ВЕРТОГРАДъ-Информ

ЗАСЕДАНИЕ СИНОДА МП

(ОВЦС МП — Вдъ-Информ, Москва)

Заседание синода МП под председательством патриарха Алексия II прошло 27–28 декабря в Москве.

Синод помолился об упокоении почившего 19 декабря 2000 года патриарха Иерусалима и всей Палестины Диодора I и выразил соболезнование епископату, клиру и пастве Иерусалимского патриархата.

Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, синод причислил к Собору новомучеников и исповедников российских 57 новых святых, списки которых были представлены разными епархиями МП.

Празднование памяти святителя Алексия Московского и именин патриарха Алексия II по решению синода будет перенесено с Прощеного воскресенья на четверг Сырной седмицы.

Синод выразил удовлетворение прошедшей 24 декабря в Москве, по инициативе патриарха Алексия II, миротворческой встречей, в которой приняли участие глава МП, верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава азербайджанских мусульман шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. Целью их совместной миротворческой деятельности является «уврачевание» армяно-азербайджанского конфликта и достижение общей стабильности на Кавказе.

Был заслушан и одобрен доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о проведении в Москве в ноябре 2000 года Межрелигиозного миротворческого форума, в котором приняли участие представители «традиционных религиозных общин» России и стран СНГ, сотрудники государственных учреждений России, дипломатические представителей стран СНГ, руководители международных межрелигиозных организаций. Синод МП счел важным и в будущем развивать диалог и взаимодействие последователей «традиционных религий».

В целях развития двустороннего диалога между МП и Армянской апостольской (монофизитской) церковью, синод принял решение о проведении в феврале 2001 г. в Эчмиадзине (Армения) двусторонних собеседований на церковно-общественные темы. Делегацию МП на этих собеседованиях будет возглавлять заместитель председателя ОВЦС МП архиепископ Калужский и Боровский Климент.

Синод выразил мнение о необходимости создания Координационного комитета и Богословской комиссии по диалогу МП с Коптской, Сирийской и Армянской апостольской (Киликийский католикосат) церквами (монофизитскими). Комитет начнет свои заседания в Москве в марте 2001 года.

Синод приветствовал решение приходского собрания бывшего евлогианского Свято-Николаевского прихода в Риме «о возвращении в лоно матери-церкви». Приход будет иметь в МП права ставропигии. Его настоятелем назначен протоиерей Михаил Осоргин.

Синод также решил некоторые организационные вопросы; было заслушано несколько докладов; некоторые епископы получили новые назначения. Синод благословил открытие двух мужских и трех женских монастырей.

Был также одобрен план внешней церковной деятельности МП на 2001 год.

 

СОБРАНИЕ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ МП

(Вдъ-Информ, Москва)

15 декабря в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялось Епархиальное собрание г. Москвы под председательством патриарха Алексия II и с участием патриарших викариев. Участие в работе собрания представителей СМИ было строго ограничено.

Патриарх сделал доклад о жизни Московской епархии, поставил собравшихся в известность об очередной реорганизации церковных благочиний Москвы (вместо 11 их стало 14) и привел основные статистические данные об общем состоянии МП. Согласно данным патриарха, МП сейчас имеет 130 епархий и 545 монастырей. Общее число ее приходов, не считая украинской части МП, — 19 417, клириков насчитывается 15 837. В МП ныне функционируют 95 духовных школ разного уровня.

В своем выступлении патриарх подвел итоги прошедшего «драматического столетия», в котором Церковь «пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову». «Огонь репрессий, — сказал Алексий II, — не только не смог уничтожить православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором Русская Церковь очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад». По мнению патриарха, «духовная, нравственная опора, которую дало людям многовековое православное воспитание», помогла русскому народу «одолеть могущественного неприятеля в годы Великой отечественной войны, сделала возможными величайшие свершения Советского Союза в экономической, политической, социальной, научной, военной и многих других областях».

«попытки внешних сил расколоть церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам» были безуспешны, считает патриарх. «Стремление заключить нашу церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным», — сказал он.

В своем выступлении глава МП дал оценку нравственного состояния нынешнего российского общества и мира в целом. «процессы секуляризации общественной жизни», «сопровождающиеся глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество, забвением и даже совершенным отвержением богоданных нравственных норм», вызывают тревогу патриарха. Он также выразил свое недовольство ростом потребительского отношения к жизни, что порождает «грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающие образ Божий в человеке», — и осудил стяжательство среди духовенства МП: «Не может быть признано нормальным положение, когда приход или монастырь закупают дорогостоящую богослужебную утварь, строят комфортабельные дома для духовенства, устраивают обильные многочасовые трапезы и одновременно отказываются выделять средства на полноценную воскресную школу, церковную газету, интернет-страницу, подготовку кадров, работу с молодежью. Если это будет продолжаться, у пастырей возникает опасность остаться одинокими среди великолепных стен и оград».

«священник, — поучал глава МП свое духовенство, — должен быть не только учителем святости, но и свидетелем и, в значительной степени, носителем света и святости, живой иконой, образом Бога», ибо только при этом условии духовенство сможет оказывать благотворное воздействие на окружающий мир, где «на первое место вышли, с одной стороны, циничная нажива любой ценой, развлечения и удовольствия, с другой стороны — насилие, жестокость, полное попрание закона». Духовенство, по словам патриарха, должно «стоять на Божественной страже, защищать верующих от тех, кто глумится над святостью, от лжеучителей, сектантов и раскольников». Патриарх также призвал к внимательному и чуткому отношению к новообращенным и отметил, что необходимо совершать таинство Крещения после подготовки крещаемых, и желательно через полное погружение.

Патриарх затронул и вопрос «младостарчества», поскольку в МП «продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу». Патриарх призвал усилить контроль со стороны благочинных и настоятелей за деятельностью «младостарцев».

Алексий II посетовал, что «некоторые клирики», «сохраняя на словах преданность священноначалию, на деле ведут себя как раскольники»; в СМИ участились «нападки на архиереев»; в среде духовенства видится «недостаток благоговейного отношения к начальствующим и старшим». Имен ведущих себя «как раскольники» клириков патриарх, однако, не уточнил.

Патриарх затронул также проблему развития информационной деятельности МП и призвал московских клириков наладить «межприходской обмен информацией и оперативную связь с Московской патриархией». Он нашел странным явление, что в наш век гигантского развития систем коммуникации, благодаря которым любая информация распространяется по всему мира за считанные минуты, важные решения священноначалия «становятся известны широким кругам простых верующих в лучшем случае спустя недели после их принятия».

Глава МП считает, что пришла пора «подумать о создании в нашей церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий», а также создать «единую информационную базу данных о монастырях, приходах, патриарших подворьях, священнослужителях нашей Церкви, которая была бы доступна каждому желающему и включала бы сведения об истории и современной жизни православных общин».

Патриарх заметил, что в настоящее время издается, якобы по его благословению, множество книг и брошюр, издание которых он на самом деле не благословлял. Он также посетовал, что священнослужители неохотно приобретают издания МП, в том числе «Журнал Московской патриархии»: «Хотя мы неоднократно призывали каждого священнослужителя подписываться на «Журнал Московской патриархии», поступающие к нам протоколы собраний благочиний свидетельствуют о том, что многие не вняли этому призыву». Между тем, по словам Алексия II, существует много изданий, «которые, выдавая себя за православные и в некоторых случаях прикрываясь благословением известных иерархов и церковных деятелей (в том числе почивших), в действительности не имеют никакой связи со священноначалием и выражают лишь частную позицию авторов». Их материалы, по мнению патриарха, «вносят нестроения в церковный организм, подрывают авторитет священноначалия, распространяют клеветническую и ложную информацию».

Алексий II заявил, что «мощная индустрия растления», существующая на Западе, ведет против русского народа «хорошо спланированную бескровную войну, имеющую целью его уничтожить», — и призвал всех православных «организовывать национальное сопротивление действиям, вызывающим нравственную деградацию молодого поколения россиян». «Нужны всенародные усилия, можно сказать, всенародный вопль», чтобы молодое поколение смогло «вновь приобщиться к святому и чистому роднику веры и любви», — сказал Алексий II. По его мнению, в настоящее время Конституция и законы РФ не дают МП внедрить православное просвещение в систему российского образования. Другим препятствием является «инерция, пережитки советского воспитания и сопротивление большого слоя советских идеологических работников-атеистов, ныне перекрасившихся в специалистов по религиоведению, образовательной и воспитательной работе».

Глава МП считает одной из виновниц бедственного нравственного состояния россиян государственную власть, первые шаги которой на государственном поприще «ознаменовались не усилиями по укреплению семьи как фундамента народной жизни, но самой разнузданной пропагандой насилия и разврата в газетах и журналах, в кино и на телевидении, в театре и литературе». «государственных мужей», по мысли патриарха, «больше занимает борьба за власть, политика, экономика».

Однако, о будущем МП ее глава думает с оптимизмом.

 

СТАРООБРЯДЦЫ ОБВИНЯЮТ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА) В ПЛАГИАТЕ

(Вдъ-Информ, Москва)

Книга «Яко с нами Бог», которую архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник Православного общества «Радонеж», в течение 20 лет 18 раз переиздал под своим именем, на самом деле была написана старообрядческим начетчиком Федором Мельниковым. Об этом сообщил председатель Остоженской старообрядческой общины г. Москвы Алексей Рябцев 5 декабря на пресс-конференции в редакции газеты «Мир новостей».

Алексей Рябцев отметил, что эта книга была написана в 1920-е годы в эмиграции и переиздавалась Федором Мельниковым четыре раза. Книга построена в виде диалога атеиста и верующего. Как сообщил Алексей Рябцев, старообрядческая община Москвы выпустила эту книгу под фамилией ее настоящего автора, Федора Мельникова.

 

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ ВЫСТУПАЕТ В ПОДДЕРЖКУ СОВЕТСКОГО ГИМНА РАДИ «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С СОВЕТСКОЙ ЭПОХОЙ»

(Благовест-инфо — Вдъ-Информ, Москва)

Московская патриархия поддерживает гимн, написанный на музыку советского военного композитора Александра Александрова (бывший советский гимн «Союз нерушимый...»). Как заявил в интервью агентству «Интерфакс» секретарь по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя законодательную инициативу Владимира Путина по утверждению музыки Александрова в качестве гимна России, «президент принял очень достойное решение, которое сгладит противостояние в обществе вокруг этой темы».

По его словам, «очень важно, что вся символика страны рассматривается в данном случае как комплекс, то есть берутся дореволюционные флаг и герб, которые показывают преемственность с дореволюционным периодом нашей истории, и в то же время — музыка Александрова, которая показывает преемственность с советской эпохой, в которой, конечно, были страшные трагедии, но было и много хорошего». «Таким образом, — заявил представитель МП, — восстанавливается и демонстрируется преемственность всей российской истории».

Музыка для гимна была написана Александром Александровым в 1943 году, и Иосиф Сталин лично одобрил ее. После краха коммунистической системы в 1991 году президент Борис Ельцин отказался от этого гимна.

 

«ЖУЧКИ» ОБНАРУЖЕНЫ В КОМНАТАХ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ

(Соборность — Вдъ-Информ, Санкт-Петербург)

11 декабря студенты Санкт-Петербургских духовных школ МП, слушая радио на коротких волнах, вдруг услышали свой собственный разговор. Оказалось, что в их комнате было установлено подслушивающее устройство — «жучок».

Учащиеся считают, что «жучок» был установлен по инициативе ректора духовных школ епископа Тихвинского Константина (Горянова) руками его помощников — в частности, иеромонаха Игнатия (Тарасова), чья хиротония была причиной апрельского «бунта семинаристов». Эти действия, вероятно, связаны с «реформой» духовных школ, которую ректор намерен осуществить с целью ужесточения дисциплины и всеобщего контроля за жизнью семинаристов. Идея такой реформы возникла у еп. Константина после подавления «бунта».

Студенты духовных школ сообщили о найденных «жучках» инспектору академии протоиерею Георгию Тельпису и выразили свое недоумение и возмущение. Они предполагают, что появление подслушивающего устройства связано с назначением нового старшего помощника проректора по воспитательной работе иеромонаха Дамиана (Залетова). Он является выпускником Московских духовных академии и семинарии и был направлен в Петербург для «наведения порядка». Похоже, что практика прослушивания личных разговоров в общежитии духовных школ уже получила распространение в Москве, и иеромонах Дамиан решил поделиться опытом. У петербургских семинаристов он уже успел стяжать репутацию «провокатора», стремящегося любыми путями получить сведения о жизни будущих клириков МП. В день обнаружения «жучка» в комнате общежития иеромонахи Дамиан и Игнатий (Тарасов) отправили дежурного по общежитию «в храм на молитву» и остались в общежитии полными хозяевами, поэтому причастность их к установлению «жучка» очевидна.

 

ПОПЫТКA САМОУБИЙСТВА ОДНОГО ИЗ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ: ИЗ-ЗА «НЕСЧАСТНОЙ ЛЮБВИ» ИЛИ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ?

(Соборность — Вдъ-Информ, Санкт-Петербург)

вечером 16 декабря студент 4-го класса Регентского отделения Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии (СПбДАиС) Станислав Алексеев перерезал себе сухожилия с целью совершить самоубийство; однако, ему не удалось повредить главные вены, и поэтому он избежал скоропостижной смерти.

Отвечая на вопросы проректора СПбДАиС по воспитательной работе профессора протоиерея Георгия Тельписа, сам Алексеев сообщил, что после всенощной в академическом храме, ужина и вечерней молитвы он выпил «для храбрости» стакан водки и пошел исполнить уже давно возникшее намерение покончить с собой, — для чего вошел в душевую студенческого общежития, включил воду и перерезал себе вены. После этого он потерял сознание, а когда очнулся и понял, что еще жив, позвал на помощь. Другие студенты вызвали «скорую», и потерпевший был доставлен в больницу св. Ксении, где ему оказали необходимую врачебную помощь. В качестве мотивов попытки самоубийства студент назвал «отчаяние и безысходность», не объяснив их причин и упомянув лишь о несчастной любви к одной из учащихся Регентского отделения, имени которой он не назвал. Алексеев сказал, что раскаивается в содеянном, и просил о. Георгия никому не рассказывать о происшедшем и «не выгонять» его из семинарии.

По словам о. Георгия, с Алексеевым у него «никогда не было проблем», поскольку этот студент всегда рекомендовался с положительной стороны. Учившиеся вместе с Алексеевым студенты отзываются о нем как о «добром, отзывчивом человеке», который «всегда помогал другим в учебе» и по характеру был спокойным и уравновешенным. Поэтому они отвергают в качестве причин попытки самоубийства «психическую неустойчивость» и «несчастную любовь». Они считают, что причиной происшедшего стало «крайнее физическое и душевное утомление», возникшее из-за Рождественского поста и чрезмерной нагрузки в связи проходившей экзаменационной сессией.

Однако, некоторые учащиеся предполагают, что настоящей причиной самоубийства является атмосфера тотального шпионажа, подозрительности и жесткого административного давления на студентов, которая воцарилась в СПбДАиС.

По замечанию интернет-журнала «Соборность», «унижение человеческого достоинства, прикрываемое христианской лексикой, стало в последнее время основным «воспитательным» средством в академии». Учащихся «вербуют, призывая их доносить на своих товарищей и преподавателей». Подобная ситуация складывается не только в Санкт-Петербурге; по сообщению «Соборности», попытки самоубийства студентов уже имели место в Московской и Тобольской духовных школах. Попытка самоубийства студента Алексеева показывает, что плоды деятельности ректора СПбДАиС еп. Константина (Горянова) «становятся общественно опасными, поскольку непосредственно угрожают жизни студентов».

 

КОРОТКО…

19 декабря, в день памяти св. Николая Чудотворца, патриарх Алексий II побывал в ставропигиальном Николо-Угрешском монастыре в городе Дзержинском Московской области. в беседе с журналистами глава МП выразил беспокойство по поводу распространения в стране «различных сект, псевдомиссионеров, которые нахлынули на Россию, часто тоталитарных, деструктивных сект, которые часто калечат души людей, и их деятельность направлена на то, чтобы разделить наш народ», — и заявил, что «традиционные религии» и, в частности, занимающая среди них особое место «церковь большинства» — РПЦ МП, — имеют в России «главные права».

* * *

Выступая на церемонии вручения ему премии «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-Эпоха», патриарх Алексий II затронул тему взаимных отношений церкви и государства, особо подчеркнув «важность» формирования в России «совершенно новых отношений между государством и Церковью, отношений, которых не было ранее в истории России, ибо до революции Церковь была государственной». Глава МП заявил, что превращение Церкви в государственную структуру было отрицательным явлением и имело негативные последствия в постреволюционный период, поскольку при советской власти существовало подобное дореволюционному «грубое вмешательство государства в жизнь Церкви, в ее сакраментальную жизнь». «Новые пути служения Церкви» наметились только после начала перестройки. Главными направлениями взаимодействия Церкви и государства в настоящее время патриарх считает социальное служение (в первую очередь — борьбу с наркоманией), попечение о «нравственном здоровье» общества, о поддержании общественного мира и согласия, сохранение памятников истории и архитектуры, церковное окормление военнослужащих и заключенных. Алексий II сказал, что старается быть «ближе к народу»: «Я понимаю тяготы и трудности людей и в это время стараюсь — и вся наша Церковь старается — поддержать людей».

* * *

27 декабря был освящен новопостроенный храм во имя святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге. Это первый в МП храм, построенный в честь новопрославленной на «Юбилейном» архиерейском соборе царской семьи. Храмы построен на «Ганиной яме» — на месте предполагаемого сожжения тел св. Царственных Мучеников. Впоследствии предполагается устроить на этом месте монастырь; уже построено несколько келий. Деревянный храм, рассчитанный на 200 человек, был построен всего за два месяца, с помощью генерального директора Акционерного общества «Уралэлектромедь» А. А. Козицина.


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz