ВЕРТОГРАДъ-Информ
 

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ УСТАВА МП

(Вдъ-Информ, Москва)

Спустя три месяца после окончания Архиерейского собора МП Отдел внешних церковных связей МП опубликовал новую редакцию ее Устава, согласно которому отныне «юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Таким образом, подчеркивается, что среди лиц православного исповедания только жители стран «дальнего зарубежья» могут входить в МП добровольно, православные же граждане стран СНГ и Балтии автоматически должны пребывать под юрисдикцией МП.

Новым в Уставе является введение института церковного суда, не существовавшего в МП с самого момента ее образования в 1943 г. Отныне в МП будут действовать суды трех инстанций: епархиальный, общецерковный и суд Архиерейского собора. При этом «должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность». Такое положение, как считают некоторые юристы, отчасти противоречит российскому законодательству.

В связи с появлением «сферы производственной и предпринимательской деятельности церкви, ее учреждений и созданных ими предприятий», в новой редакции Устава утверждается, что «все имущество, используемое религиозными организациями Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви» в целом.

По мнению экспертов, новая редакция Устава МП ведет к значительному усилению централизации церковной власти, в частности, власти архиереев. По новому Уставу, Поместный собор — высший орган церковной власти — лишен судебных функций, а периодичность его созыва даже не предусматривается; фактически все решения на Поместном соборе, который предполагает участие архиереев, клириков и мирян, принимают архиереи: «Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора... Все архиереи — члены Собора — составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения». К исключительной прерогативе Поместного собора относится лишь избрание патриарха.

По Уставу, «высшим органом иерархического управления» церковью является Архиерейский собор, созываемый раз в четыре года (в то время как старая редакция Устава предполагала его созыв не реже одного раза в два года). В компетенцию Архиерейского собора теперь будет входить ряд функций, ранее принадлежавших Поместному собору.

 

ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ МП И МИНИСТЕРСТВОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РФ

(Вдъ-Информ, Москва)

27 октября патриарх Алексий II и министр РФ по налогам и сборам Г. Букаев подписали соглашение «Об основных направлениях сотрудничества между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Министерством РФ по налогам и сборам (МНС)».

В соответствии с соглашением, будет осуществляться сотрудничество в подготовке и проведении семинаров и консультаций по самым важным вопросам налогообложения религиозных организаций, в разработке и выполнении программ в социальной сфере, в координации и совместном проведении различных мероприятий, в сборе и анализе информации по проблемам налогообложения религиозных организаций, в обобщении результатов совместной деятельности МП и МНС России, в подготовке рекомендаций и методических материалов по распространению положительного опыта работы.

МНС выразило готовность оказывать МП методологическую помощь, «чтобы священнослужители не путались в налоговом законодательстве», организовывать семинары для церковных работников, в частности бухгалтеров, которые, по словам Алексия II, нуждаются «в четкой, исходящей из первоисточника информации по удержанию налогов». Г. Букаев считает, что «верующие россияне должны подать добрый пример порядочных налогоплательщиков».

После консультаций представителей МП и МНС принято решение изъять из анкет МНС и социальной карты штрих-коды, смущавшие многих православных. МП, со своей стороны, готова оказывать помощь МНС в «духовно-нравственных вопросах».

 Алексий II преподнес Министерству по налогам и сборам икону св. апостола и евангелиста Матфея, бывшего мытарем — сборщиком податей, но призванного Спасителем на служение благовестника. «У нас установились добрые взаимоотношения с Министерством по налогам и сборам», — подчеркнул патриарх.

 

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ НАГРАДИЛ ИЗВЕСТНОГО ОБНОВЛЕНЦА САНОМ ПРОТОИЕРЕЯ «ЗА УСЕРДНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ»

(Вдъ-Информ, Москва)

Известный экуменист и обновленец, священник Московской патриархии Александр Борисов был награжден саном протоиерея «за труды по возрождению приходской жизни в храме», который был передан МП девять лет назад, а также «за усердное служение Церкви». Награждение осуществил патриарх Алекcий II на службе в московском храме святых Космы и Дамиана в Шубине 14 ноября. В торжественной службе приняли участие епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) и множество священников. На память о богослужении глава МП передал протоиерею Александру Борисову и его общине частицу «мощей» популярной в патриархийных кругах «блаженной Матроны Московской».

Ранее, в 1997 г., уже после выхода его печально известной книги «Побелевшие нивы», содержащей обновленческие идеи и хулу на Божию Матерь, о. Александр Борисов был награжден медалью и наперсным крестом.

 

МИТРОПОЛИТ НИЖЕГОРОДСКИЙ И АРЗАМАССКИЙ НИКОЛАЙ СЧИТАЕТ ОСКОРБИТЕЛЬНЫМ ПОСТУПОК МОСКОВСКИХ МОНАХОВ, СОВЕРШИВШИХ ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ АРХИМАНДРИТА ГЕОРГИЯ (ЛАВРОВА)

(Новость дня Благовест-Инфо — Вдъ-Информ, Москва)

«Я не нахожу объяснений этому поступку», — так прокомментировал в интервью «Благовест-инфо» факт перенесения мощей архимандрита Георгия (Лаврова) из Нижнего Новгорода в Москву митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Мощи архимандрита Георгия (Лаврова), канонизированного на Юбилейном соборе Московской патриархии в августе нынешнего года, были вскрыты и вывезены в Москву из Нижнего Новгорода, где был погребен святой, насельниками Свято-Данилова монастыря в ночь с 10 на 11 октября.

По словам митрополита Николая, его «никто не ставил в известность» о решении перенести мощи; правящий архиерей узнал о происшедшем «постфактум», из сообщений нижегородских СМИ. Возмутительным, по мнению митрополита Николая, является то, что вскрытие могилы архимандрита Георгия производилось ночью. Объяснение, согласно которому это было сделано «из боязни провокаций со стороны сатанистов», митрополит Николай считает неубедительным, так как «Нижний Новгород — большой город, и можно было организовать такую охрану, что не проскользнула бы ни одна мышь».

Самым печальным в этой истории, по мнению митрополита, явилось то, что московские монахи своим поступком проявили неуважение к нижегородским верующим, особенно к тем, кто почитал о. Георгия и ухаживал за его могилой. Их никто не поставил в известность о вскрытии захоронения, оскорбив тем самым их чувства, отметил митрополит.

Заведующий офисом Свято-Данилова монастыря Александр Блохин объяснил факт вскрытия мощей архимандрита Георгия ночью двумя причинами: «занятостью экспертов», проводивших работы, и «опасением провокаций». 20 октября в интервью «Благовест-инфо» Александр Блохин сообщил, что на проведение работ на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде «было получено благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)».

 

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: «НЕЛЬЗЯ ДЕЛИТЬ КУЛЬТУРУ НА СВЕТСКУЮ И ДУХОВНУЮ»

(Вдъ-Информ, Москва)

26 октября Алексий II приняли участие в церемонии открытия выставки «Россия. Православие. Культура». Выставка открылась в Государственном историческом музее и продлится до февраля 2001 года.

 На выставке можно увидеть более 700 ценнейших экспонатов X—XX веков из фондов Государственного исторического музея и музеев других древних российских городов, в частности, древние списки с чудотворных икон Богородицы (Казанской, Владимирской, Тихвинской), археологические памятники, документы, рукописные книги, монеты, шитье, церковные облачения и утварь, а также личные вещи и автографы видных деятелей Русской Церкви, в том числе св. Патриарха Тихона. Представлены также фрагменты фресок из Чудова и Калязинского монастырей, уничтоженных в 1920—30-е годы.

 «Сотрудники музеев в течение десятилетий атеистической власти и богоборческого разорения Церкви сохраняли и берегли наше общее достояние, сокровище русской духовной культуры», — сказал патриарх в своей речи на открытии выставки. Он подчеркнул, что происходящее ныне в России «духовное возрождение» «созидается общими усилиями церкви, науки и культуры», разрушая те барьеры между духовной и светской культурой, которые пытались возвести в годы безбожия. «Нельзя делить культуру на светскую и духовную», — заключил Алексий II.

 

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) ВЕСЬМА ЛИБЕРАЛЬНО ВЫСКАЗАЛСЯ ПО ВОПРОСАМ БИОЭТИКИ

(Вдъ-Информ, Москва)

 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил 31 октября на медико-педагогической конференции «Священный дар жизни» с докладом, в котором коснулся взглядов МП на проблемы биоэтики и медицины, изложенных в «Основах социальной концепции РПЦ», принятых на Юбилейном архиерейском соборе. Докладчик заявил, что «нормы канонического права, прописанные в социальной доктрине Русской православной церкви, следует применять с пастырскими любовью и снисхождением».

Митрополит подверг критике феминизм и породившую его либеральную философию, призвав оценивать ее «с точки зрения апостола Павла».

«одним из перспективнейших направлений нашей социальной работы» митрополит считает взаимодействие церкви и системы здравоохранения, причем главное внимание, по его мнению, при этом следует уделять психиатрии. «Дух Святой в Церкви исцеляет от духовных и телесных болезней», — заметил докладчик и заявил, что «в каждом психиатрическом учреждении мы должны присутствовать. Каждый священник может совершать чин изгнания духов».

Коснувшись вопроса о генной инженерии, митрополит назвал приемлемой ее лишь тогда, когда она ведет к исцелению человека, но «если генная инженерия используется для “усовершенствования” человеческого рода, то это преступление и грех».

Митрополит Кирилл высказался и о контрацепции: «Люди, слабые в вере, под руководством опытного духовника могут использовать противозачаточные средства неабортивного действия». «Более совершенным в вере» докладчик посоветовал использовать «естественные методы планирования семьи», в частности, календарный метод, а также признал возможным внетелесное оплодотворение («зачатие в пробирке») — при условии, если используются половые клетки мужа. Такую позицию митрополита участники конференции сочли весьма либеральной.

Митрополит Кирилл заключил свой доклад призывом активнее сотрудничать с представителями разных христианских конфессий и других религий в деле общей борьбы в защиту жизни.

 

МИТРОПОЛИТ ХРИЗОСТОМ (МАРТИШКИН) СКЕПТИЧЕСКИ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В МП

(Русская мысль — Вдъ-Информ, Москва)

в интервью газете «Русская мысль» митрополит Виленсий и Литовский Хризостом (Мартишкин) высказал свое мнение о духовном состоянии епископов и вообще всех верующих МП. Он заявил, что среди епископата МП в настоящее время благочестивых людей мало. Архиереи нового постава, хиротонисанные в 90-х годах, «разжигают жуткий фанатизм»; «некоторые епископы свою гомосексуальную немощь вносят в алтарь и ведут себя недостойно у престола». «Весь наш народ, как верующие, так и неверующие, очень низко стоят в духовно-нравственном плане. Церковь в одиночку сейчас с этим справиться не может. Одна из главных причин такого положения — рукоположение под давлением КГБ недостойных священнослужителей», — сказал митрополит.

Однако, при этом он считает, что в МП есть и положительные сдвиги: «Я не так давно высказался против одного кандидата в архиереи, считая, что он недостоин подобного избрания. Мои собратия учли высказанные аргументы, и его кандидатура не прошла… Это, думаю, хороший признак, свидетельствующий о том, что избрание архиереев вышло в России из-под контроля КГБ и государства и стало, наконец, прерогативой одного Синода».

Что касается духовного образования, то его состояние оставляет желать много лучшего. Студенты-заочники духовных учебных заведений практически ничего не знают и не имеют дара «интуитивного восприятия религии». преподаватели из Свято-Тихоновского богословского института, которые приезжают в Вильнюс, по словам митрополита Хризостома, «самовлюбленны и самодовольны». Митрополит заявил, что вопросы богослужебного языка и календарного стиля, которые «не имеют догматического значения», часто становятся камнем преткновения, в результате чего «мы превратились в фарисеев, худших, чем те, что были при жизни Христа».

Коснувшись отношений церкви и государства, митрополит Хризостом выразил мнение, что со стороны государства необходима помощь церкви в борьбе с распространением безнравственности.

Тех, кто резко критикует экуменическую деятельность и отрицательно относится к инославным, митрополит назвал «псевдоревнителями православия».

 

 будет ли приватизировано церковное имущество?

(Вдъ-Информ, Москва)

митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), выступая на научно-практическом совещании «Церковно-государственные отношения на рубеже ХХ—ХХI веков» в конце ноября в Москве, заявил, что «хотя в настоящее время юридический статус Церкви восстановлен», довольно большая часть церковного имущества «по-прежнему остается собственностью государства», и в соответствии с действующими законами, «в состав объектов приватизации не входят культовые здания, строения с прилегающими к ним территориями и иное недвижимое имущество религиозного назначения».

митрополит также заметил, что «не все объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) могут быть переданы», будучи «исключительно федеральной собственностью», и «многие особо ценные объекты, являющиеся также церковными святынями, включены в государственную часть музейного фонда, что препятствует их возвращению прежнему собственнику, то есть Русской православной церкви».

Анализируя действующий с 1917 г. метод передачи имущества церкви «на правах бессрочного пользования», митрополит Мефодий с сожалением заметил, что при этом «сделки в отношении этого имущества санкционируются его собственником — государством», а «пользователь лишен возможности свободно распоряжаться переданным ему имуществом», к тому же государство может изъять переданное церкви имущество. Митрополит также недоволен тем, что «закон устанавливает строго целевой характер пользования, что предполагает употребление соответствующего имущества лишь по тому назначению, которое указано в договоре безвозмездного пользования».

Между тем, выступивший на совещании заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А. Себенцов отметил, что «безвозмездная передача церкви государственного и муниципального имущества не является приватизацией»; религиозные организации вправе получать имущество в пользование «на безвозмездной основе от государства», тогда как приватизация является «возмездной передачей государственного и муниципального имущества в собственность», а такая форма передачи имущества церкви Законом о свободе совести запрещена.

Обращаясь к представителям МП, присутствовавшим на совещании, А. Себенцов сказал: «Когда вы говорите, что нужно принять закон о приватизации государственного имущества церковью, вы как раз даете возможность купить его тем, кому не следует».

Относительно передачи имущества «нерелигиозного назначения», которое необходимо религиозным организациям для их деятельности (например, благотворительной), А. Себенцов уточнил, что эта возможность также находится «за рамками приватизации».

заместитель начальника Главного управления внутренней политики президента РФ С. Абрамов отметил, что встреча показала, что «мы умеем разговаривать на острые темы», и поэтому принесла пользу. Он сообщил, что после обращения Архиерейского собора МП к президенту В. Путину с просьбой о реституции церковной собственности, Правительство РФ по поручению президента создало специальную согласительную комиссию, в состав которой входят представители Министерства культуры, Московской патриархии и других ведомств. Комиссия будет осуществлять работу по «совершенствованию законодательной базы» для передачи церкви государственного и муниципального имущества. С. Абрамов призвал представителей комиссии «отнестись внимательно к каждому предмету, который можно вернуть», и выработать для этого «внятную законодательную базу».

Он также заметил, что письмо Архиерейского собора МП с просьбой о реституции церковной собственности показалось президенту и Правительству «излишне категоричным» и было сформулировано «не совсем корректно». Но во время последовавшей за получением письма «долгой беседы с митрополитом Кириллом», председатель ОВЦС МП «словами объяснил, что никто не собирается спешить». С. Абрамов выразил сожаление, «что кто-то поспешил это изложить в жесткой форме на коротком бумажном расстоянии».

Выступивший на совещании директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Г. Попов призвал представителей МП к ответственности за сохранность памятников культуры, передаваемых церкви; при этом он рассказал случаи, когда переданные МП памятники культуры были потеряны навсегда: «Мы лишились монументальной живописи Рублева. Ни Успенский собор в Москве, ни Успенский собор во Владимире не выдерживают такой богослужебной нагрузки».

Президент Российского гуманитарного научного фонда, академик В. Янин заявил, что сейчас нет закона об охране памятников, и что именно церковь «препятствует» его принятию. Академик выразил недоумение относительно слов патриарха Алексия II, что «содержание иконы в музее равносильно содержанию ее в конюшне». По убеждению В. Янина, «сейчас передать иконы из музеев в иной режим хранения, это значит обречь их на уничтожение».

Заместитель министра культуры РФ А. Тупикин сказал, что «Министерство культуры не богаче церкви», и урон, нанесенный музеям через передачу церкви памятников культуры и помещений, соразмерен тому урону, который когда-то был нанесен церкви. По мнению А. Тупикина, нужно принять закон об адекватном возмещении учреждениям культуры утрачиваемых ими помещений. 

Коротко…

 20 октября в возрасте 49 лет от инфаркта скончался епископ Новосибирский и Бердский Сергий. 23 октября в Новосибирске состоялись похороны.

«Благовест-инфо» в связи с этим сообщает: «что владыка был добрым человеком, говорили все, даже его недоброжелатели, которых, к сожалению, у владыки было немало. В свое время они устроили епископу Сергию настоящую травлю в псевдоправославных газетах, обвиняя в ереси экуменизма. Травля началась после того, как владыка Сергий, в соответствии с принятым этикетом, поздравил новосибирских католиков с освящением нового костела. …Владыка Сергий был открыт для диалога с инославными. Но, при этом он всегда оставался верным чадом Православной церкви. Он открыто выступал против чрезмерной активности католической церкви на канонической территории Русской православной церкви, в частности, в Сибири. Но в то же время это не мешало ему вести диалог с местными католиками по различным проблемам церковной и внецерковной деятельности. Правильность его позиции подтвердил прошедший нынешним летом Архиерейский собор Русской православной церкви».

* * *

Московская городская дума присвоила патриарху Алексию II звание почетного гражданина Москвы за то, что по его благословению и при личном участии в Москве восстановлены и построены заново сотни храмов и часовен и восстановлен главный собор города — храм Христа Спасителя. Вскоре после этого, за заслуги Алексия II в «возрождении духовности» в России и его «миротворческое служение», организаторы премии «Российский Национальный Олимп» 2000 года, учредителями которой являются  Правительство РФ, Российский комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия Рождества Христова, Российская академия наук и Фонд «Третье тысячелетие», присвоили патриарху титул «Человек-эпоха». Патриарх может похвалиться многими российскими наградами, в частности, орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством», Святого апостола Андрея Первозванного, золотой медалью «За мир и гуманизм», званием почетного гражданина России.

* * *

По сообщению заместителя председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А. Себенцова, за последние 10 лет в пользование МП было передано более 3000 зданий и сооружений, в том числе 120 монастырских комплексов. Среди переданных объектов 400 памятников федерального значения, 700 памятников местного значения и около 15000 предметов движимого имущества. По словам А. Себенцова, это показывает совершенную несправедливость заявления представителей МП в обращении Архиерейского собора к президенту, что «передача имущества церкви еще не начиналась».

ВЕРТОГРАДъ-Информ

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz