ВЕРТОГРАДъ-Информ |
(Вдъ-Информ, Нью-Йорк)
VIII Архиерейское Совещание
Российских Преосвященных РПЦЗ состоялось в Синодальном доме в Нью-Йорке сразу
по окончании Архиерейского Собора РПЦЗ, 28–29 октября. В работе Совещания приняли участие Преосвященные:
Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь, Епископ Черноморский и Кубанский
Вениамин, Епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, Епископ Симферопольский и
Крымский Агафангел и Епископ Торонтский Михаил, представитель Архиерейского
Синода РПЦЗ в России.
По инициативе российских
Архиереев, отметивших, что заседания Архиерейского Совещания проходят в
последнее время нерегулярно, было решено назначить дату следующего Совещания —
оно состоится в среду Троицкой недели, 6 июня 2001 года в г. Подольске
(Московской обл.), где размещается подворье представителя Архиерейского Синода
РПЦЗ в России.
Епископ Торонтский Михаил
сделал доклад о жизни окормляемых им Московской, Санкт-Петербургской и
Суздальской епархий, которые фактически объединились в одну Северо-Русскую
епархию РПЦЗ. Заслушав доклад Епископа Михаила, Архиерейское Совещание
постановило поддержать образование представительства Архиерейского Синода РПЦЗ
в России с подворьями в городах Подольске и Санкт-Петербурге. В городе на Неве
для организации представительства приобретена специальная квартира, а клирик
Московской епархии иеродиакон Митрофан (Дмитриев) подарил Архиерейскому Синоду
свою московскую квартиру. Участники Совещания высказали пожелание образовать
еще одно подворье синодального представительства в городе Киеве. Архиерейское
Совещание приняло к сведению сообщение Владыки Михаила о том, что в Подольске
он образовал особую канцелярию для осуществления постоянной связи российских
епархий и приходов РПЦЗ с Архиерейским Синодом. Постоянным сотрудником
канцелярии назначен диакон Алексий Лашкеев.
По предложению Епископа
Михаила, Архиерейское Совещание осудило «самочиние» и «порочащую нашу Церковь
писательскую и общественную деятельность» священника Стефана Красовицкого,
главы Миссии РПЦЗ, упраздненной Архиерейским Собором. Совещание постановило
напомнить о. Стефану о необходимости пастырской заботы о своем приходе в г. Пушкино
(Московской обл.). Российские Архиереи признали необходимым, чтобы протоиерей
Константин Федоров осуществлял всю свою церковную деятельность в России лишь в
рамках российского представительства Архиерейского Синода.
На IX Архиерейское Совещание
решено пригласить епископа Александра, рукоположенного в 1995 году в Российской
Православной Автономной Церкви, возглавляемой Архиепископом Валентином
(Русанцовым), но впоследствии от нее отделившегося и обратившего в минувшем
году в Архиерейский Синод РПЦЗ с просьбой о присоединении к Зарубежной Церкви.
Открывая второе заседание
Архиерейского Совещания, Епископ Михаил зачитал письмо группы петербургских
священников о Православном информационном бюллетене «Вертоградъ-Информ».
Заслушав письмо, Совещание приняло резолюции о нашем бюллетене, которая не
предназначена для публикации и содержание которой редакции неизвестно.
После доклада Епископа
Черноморского и Кубанского Вениамина Архиерейское Совещание постановило вызвать
на следующее Совещание иеромонаха Иосифа (Философова) и сделало ему строгое
предупреждение о том, что в случае неявки к о. Иосифу «будут применены
соответствующие канонические меры». Также на следующее Архиерейское Совещание
решено пригласить группу катакомбных священнослужителей, в том числе епископа
Варлаама, обратившегося в Архиерейский Синод с просьбой о приеме в лоно РПЦЗ.
Архиепископу Одесскому и Тамбовскому Лазарю поручено подготовить к следующему
заседанию подробных доклад о Катакомбной Церкви.
Архиепископ Лазарь сообщил
участникам Совещания об организованной Московской патриархией травле его
клирика в г. Мичуринске (Тамбовской обл.) священника Димитрия Дубовицкого.
Архиерейское Совещание постановило опубликовать сведения о гонениях на о.
Димитрия в средствах информации РПЦЗ и направить благочинного протоиерея
Валерия Кравца в Мичуринск, чтобы он попытался на месте разобраться в ситуации
и защитить о. Димитрия.
Российские Преосвященный
РПЦЗ также постановили упорядочить приходскую документацию и ввести в
обязательное употребление Метрические книги; ввести в текст Иерейской присяги
слова: «Обязуюсь не состоять в обществах, членство в которых предполагает
любое, даже малейшее духовное подчинение». Архиерейское Совещание поручило
Епископу Торонтскому Михаилу составить проект о приходах-побратимах, а каждому
Преосвященному — представить Епископу Михаилу сведения о российских приходах до
1 января 2001 года. Епископу Ишимскому и Сибирскому Евтихию поручено
разработать Положение о Братствах, а Епископу Симферопольскому и Крымскому
Агафангелу — представить на следующее заседание 25 экземпляров бланков
Архиерейского Совещания, форма которых была утверждена на нынешнем заседании.
Всем российским Преосвященныем поручено представить к следующему Совещанию
копии опросных листов подведомственных им клириков для Синодального архива.
(Благовест-инфо —
Вдъ-Информ, Москва)
Премьера первого фильма,
подготовленного с участием духовенства и мирян РПЦЗ и МП, «Брат Иосиф приходит
в Россию» состоялась 31 октября — в день 3-й годовщины мученической кончины
Иосифа Муньоса Кортеса, хранителя Иверской Мироточивой иконы Божией Матери — в
московском Русском духовном театре «Глас».
После премьерного просмотра
режиссер фильма Александр Александров рассказал о том, как шла работа над
кинолентой. Сорежиссером фильма он назвал протоиерея Виктора Потапова,
настоятеля собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне. Отец Виктор предоставил
весь имеющийся у него киноматериал о брате Иосифе. Идею сотрудничества МП и
РПЦЗ в создании фильма выдвинул писатель Виктор Тростников, профессор
Российского православного университета, ставший впоследствии автором сценария.
Эта идея, в частности, воплотилась в том, что протоиерей Виктор Потапов вместе
с священником МП Артемием Владимировым, давно почитающим Мироточивую икону,
стали героями документальной ленты.
Авторы фильма пытаются
провести некую «особую связь» между братом Иосифом и одним из крупнейших
монастырей МП — Оптиной пустынью. Еще при жизни Иосифа Муньоса фотокопии с
Мироточивой Иверской иконы, к которым была приложена пропитанная миром вата, по
просьбе оптинских монахов, присылались в обитель. В фильме сообщается, что
Иосиф незадолго до смерти принял на Афоне тайный монашеский постриг под именем
Амвросий — в честь глубоко почитаемого им преподобного Амвросия Оптинского. В
киноленте проводится параллель между гибелью трех оптинских монахов МП, убитых
на Пасху 1993 г., и убийством брата Иосифа.
Об особой любви брата Иосифа
к России на премьере рассказала Ирина Голицина-Наварр, племянницы хозяйки «Дома
иконы» в Монреале. По ее воспоминаниям, Иосиф сам называл себя русским, особо
почитал Новомучеников Российских и Царственных Мучеников, мечтал посетить
Россию с Мироточивой Иверской иконой. «Брат Иосиф много помогал церкви Иверской
Божией Матери, которая расположена рядом с театром “Глас”, на Большой Ордынке,
и хотел написать икону для этого храма, но не успел», — сообщила Ирина.
В РПЦЗ уже началось
почитание убиенного как святого. Об этом свидетельствует факт написания иконы с
образом брата Иосифа одним из насельников Свято-Троицкого монастыря в
Джорданвилле и то, что уже многие люди обращаются к нему с молитвами.
Завершая вечер по случаю
премьеры фильма, духовник театра «Глас», бывший священник РПЦЗ Александр Егоров
заметил: «Сегодня мы прикоснулись к святости не книжной, а живой. Церковь одна,
единая — церковь святых, и принадлежность к этой церкви не определяется принадлежностью
к юрисдикции, а определяется личным духовным трудом человека и особым
избранничеством Господа». Отец Александр считает, что сейчас «единая Русская
церковь разделена на три части — РПЦЗ, РПЦ МП и Катакомбную Церковь». Каждая из
них, по его мнению, несет в нашем мире неповторимую и Богом данную миссию.
Священник выразил уверенность, что придет время, когда «все три части сольются
и проявят себя в единой Русской православной церкви, сохранившей красоту
православия во всех своих частях». Отец Александр предложил закончить вечер
памяти брата Иосифа пением величания — молитвой, обращенной к брату Иосифу как
к святому.
(Вдъ-Информ, Женева)
Протоиерей Павел Цветков, ключарь Крестовоздвиженского собора в Женеве, и священник Адриан Эчеваррия, клирик того же собора, при поддержке группы прихожан, образовавшей «Ассоциацию Крестовоздвиженского собора», официально заявили в середине октября о своем намерении покинуть лоно РПЦЗ и присоединиться к МП. Из обращения, распространенного этими клириками и мирянами на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, стало известно, что решение о переходе в МП они приняли несколько месяцев назад.
В обращении, в частности,
говорится, что накануне XXI века женевский приход оказался на распутье. В связи
с этим, значительная часть прихода выразила желание «не оставаться в стороне от
воссоединения с Русской церковью», а также вступить в общение с «полнотой
православия». О своем намерении группа клириков и мирян уведомила патриарха
Алексия II, который прислал этой группе свое письмо с
выражением согласия принять приход в МП и предоставить ему ставропигиальный
статус, то есть полную административную и финансовую автономию. В обращении
сообщается, что «Приходской Совет почти в полном своем составе считает
своевременным положительно ответить на это предложение» патриарха. Такой ответ,
по мнению авторов обращение, поможет «недоверию, неведению и злопамятству
уступить место доверию, пониманию и любви к нашим ближним», а члены прихода в
результате смогут стать «деятелями во Христе».
Вместе с тем, говорится
далее в обращении группы, инициаторы «воссоединения» с МП отдают себе отчет в
том, что некоторые прихожане окажутся шокированы и возмущены подобным развитием
событий. Однако, протоиерей Павел Цветков, священник Адриан Эчеваррия и
поддерживающие их миряне не видят иного способа «оставаться членами вселенской
православной церкви», кроме перехода в МП.
К своему обращению
инициативная группа приложила «Напоминание о главных событиях в жизни Русской
Православной Церкви со времен восстановления патриаршества в 1917 году и о
некоторых фактах, касающихся русского прихода в Женеве». Предоставляя всем
прихожанам возможность ознакомиться с этим «Напоминанием», инициаторы присоединения
к МП предложили им письменно выразить свое мнение по вопросу о присоединении и
направить его частным письмом до 31 октября о. Павлу или о. Адриану в церковную
канцелярию женевского прихода. Священнослужители гарантировали прихожанам, что
их мнения «останутся известными только вашим священникам, которые составят из
них анонимный анализ».
Согласно приложению к
обращению, контакты женевского прихода РПЦЗ с МП начались еще в 1995 году.
Своеобразным стимулом для ускорения развития этих контактов стало Обращение
Архиерейского Синода РПЦЗ «К русскому православному народу», изданное в марте
2000 года, которое, по мнению протоиерея Павла Цветкова и священника Адриана
Эчеваррия, стало «оправданием раскола» РПЦЗ и попыткой замедлить «присоединение
РПЦЗ к матери-церкви». По благословению управляющего приходами РПЦЗ в Швейцарии
Епископа Вевейского Амвросия, 2 апреля в женевском приходе создается «Группа
размышления» над Посланием Архиерейского Синода и над путями «воссоединения
Русской церкви». 10 мая эта группа подала Епископу Амвросию своеобразный
доклад, названный «Наш приход на заре XXI века», в котором
содержались пять вопросов относительно отношений РПЦЗ и МП. Спустя три недели,
на собрании членов «Общества русской церкви» в Женеве, Епископ Амвросий дал
некоторые ответы на вопросы «Группы размышления», которые, по всей вероятности,
эту группу не удовлетворили. Тем временем в женевском приходе создается некая
ассоциация, которая ставит своей задачей изучение возможностей присоединения к
МП. Уже в июне эта ассоциация обратилась к митрополиту МП Кириллу (Гундяеву) с
просьбой о личной встрече «для изучения условий возможного присоединения
прихода к матери церкви, обеспечивающего нам независимость».
Встреча женевских приходских
активистов с митрополитом Кириллом состоялась в августе 2000 года. В ходе этой
встречи приходу был обещан ставропигиальный статус в МП (с подчинением
непосредственно патриарху) и полная административная, финансовая и
организационная независимость. Почти одновременно с этим Архиерейский собор МП
(ошибочно названный в «Напоминании» протоиерея Павла Цветкова и священника
Адриана Эчеваррия «поместным») «канонизировал» некоторых Новомучеников и
Исповедников Российских. 15 сентября активисты женевского прихода приступили к
разработке нового Приходского Устава, фиксирующего положение прихода в лоне
«матери церкви». На связь с приходом наконец вышел Епископ Амвросий, который
никак не участвовал в событиях, которые происходили на приходе в течение всего
лета. Епископ Вевейский отказался официально отмежеваться от «раскольнических
намерений», выраженных в Предсоборном Послании Митрополита Виталия. Наконец, 8
октября инициативная группа провела учредительное собрание Крестовоздвиженского
прихода в юрисдикции МП, на котором значительное большинство присутствующих
высказалось за воссоединение. В тот же день Епископ Амвросий согласился в
беседе с представителями прихода, что единственным серьезным препятствием к
объединению с МП остается «психологическая преграда».
Клирики Западно-Европейской
епархии, представляющие, в основном, ее консервативное Французское благочиние
во главе с Епископом Каннским Варнавой, направили 17 октября на Архиерейский
Собор обращение по поводу происходящего в Женеве. Авторы обращения отмечают,
что переход женевского храма в МП готовился тайно, как будто это не имеет
никакого значения ни для Западно-Европейской епархии, ни для РПЦЗ в целом.
«Покорно умоляем, сыновне просим Святейший Архиерейский Собор предпринять
действенные и неотложные меры, дабы предотвратить предательство и пресечь очередное
возмутительное беззаконие», — говорится в заключение этого обращения. Проблема
женевского прихода обсуждалась уже на первом заседании Архиерейского Собора,
который настоятельно рекомендовал Епископу Амвросию вернуться в Женеву, чтобы
не допустить потери храма. 25 октября Епископ Амвросий, ставший правящим
архиереем Западно-Европейской епархии, опубликовал свое обращение к прихожанам
Крестовоздвиженского собора «Сопричастие с ложью».
По словам Владыки Амвросия,
известие о желании части клира и прихожан Крестовоздвиженского собора
присоединиться к «иной церковной юрисдикции» стало для него «одним из
сильнейших ударов» в жизни — он «онемел, стараясь удержать избытки моих
чувств». Говоря об отсутствии общения РПЦЗ и МП, Епископ Амвросий сообщает, что
«один из крупнейших должностных лиц этой Иерархии [МП]» заявил ему, что МП «есть
единственное учреждение, уцелевшее со времен Советского Союза».
По благословению Епископа
Амвросия, группа прихожан Крестовоздвиженского собора, не согласная с переходом
в МП, направила патриарху Алексию II письмо, в котором известило
главу МП, что решение о переходе в его юрисдикцию «находится в исключительной
компетенции Собора Русской Православной Церкви Заграницей». «Консервативные»
прихожане посоветовали патриарху устанавливать контакты по вопросу юрисдикции
женевского прихода РПЦЗ «только с правящим Архиереем с согласия Синода РПЦЗ, а
никак не с протоиереем храма и членами Приходского Совета». Авторы письма
сообщают патриарху, что инициатива по переходу в МП «не нашла широкой поддержки
ни среди прихожан, ни среди духовенства храма».
Промежуточный итог конфликту
в женевском приходе подвело общее Приходское собрание, состоявшееся 27 октября
под председательством Епископа Женевского и Западно-Европейского Амвросия. По
сообщениям участников собрания, Епископ Амвросий с удовлетворением сообщил о
решении Архиерейского Собора РПЦЗ прекратить всякую критику в адрес МП. Епископ
также заявил о своей готовности сослужить с клириками МП и подверг резкой
критике Предсоборное Послание Митрополита Виталия.
(Вдъ-Информ, Женева — Лион —
Нью-Йорк)
Единодушный протест со
стороны клириков Французского благочиния Западно-Европейской епархии РПЦЗ, а
также ряда других приходов епархии вызвало решение Архиерейского Собора
назначить Епископа Вевейского Амвросия правящим Архиереем епархии с титулом
«Женевский и Западно-Европейский». Такая реакция связана с некоторыми
действиями Владыки Амвросия по сближению с экуменическим «мировым
православием», с его признанием каноничности так называемых «поместных
православных церквей», с либеральными заявлениями Епископа по отношению к МП.
«Сегодня же 56 прихожан
присоединили свои свободный голос (сбор подписей не окончен) решению
приходского совета нашего свято-Николаевского прихода в Лионе и поддержали
своих клириков иерея Квинтина и протодиакона Германа в неприятии постановления
на кафедру вл. Амвросия Священным Собором РПЦЗ», — говорится в одном из
обращений, направленных духовенством и мирянами епархии Священноначалию РПЦЗ.
В обращениях указан ряд
конкретных канонических причин, по которым не может быть принято назначение
Епископа Амвросия на Западно-Европейскую кафедру. Так, в письме клира и
прихожан лионского храма святителя Николая сообщается, что еще в июле 1999 года
на встрече Секретаря Архиерейского Синода Архиепископа Лавра с духовенством
епархии большинство клириков высказалось против назначения Епископа Амвросия, в
то время как никто не выступил в пользу его назначения. В письме упоминается о
конфликтах Епископа Амвросия с приходами в Голландии и Бельгии, которые вызваны
«некоторой двусмысленностью его позиции и решений». В качестве конкретных
примеров такой «двусмысленности» указывается на случаи сослужения Епископа
Амвросия с клириками МП и официальной Грузинской церкви во время таинства
бракосочетания. Сослужение с грузинскими клириками имело место во время визита
Епископа Амвросия в Грузию минувшим летом, причем венчание совершалось в
субботу, что запрещено каноническими правилами Православной Церкви.
«Поскольку Архиерей повенчан
со своей Епархией, допустимо ли, чтобы подобное венчание было основано на
принуждении, а не на взаимном доверии и желании?» — спрашивают Архиерейский
Собор РПЦЗ клирики Западно-Европейской епархии. Клирики епархии обвиняют
Епископа Амвросия в антиканоническом попустительстве к отступлениям от позиции
Зарубежной Церкви и в расположенности к общении с любыми представителями
«мирового православия». Вместе с тем, отмечают они, Епископу Амвросию
свойственны «невероятная строгость и резкость» в отношениях с духовенством,
придерживающимся консервативных взглядов и следующим традиционному курсу РПЦЗ.
(Вдъ-Информ, Вена)
Венская община РПЦЗ утратила
в октябре право совершать Богослужения в небольшом храме преподобной Бригитты,
принадлежащем католикам. В этом храме община совершала Богослужения более 50
лет.
В мае 1999 года Архиепископ
Берлинский и Германский Марк, в ведение которого было передано Австрийское
благочиние, ранее входившее в Западно-Европейскую епархию РПЦЗ, назначил
настоятелем венского прихода иеромонаха Арсения (Зубакова), до своего переезда
в Германию служившего в Санкт-Петербурге. В результате конфликта о. Арсения со
старостой общины Богослужения в храме вскоре прекратились и его помещение было
возвращено католикам.
Таким образом, в настоящее
время в Вене остался лишь один русский православный храм, который с 1945 года
находится в ведении МП.
(Благовест-инфо —
Вдъ-Информ, Москва)
13 октября в Москве
завершила свою работу IV Международная дворянская конференция «Российская
государственность на рубеже тысячелетий и ее историческая перспектива»,
посвященная 2000-летию христианства и 10-летию Российского дворянского собрания
(РДС). На ней было принято обращение ко всем потомкам российских дворян, в
котором, в частности, содержится призыв способствовать усилению позиции МП в обществе
и содействовать ее сближению с РПЦЗ.
В конференции приняли
участие представители РДС из России, Франции, Польши, Германии, Болгарии, США,
Австралии и других стран. С докладами выступили предводитель РДС князь Андрей
Кириллович Голицын, князь В. Лопухин, профессор Андрей Зубов, генеральный
представитель РДС в Австралии граф Д. Вуич, председатель движения «За веру и
Отечество» иеромонах Никон (Белавенец), Наталья Балукова и другие.
Участники конференции
констатировали, что Россия еще «недостаточно христианская, недостаточно
религиозная страна», чтобы в ней могла быть восстановлена монархия, но «надо
продолжать идти по этому пути» к заветной цели: «Бог решит, заслужила ли Россия
монархию». По мнению участников конференции, «Православная монархия —
естественный политический строй для России», возвращение страны на естественный
путь развития приведет к его восстановлению. Но начаться это должно с «создания
храма в своей душе, с обретения “царя в голове”». Члены РДС приветствовали
«возрождение церковной жизни» в России и выразили готовность всячески ему
способствовать.
В принятом на конференции
обращении РДС призвала всех соотечественников способствовать возвращению в
Россию членов императорского дома Романовых и оказать поддержку «легитимной
ветви» российского монархического движения.
(Вдъ-Информ,
Санкт-Петербург)
Архимандрит Алексий
(Макринов), священник Павел Симаков и иеромонах Варсонофий (Капралов) направили
24 ноября, в день празднования Иверской Мироточивой иконы Божией Матери,
временно управляющему Санкт-Петербургской епархией РПЦЗ Епископу Евтихию
извещение о своем отложении от РПЦЗ.
В документе говорится, что
после внимательного ознакомления с принятыми прошедшим в октябре сего года
Архиерейским Собором РПЦЗ документами, под которыми стоит и подпись Епископа
Евтихия, оо. Алексий, Павел и Варсонофий пришли к выводу, что в намерения
Епископа Евтихия «входит систематическая работа в направлении объединения
(унии) РПЦЗ с Московской патриархией — лжецерковью, пораженной ересью
экуменизма». Обращаясь к Епископу Евтихию, петербургские клирики отмечают:
«Поставив свою подпись под документами Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 года и
исповедовав еретическую Московскую патриархию “церковью”, Вы всенародно,
определенно и открыто выразили свое желание вступить в унию с экуменистами,
приобщились их epеси, преподали ее верующим в качестве истинного православного
учения и тем самым подпали под анафему Архиерейского Собора РПЦЗ 1983 года».
Исходя из вышеизложенного, в
целях ограждения себя и своей паствы от ереси, в соответствии и на уcловиях 15
правила Константинопольского Двукратного Собора, архимандрит Алексий
(Макринов), священник Павел Симаков и иеромонах Варсонофий (Капралов)
отделились от общения с епископатом РПЦЗ.
Архимандрит Алексий,
присоединившийся к РПЦЗ в 1992 году, а ранее служивший в качестве настоятеля
Валаамского подворья в Санкт-Петербурге, является настоятелем храма св.
Александра Невского при гимназии № 1 г. Гатчина (Ленинградской обл.). На
Архиерейском Соборе РПЦЗ 1993 года о. Алексий был избран кандидатом во
Епископы, позже стал благочинным Санкт-Петербургской епархии РПЦЗ.
Священник Павел Симаков,
присоединившийся к РПЦЗ из МП в 1997 году в сан диакона, был рукоположен во
священника Епископом Торонтским Михаилом в г. Подольске 8 марта 1999 года. С
1998 года о. Павел редактирует газету «Православное обозрение», фактически
являвшуюся официальным органом Санкт-Петербургской епархии РПЦЗ, а с 1999 года
окормляет санкт-петербургскую общину св. праведного Иоанна Кронштадтского.
Иеромонах Варсанофий (Капралов) присоединился к РПЦЗ в 1998 году, окормляет общины в Санкт-Петербурге и Царском Селе (Ленинградской обл.). Во время своего визита в Санкт-Петербург в сентябре нынешнего года Епископ Михаил совершил закладку нового храма, который строит община о. Варсонофия.
В настоящее время в
Санкт-Петербурге осталось четыре священника, сохраняющих каноническое
подчинение РПЦЗ, — протоиерей Владимир Савицкий, иеромонах Валентин (Соломаха),
священник Алексий Тархов и священник Александр Щипакин.
ВЕРТОГРАДъ-Информ |
Издается с 1993 года Братством св. Апостола Иакова, брата Господня |
editor@vertograd.com.ru |