ВЕРТОГРАДъ-Информ

В Российской Православной Церкви

(юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ)

 

VIII АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РОССИЙСКИХ ПРЕОСВЯЩЕННЫХ РПЦЗ
Нью-Йорк, 28–29 октября 2000 года

(Вдъ-Информ, Нью-Йорк)

VIII Архиерейское Совещание Российских Преосвященных РПЦЗ состоялось в Синодальном доме в Нью-Йорке сразу по окончании Архиерейского Собора РПЦЗ, 2829 октября. В работе Совещания приняли участие Преосвященные: Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь, Епископ Черноморский и Кубанский Вениамин, Епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, Епископ Симферопольский и Крымский Агафангел и Епископ Торонтский Михаил, представитель Архиерейского Синода РПЦЗ в России.

По инициативе российских Архиереев, отметивших, что заседания Архиерейского Совещания проходят в последнее время нерегулярно, было решено назначить дату следующего Совещания — оно состоится в среду Троицкой недели, 6 июня 2001 года в г. Подольске (Московской обл.), где размещается подворье представителя Архиерейского Синода РПЦЗ в России.

Епископ Торонтский Михаил сделал доклад о жизни окормляемых им Московской, Санкт-Петербургской и Суздальской епархий, которые фактически объединились в одну Северо-Русскую епархию РПЦЗ. Заслушав доклад Епископа Михаила, Архиерейское Совещание постановило поддержать образование представительства Архиерейского Синода РПЦЗ в России с подворьями в городах Подольске и Санкт-Петербурге. В городе на Неве для организации представительства приобретена специальная квартира, а клирик Московской епархии иеродиакон Митрофан (Дмитриев) подарил Архиерейскому Синоду свою московскую квартиру. Участники Совещания высказали пожелание образовать еще одно подворье синодального представительства в городе Киеве. Архиерейское Совещание приняло к сведению сообщение Владыки Михаила о том, что в Подольске он образовал особую канцелярию для осуществления постоянной связи российских епархий и приходов РПЦЗ с Архиерейским Синодом. Постоянным сотрудником канцелярии назначен диакон Алексий Лашкеев.

По предложению Епископа Михаила, Архиерейское Совещание осудило «самочиние» и «порочащую нашу Церковь писательскую и общественную деятельность» священника Стефана Красовицкого, главы Миссии РПЦЗ, упраздненной Архиерейским Собором. Совещание постановило напомнить о. Стефану о необходимости пастырской заботы о своем приходе в г. Пушкино (Московской обл.). Российские Архиереи признали необходимым, чтобы протоиерей Константин Федоров осуществлял всю свою церковную деятельность в России лишь в рамках российского представительства Архиерейского Синода.

На IX Архиерейское Совещание решено пригласить епископа Александра, рукоположенного в 1995 году в Российской Православной Автономной Церкви, возглавляемой Архиепископом Валентином (Русанцовым), но впоследствии от нее отделившегося и обратившего в минувшем году в Архиерейский Синод РПЦЗ с просьбой о присоединении к Зарубежной Церкви.

Открывая второе заседание Архиерейского Совещания, Епископ Михаил зачитал письмо группы петербургских священников о Православном информационном бюллетене «Вертоградъ-Информ». Заслушав письмо, Совещание приняло резолюции о нашем бюллетене, которая не предназначена для публикации и содержание которой редакции неизвестно.

После доклада Епископа Черноморского и Кубанского Вениамина Архиерейское Совещание постановило вызвать на следующее Совещание иеромонаха Иосифа (Философова) и сделало ему строгое предупреждение о том, что в случае неявки к о. Иосифу «будут применены соответствующие канонические меры». Также на следующее Архиерейское Совещание решено пригласить группу катакомбных священнослужителей, в том числе епископа Варлаама, обратившегося в Архиерейский Синод с просьбой о приеме в лоно РПЦЗ. Архиепископу Одесскому и Тамбовскому Лазарю поручено подготовить к следующему заседанию подробных доклад о Катакомбной Церкви.

Архиепископ Лазарь сообщил участникам Совещания об организованной Московской патриархией травле его клирика в г. Мичуринске (Тамбовской обл.) священника Димитрия Дубовицкого. Архиерейское Совещание постановило опубликовать сведения о гонениях на о. Димитрия в средствах информации РПЦЗ и направить благочинного протоиерея Валерия Кравца в Мичуринск, чтобы он попытался на месте разобраться в ситуации и защитить о. Димитрия.

Российские Преосвященный РПЦЗ также постановили упорядочить приходскую документацию и ввести в обязательное употребление Метрические книги; ввести в текст Иерейской присяги слова: «Обязуюсь не состоять в обществах, членство в которых предполагает любое, даже малейшее духовное подчинение». Архиерейское Совещание поручило Епископу Торонтскому Михаилу составить проект о приходах-побратимах, а каждому Преосвященному — представить Епископу Михаилу сведения о российских приходах до 1 января 2001 года. Епископу Ишимскому и Сибирскому Евтихию поручено разработать Положение о Братствах, а Епископу Симферопольскому и Крымскому Агафангелу — представить на следующее заседание 25 экземпляров бланков Архиерейского Совещания, форма которых была утверждена на нынешнем заседании. Всем российским Преосвященныем поручено представить к следующему Совещанию копии опросных листов подведомственных им клириков для Синодального архива.

 

ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «БРАТ ИОСИФ ПРИХОДИТ В РОССИЮ», ПОСВЯЩЕННОГО УБИЕННОМУ ХРАНИТЕЛЮ ИВЕРСКОЙ МИРОТОЧИВОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ПРОШЛА В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ «ГЛАС»

(Благовест-инфо — Вдъ-Информ, Москва)

Премьера первого фильма, подготовленного с участием духовенства и мирян РПЦЗ и МП, «Брат Иосиф приходит в Россию» состоялась 31 октября — в день 3-й годовщины мученической кончины Иосифа Муньоса Кортеса, хранителя Иверской Мироточивой иконы Божией Матери — в московском Русском духовном театре «Глас».

После премьерного просмотра режиссер фильма Александр Александров рассказал о том, как шла работа над кинолентой. Сорежиссером фильма он назвал протоиерея Виктора Потапова, настоятеля собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне. Отец Виктор предоставил весь имеющийся у него киноматериал о брате Иосифе. Идею сотрудничества МП и РПЦЗ в создании фильма выдвинул писатель Виктор Тростников, профессор Российского православного университета, ставший впоследствии автором сценария. Эта идея, в частности, воплотилась в том, что протоиерей Виктор Потапов вместе с священником МП Артемием Владимировым, давно почитающим Мироточивую икону, стали героями документальной ленты.

Авторы фильма пытаются провести некую «особую связь» между братом Иосифом и одним из крупнейших монастырей МП — Оптиной пустынью. Еще при жизни Иосифа Муньоса фотокопии с Мироточивой Иверской иконы, к которым была приложена пропитанная миром вата, по просьбе оптинских монахов, присылались в обитель. В фильме сообщается, что Иосиф незадолго до смерти принял на Афоне тайный монашеский постриг под именем Амвросий — в честь глубоко почитаемого им преподобного Амвросия Оптинского. В киноленте проводится параллель между гибелью трех оптинских монахов МП, убитых на Пасху 1993 г., и убийством брата Иосифа.

Об особой любви брата Иосифа к России на премьере рассказала Ирина Голицина-Наварр, племянницы хозяйки «Дома иконы» в Монреале. По ее воспоминаниям, Иосиф сам называл себя русским, особо почитал Новомучеников Российских и Царственных Мучеников, мечтал посетить Россию с Мироточивой Иверской иконой. «Брат Иосиф много помогал церкви Иверской Божией Матери, которая расположена рядом с театром “Глас”, на Большой Ордынке, и хотел написать икону для этого храма, но не успел», — сообщила Ирина.

В РПЦЗ уже началось почитание убиенного как святого. Об этом свидетельствует факт написания иконы с образом брата Иосифа одним из насельников Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и то, что уже многие люди обращаются к нему с молитвами.

Завершая вечер по случаю премьеры фильма, духовник театра «Глас», бывший священник РПЦЗ Александр Егоров заметил: «Сегодня мы прикоснулись к святости не книжной, а живой. Церковь одна, единая — церковь святых, и принадлежность к этой церкви не определяется принадлежностью к юрисдикции, а определяется личным духовным трудом человека и особым избранничеством Господа». Отец Александр считает, что сейчас «единая Русская церковь разделена на три части — РПЦЗ, РПЦ МП и Катакомбную Церковь». Каждая из них, по его мнению, несет в нашем мире неповторимую и Богом данную миссию. Священник выразил уверенность, что придет время, когда «все три части сольются и проявят себя в единой Русской православной церкви, сохранившей красоту православия во всех своих частях». Отец Александр предложил закончить вечер памяти брата Иосифа пением величания — молитвой, обращенной к брату Иосифу как к святому.

 

ЧАСТЬ ДУХОВЕНСТВА И ПРИХОЖАН КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО СОБОРА В ЖЕНЕВЕ ПЫТАЛАСЬ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К МП

(Вдъ-Информ, Женева)

Протоиерей Павел Цветков, ключарь Крестовоздвиженского собора в Женеве, и священник Адриан Эчеваррия, клирик того же собора, при поддержке группы прихожан, образовавшей «Ассоциацию Крестовоздвиженского собора», официально заявили в середине октября о своем намерении покинуть лоно РПЦЗ и присоединиться к МП. Из обращения, распространенного этими клириками и мирянами на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, стало известно, что решение о переходе в МП они приняли несколько месяцев назад.

В обращении, в частности, говорится, что накануне XXI века женевский приход оказался на распутье. В связи с этим, значительная часть прихода выразила желание «не оставаться в стороне от воссоединения с Русской церковью», а также вступить в общение с «полнотой православия». О своем намерении группа клириков и мирян уведомила патриарха Алексия II, который прислал этой группе свое письмо с выражением согласия принять приход в МП и предоставить ему ставропигиальный статус, то есть полную административную и финансовую автономию. В обращении сообщается, что «Приходской Совет почти в полном своем составе считает своевременным положительно ответить на это предложение» патриарха. Такой ответ, по мнению авторов обращение, поможет «недоверию, неведению и злопамятству уступить место доверию, пониманию и любви к нашим ближним», а члены прихода в результате смогут стать «деятелями во Христе».

Вместе с тем, говорится далее в обращении группы, инициаторы «воссоединения» с МП отдают себе отчет в том, что некоторые прихожане окажутся шокированы и возмущены подобным развитием событий. Однако, протоиерей Павел Цветков, священник Адриан Эчеваррия и поддерживающие их миряне не видят иного способа «оставаться членами вселенской православной церкви», кроме перехода в МП.

К своему обращению инициативная группа приложила «Напоминание о главных событиях в жизни Русской Православной Церкви со времен восстановления патриаршества в 1917 году и о некоторых фактах, касающихся русского прихода в Женеве». Предоставляя всем прихожанам возможность ознакомиться с этим «Напоминанием», инициаторы присоединения к МП предложили им письменно выразить свое мнение по вопросу о присоединении и направить его частным письмом до 31 октября о. Павлу или о. Адриану в церковную канцелярию женевского прихода. Священнослужители гарантировали прихожанам, что их мнения «останутся известными только вашим священникам, которые составят из них анонимный анализ».

Согласно приложению к обращению, контакты женевского прихода РПЦЗ с МП начались еще в 1995 году. Своеобразным стимулом для ускорения развития этих контактов стало Обращение Архиерейского Синода РПЦЗ «К русскому православному народу», изданное в марте 2000 года, которое, по мнению протоиерея Павла Цветкова и священника Адриана Эчеваррия, стало «оправданием раскола» РПЦЗ и попыткой замедлить «присоединение РПЦЗ к матери-церкви». По благословению управляющего приходами РПЦЗ в Швейцарии Епископа Вевейского Амвросия, 2 апреля в женевском приходе создается «Группа размышления» над Посланием Архиерейского Синода и над путями «воссоединения Русской церкви». 10 мая эта группа подала Епископу Амвросию своеобразный доклад, названный «Наш приход на заре XXI века», в котором содержались пять вопросов относительно отношений РПЦЗ и МП. Спустя три недели, на собрании членов «Общества русской церкви» в Женеве, Епископ Амвросий дал некоторые ответы на вопросы «Группы размышления», которые, по всей вероятности, эту группу не удовлетворили. Тем временем в женевском приходе создается некая ассоциация, которая ставит своей задачей изучение возможностей присоединения к МП. Уже в июне эта ассоциация обратилась к митрополиту МП Кириллу (Гундяеву) с просьбой о личной встрече «для изучения условий возможного присоединения прихода к матери церкви, обеспечивающего нам независимость».

Встреча женевских приходских активистов с митрополитом Кириллом состоялась в августе 2000 года. В ходе этой встречи приходу был обещан ставропигиальный статус в МП (с подчинением непосредственно патриарху) и полная административная, финансовая и организационная независимость. Почти одновременно с этим Архиерейский собор МП (ошибочно названный в «Напоминании» протоиерея Павла Цветкова и священника Адриана Эчеваррия «поместным») «канонизировал» некоторых Новомучеников и Исповедников Российских. 15 сентября активисты женевского прихода приступили к разработке нового Приходского Устава, фиксирующего положение прихода в лоне «матери церкви». На связь с приходом наконец вышел Епископ Амвросий, который никак не участвовал в событиях, которые происходили на приходе в течение всего лета. Епископ Вевейский отказался официально отмежеваться от «раскольнических намерений», выраженных в Предсоборном Послании Митрополита Виталия. Наконец, 8 октября инициативная группа провела учредительное собрание Крестовоздвиженского прихода в юрисдикции МП, на котором значительное большинство присутствующих высказалось за воссоединение. В тот же день Епископ Амвросий согласился в беседе с представителями прихода, что единственным серьезным препятствием к объединению с МП остается «психологическая преграда».

Клирики Западно-Европейской епархии, представляющие, в основном, ее консервативное Французское благочиние во главе с Епископом Каннским Варнавой, направили 17 октября на Архиерейский Собор обращение по поводу происходящего в Женеве. Авторы обращения отмечают, что переход женевского храма в МП готовился тайно, как будто это не имеет никакого значения ни для Западно-Европейской епархии, ни для РПЦЗ в целом. «Покорно умоляем, сыновне просим Святейший Архиерейский Собор предпринять действенные и неотложные меры, дабы предотвратить предательство и пресечь очередное возмутительное беззаконие», — говорится в заключение этого обращения. Проблема женевского прихода обсуждалась уже на первом заседании Архиерейского Собора, который настоятельно рекомендовал Епископу Амвросию вернуться в Женеву, чтобы не допустить потери храма. 25 октября Епископ Амвросий, ставший правящим архиереем Западно-Европейской епархии, опубликовал свое обращение к прихожанам Крестовоздвиженского собора «Сопричастие с ложью».

По словам Владыки Амвросия, известие о желании части клира и прихожан Крестовоздвиженского собора присоединиться к «иной церковной юрисдикции» стало для него «одним из сильнейших ударов» в жизни — он «онемел, стараясь удержать избытки моих чувств». Говоря об отсутствии общения РПЦЗ и МП, Епископ Амвросий сообщает, что «один из крупнейших должностных лиц этой Иерархии [МП]» заявил ему, что МП «есть единственное учреждение, уцелевшее со времен Советского Союза».

По благословению Епископа Амвросия, группа прихожан Крестовоздвиженского собора, не согласная с переходом в МП, направила патриарху Алексию II письмо, в котором известило главу МП, что решение о переходе в его юрисдикцию «находится в исключительной компетенции Собора Русской Православной Церкви Заграницей». «Консервативные» прихожане посоветовали патриарху устанавливать контакты по вопросу юрисдикции женевского прихода РПЦЗ «только с правящим Архиереем с согласия Синода РПЦЗ, а никак не с протоиереем храма и членами Приходского Совета». Авторы письма сообщают патриарху, что инициатива по переходу в МП «не нашла широкой поддержки ни среди прихожан, ни среди духовенства храма».

Промежуточный итог конфликту в женевском приходе подвело общее Приходское собрание, состоявшееся 27 октября под председательством Епископа Женевского и Западно-Европейского Амвросия. По сообщениям участников собрания, Епископ Амвросий с удовлетворением сообщил о решении Архиерейского Собора РПЦЗ прекратить всякую критику в адрес МП. Епископ также заявил о своей готовности сослужить с клириками МП и подверг резкой критике Предсоборное Послание Митрополита Виталия.

 

НЕСТРОЕНИЯ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ

(Вдъ-Информ, Женева — Лион — Нью-Йорк)

Единодушный протест со стороны клириков Французского благочиния Западно-Европейской епархии РПЦЗ, а также ряда других приходов епархии вызвало решение Архиерейского Собора назначить Епископа Вевейского Амвросия правящим Архиереем епархии с титулом «Женевский и Западно-Европейский». Такая реакция связана с некоторыми действиями Владыки Амвросия по сближению с экуменическим «мировым православием», с его признанием каноничности так называемых «поместных православных церквей», с либеральными заявлениями Епископа по отношению к МП.

«Сегодня же 56 прихожан присоединили свои свободный голос (сбор подписей не окончен) решению приходского совета нашего свято-Николаевского прихода в Лионе и поддержали своих клириков иерея Квинтина и протодиакона Германа в неприятии постановления на кафедру вл. Амвросия Священным Собором РПЦЗ», — говорится в одном из обращений, направленных духовенством и мирянами епархии Священноначалию РПЦЗ.

В обращениях указан ряд конкретных канонических причин, по которым не может быть принято назначение Епископа Амвросия на Западно-Европейскую кафедру. Так, в письме клира и прихожан лионского храма святителя Николая сообщается, что еще в июле 1999 года на встрече Секретаря Архиерейского Синода Архиепископа Лавра с духовенством епархии большинство клириков высказалось против назначения Епископа Амвросия, в то время как никто не выступил в пользу его назначения. В письме упоминается о конфликтах Епископа Амвросия с приходами в Голландии и Бельгии, которые вызваны «некоторой двусмысленностью его позиции и решений». В качестве конкретных примеров такой «двусмысленности» указывается на случаи сослужения Епископа Амвросия с клириками МП и официальной Грузинской церкви во время таинства бракосочетания. Сослужение с грузинскими клириками имело место во время визита Епископа Амвросия в Грузию минувшим летом, причем венчание совершалось в субботу, что запрещено каноническими правилами Православной Церкви.

«Поскольку Архиерей повенчан со своей Епархией, допустимо ли, чтобы подобное венчание было основано на принуждении, а не на взаимном доверии и желании?» — спрашивают Архиерейский Собор РПЦЗ клирики Западно-Европейской епархии. Клирики епархии обвиняют Епископа Амвросия в антиканоническом попустительстве к отступлениям от позиции Зарубежной Церкви и в расположенности к общении с любыми представителями «мирового православия». Вместе с тем, отмечают они, Епископу Амвросию свойственны «невероятная строгость и резкость» в отношениях с духовенством, придерживающимся консервативных взглядов и следующим традиционному курсу РПЦЗ.

ВЕНСКАЯ ОБЩИНА РПЦЗ УТРАТИЛА ПРАВО 
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ХРАМОМ ПРЕПОДОБНОЙ БРИГИТТЫ

(Вдъ-Информ, Вена)

Венская община РПЦЗ утратила в октябре право совершать Богослужения в небольшом храме преподобной Бригитты, принадлежащем католикам. В этом храме община совершала Богослужения более 50 лет.

В мае 1999 года Архиепископ Берлинский и Германский Марк, в ведение которого было передано Австрийское благочиние, ранее входившее в Западно-Европейскую епархию РПЦЗ, назначил настоятелем венского прихода иеромонаха Арсения (Зубакова), до своего переезда в Германию служившего в Санкт-Петербурге. В результате конфликта о. Арсения со старостой общины Богослужения в храме вскоре прекратились и его помещение было возвращено католикам.

Таким образом, в настоящее время в Вене остался лишь один русский православный храм, который с 1945 года находится в ведении МП.

 

УЧАСТНИКИ IV МЕЖДУНАРОДНОЙ ДВОРЯНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРИЗВАЛИ К СБЛИЖЕНИЮ МП И РПЦЗ

(Благовест-инфо — Вдъ-Информ, Москва)

13 октября в Москве завершила свою работу IV Международная дворянская конференция «Российская государственность на рубеже тысячелетий и ее историческая перспектива», посвященная 2000-летию христианства и 10-летию Российского дворянского собрания (РДС). На ней было принято обращение ко всем потомкам российских дворян, в котором, в частности, содержится призыв способствовать усилению позиции МП в обществе и содействовать ее сближению с РПЦЗ.

В конференции приняли участие представители РДС из России, Франции, Польши, Германии, Болгарии, США, Австралии и других стран. С докладами выступили предводитель РДС князь Андрей Кириллович Голицын, князь В. Лопухин, профессор Андрей Зубов, генеральный представитель РДС в Австралии граф Д. Вуич, председатель движения «За веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец), Наталья Балукова и другие.

Участники конференции констатировали, что Россия еще «недостаточно христианская, недостаточно религиозная страна», чтобы в ней могла быть восстановлена монархия, но «надо продолжать идти по этому пути» к заветной цели: «Бог решит, заслужила ли Россия монархию». По мнению участников конференции, «Православная монархия — естественный политический строй для России», возвращение страны на естественный путь развития приведет к его восстановлению. Но начаться это должно с «создания храма в своей душе, с обретения “царя в голове”». Члены РДС приветствовали «возрождение церковной жизни» в России и выразили готовность всячески ему способствовать.

В принятом на конференции обращении РДС призвала всех соотечественников способствовать возвращению в Россию членов императорского дома Романовых и оказать поддержку «легитимной ветви» российского монархического движения.

 

ГРУППА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ СВЯЩЕННИКОВ И МИРЯН ОТЛОЖИЛАСЬ ОТ РПЦЗ

(Вдъ-Информ, Санкт-Петербург)

Архимандрит Алексий (Макринов), священник Павел Симаков и иеромонах Варсонофий (Капралов) направили 24 ноября, в день празднования Иверской Мироточивой иконы Божией Матери, временно управляющему Санкт-Петербургской епархией РПЦЗ Епископу Евтихию извещение о своем отложении от РПЦЗ.

В документе говорится, что после внимательного ознакомления с принятыми прошедшим в октябре сего года Архиерейским Собором РПЦЗ документами, под которыми стоит и подпись Епископа Евтихия, оо. Алексий, Павел и Варсонофий пришли к выводу, что в намерения Епископа Евтихия «входит систематическая работа в направлении объединения (унии) РПЦЗ с Московской патриархией — лжецерковью, пораженной ересью экуменизма». Обращаясь к Епископу Евтихию, петербургские клирики отмечают: «Поставив свою подпись под документами Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 года и исповедовав еретическую Московскую патриархию “церковью”, Вы всенародно, определенно и открыто выразили свое желание вступить в унию с экуменистами, приобщились их epеси, преподали ее верующим в качестве истинного православного учения и тем самым подпали под анафему Архиерейского Собора РПЦЗ 1983 года».

Исходя из вышеизложенного, в целях ограждения себя и своей паствы от ереси, в соответствии и на уcловиях 15 правила Константинопольского Двукратного Собора, архимандрит Алексий (Макринов), священник Павел Симаков и иеромонах Варсонофий (Капралов) отделились от общения с епископатом РПЦЗ.

Архимандрит Алексий, присоединившийся к РПЦЗ в 1992 году, а ранее служивший в качестве настоятеля Валаамского подворья в Санкт-Петербурге, является настоятелем храма св. Александра Невского при гимназии № 1 г. Гатчина (Ленинградской обл.). На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1993 года о. Алексий был избран кандидатом во Епископы, позже стал благочинным Санкт-Петербургской епархии РПЦЗ.

Священник Павел Симаков, присоединившийся к РПЦЗ из МП в 1997 году в сан диакона, был рукоположен во священника Епископом Торонтским Михаилом в г. Подольске 8 марта 1999 года. С 1998 года о. Павел редактирует газету «Православное обозрение», фактически являвшуюся официальным органом Санкт-Петербургской епархии РПЦЗ, а с 1999 года окормляет санкт-петербургскую общину св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Иеромонах Варсанофий (Капралов) присоединился к РПЦЗ в 1998 году, окормляет общины в Санкт-Петербурге и Царском Селе (Ленинградской обл.). Во время своего визита в Санкт-Петербург в сентябре нынешнего года Епископ Михаил совершил закладку нового храма, который строит община о. Варсонофия.

В настоящее время в Санкт-Петербурге осталось четыре священника, сохраняющих каноническое подчинение РПЦЗ, — протоиерей Владимир Савицкий, иеромонах Валентин (Соломаха), священник Алексий Тархов и священник Александр Щипакин.

ВЕРТОГРАДъ-Информ

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz