в дар российским истинно-православным несколько икон и книжек о свт. Филарете («Анђео Филаделфиjске Цркве»[1]).

пробыв в Петербурге несколько дней, о. Акакий отбыл в Москву, а оттуда — в Сербию.

 

МП изгнала из храма общину российской православной церкви

(Вдъ-Информ, Серпухов)

3 сентября в деревне Жерновка Серпуховского района Московской обл. представители МП захватили разрушенный храм во имя Преображения Господня, в котором уже в течении четырех месяцев периодически совершал молебны клирик Российской Православной (Автономной) Церкви иеромонах Николай (Пашков).

Акция захвата была проведена в 9 часов утра. Накануне представители МП забили дверные и оконные проемы, сделали дощатую дверь и навесили замок. «Благочинный» МП по г. Серпухову о. Владимир Андреев заявил иеромонаху Николаю и прихожанам, что храм принадлежит «Русской Православной Церкви», как по праву преемства, так и по документам, показать которые благочинный отказался. Из официальных источников доподлинно известно, что захваченный патриархией храм не принадлежит ни одной из религиозных организаций.

Когда прихожане попытались войти в здание церкви и провести туда о. Николая, им физически воспрепятствовали несколько мужчин, прибывших к храму на автомашинах. Это было сделано по указанию «благочинного», по-видимому, в надежде спровоцировать инцидент.

«Благочинный» о. Владимир Андреев попытался затем очернить имя Высокопреосвященнейшего Архиепископа Валентина — предстоятеля Российской Православной (Автономной) Церкви — клеветническими выражениями оскорбительного характера, а также опорочить в глазах прихожан личность о. Николая. Андреев зачитал «документы» — по существу, лживые доносы, — с помощью которых в свое время архимандрит Иосиф, настоятель монастыря, пытался убрать неугодного ему иеромонаха — о. Николая. В числе прочего был зачитан указ о запрещении иеромонаха Николая в служении, подписанный митрополитом Ювеналием. Подобный «сопроводительный лист» посылается вдогонку каждому священнику, покидающему МП. Кроме того, «благочинный» зачитал текст священнической присяги, которой иеромонах Николай, якобы, изменил. Однако, прихожане о. Николая ответили, что ни указ о запрещении, ни обвинение в «измене» присяге к их пастырю отношения не имеют; напротив — именно следуя присяге и сохраняя верность священническому долгу, о. Николай и покинул МП, как раскольническую и еретическую организацию.

Среди бумаг, которые демонстрировал и зачитывал Андреев, оказалась и копия регистрационного Свидетельства общины во имя Новосвященномученика Арсения Серпуховского (Жадановского), в которой настоятельствует о. Николай. В свидетельстве указан юридический адрес общины, по которому, как считает тов. Андреев, только и разрешается служить о. Николаю.

Были предъявлены и еще три «аргумента». Первое — что о. Николай не имеет специального образования, а значит, и необходимых знаний. Прихожане выразили недоумение, как же он тогда служил до перехода в РПАЦ несколько лет в МП? Второе — что Новосвященномученик Арсений Серпуховский «в святцах», как выразился тов. Андреев, не числится, и что в МП рассматривается вопрос «о его обновленчестве». Третий аргумент был выражен в форме совета «убираться по-хорошему».

 

КОРОТКО...

 

На праздник Воздвижения Креста Господня в Москве, в храме Царя Мученика Николая и Всех Новомучеников и Исповедников Российских, состоялась архиерейская служба. Накануне 13/26 сентября Архиепископ Суздальский и Владимирский Валентин совершил в этом храме Всенощное бдение, а в день самого праздника — Божественную Литургию. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Михаил Ардов и иерей Михаил Макеев.

В своей проповеди Владыка пожелал всем чадам Российской Православной Церкви, участвовавшим в богослужении, жизни по канонам и святоотеческим установлениям. Владыка так же возвел в протоиерейский сан свящ. Михаила Макеева, а дьякон Алексей Соколов был награжден двойным орарем.

Прот. Михаил Ардов в честь памятного события посещения храма епархиальным архиереем произнес благодарственную речь и поднес архиепископу Валентину в подарок многотомное издание «Истории Русской Церкви» митр. Макария.

 

* * *

1/14 сентября, день третьей годовщины со дня мученической кончины первого настоятеля санкт-петербургской общины Св. преподобномученицы Вел. Княгини Елисаветы протоиерея Александра Жаркова († 1997), был торжественно отмечен петербургскими истинно-православными. Накануне вечером, 13 сентября, состоялось всенощное бдение в приходе Св. Елисаветы, а в сам день кончины священномученика Александра члены обеих петербургских общин Российской Православной (Автономной) Церкви собрались на Божественную Литургию в часовню во имя иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». после Литургии все желающие поехали в Гатчину, на могилу о. Александра, где иеромонах Григорий (Лурье) совершил панихиду, а после нее все спели тропарь, кондак и величание новосвященномученику. Затем всем присутствовавшим была предложена поминальная трапеза.



[1] См. рецензию в Вдъ-Информ № 6 (63), 2000, с. 30–32.


ВЕРТОГРАДЪ-информ

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz