ВЕРТОГРАДъ-Информ

Новые архиереи Российской Православной (Автономной) Церкви

Как сообщалось в прошлом номере нашего бюллетеня, в конце ноября в Суздале были совершены хиротонии двух новых архиереев Российской Православной (Автономной) Церкви. Ниже мы публикуем их краткие биографии.

ТИМОФЕЙ,

Епископ Оренбургский, викарий Суздальской Епархии, —

в мiру Шаров Анатолий Алексеевич, родился 3 октября 1954 г. в крестьянской семье в поселке Ивановка Оренбургской обл., закончил историческое отделение Оренбургского педагогического института. В ноябре 1989 г. рукоположен во иерея епископом Хабаровским Гавриилом (МП). Служил в г. Магадане, учился заочно в Московской духовной семинарии. Принят вместе с общиной в Российскую Православную Свободную Церковь в 1991 году.

В речи при наречении во Епископа архимандрит Тимофей засвидетельствовал свое стремление, с помощью Божией, «служить Церкви даже до исповедничества и мученичества», «твердо стоять за истину за чистоту веры православной».

Владыка ТИМОФЕЙ служит в родном селе Ивановка Оренбургской обл., в построенной им небольшой церкви во имя Св. Троицы. В ближайших планах Владыки ремонт храма и возобновление издания приходского просветительского листка.

 

АМВРОСИЙ,

Епископ Хабаровский, викарий Суздальской Епархии, —

в мiру Епифанов Николай Викторович, родился 29 января 1963 г. а г. Вязники Владимирской обл., учился в Горьковском медицинском институте, затем, после службы в вооруженных силах, в 1989 г. закончил Московскую духовную семинарию, а 28 августа 1988 г. принял монашеский постриг от архимандрита Евлогия, тогда наместника Оптиной пустыни. Рукоположен в иеродиакона архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой (МП) 10 октября 1988 г., во иеромонаха — 8 ноября 1989 г. епископом Хабаровским Гавриилом (МП). С 1989 г. по 1996 г. служил настоятелем церквей г. Уссурийска, Владивостока и Хабаровска, в храмах Астраханской и Краснодарской епархий МП. 10 июня 1996 г. почислен за штат согласно собственному прошению. Осознав неправду сергианства, неканоничность и неправославие Московской патриархии, 29 апреля 2000 г. подал прошение о присоединении к Российской Православной (Автономной) Церкви.

В слове при наречении во Епископа архимандрит Амвросий возблагодарил Бога, Своим неизреченным Промыслом выведшего его из «мертвой антихристовой зкуменической лжецеркви» в Свою Святую Гонимую Церковь, сохранившую чистоту веры «в лесах и дебрях, в домах и подвалах, в горах и пустынях, в тюрьмах и изгнаниях», в Истинную Российскую Церковь, пропитавшую кровью мучеников своих землю России, наполнившую рай святыми исповедниками, а землю — св. мощами. Владыка просил помощи Божией и молитв Церкви, столь необходимых ему в деле собирания заблудших и обольщенных лже-церковью овец «во едино стадо, во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

По поручению Архиерейского Синода РПАЦ, Владыка АМВРОСИЙ совершил в Суздале свою первую хиротонию, рукоположив в сан диакона инока Иоанна. Свою архипастырскую деятельность Владыка хочет начать с покупки дома в г. Хабаровске для устроения в нем храма в честь Иверской Мvроточивой иконы Богоматери, а также с приобретения земельного участка в пригороде для создания женского монастыря. Сейчас в его клире состоит всего один священник, но имеется два кандидата на хиротонию.

 

БЫВШИЙ КЛИРИК РПЦЗ ДИАКОН ХРИСТОФОР ДЖОНСОН РУКОПОЛОЖЕН ВО СВЯЩЕННИКИ ИЕРАРХОМ КАЛЛИНИКИТСКОГО СИНОДА ИПЦ ГРЕЦИИ

(Вдъ-Информ, Детройт)

11/24 декабря в Детройте митрополит Нифонт Перейский (Калиникитский Синод Греческой Истинно-Православной (старостильной) Церкви) рукоположил во священники диакона Христофора Джонсона, перешедшего под его омофор из РПЦЗ. В настоящее время о. Христофор служит в Денвере, где он основал приход в честь Преображения Господня.

Отец Христофор родился 16/29 декабря 1967 года. В ранней юности он был членом протестантской церкви. Изучая творения отцов Церкви, он осознал ошибочность протестантских взглядов и перешел в католичество, а затем в либерально-экуменическую Православную церковь Америки (ОСА). Осознав ошибочность экуменизма, Христофор Джонсон решил присоединиться к РПЦЗ. Он был принят в Зарубежную Церковь через Крещение Архиепископом Антонием Лос-Анжелосским († 1996) и стал прихожанином церкви Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Денвере, штат Колорадо. Несколько лет назад он был рукоположен во диаконы Епископом Кириллом Сиатлийским.

Отец Христофор прервал общение с РПЦЗ в феврале 2000 года из-за постоянных сослужений Архиепископа Антония Сан-Францисского (+ 2000) и Епископа Кирилла Сиэттлийского с клириками и епископатом экуменической Сербской патриархии.

 

КОРОТКО...

К Российской Православной (Автономной) Церкви присоединилась группа катакомбных истинно-православных христиан во главе с архимандритом Антонием. Первоначально о. Антоний, получивший хиротонию от катакомбного митр. Геннадия (Секача), жил в горах под Сухуми (Абхазия), но рост бандитизма и участившиеся в последние годы нападения на его общину вынудили о. Антония и его духовных чад переселиться в Московскую область. В районе г. Орехово-Зуево общинниками был приобретен участок земли и построен монастырь.

* * *

8/21 ноября в Суздале был рукоположен во священники Павел Лим. Отец Павел будет служить в приходе Российской Православной (Автономной) Церкви в Англии, старостой которого является известный церковный писатель Владимир Мосс.

Отец Павел — выходец из даосистской семьи в Сингапуре, с отличием закончил университет и до августа 2000 года работал в компании Hewlett Packard. В Православие он обратился под влиянием семьи Моссов, с которой он познакомился за день до того, как собирался стать членом протестантской церкви.

За короткий срок о. Павел изучил русский язык, и теперь служит на английском и церковно-славянском языках.

 

Иеродиакон Феофан (Арескин)

ВОСЬМОЙ СЪЕЗД

ДУХОВЕНСТВА, МОНАШЕСТВУЮЩИХ И МIРЯН

СУЗДАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ (АВТОНОМНОЙ) ЦЕРКВИ

 

Очередной, Восьмой, Съезд духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии Российской Православной (Автономной) Церкви (РПАЦ) прошел в конце ноября в Суздале.

Суздальским торжествам предшествовало празднование дня памяти святых Новомучеников и Исповедников, столпов Катакомбной Церкви, священномучеников Кирилла Казанского и Иосифа Петроградского, принявших мученическую кончину 7 (20) ноября 1937 г. На следующий день, 8 (21) ноября, в 15-ю годовщину блаженного успения Митрополита Филарета (Вознесенского), состоялось предварительное заседание Архиерейского Синода РПАЦ, на котором было принято решение о канонизации Собора преподобных жен Дивеевских, а также обсуждены текущие вопросы проведения Съезда. Восьмой Съезд оказался в некотором смысле юбилейным, поскольку в этом году исполнилось 10 лет со дня ухода суздальского духовенства и мирян из МП. На Съезде присутствовало более ста человек, из них 5 Архиереев и 53 священника из разных мест СНГ, где есть приходы РПАЦ, в основном из России, Украины, Беларуси и Латвии. Были также гости из «дальнего» зарубежья.

Утром во вторник, 22 ноября, в кафедральном Цареконстантиновском соборе архиерейским чином была совершена заупокойная Литургия и последняя соборная панихида по почившим сестрам-подвижницам Серафимо-Дивеевской обители. Съезд открылся в Актовом зале новопостроенного здания Суздальского Епархиального управления на улице Васильевской приветственной речью Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина, Первоиерарха Российской Православной (Автономной) Церкви.

Затем Епископом Борисовским и Санинским Феодором был зачитан Акт о прославлении в лике святых Блаженных матерей Дивеевских, причем Владыка отметил продолжающееся противление некоторых иерархов МП как прославлению почитаемых народом Царственных Мучеников, так и жен Дивеевских. Было решено прославить поименно первоначальницу монахиню Александру, схимонахиню Марфу, инокиню Елену, монахиню Капитолину, монахиню Евпраксию, игумению Марию, блаженных Пелагию, Параскеву и Наталию. Иеродиакон Феофан (Арескин) прочитал доклад о подвижнической жизни и чудесах Дивеевских жен.

Доклад благочинного Московского округа РПАЦ, настоятеля храма св. Царственных Мучеников на Головинском кладбище Москвы протоиерея Михаила Ардова был посвящен прошедшему в августе Юбилейному архиерейскому собору МП. Общее заключение о деяниях этого собора было ёмко выражено докладчиком в самом названии своего доклада: «Юбилейный собор показал: МП окончательно отпала от Православия». Кратко обрисовав историю создания МП и проанализировав материалы собора, о. Михаил подтвердил свой вывод фактическим отказом иерархии МП осудить экклисиологические ереси сергианства и экуменизма.

Затем иеромонах Григорий (Лурье), настоятель храма св. новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Санкт-Петербурге, сообщил о результатах прошедшего в октябре 2000 г. Архиерейского Собора РПЦЗ и современном состоянии Русской Зарубежной Церкви. В исторической перспективе был обозначен путь иерархии РПЦЗ после смерти Митр. ФИЛАРЕТА в направлении экуменического «мiрового православия». Архиерейский Собор РПЦЗ, прошедший с 17 по 27 октября 2000 г. в Нью-Йорке, открыто провозгласил намерение РПЦЗ оставить исповеднический курс Истинно-Православной Церкви и слиться с «официальным православием» прежде всего в лице Сербской и Московской патриархий. Собор принял два важнейших документа, в которых исповедуется церковное тождество РПЦЗ и еретической МП. Вывод был сделан неутешительный: после собора «Зарубежная Церковь осталась без архиереев», а положение паствы оказалось весьма неопределенным. В заключение докладчик подчеркнул необходимость разработки чина принятия в РПАЦ из РПЦЗ, а также из МП и прочих экуменических юрисдикций.

Затем последовало обсуждение докладов, в ходе которого было отмечено, что в результате политики Священноначалия РПЦЗ её приходы на территории СНГ оказались теперь в таком же (и даже более тяжелом) положении, в каком была Суздальская епархия еще в 1994 г., когда Российские Архиереи были вынуждены административно отделиться от Синода РПЦЗ. Иерархии РПАЦ было предложено помочь зарубежным православным обрести свое каноническое бытие с помощью законной иерархии, обратившись ко всем, кому дорого Истинное Православие, с призывом к единству в лоне Российской Православной Церкви, что вызвало единогласное одобрение присутствующих.

В ходе дискуссии Архиепископ Валентин сказал: «Все знают нашу позицию. Мы говорим, что путь к Богу — через покаяние. Если РПЦЗ все 80 лет призывала МП к покаянию, то мы тоже можем призвать Зарубежную Церковь принести покаяние ... осознать те ошибки, которые она делала по отношению к Суздальской епархии, по отношению к Российской Православной Церкви...» Владыка подчеркнул, что РПАЦ готова принять всех, ее двери открыты, но «пусть идут только те, кто осознал сердцем, душой, принес покаяние».

Первый день работы Съезда завершился Всенощным бдением с торжественным прославлением преподобных жен Дивеевских, которое возглавил Высокопреосвященнейший Архиепископ Валентин в сослужении четырех Епископов. Прибывшее духовенство едва уместилось в древнем Цареконстантиновском соборе. На полиелее два архимандрита торжественно вынесли икону жен Дивеевских, написанную в г. Уфе. Служба святым была составлена в Санкт-Петербургском приходе Св. Прмц. Елисаветы.

На следующий день, 23 ноября, за Божественной Литургией в ознаменование двухтысячелетия христианства и за верность служению на благо Российской Церкви Высокопреосвященнейшим Архиепископом Валентином было произведено награждение духовенства Суздальской епархии. Праздничная Литургия завершилась крестным ходом вокруг собора. После трапезы и краткого отдыха Съезд продолжил работу. С докладами выступили Епископ Даугавпилский и Латвийский Виктор, сообщивший об истории Православия в Латвии и современном положении дел в его епархии, архимандрит Иринарх (Нончин), благочинный церквей Суздальского округа, рассказавший о жизни Церкви в Суздале и окрестных селах. Прот. Андрей Осетров, секретарь Синода РПАЦ, выступил с содержательным докладом, где подробнейшим образом разобрал феномен сергианства, характеризуя его как глубокое внутреннее отступление от Христа под маской Православия.

Вечером было совершено торжественное Всенощное бдение в Синодальном храме на престольный праздник Иверской Мvроточивой иконы Божией Матери, после которого совершилось наречение архимандрита Тимофея (Шарова) во Епископа Богоспасаемого града Оренбурга. В своем слове при наречении архим. Тимофей подчеркнул, что одной из главнейших задач епископского служения Российской Церкви он видит в том, чтобы «вырвать русский православный народ из объятий еретического епископата». Хиротонию архим. Тимофея во Епископа Оренбургского, викария Суздальской епархии, возглавил за Божественной Литургией 24 ноября Высокопреосвященный Архиепископ Валентин.

В последний день работы Съезда были заслушаны доклады духовенства о приходской жизни и ее проблемах, затем выступили все желающие. Был прочитан доклад о жизни и исповедническом пути Митр. Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ; представители Санкт-Петербургского Центра Православного Просвещения объявили о планах открытия в Суздале при Епархиальном Управлении пастырско-катехизаторских курсов очного и заочного обучения с приглашением всех желающих; обсуждалось положение РПАЦ среди других Истинно-Православных Церквей и другие вопросы.

В конце секретарь Синода прот. Андрей Осетров огласил итоговое Обращение Съезда, которое было принято без возражений. На этом VIII Съезд духовенства, монашествующих и мирян РПАЦ завершил свою работу.

Еще одним важным и символическим торжеством стало освящение нового храма в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских, который строился около года трудами и усердием Архиепископа Валентина на пожертвования благочестивых православных христиан из Зарубежной Церкви. Великолепный храм в древнем суздальском стиле шатровой архитектуры в отдаленном от центра, но густонаселенном районе Суздаля стал 13-м по счету храмом Российской Церкви в г. Суздале. Освящение храма было совершено Высокопреосвященным Архиепископом Валентином в морозный и солнечный день 25 ноября при большом стечении народа. Храм расписан и украшен хорошо подобранным барочным иконостасом и вмещает больше ста человек. В проповеди Владыка отметил, что подвиг святых Новомучеников должен служить для нас образом подражания в исповедании Истинной веры и отвержении компромиссов даже до смерти. Память святых Новомучеников может торжественно праздноваться только в Истинной Церкви, а отнюдь не в сергианской Московской патриархии, всегда гнавшей и преследовавшей их, а теперь кощунственно уравнявшей их перед Богом с сергианами, которых Новомученики гнушались как еретиков и предателей. Отныне в этом храме будут возноситься молитвы о строителях и благоукрасителях, о всех гонимых и страждущих за Православие и за всех благочестивых жителей града Суздаля.

Вечером того же дня в Цареконстантиновском соборе состоялось воскресное Всенощное бдение в память св. Иоанна Златоуста, после которого был совершен чин наречения во Епископа Хабаровского, викария Суздальской епархии, архим. Амвросия (Епифанова). Сама хиротония Епископа Амвросия была совершена собором Архиереев на следующий день за Божественной Литургией. После поздравления и вручения жезла новому Епископу Владыка Первоиерарх объявил народу Божию о намерении Синода возвести в сан Архиепископа Епископов Феодора, Борисовского и Санинского, Серафима, Сухумского и Абхазского, и Виктора, Даугавпилсского и Латвийского. Само решение Синода было оглашено после Литургии 27 ноября.

На этом церковные торжества в Суздале закончились. В понедельник, 14/27 ноября (празднование св. Григория Паламы и начало Рождественского поста), прошло заключительное заседание Архиерейского Синода РПАЦ, на котором подводились итоги Съезда и торжеств. Архиерейский Синод, ввиду обсуждавшегося на Съезде предложения о прославлении в РПАЦ почитаемого народом Божиим блаженнопочившего Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Филарета (Вознесенского), принял решение создать Комиссию по подготовке прославления Блаженнейшего Митрополита Филарета во святых как исповедника Истинного Православия.

 

ДОКУМЕНТЫ VIII СЪЕЗДА ДУХОВЕНСТВА, МОНАШЕСТВУЮЩИХ

И МИРЯН СУЗДАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ РПАЦ

 

ОБРАЩЕНИЕ

VIII СЪЕЗДА ДУХОВЕНСТВА, МОНАШЕСТВУЮЩИХ И МИРЯН СУЗДАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ (АВТОНОМНОЙ) ЦЕРКВИ

КО ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИА­НАМ ВО ОТЕЧЕСТВЕ

И РАССЕЯНИИ СУЩИМ

 

Мы, участники VIII Съезда духовенства, монашествующих и мирян Суздальской Епар­хии Российской Православной Автономной Церкви, ревнуя о славе Божией и сохранении Святоотеческого Православного вероучения, обращаемся ко всем тем, кому дорого Право­славие. И, прежде всего, к тем священнослужителям и мирянам РПЦЗ, как в России, так и в зарубежье, чья христианская совесть не может смириться с предательским курсом, который избрала иерархия Зарубежной Церкви.

Несмотря на трудности и препятствия, воздвигаемые на пути нашего спасения, по ми­лости Божией и молитвам св. Новомучеников и Исповедников Российских, наши приходы увеличивают число своих членов и продолжают по мере сил возрождение в России Право­славия.

Огромное значение имеет для нас благословение и наставление епископа Григория (Граббе), данное им до его блаженной кончины возрождающимся приходам Суздальской Епархии.

10 лет тому назад Цареконстантиновский приход покинул Московскую патриархию. Это стало важным событием в истории Российской Православной Церкви, так как в России впервые появилась [легальная] православная община, не входящая в структуру сергианской иерархии.

Многое изменилось за прошедшие годы. Но самым для нас печальным стало явное от­ступление Зарубежной Церкви от ее собственного исповеднического пути. То, что там про­исходит в последние годы, свидетельствует о том, что власть в Архиерейском Синоде при­надлежит отнюдь не ревнителям Православия, а людям, которые не стесняются грубо на­рушать каноны и заветы Блаженных Первоиерархов — Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета. Красноречивым свидетельством отступления от Истинного Православия стало принятие Зарубежной Церковью в 1994 году еретической экклезиологии митрополита Филийского Киприана.

Результаты последнего Архиерейского Собора РПЦЗ ярко свидетельствуют о намере­нии иерархов Зарубежной Церкви соединиться с Московской патриархией, и это уже вы­звало возмущение многих представителей духовенства, монашествующих и мирян.

Сложившаяся ситуация чревата расколом, который грозит стать последним событием в жизни РПЦЗ: часть ее будет поглощена Московской патриархией, а другая — разойдется по разным юрисдикциям.

Многих прельстил собор МП, прошедший в августе 2000 г., на котором были приняты документы:

1. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию».

2. «Акт о прославлении Новомучеников и Исповедников Российских».

3. «Основы социальной концепции РПЦ».

Анализ этих документов показывает, что никаких существенных перемен в сергианско-экуменическом курсе МП не предвидится. Экуменизм как ересь не осужден, и Московская патриархия остается членом Всемирного совета церквей и других экуменических организаций.

Прославление части св. Новомучеников и Исповедников Российских было сделано не без умолчания и лукавства, то есть не по церковному. В частности, МП не покаялась в соб­ственной многолетней клевете на св. Новомучеников, осуждавших сергианство.

В «социальной доктрине МП» многие усмотрели отказ от декларации митрополита Сер­гия и его курса. А, между тем, в этом документе не только нет речи о покаянии в ереси сергианства, но имя митрополита Сергия вообще не упоминается. Документ является голо­словным, как и многие прежние сергианские заявления.

Московская патриархия много десятилетий верно служила советской власти, а теперь новому мировому порядку. И вот с такой «церковью» иерархия Зарубежной Церкви желает соединиться.

Все еретики и во все времена под видом служения Христу служили антихристу и гото­вили пришествие его, но все они, по большей части, при отпадении от Церкви, отходили от православной традиции. Сергианство особенно опасно тем, что оно стремится сохранить в неизменности внешние формы, используя их как сети для уловления, если возможно, и из­бранных.

Возлюбленные во Христе Иисусе братья и сестры!

Многие сегодня оказались перед выбором: можно ли сохранить свою верность Истин­ному Православию, оставаясь в Зарубежной Церкви, которая сознательно бросается в объятия экуменического «мирового православия»? Все мы прекрасно понимаем, что значитель­ная часть РПЦЗ не пойдет за своим священноначалием по ложному пути. Съезд Российской Православной Церкви призывает этих ревнителей Православия перейти под омофоры Ар­хиереев Российской Православной Церкви.

Хотелось бы особо подчеркнуть: мы далеки от стремления господствовать над кем бы то ни было. Мы только хотим помочь обрести каноническую почву церковного бытия для тех, кто в этой помощи нуждается.

Российская Церковь не стремится к самозамкнутости. Напротив, мы желаем общения с истинно-православными христианами всех стран и народов. Мы намерены делать практи­ческие шаги для установления полного канонического общения с братскими Истинно-Пра­вославными Поместными Церквами.

 

12/25 ноября 2000 г.

 

+ Архиепископ Валентин

+ Епископ Феодор

+ Епископ Серафим

+ Епископ Виктор

+ Епископ Антоний

+ Епископ Тимофей

+ Епископ Амвросий

и участники съезда.

 

ДОКЛАД ТАТЬЯНЫ СЕНИНОЙ

«К ПРОСЛАВЛЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО)»

 

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, братия и сестры, участники нашего Съезда!

Позвольте мне сказать несколько слов о святителе Митрополите Филарете (Вознесенском), третьем Первоиерархе РПЦЗ, о значении его церковной позиции для нашего времени.

Святитель Филарет родился в 1903 г., с 1920 г. жил в Харбине, был рукоположен во священника и принял пострижение в монашество в 1931 г. Уже в первые годы своего служения в священном сане о. Филарет привлек к себе множество людей, искавших духовного пути. Владыка был щедр не только на духовную, но и на материальную милостыню, всего себя отдавая на служение Богу и ближним. Он был очень строг к себе и вел поистине аскетический образ жизни, изучая писания святых отцов.

Его всегда отличала строгая бескомпромиссная церковная позиция, непримиримость к Московской патриархии, чью ложь он неустанно обличал с церковного амвона. Он продолжал это делать единственный из всех и в то время, когда после II Мировой войны весь дальневосточный епископат признал МП, и о. Филарет поневоле оказался тоже в ее юрисдикции. Стойкость о. Филарета вызвала недовольство китайских коммунистов, его многократно вызывали на допросы, на одном из которых избили. Его попытались даже убить, и он едва спасся из горящего дома, сподобившись таким образом части исповедников и мучеников за веру. Впоследствии, будучи Первоиерархом, Владыка всегда предостерегал свою паству и священников от какого бы то ни было общения с МП.

После выезда из Китая о. Филарет, через покаяние в своем, хотя и вынужденном, пребывании в юрисдикции МП, присоединился к РПЦЗ, где вскоре был рукоположен во Епископа, а в 1964 г. был избран, по предложению св. Иоанна (Максимовича), Архиерейским Собором РПЦЗ на Первосвятительский престол, который занимал в течение 21 года. Святитель Филарет старался вести РПЦЗ по строго святоотеческому пути. В противовес отступившим в экуменизм «официальным церквам», святитель стремился укрепить во всем мире движение истинно-православных христиан, поддерживать греческих старостильников и российских катакомбников, чей подвиг он высоко ценил.

На рубеже 60—70-х годов святитель обратился ко всем православным архиереям мира со «Скорбными Посланиями», в которых ясно показал, на основе святоотеческого учения и канонов, что все участники экуменического движения впадают в ересь «против самого понятия Церкви». Но никто из иерархов «официальных церквей» не внял призыву святителя встать на защиту чистоты Православия, и его голос остался гласом вопиющего в пустыне. Пустыня окружала Владыку Филарета и внутри самой РПЦЗ. Его Преосвященные собратья плохо понимали его устремления, а некоторые архиереи РПЦЗ прямо выражали желание пребывать в общении с отступническими «официальными церквами».

Однако, святителю все же удалось добиться того, что в 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ под его водительством провозгласил анафему экуменизму. Дело всей жизни Владыки нашло, таким образом, высшее выражение в историческом деянии, имеющем вселенское значение для всей Полноты Православия — в официальном анафематствовании экуменической ереси ересей и отступников ХХ века.

При Митрополите Филарете в РПЦЗ также начались общецерковные прославления святых, был прославлен Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Через год после этого, в 1982 г., в РПЦЗ явилось чудо мироточения Иверской Монреальской иконы Божией Матери — явно как благословение того пути, на котором в то время стояла Зарубежная Церковь.

Владыка Филарет терпел много поношений за свою деятельность, поскольку у него не было лицеприятия ни перед кем, и он всегда резко реагировал на нарушения канонов, говоря, что если случаи сослужений и общения с еретиками и раскольниками будут повторяться, то верные чада РПЦЗ могут отвернуться от нее.

Несмотря на противление отдельных лиц из числа епископата и клира, Владыка пользовался любовью церковного народа. Известны случаи исцелений по молитвам Владыки, в частности, от различных неисцельных болезней, в том числе от рака. В настоящее время начат сбор сведений о случаях чудесной помощи святителя. Но главный дар, полученный святителем Филаретом от Господа, несомненно был дар стоять за церковную правду, обличать нечестие новоявленных отступников и призывать всех верных, хотящих действительно не на словах, а на деле, быть православными, отвращаться от ереси экуменизма и от общения с еретиками.

К сожалению, хотя святитель всегда настаивал на совершенном прекращении сослужений с клириками и епископами экуменических церквей, но из-за отсутствия помощников и единомышленников ему не хватило сил этого добиться от всех архиереев и клириков РПЦЗ; но безусловно, неоценимая заслуга святителя состоит в том, что он не дал всей Зарубежной Церкви в целом склониться к экуменизму. Сегодня можно сказать, что только твердая позиция Владыки Филарета удерживала архиереев РПЦЗ от сползания в объятия «официального православия». Насаждение неправославного толкования анафемы экуменизму после кончины святителя Филарета; вступление в общение с группировкой митр. Киприана Оропосского и принятие его еретического учения о наличии благодати у еретиков; безмерно участившиеся экуменические сослужения, в первую очередь с представителями Сербской патриархии; двусмысленные заявления и реверансы в сторону МП; нежелание оказывать активную поддержку возрождению Истинной Церкви в России — все эти явления последних лет свидетельствовали об отступлении архиереев Зарубежной Церкви от православного исповедания веры и бескомпромиссного стояния за нее.

В ноябре 1998 года были обретены полностью нетленные мощи святителя Филарета. Господь воочию явил, что путь, по которому шел святитель Филарет, угоден Ему. Однако, никакого переосмысления пройденного после кончины Владыки Филарета пути в РПЦЗ не произошло, и мощи его были преданы земле — архиереи РПЦЗ предпочли скорее убрать с глаз долой и предать забвению праведника, своими нетленными мощами молчаливо, но красноречиво обличавшего их нынешнее отступление. По результатам последнего Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в октябре этого года, можно сделать вывод, что РПЦЗ окончательно отпала от Православия, поскольку ее архиереи соборно открыто признали МП за Церковь и заявили, что распространяемая ею в России ложь и псевдодуховность являются духовным возрождением русского народа. Очевидно, что теперь уже нелепо ожидать от архиереев РПЦЗ прославления святителя, чьи учения и заветы они полностью попрали в последние годы. Более того, теперь никакой акт канонизации, совершенный РПЦЗ, уже не может быть признан действительным. Показательно, что на последнем Соборе РПЦЗ канонизировала не святителя Филарета (Вознесенского), а Митрополита Филарета (Дроздова), чьи взгляды по сути были очень близки к позиции современных экуменистов, особенно митрополита Киприана (Куцумбаса).

Открытие приходов РПЦЗ в России в 1990 году было, видимо, последним шагом, который смогла сделать Зарубежная Церковь на пути укрепления Православия в России и в мире. Практически все дальнейшее в ее деяниях является цепью ошибок, отклонений от канонов и отступлений от веры. Очевидно, если бы 36 лет назад Первоиерархом РПЦЗ стал бы не Владыка Филарет, а какой-нибудь более «благожелательно настроенный» к «официальному православию» архиерей, то никакого возрождения Православия в России могло бы вообще не произойти, т. к. к началу 90-х годов РПЦЗ уже не была бы православной сама. В течение 20 лет святитель сдерживал отступнические порывы в РПЦЗ и, в конечном счете, сохранил ее в Православии, так что инерции хватило до начала 90-х годов, и Церковь в России смогла получить истинную иерархию. Думается, что российские и зарубежные истинно-православные христиане сегодня обязаны святителю Филарету самим своим существованием, и значение святителя в деле возрождения Российской Истинно-Православной Церкви трудно переоценить.

Именно он в ХХ столетии задал «тон» той борьбе, которую ведут ныне ревнители Православия во всем мире. Он единственный из всех православных иерархов открыто выступил с обличениями отступников-экуменистов; при нем ересь ересей была соборно анафематствована; он повсюду стремился поддерживать ревнителей Православия и не допустил РПЦЗ до объединения с еретиками и отступниками. Можно сказать, что в ХХ веке святитель Филарет так же спас Православие, как в XV веке святитель Марк Ефесский.

Святителя Филарета почитают истинно-православные христиане во всем мире: в России, в Греции, в Европе, в Америке. В этом году в Истинно-Православной Церкви Сербии была подготовлена книга о св. Филарете «Ангел Филадельфийской Церкви», составленная по материалам нашего журнала «Вертоградъ-Информ». Эта книга была напечатана в старостильном греческом монастыре Эсфигмену, единственном оплоте Истинного Православия на Афоне. 28 июля этого года Бостонский Синод, объединяющий Истинно-Православные Церкви Северной Америки, Франции и Грузии, принял решение о прославлении во святых святителя Филарета, которое официально должно состояться на их Соборе в мае будущего года. Они сообщили нам, что будут очень рады, если и наша Церковь прославит святителя Филарета в ближайшее время.

Личность и деятельность Владыки Филарета в наше время должна привлекать наше внимание именно потому, что он указал те верные ориентиры, по которым следует направлять нашу церковную жизнь. Наше разделение с Московской патриархией и с РПЦЗ — это разделение не конкретно с этими организациями, а частный случай нашего разделения со всем «мiровым православием», и причина этого разделения состоит именно в принятой официальными церквами ереси экуменизма, а не в какой-то, например, торговли МП водкой или табаком, и даже не в членстве ее архиереев в КГБ. Ведь, к примеру, патриарх Константинопольский или какие-то другие иерархи «мiрового православия» не были агентами КГБ и не торговали водкой; но мы с ними тоже пребываем в разделении, как и с МП — именно из-за их ереси экуменизма. И именно с этой ересью боролся св. Филарет. И истинно-православные всего мiра борются именно с этой ересью — потому они и отделились от иерархов «официальных церквей», потому они и почитают св. Филарета. И чтобы нам быть едиными со всеми истинно-православными, нам нужно, выражая свою церковную позицию, делать упор именно на борьбе с ересью экуменизма, — и соответственно с этим почитать св. Филарета как нового Вселенского учителя, явленного Господом в нашем веке.

Хочется также заметить, что все вышесказанное — мнение не только лично мое, но всех наших петербургских прихожан — членов двух общин: в честь св. преподобномученицы Елисаветы и в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

Думается, что наш долг состоит в том, чтобы как можно скорее прославить угодника Христова, которого Сам Господь уже столь явным образом прославил два года назад. Это прославление явилось бы прекрасным свидетельством нашего единомыслия с истинно-православными всего мира.

И, конечно, наш долг состоит не только в том, чтобы прославить во святых святителя Филарета, но и в первую очередь в том, чтобы следовать предначертанным им для Российской Церкви путем — путем бескомпромиссного стояния в вере, невзирая ни на какие препоны, поношения и трудности.


Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz