ВЕРТОГРАДъ-Информ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РПЦЗ
О СОЗДАНИИ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСАМ ЕДИНСТВА РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Создать Комиссию при Синоде по вопросам единства Русской Церкви в составе: Архиепископа Марка, Епископа Гавриила, Епископа Михаила, протоиерея Николая Артемова, протоиерея Петра Перекрестова и диакона Павла Иванова.

 

ОБЗОР 3-Х ПРЕДЫДУЩИХ ВСЕЗАРУБЕЖНЫХ СОБОРОВ РПЦЗ
Доклад П. Н. Будзиловича, представленный на Архиерейском Соборе 
Русской Православной Церкви Заграницей

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Досточтимые Отцы, Милостивые Государыни и Государи!

Прежде всего я хочу поблагодарить за доверие, оказанное мне поручением приготовить доклад на тему «Обзор 3-х предыдущих Всезарубежных Соборов» Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), состоявшихся в 1921, 1938 и 1974 гг. Учитывая, что на доклад этот мне было отпущено 20 минут, задача предстояла нелегкая — что именно включить в свой доклад?

Однако, изучая материалы трех предыдущих Соборов, красной нитью выявилась тема доклада: стояние РПЦЗ как преемницы тысячелетней Церкви-Матери, Русской Православной Церкви, и поддержание духовной связи и оказание посильной духовной помощи русскому народу, находящемуся в безбожном коммунистическом рабстве. Поэтому я предварю свой доклад кратким напоминанием о том, во что была превращена Русская Православная Церковь ее хозяевами-коммунистами.

После декларации митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г., Русская Православная Церковь перестала быть «Церковью» — Телом Христовым, а превратилась в пропагандистский отдел КГБ и ЦК КПСС. Ко Второй мировой войне Церковь была фактически уничтожена, но в сентябре 1943 г. была восстановлена по приказу Иосифа Сталина, который в то время усиленно пытался использовать русский патриотизм и русские традиции, включая церковные, чтобы выиграть войну. При назначении митрополита Сергия на пост «Патриарха Всея Руси», Сталин совершенно недвусмысленно дал ему понять, что тот будет находиться в полном подчинении советской власти. На той же встрече, где было принято решение о восстановлении церкви, Сталин дал митрополиту Сергию в надсмотрщики «Совет по делам Русской Православной Церкви», возглавленный энкаведистом Георгием Григорьевичем Карповым, бывшим начальником отдела НКВД по уничтожению православия в СССР. При этом Сталин «успокоил» присутствующих митрополитов, сказав, что Карпов — человек исполнительный. Когда ему приказывали уничтожать священников — он их уничтожал; а теперь, когда приказывают их охранять — он их будет охранять!

Не вдаваясь в подробности, Русская Православная Церковь в СССР или, как она начала именоваться, «Московская патриархия», МП, просуществовала в качестве пропагандистского отдела КГБ и ЦК КПСС с 1927 до 1991 г., когда и КГБ и ЦК КПСС были закрыты. С этого времени МП стала управляться самостоятельно, но… епископатом, НАЗНАЧЕННЫМ сотрудниками КГБ и ЦК КПСС времен Брежнева-Андропова-Горбачева! По меткому определению, возникшему тогда в России, «МП стала единственным уцелевшим отделом КГБ».

Потеряв хозяина, МП в начале 1990-х годов действовала робко и неуверенно. Однако время шло. В образовавшейся Российской Федерации («РФ») никто и не думал отдавать под суд бывших членов партии и других, совершивших разные преступления и участвовавших в геноциде русского народа. Наоборот, к 1996 г. коммунистическая партия РФ под руководством бывшего «инструктора» ЦК КПСС Зюганова, получила на общих выборах около трети голосов. Другие члены советской номенклатуры просто перекрасились и заняли соответствующие высокие посты в рядах руководства «новой России» — РФ.

Видя, что никакой расплаты за их антинародную деятельность их не ожидает, руководство МП осмелело и тоже решило действовать «по-зюгановски». В частности, именно в это время начались насильственные и «юридические» попытки захватить имущество РПЦЗ во всем мире (у себя «дома», в РФ, нападения на РПЦЗ происходили все время). Тут и Хеврон и Иерихон в Святой Земле, тут и Бари в Италии, тут и Оттава в Канаде, тут и Копенгаген в Дании. В данный момент МП, через МИД РФ, пытается добиться пересмотра немецкого закона 1938 г. о передаче русских церквей в Германии во владение РПЦЗ.

Вышесказанное пояснит причину твердой позиции Соборов РПЦЗ по отношению к МП.

 

ПЕРВЫЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР РПЦЗ в 1921 г.

Первый Всезарубежный Собор РПЦЗ с участием клира и мирян или, как он тогда именовался, «Заграничное Собрание Русских Церквей», состоялся в Сремских Карловцах в Югославии с 8/21 ноября по 20 ноября / 3 декабря 1921 г. Собор был поистине «Всезарубежным»: на него было выбрано 155 делегатов, которые, за малыми исключениями, смогли прибыть на Собор. Выборы эти были проведены в 15 округах и 16 районах и, таким образом, в Соборе приняло участие все православное зарубежье. Почетным председателем Собора был избран Патриарх Сербский Димитрий, а председателем — митрополит Антоний (Храповицкий).

Ввиду того, что многие члены Собора совсем недавно оказались заграницей, их сердца и взоры были устремлены на Родину. Все горько переживали зверское гонение Церкви на Родине, убийства и глумление над духовенством, многих из которых присутствующие знали лично. Это во многом определило дух и направленность Собора, достигнувшего определенных результатов в трех главных направлениях:

РПЦЗ была поставлена на верную дорогу, твердые канонические рельсы, что обеспечило ей канонически-правильный жизненный путь в качестве преемницы единой святой, соборной, и апостольской Русской Православной Церкви с ее тысячелетней традицией.

Собор подчеркнул свое единство с православной Русью, обратившись с просьбой к Мировой Конференции (Генуэзской) помочь русскому народу в его борьбе с поработителями.

В целях объединить около двух миллионов православных русских людей, оказавшихся заграницей, а также подчеркнуть то, что миссией РПЦЗ является хранение преемства с исторической Россией, Собор издал специальное послание «чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим».

По первому пункту, Собор разрешил все вопросы церковного, организационного и административно-хозяйственного устройства РПЦЗ. Подчеркнул, что духовное возрождение России «может совершиться только под благодатным воздействием Церкви» и указал пути, ведущие к этому возрождению в жизни личной, семейной, церковной, государственной и общественной. Принял решение о помощи голодающим в России. Наметил пути миссионерской деятельности Церкви заграницей.

По второму пункту, указав на то, что у русского народа рот зажат его поработителями, в своем послании к Мировой Конференции Собор заявил: «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевиков — этот культ убийства, грабежа и богохульства — из России и всего мира».

По третьему пункту, в послание «чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим», Собор включил такие слова: «Наш долг на чужбине, в рассеянии сохранивших жизнь, и не знающих скорбей, которые истребляют родную землю и ее народ — быть едиными в христианском духе, собранными под знамением Креста Господня, под сенью Веры Православной, в уставах Церкви Русской». И еще: «И ныне пусть неусыпно пламенеет молитва наша — да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту вере и Церкви и всей земле русской, и да осенит Он сердце народное; да вернет на всероссийский престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного царя из Дома Романовых» (В тот момент участники Собора еще не знали, что из членов Дома Романовых не осталось ни одного законного наследника престола).

 

ВТОРОЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР РПЦЗ в 1938 г.

Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ с участием клира и мирян состоялся с 1/14 по 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах. Кроме его председателя, митрополита Анастасия, в Соборе участвовало 12 архиепископов и епископов, 26 пастырей и 58 делегатов. К этому моменту состоялось полное порабощение Церкви на Родине коммунистической властью вследствие капитуляции митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г. Получив фактическое благословение от митрополита Сергия и его синода в его Декларации на любые действия против Церкви, ЧК-ГПУ-НКВД физически уничтожило подавляющую часть духовенства и храмов. В это время была принята очередная пятилетка, к концу которой, в области борьбы с православием, намечалось полностью уничтожить церковь (т. е., к 1943 г.).

Большие изменения произошли и в РПЦЗ, в том числе и отделения некоторых ее частей. Так, митрополит Евлогий, подчинившийся сначала МП, присоединился к Константинопольскому патриарху. Американские епархии тоже вышли из подчинения Архиерейскому Синоду. Русские люди, особенно в тех местах, где не было русских общин, подпадали под всевозможные влияния, включая даже сатанизм.

Поэтому Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ уделил свое внимание двум главным вопросам:

Судьбам Церкви и русского народа на Родине и

проблемам русских заграницей.

По пункту первому, следует отметить, что Второй Собор, в отличие от Первого, по словам митрополита Филарета на открытии Третьего Всезарубежного Собора в 1974 г., «проходил под упованием того, на что все надеялись: восстановится порядок на нашей многострадальной Родине. И тогда зарубежье готовило всякие возможности духовной работы на русской земле по возвращении».

Это отразилось в одном из главных заключительных документов Собора, «Послании к Русскому народу в Отечестве страждущему», начинавшемся такими словами: «Промыслу Божию угодно было тяжкий крест возложить на рамена русского народа и никто из нас не избавлен от искушений. Если вам указан жребий страдать на земле наших отцов, то нам суждено есть хлеб болезни в чужих странах на путях нашего изгнания. Далекие пространства, удаляющие нас от нашей Родины, не отдалили от нее нашего сердца. Связанные узами неразрывной братской любви, как и общими, постигшими нас скорбями и болезнями со всеми вами, мы всегда носим в своем сердце нашу распятую Матерь Россию».

И дальше: «За что же постигла нашу землю столь тяжелая небесная кара? “За недостаток ведения” — отвечает нам ветхозаветный пророк (Ос. 4, 6). За то, что мы легкомысленно сеяли ветер, забывая, что из него родится буря; за то, что сами колебали храмину, в которой жили целое тысячелетие, не думая о том, что она может похоронить нас под своими развалинами; за то, что “мы глубоко упали и развратились” (Ос. 9, 9). За сие послал нам Господь “действие заблуждения, чтобы мы поверили лжи”, и Русский народ действительно поверил ей, прельстившись обманчивыми мечтами о земном рае, обещанном ему коммунистами». Далее были перечислены многочисленные бедствия русского народа с указанием того, что обещанный «рай» оказался адом, построенным «на костях 30 миллионов лучших русских людей, составляющих цвет нашего народа».

По второму пункту, в Послании Второго Всезарубежного Собора «Русской пастве в рассеянии сущей», много внимания было уделено влияниям, которым стали подвергаться русские люди в отрыве от чисто русского, православного общества. Некоторые такие влияния были выделены по их названиям — софианство, теософия, каббалистические науки, спиритизм, вызывание мертвых, перевоплощение душ.

Пагубности масонства для православного человека было уделено особое внимание. Указывается на особую его опасность в том, что оно часто пользуется некоторыми христианскими положениями так, чтобы завлечь в свои сети неосторожных членов Церкви. О масонстве прямо говорится, что «оно является злейшим врагом Христианства, на разрушение коего направляет все свои силы».

Также много говорится об опасности Католичества, ведущего борьбу против Православия и особенно при помощи так называемого «восточного обряда». В нем, как известно, оставлены многие внешние, обрядные стороны, но выхолощена духовная сущность Православия.

И снова указывается миссия РПЦЗ: «Стояние в вере Православной должно заключаться не в одном лишь точном исповедании учения Православной Церкви, а и в жизни сообразно вере. Посему оплачем грехи и преступления наши, которыми мы осквернили себя, навлекли гнев Божий, покаемся в них от всего сердца». И дальше: «Долг Русского Зарубежья сохранить духовные ценности св. Руси и передать их будущим поколениям, подготовить их для службы возрожденной Великой Родине».

 

ТРЕТИЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР РПЦЗ в 1974 г.

Третий Всезарубежный Собор РПЦЗ с участием клира и мирян состоялся всего лишь 26 лет тому назад с 26 августа / 8 сентября до 9/22 сентября 1974 г. в Свято-Троицком монастыре, в г. Джорданвилль, штат Нью-Йорк. В нем приняло участие 15 преосвященных и 70 делегатов от духовенства и мирян.

На этом Соборе были выслушаны многие замечательные доклады, приняты соответствующие резолюции и послания. Среди посланий следует отметить «Обращение Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей к Американской Митрополии», вызванное тем, что Американская Православная Церковь стала автокефальной церковью МП. Это действие было охарактеризовано прибывшим тогда на Запад А. И. Солженицыным так: «Как это? — из сочувствия к узникам, вместо того, чтобы сбивать с них цепи — надевать такие же и на себя? Из сочувствия к рабам, склонять и свою выю под ярмо?» Эти слова были приведены в Обращении Всезарубежного Собора, главная цель которого выразилась такими словами: «Мы протягиваем вам братскую руку для начала поисков путей к изменению греховного церковного разделения. В чем бы мы на этом ни преуспели, в сотрудничестве ли, в общем ли деле помощи плененной Русской Церкви, или в полном воссоединении, — все будет лучше, чем то состояние, в котором мы пребываем теперь».

Среди резолюций дух РПЦЗ особенно ярко проявился в резолюции по докладу архиепископа Никона «О духовной сущности Московской Патриархии в настоящее время». Ввиду актуальности этой резолюции и для нашего времени, приведем ее полный текст:

«Третий Всезарубежный Церковный Собор, выслушав 27 августа / 9 сент. сего 1974 г. доклад [архиепископа Никона, П. Б.]: “О духовной сущности Московской Патриархии в настоящее время”, преклоняется перед величием духа русского народа, который в глубине своего сердца хранит несокрушимой православную веру Христову. Несмотря на все ухищрения безбожной коммунистической власти, порабощенный ею русский народ в значительной своей части всеми доступными ему способами исповедует Христову веру, усердно посещает и молится в немногих открытых в Советском Союзе храмах, выдвигает мужественных исповедников, возносит молитвы Богу в потаенных от безбожной власти местах, не взирая на жестокие гонения, не поддается пропаганде безбожия, ведомой коммунистической властью в государственном масштабе и проявляет веру и благочестие в подрастающем молодом поколении. В этом Всезарубежный Церковный Собор видит надежду на грядущее низвержение коммунизма и усердно молит Бога о скорейшем освобождении русского народа от его оков.

Вместе с тем Всезарубежный Церковный Собор выражает свою глубокую скорбь о том, что Московская Патриархия, призванная по существу своему быть выразительницей Христовой истины, со времени злополучной декларации Митрополита Сергия от 1927 г., установила и продолжает свое сотрудничество с безбожной коммунистической властью, укрепляя этим ее власть над русским народом и содействуя распространению безбожного коммунизма в свободном мире. Всезарубежный Собор знает, что не все иерархи и рядовое духовенство в Советском Союзе усвоили коммунистическое мировоззрение, тяготятся своим пленом у безбожной власти и надеются, что в русском народе выдвинутся исповедники Христовой веры, призывающие к покаянию как весь русский народ, так и безбожников коммунистов, дабы они в разум истины пришли, о чем усердно молится Русская Православная Церковь Заграницей.

Русская Православная Церковь с благоговением хранит священную память мучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову от безбожной власти в Советском Союзе и не может иметь никакого общения с Московской Патриархией, поскольку она находится в сотрудничестве и порабощении у Советской власти. Всезарубежный Собор благодарит Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополита Филарета за его достойный ответ на призыв Московского Патриарха Пимена к Русской Зарубежной Церкви о вступлении в каноническое общение и, следовательно, подчинение Московской Патриархии, а через нее безбожной власти, отвергая возможность какого бы то ни было общения с нею, хотя бы Русской Православной Церкви Заграницей пришлось остаться в полном одиночестве в современном мире. Русская Православная Церковь Заграницей не сойдет с пути исповедания Христовой истины и будет продолжать молить Бога об освобождении русского народа от коммунистического ига и о возвращении России на путь ее тысячелетнего христианского и исторического бытия».

И сегодня, глядя на смуту 1990-х годов в РФ; на результаты прошедшего в Москве с 13 до 16 августа 2000 г. «Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», подтверждающие стояние МП в сергианстве и экуменизме; на торговлю МП сигаретами, спиртным, нефтью и алмазами; на попытки насильственных захватов храмов РПЦЗ по всему миру и в РФ; на приезд в конце августа 2000 г. представителей МП (митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир, митрополит Волоколамский Питирим, архиепископ Винницкий Макарий, епископ Зарайский Павел и руководитель отдела по связям с общественностью ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин) в Нью-Йорк на «Саммит тысячелетия» при ООН (сборище около 1000 представителей «религий мира», от кардиналов до знахарей австралийских аборигенов) и на их участие в открытии «саммита» барабанным боем — медитацией японского культа синтоистов — так и хочется заключить вышеприведенную резолюцию словами: Воистину так!

 

НА ПУТЯХ К СОЗЫВУ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО ЦЕРКОВНОГО СОБОРА

Доклад протоиерея Виктора Потапова,
настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне,
Архиерейскому Собору РПЦЗ

 

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые архипастыри!

Архиерейский Синод поручил мне представить преосвященным участникам настоящего Архиерейского Собора ряд соображений о возможности созыва Всезарубежного Собора нашей Церкви. Таковой был бы четвертым по счету Собором со времени основания нашей Русской Православной Церкви Заграницей.

Первый был созван по инициативе Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) в 1921-м году и проходил в Югославии в Сремских Карловцах под покровительством Сербской Православной Церкви. В этом основополагающем Соборе участвовало 95 делегатов — 11 иерархов, 22 клирика и 62 мирянина. Главным деянием Собора была организация Русской Зарубежной Церкви — создание Высшего Церковного Управления во главе с Митрополитом Антонием и епархиальных управлений в странах русской диаспоры.

Второй Всезарубежный Церковный Собор состоялся в 1938 году, спустя два года после кончины митрополита Антония, под председательством нового первоиерарха — митрополита Анастасия (Грибановского). Второй Собор был задуман еще при жизни митрополита Антония. В докладе Архиерейскому Собору от 2/15 января 1936 года о желательности созыва Всезарубежного Собора митрополит Антоний указал на необходимость привлечения представителей клира и мирян к ближайшему участию в церковных делах, сохраняя при этом канонический строй церковной жизни, сплочения Зарубежной Церкви, укрепления ее организации и упорядочения ее имущественного положения, а также указания российской диаспоре путей ее духовного возрождения и просвещения, обсуждения и выработки мер борьбы с сектантством, противоцерковными течениями и лечения ран, нанесенных душам церковной смутой.

Второй Собор проходил с 1/14 по 11/24 августа 1938 года сначала в Белграде и затем в Сремских Карловцах. Съехалось 97 лиц — 13 иерархов, 26 клириков и 56 мирян. Деяния Собора были изданы в большом томе в 745 страниц и касались многих сторон церковной жизни и представляют собой богатейший материал для историков. Собор имел большое значение для укрепления Русской Зарубежной Церкви перед теми испытаниями, которые были вызваны возникшей вскоре Второй Мировой войной.

Спустя 36 лет после Второго Церковного Собора наше священноначалие благословило созвать Третий Всезарубежный Собор, который начал свою работу 26 августа / 8 сентября 1974 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк. На Соборе председательствовал третий Предстоятель нашей Церкви, приснопамятный митрополит Филарет (Вознесенский); присутствовало 112 человек, в том числе 15 архипастырей.

Третий Собор поставил перед собой задачу укрепить бытие нашей Церкви, выявить ее путь в современном мире, ее отношения к прочим поместным церквам и инославному миру, усовершенствовать управление и устройство церковного корабля и многое другое.

Благодатью Духа Святого задачи трех авторитетнейших Соборов нашей Церкви успешно осуществились дружными усилиями иерархов, клириков и мирян, которые принесли на Соборы опыт, знания, ревность и любовь к своей Церкви.

Со времени созыва последнего Всезарубежного Церковного Собора прошло немногим больше 26 лет. За это время мы были свидетелями событий мирового масштаба, оказавших существенное влияние на жизни всех людей. Из них следует выделить прославление Новомучеников и Исповедников Российских, празднование 1000-летия Крещения Руси и крушение безбожного коммунизма.

Периодически созываемые Архиерейские Соборы отчасти реагировали на эти и другие события в посланиях, обращенных к верным чадам в рассеянии и на родине сущим. Однако мне представляется чрезвычайно важным именно теперь, спустя 26 лет после последнего Всезарубежного Собора и 9 лет после падения безбожного коммунизма всей полноте Русской Зарубежной Церкви — иерархам, клиру и мирянам, единым сердцем и едиными устами, Господу содействующу, попытаться осмыслить пройденный нами путь. Настало время всей полноте нашей Церкви проанализировать состояние межцерковных отношений, отыскать новые, творческие пути к достижению церковного единства Российской Православной Церкви, обсудить возможности восстановления литургического общения с Грузинской Православной Церковью, влить чадам Церкви новые духовные силы, передать следующим поколениям залог верности Русскому Православию, обновить церковную жизнь русского Зарубежья и, наконец, дать ответы на многие волнующие паству насущные вопросы современности.

Многие чада нашей Церкви спрашивают — как оценить прославление Московской Патриархией Новомучеников и Исповедников Российских? Можем ли мы служить молебны сотням подвижников благочестия 18 и 19 веков, канонизированных на последнем Архиерейском Соборе Московской Патриархии? В так называемой социальной концепции, принятой Московской Патриархией, упоминается об отделении Церкви от государства и о праве Церкви призывать своих чад к гражданскому неповиновению в тех случаях, когда государство принимает решения, идущие против учения Церкви и совести верующих. Означает ли это, что преодолено, кануло в Лету лжеучение под именем сергианства? Как нам поощрять растущее в недрах Московской Патриархии мощное антиэкуменическое движение?

Многих чад нашей Церкви смущают нездоровые высказывания, нетерпимость и непримиримое отношение к многим другим православным церквам и юрисдикциям со стороны некоторых руководителей Церкви, готовых вычеркнуть всякого из числа спасаемых, отлучить от Церкви или обвинить в безблагодатности. Из-за этого многие православные в мире перестали прислушиваться к голосу Зарубежной Церкви. Это углубляет нашу изоляцию и ослабляет голос здорового Православия в мире.

Почему следует созвать Церковный Собор не из одних епископов только, но и с участием клира и мирян?

Канонически, Церковью Христовой управляют епископы, как преемники Апостолов, и никто этого права отнять у архипастырей не может, пока архиереи «право правят Слово Истины» и не осуждены за отклонение от веры или за лжеучительство.

Но Церковь состоит не из одних епископов, а также из клириков и мирян, и именно Церкви в ее целом присуще свойство святости, или непогрешимости. Критерий Истины у нас всегда определялся учением преп. Викентия Лиринского, согласно которому: «Во Вселенской Церкви нужно держаться того, во что веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все» (Из сочинения Первое предостережение, или трактат в защиту древней и вселенской кафолической веры против всех безбожных и еретических новшеств, цит. из энциклопедии «Христианство», т. 1, Москва, 1993 г, с. 361). Другими словами Истиной признавалось то, что принималось, как Истина, всем соборным сознанием Церкви.

Архиепископ Аверкий (Таушев), приснопамятный ректор Свято-Троицкой Духовной семинарии и видный участник последнего Всезарубежного Церковного Собора, пишет: «у нас никогда не было папизма, ни папской непогрешимости, ни деления, унаследованного на Западе от древнего языческого Рима, на “патрициев” — духовенство и “плебеев” — мирян. В Теле Христовой Церкви пред Богом все равны, хотя и исполняют разные функции, как это мы видим в замечательном учении св. Апостола Павла о Церкви Христовой, где он проводит параллель между Церковью и человеческим телом, где много разных органов, из которых каждый исполняет свое особое служение, нужное для всего тела».

Разъясняя учение Апостола Павла, изложенное Апостолом языков в 12-й главе первого послания к коринфянам (12–27), владыка Аверкий далее пишет: «Но как в обычном человеческом теле существует полная согласованность в действии всех членов, ибо иначе телу грозила бы гибель, так и в Церкви Христовой должно быть полное единомыслие и единодушие, к чему постоянно призывает христиан Слово Божие.

Вот, ради укрепления и утверждения такого единомыслия и единодушия и совместной дружной и согласованной работы на пользу всей Церкви, — продолжает архиеп. Аверкий — и созываются такие Соборы, в которых участвуют все члены Церкви. ...Епископам весьма важно и полезно знать, как настроены и что думают о том или ином явлении в жизни Церкви клирики и миряне, дабы принять все это во внимание, ради блага Церкви и лучшего ее руководства и окормления. Признаваемый великим Отцом Церкви св. Киприан Карфагенский, утверждавший, что “Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе, и кто не с Епископом, тот не в Церкви”, вместе с тем подчеркивал, что “Церковь заключается в Епископе, клире и всех стоящих в вере”, и своим пресвитерам и диаконам писал: “С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа” (Архиеп. Аверкий, Третий Всезарубежный Церковный Собор, “Православная Русь” № 16, 1974, с. 3–4).

Таким образом, не только епископы, но и народ Божий несет ответственность за канонический порядок в Церкви. Св. Иоанн Златоуст призывал верующих не все возлагать на одно духовенство, но и самим заботиться о Церкви. Миряне не представляют собою лишь пассивный объект управления, с единственной обязанностью повиновения иерархии. Крещение и Миропомазание есть своего рода рукоположение в христианское звание. Миряне в известном смысле тоже облечены в священный сан, по слову Апостола Петра: «Вы народ Божий, царственное священство» (1 Петр. 2:9).

В «Окружном Послании» Восточных Патриархов 1848 г. констатируется: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласно с верою отцов их».

Описанный в книге Деяний Апостольский собор, ставший основной моделью для проведения церковных соборов, состоял не только из апостолов, но и из пресвитеров и братии (Деян. 15:15). Правила о созыве поместных, всероссийских и даже всезарубежных соборов согласуются с мнением великого церковного мыслителя прошлого века святителя Игнатия (Брянчанинова), который весьма активно ратовал о созыве Поместного Собора Российской Церкви. Святитель писал: «На Соборе должны быть депутаты: 1) от монастырского монашества русского, по избранию этого монашества, 2) от белого духовенства русского, по избранию этого духовенства, 3) от Православных мирян, по избранию мирян. Примерно каждая епархия должна избрать по два депутата из каждого разряда, всего каждая епархия должна дать по шести депутатов» (Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862—1866 гг. «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви». Из книги Леонида Соколова Морально-аскетические воззрения еп. Игнатия Брянчанинова. Киев, 1915 г.).

Широкое представительство церковных «сословий» на соборах, конечно, повышает их авторитет и влияние. Особенно это проявляется в переломные эпохи.

Практически все Вселенские и Поместные Соборы были соборами епископов, но, начиная с VI Вселенского Собора, участие монахов и священников расширяется. Более того, из более чем трехсот подписей под деяниями VII Вселенского Собора 131 не принадлежала епископам. Монахи вместе с императорскими чиновниками были признаны полноправными участниками заседаний Собора. Историк А. Карташев отмечает, что благодаря участию в соборе множества монахов одобрение его деяний обеспечивалось в самых широких кругах. Эти монахи были по преимуществу игуменами монастырей. Участие игуменов монастырей и даже низшего духовенства в соборах сохранилось и в Русской Церкви в средние века, причем некоторые соборные решения утверждались и их подписями (А. В. Карташев Вселенские Соборы. Изд. Республика. Москва, 1994, с. 494).

Вот как говорит о Российских Соборах митрополит Макарий (Булгаков): «Большею частью на Соборах присутствовали, кроме архиереев, и настоятели монастырей — архимандриты, игумены, строители, также протоиереи, священники, монахи и вообще низшее духовенство; часто присутствовал и сам государь, иногда со своими детьми, братьями и со всеми боярами... Право голоса на Соборах принадлежало, разумеется, прежде всего митрополиту и прочим архиереям... Но предоставлялось и другим духовным лицам, присутствовавшим на Соборах, выражать свои мнения, и иногда, если эти лица отличались высоким умом и образованием, их голос имел даже преобладающее значение на Соборе, как, например, голос преподобного Иосифа Волоколамского на Соборах 1503—1504 г. ... Соборные решения и постановления одни подписывались только архиереями, другие — и низшими духовными лицами: архимандритами, игуменами и утверждались согласием государя...» (Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва, 1996. т. 4, ч. 2, с. 91, 93.).

Созыв Всезарубежного Собора потребует много усилий, много духовных, умственных и физических сил и немалых материальных затрат. И подготовка к Собору потребует многих усилий. Необходимо сформировать предсоборную комиссию, которая назначит подкомиссии, составит повестку Собора и назначит знающих свою тему докладчиков.

Бояться этих усилий не надо, особенно если сравнить их с теми трудностями, перед которыми стояли Отцы древних Вселенских и Поместных Соборов периода Византийской империи. Вспомним в этой связи время созыва Второго Всезарубежного Собора. В статье «Значение Всезарубежного Собора» (Русь Святого Владимира. Юбилейный Соборник ко дню 950-летия Крещения Руси. Шанхай 1938 г. с. 183–184) участник Собора Петр Сергеевич Лопухин, писал: «...на Собор съехались люди со всего света. (...) Владыка Мелетий с четырьмя представителями из Харбина ехал 49 дней. Епископ Урмийский Иоанн несколько дней ехал по безплодной пустыне, пока добрался до культурных путей сообщения. Созыв Собора потребовал больших денег, они были собраны по мелочам и можно сказать десятки тысяч рук снаряжали путешественников в дальнюю дорогу. За все время нашего беженства это был первый Всезарубежный Собор, собранный русскими людьми собственными силами. На созыв Собора 1921 г. и на Зарубежный съезд были пособия извне — из остатков русских государственных средств».

В каком духовном ключе должен проходить 4-й Всезарубежный Церковный Собор? Обратимся вновь к воспоминанием П. С. Лопухина:

«Собор не был бы Собором, если бы мы не поняли, если бы не ощутили, что не мы люди, а Божия милость и Божия благодать создали и провели этот Собор. Больше того: если бы все сделанное на Соборе было сделано в самом деле нами, то это был бы не Собор, а съезд и все сделанное имело бы совсем иное значение, ибо дорого именно то, что Собор Церковный прошел церковно, по воле Божией.

...Мы это ощутили с первого дня, в тот момент, когда мы в страхе Божием пели молитву “Днесь благодать Св. Духа нас собра”. Дерзновенные слова и вместе с тем сколько надо смирения, чтобы их так дерзновенно сказать. Много раз в течение Собора вспоминалась эта молитва. ...Весь Собор, все члены Собора жили эти дни открыв свою душу благодати Божией и отдавались ее водительству. Мы высказывали свои взгляды, но мы не боролись друг с другом. Мы отстаивали свои мысли, но душа наша была открыта к тому, чтобы понять чужую мысль и что надо для пользы Церковной. Мы высказывали свои мнения, но готовы были от них отказаться. Это создавало совершенно особое настроение Собора, настроение церковное и мы это до конца поняли и оценили...» (там же, с. 186).

Отказ от созыва IV Всезарубежного Церковного Собора с участием клира и мирян может быть истолковано многими, как внутри нашей Церкви, так и вне ее, как пассивное признание священноначалием Русской Зарубежной Церкви отсутствия соборности в лоне нашей Церкви, творческого бессилия и нежелания окончательно преодолеть «разделения и соблазны» (Рим. 16:17) мира сего в церковной ограде. А это приведет к дальнейшему брожению в наших рядах. Да не будет этого!

Церковь есть наше общее достояние, и она требует общей нашей заботы, нашего личного участия. Кто любит Церковь, кто хочет Ей блага, кто думает о Ее будущем, может ли остаться хладнокровным и равнодушным к Ее призыву: «чадо, иди днесь, делай в винограднике Моем»?

Блаженнейший митрополит Анастасий однажды сказал, что Церковный Собор с участием клира и мирян является «собранием народного духа под знамением св. Креста». Дай Господь, чтобы силой Животворящего Креста и благодатью Святого Духа был бы созван Четвертый Всезарубежный Церковный Собор, чтобы нам сообща и надолго восстановить в своих сердцах спасительный порыв, о котором так просто и так трогательно писал участник Второго Всезарубежного Собора П. С. Лопухин.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РПЦЗ
О ВСЕЗАРУБЕЖНОМ СОБОРЕ

Созвать не Всезарубежный Собор епископата, духовенства и мирян, а совещание с участием духовенства.

 

ВЕРТОГРАДъ-Информ

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz