ВЕРТОГРАДъ
Православный журнал
Рассылка новостей N 472. Понедельник14 июня 2004 года. 22:20
 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

- Послание Архиерейского Синода РПЦЗ(В) ко всем верным чадам Русской Православной Церкви Заграницей.
- “ПОРТАЛ-CREDO.RU”: Майскими короткими ночами отгремев, закончились бои?
- “КУРСКИЙ КУРЬЕРЪ”: Курянам запретили интересоваться у Лавра судьбой Курской Коренной иконы.


ДОКУМЕНТЫ

ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ(В) КО ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

“Близ есть, при дверех” (Матф. 24, 33).

Вскоре после визита Архиепископа Лавра с его сотрудниками к президенту В. В. Путину 11/24 сентября 2003 г. в Нью-Йорке, а потом -- поездки их делегации в Москву в ноябре 2003 г., члены Синода Русской Православной Церкви Заграницей под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия 15/28 ноября 2003 г. обратились с Посланием к боголюбивой пастве РПЦЗ.

В том Послании было сказано, что епископат, возглавляемый Архиепископом Лавром “понёс за собой грех обмана тысяч пасомых, искренне стремящихся к Правде Божией и благочестивой жизни и доверяющих своему духовенству. Этот епископат окончательно предал всех тех, кто в России доверял нашей Церкви и возлагал на Неё надежду в своем отстаивании Правды Божией в нелёгких условиях”.

В данный момент, после встречи делегации, возглавляемой Архиепископом Лавром с высшим руководством Московской патриархии, проходившей в Москве в середине мая 2004 г., не остаётся сомнений в том, что слияние РПЦз(Л) с экуменической МП неизбежно. Один из членов зарубежной делегации ясно выразил её общее настроение: “Мы должны примкнуть к Церкви, мы должны объединиться с Церковью на родине, чтобы обрести канонический статус”. Созданные обеими сторонами комиссии уже в июне 2004 г. должны начать совместную работу по созданию плана этого слияния.

Ныне завершается в Москве не только подмена канонического положения Русской Православной Церкви Заграницей, но и осуществляется духовное предательство мнимыми Её представителями, безмолвно слушавшими похвальные речи возглавителя Московской Патриархии о Митрополите Сергии (Страгородском), соглашаясь таким образом де факто с его церковной политикой и тем узаконивая сергианство.

Будучи твердо убеждены в том, что многие среди паствы РПЦз(Л) продолжают следовать за своим священноначалием по недостаточному знанию происходящего, мы, члены Синода Русской Православной Церкви Заграницей под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, снова с любовью призываем всех пастырей и мирян вспомнить 15-е правило Двукратного Собора о лжеепископах и вернуться в лоно своей Церкви.

9/22 мая 2004 г.
Попразднство Вознесения Господня

+Митрополит Виталий
+Епископ Сергий
+Епископ Владимир
+Епископ Варфоломей
Секретарь: Митрофорный протоиерей Вениамин Жуков

МОНИТОРИНГ СМИ

“ПОРТАЛ-CREDO.RU”: Майскими короткими ночами отгремев, закончились бои?

Чуть более недели назад завершилось событие, которое, вне всякого сомнения, сподобится войти в анналы экклесиологии, будет изучаться и горячо обсуждаться нашими весьма отдаленными потомками. Событие значимое не просто в контексте нашей личной веры или личных убеждений, но и исторически значимое.

Но, как всегда получается с такими событиями, большая политика многое от нас заслоняет. И в этот раз получилось так: основные участники событий получили основательную долю внимания прессы, оказались со всех сторон освещены прожекторами всех СМИ, в то время как другие, не менее заинтересованные "в переделе уже переделанного мира", остались за кадром. Видимо, в силу их малочисленности и непрямой включенности в события мирового значения, средства масс-медиа решили если не игнорировать их, то, по крайней мере, отодвинуть на второй план. Несправедливо? Возможно. Но в информационном бизнесе "справедливость" вряд ли можно считать критерием, на который обращают внимание.

Вот и получается, что о Русской Православной Церкви под омофором митрополита Виталия (РПЦЗ(В)) приходится говорить лишь в контексте пословицы "мал золотник, да дорог". Да и сама Церковь митрополита Виталия предстает эдаким алмазом, потерявшимся в пыли. В этой заметке я постараюсь провести хотя бы краткий анализ сложившейся ситуации, особенно касаясь её психологического характера.

Однако, прежде чем приступить к сюжету, мы проведем вводное ознакомление с основной терминологией, ибо практика Живого Журнала (ЖЖ) показывает, что даже люди, считающие себя верующими и посещающие церковь, часто высказывают недоумение по поводу того, что же означает аббревиатура РПЦЗ(В).

До октябрьского переворота в России, до сих пор чаще именуемого революцией, была Православная Российская Церковь. После переворота среди многочисленных эмигрантов оказались, разумеется, и православные священники, и даже архиереи. Те, кто остались, были последовательно уничтожены большевистскими властями. Наконец, этими же властями был призван митрополит Сергий (Страгородский), написавший под чекистскую диктовку печально знаменитую примирительную декларацию, которую посвященные называют "ваши радости - наши радости", и, таким образом, "спасший Церковь", как считают его последователи в Московской патриархии.

Те, кто не был согласен с такими действиями властей и с такой декларацией, приводящей к расколу, ушли в так называемые "катакомбные церкви", - кто выжили, разумеется. Подробнее на этом мы не будем останавливаться. Желающие глубже вникнуть в суть дела могут набрать в поле поиска любой поисковой веб-службы или, например, ЖЖ-поисковика, ключевую фразу "митрополит Сергий", дабы ознакомиться со взглядами представителей разных юрисдикций на ту самую декларацию.

Ситуация была, мягко говоря, двусмысленной: было непонятно, насколько "спасение Церкви" необходимо для самой Церкви, что теперь делать с расколом и т.п. Этой ситуацией сполна воспользовались эмигранты, огласив себя истинными наследниками "той, настоящей Церкви", находящимися "временно в изгнании, пока на Родине справедливость не восторжествует и не исчезнет безбожная власть", и учредили Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ), которую до сих пор некоторые, обладающие неплохой памятью, именуют "карловацкой" - по имени древнего городка Сремские Карловцы в бывшей Югославии, в котором РПЦЗ была конституирована как самостоятельная религиозная структура.

По поводу каноничности (с церковной точки зрения) этого действия мнения теоретиков православия разделились. То, что РПЦЗ была внеканоническим образованием, никто не спорит, но одни считают, что это было противоканоническим действием, а другие, что -временно допустимым. Основной тезис здесь такой: каноническая Церковь должна быть поместной, чего никак нельзя утверждать о РПЦЗ. Особенный акцент сторонники той точки зрения, что РПЦЗ была противоканоническим образованием, делают на 34-е Апостольское правило, подчеркивая, что священники и архиереи покинули своего епископа без его благословления.

На Родине же осталась поместная Церковь, которая в свою очередь стала именоваться Русской Православной Церковью Московского патриархата (РПЦ МП).

Так бы они жили себе и поживали, почти безо всяких проблем и конфликтов. РПЦЗ – в ожидании окончания безбожной власти (от осознания своей непоместности и неканоничности никуда ведь не денешься), время от времени громя МП за сергианство, продажность и позднее - экуменизм. РПЦ МП – в самодовольном игнорировании существования "соперницы", тем более, что последняя в позиционировании себя таковой была непоследовательна и переменчива – многие правящие архиереи РПЦЗ считали МП не врагом, а сестрой, а подчас, и матерью, а некоторые даже поминали во время Богослужений патриархов МП. Непримиримых в этом отношении были единицы. В 50-е годы два архимандрита - Виталий (Устинов) (РПЦЗ) и Антоний (Блум) (РПЦ МП) - служили в одном и том же церковном здании в Лондоне, попеременно: неделю - один, неделю - другой. Архимандрит Виталий начинал всегда с малого освящения храма. И как-то архимандрит Антоний спросил его: "Отец Виталий, что же, Вы меня совсем священником не считаете?" (личные отношения двух будущих митрополитов были вполне хорошими). На что тот честно ответил: "Считаю. Священником Сатаны".

Непримирим к РПЦ МП был и Митрополит Филарет (Вознесенский), а также некоторые другие иерархи РПЦЗ. Высказывания же остальных звучали в унисон известному припеву из песенки "Песняров", летевшей "под солнцем советской России": "Зови меня дочкой, зови меня сыном, // А я тебя "матерью" с детства зову!".

Кажется, наша ознакомительная вводная часть несколько затянулась. Тем не менее, для того, чтобы, наконец, приступить к основному герою повествования, нужно вспомнить ещё немного истории.

В эпоху "перестройки", особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, интерес к РПЦЗ среди православных России, в том числе и членов МП, значительно возрос. Уже в 1989 году отдельные представители духовенства МП заявляют о своем присоединении к РПЦЗ.

Известие о присоединении к РПЦЗ прихода в Суздале вызвало обвальный процесс перехода диссидентствующих и просто недовольных клириков Московского патриархата в юрисдикцию Зарубежного Синода. Официально присоединяются к РПЦЗ: "сибирская группа" (игумен Евтихий, священники Иоаким Лапкин, Михаил Курочкин и Василий Савельев, диакон Сергий Бурдин), священник Петр Астахов в Калининградской области, священник Виктор Усачев под Москвой, диакон Сергий Перекрестов в Санкт-Петербурге, игумен Иннокентий в Приморском крае, общины с храмами в Брянской области, Ставропольском крае, Пензенской области и многих других регионах России. Известны случаи, когда за одну неделю в юрисдикцию РПЦЗ переходило более десятка общин.

В июне 1990 года в Суздале "зарубежниками" были устроены торжества по случаю 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской Руси. Праздничное Богослужение в Цареконстантиновском храме совершили епископы Берлинский и Германский Марк, Тамбовский и Моршанский Лазарь и Манхэттенский Иларион. Это был первый случай открытого служения в России иерархов РПЦЗ.

В 2001 году происходит довольно некрасивая история, результатом которой становится разделение самой РПЦЗ на две части: (Л) - первоиерархом которой стал владыка Лавр, и (В) - по имени отстраненного с поста первоиерарха РПЦЗ, но вернувшегося митрополита Виталия.

Саму историю легко изложить в общих чертах: престарелый митрополит Виталий под нажимом пишет обращение об уходе на покой, затем следует череда, мягко говоря, никому не делающих чести событий, подробно описанных, к примеру, бывшим келейником самого митрополита Виталия. Далее события тоже не отличаются особым эстетизмом с обеих сторон - в Сети можно найти ссылки как на описание избиения престарелого митрополита противной стороной, так и на всякие странности в поведении самого митрополита (давших повод к его принудительному психиатрическому обследованию, признавшем, впрочем, его полную вменяемость).

Но, если бы всего этого не было (оставим в стороне эстетику), то что-то подобное следовало бы выдумать, поскольку с тех пор, как даже для слепых стал ясен курс владыки Лавра на объединение с РПЦ МП, возрастающему числу чад РПЦЗ, привыкшему с детства, что "с МП нельзя иметь дела, пока она не покается в сергианстве и ереси экуменизма", было бы некуда деваться, т.к. МП недвусмысленно продемонстрировала, что не только каяться не намерена, но и готова всем указать, кто здесь главный.

Примечательно, что сами члены делегации РПЦЗ(Л) решили в своем подытоживающем сообщении списать все на промысел Божий, сняв таким образом с себя всю ответственность: "Поездка дважды откладывалась, и только по нашем прибытии в Россию стало ясно, почему мы совершили ее, по промыслу Божию, именно в мае. Первое Богослужение, за которым мы молились, была Божественная литургия на Бутовском полигоне, на месте убиения безбожниками тысяч и тысяч русских православных людей, в том числе архиереев и священников." Вполне в духе – "заслуги все – наши, а промахи просим считать от нашей воли не зависящими".

Надо отдать должное митрополиту Виталию - его позиция относительно МП была всегда непоколебимой, и, говоря без обиняков лично о себе: если бы у меня не было выбора, я бы в данный момент всерьез подумывала о переходе в РПЦЗ(В). Если бы не было выбора и... Интернета. Потому как "государство - это я" - принцип давно неактуальный, и прав был Станиславский - "короля играют придворные".

Так что переходим к нашему алмазу, который во дни последних событий был лишен достойного освещения, и рассмотрим, что из себя представляют чада РПЦЗ(В).

Для этого даже не надо ходить на сайты, являющиеся рупором РПЦЗ(В). Кажется, их всего два: зарубежный - "Мысли о России" и российский - "Меч и трость", под авторством Черкасова-Георгиевского - на последний советую сходить любителям всяческой клиники.

Мы можем сильно упростить себе задачу, понаблюдав за поведением приверженцев РПЦЗ(В) в ЖЖ. Так уж сложилось, что нет ни одной юрисдикции, имеющей русскоязычных прихожан, которая бы не была представлена ЖЖ-юзерами, так что они образуют вполне репрезентативную выборку.

В связи с прошедшими событиями последние две-три недели представители всех юрисдикций были несколько взволнованы, и каждый на свой лад излагал свое отношение к происходящему (ведь "у кого что болит, тот о том и говорит"). Надо отметить, что, несмотря на всеобщее возбуждение от происходящего, поведение большинства лжеюзеров, представляющих все оттенки юрисдикций, было на удивление достойным.

Своей неадекватностью выделялись только чада РПЦЗ(В)-ЖЖ, лжеюзеры со анонимы. В чем же состояла тактика и стратегия их ведения войны - потому как именно они непрестанно подчеркивают, что находятся в ситуации войны? В то время, как другие излагали свои позиции, рассуждали и пытались прогнозировать ход событий, они публиковали в своих журналах тексты и воззвания своих единомышленников, имеющие целью доказать, что их вера - самая верная. А то следили за записями других заинтересованных в исходе событий лиц, методично выражая радость в комментариях, когда один из противников ругал другого, чтобы затем перейти в журнал этого другого и тоже в комментариях одобрить, если он поругал первого или еще кого. Наконец, бывало и так, что своих собственных мыслей не выражали, а только давали ссылки на какую-либо особо скандальную публикацию о событиях, чтобы затем в комментариях отпускать шуточки-прибауточки, совсем в духе "а ля рюсс", так почитаемом их юрисдикцией. Ну, а ежели кто по недоразумению справлялся об их собственном мнении, то бывал тут же отсылаем "к духовному завещанию нашего духоносного старца, там все сказано".

Аргументация в высказываниях практически отсутствует. К примеру, в этой записи только первые два комментария принадлежат чадам РПЦЗ(В), остальной весь спор ведется представителями других юрисдикций или носит эмоционально-патетический характер с напором на некую загадочную "духовность, которая есть только у нас", приобретая откровенно агрессивные нотки в случае несогласия, что не раз уже ставилось им на вид другими пользователями ЖЖ. Таким образом, декларируется некая духовность, претендующая на исключительность обладания носителями копирайта, без права пользования, и демонстрируется эмоциональность в далеко не лучших своих проявлениях.

В общем, тоскливей мне еще ничего не приходилось видеть. Может, и правильно, что эта юрисдикция миновала света прожекторов СМИ. Во всяком случае, контингент "выборки" представителей РПЦЗ(В) в Интернете не делает чести Церкви, носящей имя митрополита Виталия.

А. Нуне

 

“КУРСКИЙ КУРЬЕРЪ”: Курянам запретили интересоваться у Лавра судьбой Курской Коренной иконы

В минувшую среду Курск с однодневным визитом посетил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский высокопреосвященный Лавр. До последнего момента вопрос о прибытии Лавра в Курск оставался открытым, но Курская Епархия настояла на визите. 26 мая в половине одиннадцатого утра, с получасовой задержкой из-за сильного дождя и ветра самолет московской патриархии приземлился в аэропорту Курск. Кортеж из администраторских "Волг" с мигалками направился к Знаменскому собору.

Именно в курском Знаменском соборе сегодня хранится список с главной святыни русского зарубежья - иконы Божьей Матери "Знамение" Курская Коренная. После совместного богослужения митрополит Лавр подарил митрополиту Курскому и Рыльскому Ювеналию привезенную из Нью-Йорка икону святителя Иоанна Сан-Франциского. Ювеналий, в свою очередь, преподнес гостю полный комплект праздничного архиерейского облачения.

После этого митрополит Лавр посетил Ильинский храм, в котором крестили маленького Прохора Машнина (мирское имя преподобного Серафима Саровского). Затем гостя отвезли в Сергиево-Казанский собор, который, как известно, был построен трудами родителей преподобного Серафима – Исидором и Агафьей Машниными, и с колокольни которого упал маленький Прохор, не получив при этом ни единой царапины. Сегодня в честь святого, к его 250-летию во дворе храма строится часовня, которую и продемонстрировали зарубежным гостям.

Перед тем, как отправиться в Коренную пустынь, к месту, где была обретена чудотворная икона, которая уже больше 70-ти лет находится в Америке, перед митрополитом Лавром дали импровизированный концерт послушники Воскресной школы Знаменской Рощи. Лавр в знак благодарности одарил учеников освященными фоторепродукциями Курской-Коренной иконы.

К пяти часам вечера митрополит Лавр со свитой вернулся в Курск, откуда отбыл обратно в Москву.

Подготовкой визита главы зарубежной православной церкви занималась курская епархия. Очевидно, именно поэтому пребывание митрополита Лавра на Курской земле прошло без особой помпы и лишнего ажиотажа. В храмах города как обычно шли службы, прихожане в основной массе не знали о приезде высокого гостя.

Во время всего визита митрополита Лавра и его свиту наряду с журналистами сопровождали и местные чиновники – председатель правительства Курской области Александр Зубарев, председатель областной думы Александр Анпилов и замещающий заболевшего главу города Юрий Иванов. Кстати, большинство горожан узнало о том, что Лавр посетил Курск, только вечером, из выпуска новостей областного телевидения. Ни пышных встреч, ни специальных пресс-конференций, ни особых мер безопасности организовано и предпринято не было.

Журналистам запретили задавать гостю вопросы о возвращении на родину чудотворной иконы. Якобы по личной просьбе митрополита Курского и Рыльского Ювеналия. Хотя вопрос о возвращении святыни сегодня беспокоит курян больше всего, и от этого визита ждали конкретных ответов. Однако местное духовенство решило, что лучше найти для обсуждения этой проблемы более подходящий момент, чем раздражать подобными вопросами гостя, от которого полностью зависит, каким будет результат в решении этой проблемы.
Остается добавить, что Курск стал четвертым городом в России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга), который митрополит Лавр посетил во время нынешнего визита. Возможно, что решающим фактором согласия митрополита Лавра все-таки приехать в Курск стал и тот факт, что именно в Курске родился духовный наставник Первоиерарха Русской Зарубежной.

Митрополит Лавр остался очень доволен этим визитом:

- Я рад, что побывал на святой земле, связанной с именем преподобного Серафима Саровского, - сказал гость. - Я увидел, что здесь строятся храмы, и я надеюсь, что их на вашей земле будет еще больше.

Александр Добин


При перепечатке ссылка на ВДъ обязательна.http://www.vertograd.narod.ru/

Hosted by uCoz