ВЕРТОГРАДЪ-информ
Православный журнал
 В оглавление

ТЕМА НОМЕРА

Православныя веры поборниче,
ересей ветхих и новых обличителю изрядный...

Канонизация иже во святых отца нашего
святителя Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ

 

Торжества по случаю прославления Российской Православной (Автономной) Церковью (РПАЦ) в лике святых святителя Филарета (Вознесенского), Митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, третьего Первоиерарха РПЦЗ, прошли в Цареконстантиновском кафедральном соборе г. Суздаля 30 апреля – 1 мая. Решение о канонизации святителя Филарета было принято на заседании Архиерейского Синода РПАЦ 15 марта с. г., а 30 апреля Архиерейский Синод утвердил Акт о прославлении святителя.

Утром 30 апреля Преосвященный Серафим, Архиепископ Сухумский и Абхазский, отслужил заупокойную Литургию по Митрополиту Филарету, которая, по русской церковной традиции, предшествует канонизации. После Литургии Митрополит Валентин, Первоиерарх РПАЦ, возглавил последнюю панихиду по новопрославляемому святителю.

Вечером того же дня в Цареконстантиновском соборе при стечении паломников из Москвы, Санкт-Петербурга, с Урала, из Центральной России и с Кавказа пять архиереев, 21 священник и 4 диакона совершили Всенощное бдение. На нем впервые прозвучали песнопения и молитвословия из службы святителю Филарету, составленной в санкт-петербургском приходе во имя св. Новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Литию в притворе Цареконстантиновского собора возглавил Преосвященный Амвросий, Епископ Хабаровский, а Преосвященный Феодор, Архиепископ Борисовский и Санинский, огласил Акт о прославлении святителя Филарета в лике святых. На полиелей была вынесена большая икона святителя, выполненная в технике лицевого шитья членом московского Братства св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти, Еленой Кудрявцевой. Перед этой иконой прозвучало первое величание святителю Филарету. Митрополит Валентин, Первоиерарх РПАЦ, совершал помазание клириков и мирян освященным елеем, а Архиепископ Борисовский и Санинский Феодор раздавал отпечатанные Братством св. Апостола Иакова репродукции иконы святителя Филарета.

Утром 1 мая Высокопреосвященнейший Валентин, Митрополит Суздальский и Владимирский, в сослужении Преосвященных Архиепископов Борисовского и Санинского Феодора и Сухумского и Абхазского Серафима, Епископов Яранского Антония и Хабаровского Амвросия, а также 22 священников и 5 диаконов совершил Божественную Литургию в Цареконстантиновском кафедральном соборе. После причащения духовенства митрофорный протоиерей Георгий Новаковский, настоятель храма св. равноапостольной Великой Княгини Ольги в г. Железноводске (Ставропольский край), зачитал Послание Архиерейского Синода РПАЦ к Боголюбивой пастве. По отпусте Божественной Литургии состоялся молебен святителю Филарету с крестным ходом вокруг Цареконстантиновского собора и соседнего храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», по окончании которого клирики и миряне прошли в собор под иконой новопрославленного святителя, водруженной над дверями храма. Митрополит Валентин окорплял всех входящих в храм святой водой. После возглашения уставных многолетий Митрополит Валентин произнес приветственное слово, поблагодарив всех участников торжеств и вкратце остановившись на некоторых актуальных вопросах церковной жизни. По окончании Богослужения, продолжавшегося около пяти часов, состоялась общая трапеза.

Во второй половине дня 1 мая духовенство, съехавшееся на торжества канонизации святителя Филарета, собралось в конференц-зале Епархиального дома г. Суздаля, чтобы обсудить некоторые вопросы церковной жизни. Митрополит Валентин рассказал об итогах прошедшего 28–30 апреля заседания Архиерейского Синода РПАЦ, а также сообщил, что на октябрь нынешнего года намечен Архиерейский Собор Российской Церкви, который, согласно ее Уставу, является высшим органом церковного управления. Клирики Российской Церкви затронули вопросы, связанные с духовным образованием, издательской деятельностью Церкви, отношением к современным системам электронного учета граждан.

Прославление святителя Филарета, которого давно ожидали истинно-православные христиане всего мира, стало убедительным свидетельством верности Российской Церкви своему исповедническому пути и тому святоотеческому учению, выразителем которого был третий Первоиерарх РПЦЗ. Это прославление призвано стать источником и точкой отсчета процесса духовного возрождения Истинной Церкви на российской земле, умножения стада словесных овец Христовых.

АКТ О ПРОСЛАВЛЕНИИ В ЛИКЕ СВЯТЫХ
МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО),
ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви обращается ко всей боголюбивой во Христе пастве нашей с пасхальным приветствием:

Христос Воскресе!

С этим радостным приветствием Архиерейский Синод Российской Православной Церкви извещает о решении прославить в лике святых великого ревнителя Православия святителя Филарета (Вознесенского), почившего о Господе в 1985 г.

Каждое столетие истории Церкви являло в назидание грядущим поколениям того или иного подвижника благочестия, поборника веры и истины. Немало святителей и преподобных, благоверных князей и блаженных юродивых явила миру Русская Церковь за тысячелетие своего существования. В ХХ столетии — «Русская Земля небо земное бысть», как говорится в церковном песнопении, — дивно украсилась она сонмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, засвидетельствовавших свою православную веру даже до крови и страданий, и мученической смерти. Их благодатным примером и святыми молитвами жива страна наша Российская и истинная Православная вера в ней.

На рубеже нового столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова явлена была страждущим и болезнующим верным чадам великая милость Божия. Ярко засияла на духовном небосклоне звезда святителя Филарета, Великого поборника и ревностного исповедника Святого Православия.

Святитель Филарет был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений Веры во Святую Единосущную и Животворящую Троицу, во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Святитель Божий был пламенным проповедником Евангелия Христова, наставником в христианской вере и жизни. Не только учил он, но и жил по заповеди Евангельской. Жил любовью, смирением, прощением, целомудрием и милостыней. Подражая своему небесному покровителю св. Филарету Милостивому, он отдавал свой последний хлеб голодным и своё последнее одеяние нищим.

Святитель Филарет был Великим в своей любви к Родному Отечеству, разоренному лютым безбожием, к исстрадавшемуся русскому народу. Он обличал богоборцев и их слуг — лжепастырей Московской патриархии. Обличал не страшась ненависти «сильных мира сего», пытавшихся неоднократно расправиться с ним.

Твердой рукой и любящим сердцем он вел церковный корабль, заботясь о благоустроении, чистоте и стоянии в Истине. Святитель Филарет был примером величайшего терпения в скорбных обстояниях, в изгнании и скитальческой жизни. Его попечением Православная Церковь дивно украсилась прославлениями святых угодников Божиих — св. прав. Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской и прославлением Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ставшим великим утешением и укреплением веры для наших православных соотечественников.

Непрестанно и безбоязненно он свидетельствовал перед всем миром о том, что жива Катакомбная Церковь в России, что продолжается ее славный мученический подвиг. Святитель Филарет подъял на себя труд по сохранению и укреплению Катакомбной Церкви, принял архипастырское попечение о её осиротевших клириках и мирянах.

Когда дух отступничества от Истинного Православия и пагубная ересь экуменизма глубоко проникли в поместные церкви, святитель Филарет в своих «Скорбных Посланиях» обличал неправду еретиков и увещевал предстоятелей поместных церквей возвратиться к исповеданию истинного вероучения.

Благодаря святителю Филарету, Русская Православная Церковь Заграницей прервала всякое общение с отступниками от Православия, а её Архиерейский Собор провозгласил в 1983 г. анафему ереси экуменизма, поэтому она стала центром Истинного Православия во всем мире. Взыскующие Отеческой Православной веры со всех концов земли, от всех народов стремились установить с ней общение, влиться в ее ряды и вверить себя мудрому водительству Святителя.

Твердость Святителя Филарета в исповедании Православного вероучения и его способность бескомпромиссно идти «против течения», вызвала ненависть тех, для кого суемудрые человеческие расчеты и приспособленчество к духу «века сего» совсем заслонили свет Истины. Таковы были не только «внешние» клеветники, но и иные из числа его собратьев-архипастырей, которые, после его блаженной кончины, постепенно свернули Зарубежную Церковь с того прямого пути, которым шла она при Святителе Филарете. И ныне пытаются они скрыть зажженный светильник под спудом. Когда в 1998 году были обретены нетленные мощи сего великого светильника Православия и Богом была явно удостоверена его святость, они поспешили покрыть прахом земным это вместилище Благодати Божией, они не допустили верующих прикоснуться к нетленным мощам, подающим Благодать исцеления и обилие чудес. А свидетельства о чудесах Святителя Филарета уже имеются и они весьма многочисленны — даже фотография святых его мощей подает исцеление, что же рещи о самих мощах!

Велико и дивно чудо Божие, явленное через мощи Святителя, но еще более дивное чудо — сам Святитель Филарет — слава нашего Православия, слава Церкви Божией. Ныне сей Святитель собирает нас на духовный пир, дабы чистым сердцем и умиленною душою славили мы Бога, дивного во святых Своих.

Архиерейский Синод Российской Православной Церкви определяет:

Изволися Духу Святому и нам

1. Прославить в лике святых святителя Филарета (Вознесенского) как Великого поборника Православия.

2. Нетленные останки его почитать святыми мощами и воздавать им подобающее чествование, прося его молитвенного предстательства перед Господом Богом.

3. Написать икону Святителя Филарета согласно установлениям и правилам VII Вселенского Собора.

4. Составить сему угоднику Божию особую службу.

5. Установить празднование памяти Святителя Филарета в день его преставления — 8 ноября по церковному календарю. В день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных неукоснительно совершать службу Святителю Филарету, совмещенную со службой праздника.

6. За каждым Богослужением на отпусте, в дозволенные уставом дни, молитвенно призывать Святителя Филарета: «Иже во святых отца нашего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русския Православныя Церкве».

7. Составить церковное житие и синаксарь Святителю.

8. Почитать творения сего Святителя творениями святоотеческими, заботиться о распространении их и рекомендовать пастырям Российской Церкви употреблять их для наставления паствы в вере Православной.

Из слова Высокопреосвященнейшего Валентина,
 Митрополита Суздальского и Владимирского,
Первоиерарха Рпац, по окончании божественной литургии
в день прославления Св. Филарета

...Поистине великий угодник Божий святитель Филарет был хранителем Православия, отметая от себя и от верных чад Русской Православной Церкви всякую ересь, предав экуменизм анафеме. Этот святитель поистине Боголюбив, ибо он за Церковь Божию много пострадал. Будучи за границей, он искренне любил русский народ, молясь Господу о сохранении Русской Церкви — Церкви Катакомбной, которая несла знамя Православие очень высоко и с чистым сердцем.

По молитвам святителя Филарета да даст Господь всем вам доброго здоровья, крепости сил, умножения веры, отрицания всякой ереси, да дарует Господь глубокую и непостыдную веру, чтобы чистым сердцем исповедовать нам Имя Божие — Отца и Сына и Духа Святаго...

Милостию Божией, мы все собрались, чтобы вместе — едиными устами и единем сердцем — прославить Бога и причаститься от единой Чаши. Возлюбленные о Господе отцы, еще раз прошу: держите православную веру, распространяйте ее и не допускайте никакой ереси, ибо за это спросит с нас Господь. Будьте проповедниками Евангелия Христова, любви, добрых дел и Веры Истинной, чтобы Господь, видя наши старания, нашу искреннюю любовь к Нему и Его святым, воздал нашей Церкви от милостей Своих.

Видите, как трудно нам: беды от разбойников, беды от лжебратий, беды отовсюду... Враг силен, и он ищет, кого можно отторгнуть от Церкви и привлечь к себе, чтобы погубить душу православную. Стойте в вере и молитесь!

Я искренне и сердечно благодарю вас, что вы оставили все свои дела и преодолели сотни и тысячи километров, чтобы вместе сегодня прославить, воспеть хвалу и благодарение святителю Филарету. Я особо благодарю Преосвященного Амвросия, Епископа Хабаровского, который прилетел за восемь тысяч километров. Я также благодарю и Преосвященного Антония, который оставил некоторые важные заботы свои и прибыл сюда для участия в заседании Синода и в молитве прославления святителя Филарета. Я также благодарю и Владыку Феодора, и Владыку Серафима, которые молитвенно готовили нынешнее спасительное торжество. Я благодарю всех вас, оставивших свои дела, приехавших из Москвы, Рязани, Санкт-Петербурга и других городов, чтобы быть соучастниками этого торжества. Да хранит вас Господь по молитвам святителя Филарета!

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ФЕОДОРА,
АРХИЕПИСКОПА БОРИСОВСКОГО И САНИНСКОГО,
ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ «ВЕРТОГРАДЪ»

Вдъ: Каково значение канонизации святителя Филарета (Вознесенского) для Российской Церкви?

Архиепископ Феодор: Канонизация святителя Филарета совершилась, конечно, не без Промысла Божия. Это не самовольное наше произволение. Это благое произволение всей Полноты нашей Церкви. Именно в сегодняшнее тяжелое время, когда мы обрели некоторую свободу выражать свои чувства, свои надежды, когда нам особенна нужна духовная поддержка, произошло это событие.

Когда мы находились в Московской патриархии, мы ей извиняли некоторые принципиальные отступления от канонов церковных, чтобы «спасти» церковь, храмы, верующих, какой-то найти компромисс, чтобы люди могли найти духовное утешение.

Минувшие десять лет показали, что к прежним грехам Московской патриархии прилагаются все новые и новые. И не просто на бытовом уровне — пресса освещает всякие скандалы, нравственные или духовные отступления. Нет — именно христианство православное теряет дух Православия. Мы видим внешние проявления: внешнее благолепие православного богослужения, зажженные свечи, прекрасное церковное пение и, несмотря на это, большинство верующих, которые ходят в Московскую патриархию, чувствуют в своих храмах духовную пустоту.

И для нас, верующих, духовенства, для нашего Синода, естественно, нужно обрести в это тяжелое время такого святого, который смог бы вести корабль Церковный. Потому что каждая эпоха имела своих духовных покровителей. В эпоху гонений на христиан в первые века верующие обращались к великому святому великомученику Георгию Победоносцу. Его житие переписывалось, его подвигом восхищались, его подвигу стремились подражать другие мученики. Так и в нашем положении, когда совершается в мире отступление от Православия, большое значение имеет святитель Филарет, который против этого отступления боролся. Тем более, сейчас РПЦЗ, на которую мы возлагали большие надежды, наши чаяния, ищет компромисс. Проходит собрание духовенства РПЦЗ, которое говорит, что нужно приветствовать позитивные шаги Московской патриархии. Получается, что не Московская патриархия стремится к Истинной Церкви, а Истинная Церковь, сдав свои позиции, стремится обрести в лице Московской патриархии «Церковь-мать», то есть здесь такие смешаны понятия, которые четко разделял святитель Филарет.

Поэтому для верующих православных христиан, особенно в наше смутное время, духовная поддержка осуществляется в лице прославляемого ныне святителя Филарета. Митрополита. Великого святого. Великого учителя Церкви последнего времени. В своих «Скорбных посланиях» он выражал такую боль, такую скорбь о происходящем отступлении, которое вылилось в то, что мы сейчас наблюдаем.

Соль, которая, по Евангелию, начинает терять свою силу, не нужна — ее выбрасывают. Соль, с другой стороны, предохраняет продукты от гниения, а духовная соль должна предохранить наши души от разложения, которое готовит современный лжеправославный мир, где все сводится к внешнему. Получается, что внешний обряд православный сохраняется, но дух — неправославный, стремления и идеалы жизни — смещаются на материальные блага и ищется союз духовного с материальным, с внешним, причем забывается самое главное — святость нашей веры.

Вдъ: Владыка, а Вы помните, когда Вы впервые узнали о Митрополите Филарете, как Вы о нем узнали?

Архиепископ Феодор: Конечно, я о Митрополите Филарете многого не знал, когда находился в МП. Нам в семинарии говорили, что есть такие «раскольники», что есть часть Церкви, которая антисоветски настроена, что она стремится восстановить монархию. Исходя из этого, «раскольники» говорят, что советская власть не от Бога, и поэтому нарушают заповедь Нового Завета, где Апостол Павел говорит, что «всяка власть Бога». Вот, что нам говорили и что мы могли знать в то время.

Когда мы встали перед выбором, в начале 90-х годов, к нам стали поступать книги из-за границы, и на меня произвели сильнейшее впечатление «Скорбные послания» Митрополита Филарета, а затем двухтомник его проповедей. Надо заметить, что у нас немножко изменилась наша повседневная речь. Не могу сказать, что она советская, но она имеет расхожесть с тем языком, с теми оборотами слов, которые употреблял святитель Филарет. И поэтому я его проповеди в прямом смысле читал с амвона. Первые годы нашего пребывания в Зарубежной Церкви я все проповеди Митрополита Филарета прочитал верующим. В то время мы получали пожертвования от РПЦЗ в виде книг с его проповедями. Там была его биография изложена.

Большое впечатление на меня произвели воспоминания Владыки Григория (Граббе), с которым я имел счастье встречаться — и не один раз, а несколько, воспоминания его дочери Анастасии Георгиевны и разговоры с людьми, которые долгое время соприкасались с жизнью святителя Филарета и сохранили о нем память.

Самое главное-то чудо, что его мощи — нетленные. Это тоже знак милости Божией к угоднику Божию. Например, мы видим, что мощи, обретенные в последнее время в МП, не являются полностью нетленными. Впрочем, конечно, множество мощей святых и Апостолов сохранились в костях... Но здесь — чудо полного нетления мощей святителя Филарета.

Уже имеются свидетельства о чудесах, которые происходят по молитвам и по заступничеству святителя Филарета. Это великое утешение для нашей Церкви и великое утешение для верующих, которые ревнуют о чистоте веры. Потому что в официальные храмы люди приходят по разным причинам: одни чтобы поставить свечку, другие чтобы послушать пение, некоторые считают, что в этом храме они «духовно отдыхают».

А есть люди, которым небезразлично, в какой храм приходить. Они стремятся найти такой храм, где совершается истинное служение Истинной Церкви. Эти люди ищут, мечутся по своим бездуховным храмам, где внешнее все есть, а духовное отсутствует. И в этот момент, когда очень много таких ищущих, очень важно чувствовать духовную помощь из мира горнего. Такую руку помощи нам дает святитель Филарет.

Я думаю, что в последующие годы мы столкнемся с теми проблемами, которые сформулировал Апостол Павел: «Беды от внешних, от врагов, от лжебратий…» Будут всевозможные разделения, они неизменно сопутствуют доброму делу. Еще в Библии сказано, что «если ты хочешь делать дело Божие, то приготовь свою душу во искушение». Поэтому всякое противление врагу рода человеческого будет тут же вызывать ответную реакцию этого злого духа.

Тем не менее, эта духовная брань еще раз напоминает нам, что Церковь Торжествующая на небесах — она уже со Христом и во Христе, а Церковь земная — она странствующая, воинствующая и должна до конца осуществлять свою миссию, которая ей определена Господом.

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО СЕРАФИМА,
АРХИЕПИСКОПА СУХУМСКОГО И АБХАЗСКОГО,
ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ «ВЕРТОГРАДЪ»

Вдъ: Владыко Святый, скажите, пожалуйста, каково было почитание святителя Филарета в Катакомбной Церкви? Знали ли Вы о нем?

Архиепископ Серафим: Начиная с первых [Первоиерархов РПЦЗ], Митрополитов Антония и Анастасия, мы их признавали, почитали...

Вдъ: Главами всей Русской Церкви?

Архиепископ Серафим: Да.

Вдъ: До Вас доходили какие-нибудь послания Митрополита Филарета?

Архиепископ Серафим: Нет. Мы слышали, что он стал Первоиерархом. Но писем мы не получали, и вообще тогда не ездили за границу. В Петербурге был такой протоиерей Михаил Рождественский. Вот через него мы что-то узнавали. После его смерти уже мы попали сюда, в Суздаль.

Вдъ: Когда Вы жили в Абхазии, Вы поминали Владыку Филарета как Первоиерарха?

Архиепископ Серафим: Нет, просто молились келейно о нем, поодиночке.

Вдъ: Вы согласны, что после кончины святителя Филарета большие изменения произошли в Зарубежной Церкви, она стала идти другим курсом?

Архиепископ Серафим: Да, много об этом говорят. И [Епископ Григорий] Граббе писал об этом.

Вдъ: Значит, можно считать Российскую Церковь преемницей Владыки Филарета?

Архиепископ Серафим: Да, но и нынешний [Митрополит Виталий тоже был преемником]. Сейчас он старый стал — что ему поднесут, то и подписывает. А так он все время проповеди говорил против Московской патриархии. Но вообще он уже не так говорит, как Митрополиты Антоний, Анастасий и Филарет.

Вдъ: Как Вы думаете, Владыко, какое-то будущее у нашей Церкви есть, или мы так и останемся «малым стадом», которое будет все больше уменьшаться?

Архиепископ Серафим: Раз за границей отпали, то многие будут переходить сюда, и мы будем расти. Вот вчера Владыке Валентину звонили издалека — они теперь сюда просятся.

Вдъ: И они будут приняты?

Архиепископ Серафим: Ну, решили, что надо принимать. Конечно, православные ведь.

Вдъ: А в самой России у нас есть будущее? Или скоро опять — в катакомбы?

Архиепископ Серафим: Ну, можно кого-нибудь посвятить [в священный сан], но только нельзя допустить, чтобы они сразу — получили и убежали. Я мало рукоположил — двоих только.

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АМВРОСИЯ,
ЕПИСКОПА ХАБАРОВСКОГО,
ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ «ВЕРТОГРАДЪ»

Вдъ: Скажите, Владыко, о значении для нашей Церкви прославления святителя Филарета.

Епископ Амвросий: Я считаю, что прославление святителя Филарета имеет для нашей Церкви очень большое значение. Хотя святой угодник Божий не нуждается в нашем прославлении, он уже прославлен Господом на небесах, и его слава сияет на церковном небосводе, мы все же поклоняемся его великому подвигу, который он совершал на всем своем жизненном пути. Подвигу верности Православию, подвигу ревности о чистоте исповедания Святой Православной веры, подвигу, засвидетельствованному Самим Господом в нетлении его святых мощей.

Это прославление очень важно именно потому, что наша Православная Церковь явилась преемницей той РПЦЗ, которая на протяжении многих десятилетий со времен кровавой большевицкой революции и вплоть до начала 90-х годов хранила чистоту Православия в Русской Церкви, неповрежденную никакими ересями, хранила неизменным учение Святых Отцов, была преемницей Российской Православной Церкви, которая существовала на русской земле до времени принятия печально знаменитой «декларации» митрополита Сергия (Страгородского). И теперь, когда архиереи РПЦЗ изменили идеалам ее Первосвятителей Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и всех святителей, которые на протяжении этих десятилетий хранили в чистоте Православие, наша Российская Православная Церковь стала действительно хранительницей Православия.

Теперь уже здесь, на русской земле, совершившееся прославление этого самого ревностного святителя, поборника Православия, чистоты православной веры во всем мире, является особо для нас важным. И мы нуждаемся в его небесном покровительстве и его святых молитвах. Мы духовно счастливы, духовно облагодатствованы тем, что именно в нашей Церкви впервые русский народ услышал слова: «Величаем тя, святителю Филарете…»

Вдъ: Владыко Святый, Вы помните когда и как Вы впервые узнали о Митрополите Филарете?

Епископ Амвросий: О Митрополите Филарете я впервые узнал из атеистической литературы в семидесятые годы, когда учился в школе. Там описывалось одно из заседаний Синода РПЦЗ, где святитель характеризовался как мракобес и черносотенец.

Церковной жизнью я тогда интересовался, посещал храмы МП. Доступной духовной литературы не было, поэтому читал всевозможную атеистическую литературу, в которой были очень негативные отзывы о Зарубежной Церкви, о Митрополите Антонии и, особенно, о Митрополите Анастасии. О Митрополите Филарете было сказано, в частности, как о черносотенце и враге русского народа. Это первое мое знакомство с Митрополитом Филаретом, тогда это еще не привело к правильному пониманию его личности.

Уже в восьмидесятые годы я получил небольшое представление о Зарубежной Церкви, у меня появилась симпатия к ней. И, естественно, для меня было уже понятно, что отрицательное отношение со стороны советской власти является клеветой, а значит, это святые люди — раз эти имена являются порочными в атеистической литературе советского происхождения.

Вдъ: Когда Вы приняли окончательное решение присоединиться к Истинной Церкви и что для Вас стало последней каплей при принятии этого решения?

Епископ Амвросий: Мы приняли решение выйти из МП в 1995 году, но долго думали, куда присоединиться. Изучали литературу, изучали историю, изучали периодику, которая стала доступной, и все-таки к окончательному решению пришли лишь только в 2000 году. Мы были первой общиной нашей Церкви, которая появилась на Дальнем Востоке в 2000 году. Хотя, вообще-то, катакомбные общины там существовали, но мы еще не знали в то время об этом.

Вдъ: Несколько слов о церковной жизни на Дальнем Востоке, о росте церковных общин нашей Церкви там.

Епископ Амвросий: Церковная жизнь нашей Церкви на Дальнем Востоке началась лишь с той общины, которая у нас была: один Епископ и один священник. Сейчас прошло лишь только пять месяцев после моей хиротонии, и у нас сейчас имеется фактически действующих семь приходов. Пока еще не зарегистрированных, но готовых к регистрации. Пять священников. Двух священников готовим к хиротонии, одного диакона готовим. Затеплилась монашеская жизнь, увеличивается количество наших прихожан. Конечно, сказывается отдаленность от святого града Суздаля, который мы очень любим, недостаток духовной литературы.

Как можем трудимся, не ведем специальной миссионерской деятельности в недрах МП, но к нам приходят люди сами из МП, видя негативное отношение к нам со стороны духовенства МП, со стороны средств массовой информации. Видя это, люди делают выводы, что у нас истинное вероисповедание. Приходят к нам с просьбой принять в нашу Церковь, желают быть чадами нашей Церкви. Вновь пришедшие в нашу Церковь люди думают летом организовать паломническую поездку в Суздаль — сюда, в Святую землю.

Вдъ: Вы считаете, что принципиально не следует вести миссионерскую работу в МП, или просто у Вас не хватает на это сил, есть более важные задачи?

Епископ Амвросий: Нет, принципиальным я это не считаю. Действительно, чистое исповедание свое нужно проповедовать, как его проповедовал святитель Филарет, как он призывал к покаянию в своих «Скорбных посланиях». Но эту деятельность проводит за нас духовенство МП, которое ведет себя таким образом, что ее чада сами обращаются к нам для того, чтобы узнать о нас, узнать о нашем исповедании. Приходят к нам, получают литературу, ответы на вопросы и, как правило, становятся чадами нашей Церкви.

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АНТОНИЯ, ЕПИСКОПА ЯРАНСКОГО,
ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ «ВЕРТОГРАДЪ»

Епископ Антоний: Меня принимал под свой омофор Владыка Митрополит Филарет. Он мне написал даже послание, в котором предупредил, как и что делать, причем к телевизорам он отнесся особенно строго…

Вдъ: Это в 1975 году было?

Епископ Антоний: Нет. В восьмидесятом примерно.

Вдъ: Каково было отношение к Митрополиту Филарету в Вашей «ветви» Катакомбной Церкви?

Епископ Антоний: Мы были рады, глядя на его жизнь и учение. Наша Церковь была вдовствующая, после того как своего Архиепископа схоронили. И когда мы попали, так сказать, в Корабль, то мы были вполне радостны. Удовлетворенные были тем, что мы теперь под омофором все же святителя. Тогда общение имели через телефон, а сейчас под рукой все.

Вдъ: А Вы с самим Владыкой Филаретом по телефону разговаривали?

Епископ Антоний: Нет. Он мне прислал вот это только послание. А с ним нет, не разговаривал.

Вдъ: Вы согласны, что после кончины Владыки Филарета изменился курс Зарубежной Церкви?

Епископ Антоний: Да. Владыка Григорий (Граббе) в опубликованных о. Михаилом Ардовым письмах на последних листках в известность поставил всех, как курс изменился...

Я доволен канонизацией. Митрополит Филарет достоин канонизации. Конечно, и остальные [Первоиерархи Зарубежной Церкви] достойны. Я не знаю, но мне думается, что Митрополит Антоний — первый охранитель Православной Церкви.

Но Церковь Зарубежная нас не ведет правильно. Вот открыть бы мощи-то!…

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ТОРЖЕСТВ
ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА

Мини-интервью Православному журналу «Вертоградъ»

Преосвященный Епископ Хабаровский Амвросий (Епифанов): Святитель Филарет был хранителем Православия русского за границей в то время, когда у нас только Катакомбная Церковь была Истинной, а Московская патриархия продалась сергианству и экуменизму, то есть фактически отпала от Православия и перестала быть Церковью. Он был Первоиерархом Зарубежной Церкви. Но теперь, когда архиереи РПЦЗ приняли решение изменить Православию, его прославление у нас как святителя, как покровителя, имеет очень большое и важное значение.

Архимандрит Иаков (Суходольск, Украина): Я очень уважаю и люблю святителя Филарета. Обычно все проповеди, которые я говорю, берутся из двухтомника Митрополита Филарета. Иногда мне даже нечего к этому добавить. Этими проповедями я услаждаюсь.

Протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российский на Головинском кладбище (Москва): Прославление святителя Филарета — как теперь бы сказали современные журналисты, это «знаковое» торжество. Действительно, это очень знаменательное торжество. Это и есть конечное, на мой взгляд, признание заслуг подлинной Зарубежной Церкви, каковой она была в свои наилучшие времена. Увы, то, что скрыты от верующих мощи святителя, мы знаем печальные результаты собора [РПЦЗ октября 2000 г.] и последующих Синодов, — все это очень нас расстраивает. Но то, что старая Зарубежная Церковь сияет двумя такими величайшими святыми, как святители Иоанн Шанхайский и Филарет Нью-Йоркский, не только увеличивает ее достоинство в глазах всех нас, но и дает для нашей Церкви, получившей архиерейство именно от зарубежных Епископов, сознание совершенно правильных ориентиров.

Сергей Суворов, староста храма св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище (Москва): Немногие осознают значение этого прославления. Гораздо меньше людей знают, кто такой святитель Филарет, чем мне бы хотелось. Говорить о значении появления нового святого очень сложно, потому что прославление — это некое призвание к молитвенному заступничеству, исповедание нашей веры и наших основополагающих ценностей.

Иеромонах Григорий (Лурье), настоятель храма св. Новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны (Санкт-Петербург): Значение прославления святителя Филарета — самое радикальное, потому что для русской православной традиции осталось только два курса. Один — раствориться в чем-то этнографическом и, может быть, встать в хвосте нового мирового порядка. Другой — взять, и серьезно отстаивать Православие в том мире, в котором это обрекает на одиночество. Вот, Митрополит Филарет попытался в свое время это сделать, хотя, как мы все хорошо знаем, неудачно. То есть лично для себя — удачно, еще для кого-то удачно, для Зарубежной Церкви в целом — неудачно. Если мы его канонизируем, то получается, что удачно и для нас, как для Церкви. Именно поэтому так важно было, чтобы наша Церковь провозгласила не просто преемство с Катакомбной и Зарубежной Церковью, но чтобы она конкретно сказала, чему она преемствует в Зарубежной Церкви, а именно — Митрополиту Филарету.

Протодиакон Сергий (Суздаль): В начале моего духовного пути Митрополит Филарет сыграл очень большую роль. Именно благодаря его трудам я познакомился с творениями таких Великих Отцов как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Владыка Валентин подарил мне два тома поучений и бесед Митрополита Филарета. Эти поучения укрепили меня в служении у Престола Божия. Святитель стал моим детоводителем ко Престолу Божию.

Тамара Квитковская (Таруса): Узнав о предстоящем прославлении святителя Филарета, я первым делом просмотрела подшивку «Вертограда» и нашла самый выдающийся номер — за декабрь 1999 года. Всем приходом мы прочитали материалы о святителе Филарете, опубликованные в нем, и в ежедневной молитве стали читать те стихиры, который там были. С этим номером «Вертограда» я приехала сюда. Я плачу от умиления и от радости, что дело святителя Филарета — сохранение Истинного Православия на русской земле — не погибло.

ПУТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА

Святитель Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, происходил из благочестивой православной семьи. Он родился в Курске в 1903 г., с 1909 г. жил на Дальнем Востоке, а с 1920 г. — в Харбине. Он принял монашество в 1931 г., а незадолго до того был рукоположен во священника.

С юности о. Филарет изучал писания святых отцов, которые с самого начала наставили его на путь духовной жизни и были незаменимым руководством при отсутствии живых наставников. Святые отцы научили его не бояться одиночества в борьбе за истину — впоследствии святитель почти всегда в одиночку вставал на защиту правды Божией. Любовь о. Филарета к Слову Божию была такова, что он заучил все четыре Евангелия наизусть.

В Харбине о. Филарет вел большую церковную и пастырско-проповедническую работу. Уже в первые годы своего служения в священном сане он привлек к себе множество людей, искавших духовного пути. Богослужения, которые он совершал с горячей верой, и его вдохновенные проповеди собирали полные храмы молящихся.

Святитель Филарет любил и жалел людей. Господь наделил его особым даром — найти верный подход к каждому. Владыка был щедр не только на духовную, но и на материальную милостыню, подражая своему покровителю — праведному Филарету Милостивому. Множество обездоленных обращалось к нему, и он никому не отказывал в помощи.

Всего себя Владыка отдал на служение Богу и ближним. Читая Св. Писание и творения святых отцов, он воспринимал их не как что-то отвлеченное, а как подлинные глаголы живота вечнаго, которым необходимо должен следовать в своей жизни всякий христианин, хотящий спастись. Одним из любимых святителем мест Писания, которое он часто цитировал, были слова Господа из Апокалипсиса, обличающие «теплохладных» христиан. Владыка неоднократно подчеркивал, что теплохладность человека, его равнодушие к истине, намного хуже, чем открытое противление Христу.

Владыка был чрезвычайно строг к себе и вел поистине аскетический образ жизни.

Святителя всегда отличала строгая бескомпромиссная церковная позиция. Он был непримирим по отношению к отступнической Московской патриархии, обличая с церковного амвона ее ложь, за что в Харбине попал в немилость епархиального начальства, и ему даже долгое время было запрещено проповедовать в храме. Практически весь дальневосточный епископат Русской Зарубежной Церкви после Второй мировой войны признал Московскую патриархию, и таким образом о. Филарет невольно оказался в юрисдикции МП, как клирик Харбинской епархии. Это было для него чрезвычайно тяжело. Он никогда не допускал поминовения во время Богослужений безбожных властей, в каком бы приходе ни служил, и никогда не совершал молебнов и панихид по указке или в угоду советской власти. Также он никого не благословлял брать советские паспорта и репатриироваться в СССР, несмотря даже на то, что его собственный отец, Архиепископ Димитрий Хайларский, поддался на советскую агитацию и выехал в Союз.

Твердая и непримиримая по отношению к МП и советским властям позиция о. Филарета повлекла за собой многократные вызовы на допросы, на одном из которых его даже избили. В конце концов его попытались убить: подожгли дом, в котором он жил, предварительно заколотив двери и окна нижнего этажа. Пожар был страшным, и о. Филарет едва успел спастись, выпрыгнув из окна второго этажа. При этом он сильно обгорел. Таким образом, святитель Филарет сподобился части исповедников и мучеников за веру.

Архимандрит Филарет покинул коммунистический Китай только после того, как почти вся его паства выехала из Харбина. Первым делом он обратился к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Анастасию с просьбой принять его снова в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, и через покаяние в своем, хотя бы и подневольном, пребывании в канонической зависимости от МП, был принят в РПЦЗ.

Спустя немного времени, в 1963 г., о. Филарет был хиротонисан во Епископа Брисбенского, викария Австралийской епархии. Со смирением и со страхом пред высотой возлагаемого на него служения вступил святитель в новый период своей жизни.

В 1964 г. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий по состоянию здоровья и по возрасту подал Архиерейскому Собору прошение об уходе на покой. Возникли споры о том, кто будет новым Первосвятителем. Во избежание обострения обстановки и возможного скандала или даже раскола, святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович; прославлен РПЦЗ во святых в 1994 г.) предложил сделать Первоиерархом самого младшего архиерея — Епископа Филарета. Этот выбор поддержал и Митрополит Анастасий. 14/27 мая 1964 г. Епископ Брисбенский Филарет был избран Архиерейским Собором РПЦЗ на Первосвятительский престол.

В течение 21 года Митрополит Филарет управлял Русской Зарубежной Церковью. При нем в РПЦЗ начались общецерковные прославления святых, чего не было при первых двух Первоиерархах: были прославлены праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герман Аляскинский, блаженная Ксения Петербургская и, наконец, в 1981 г. — Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Через год после этого в РПЦЗ было явлено чудо мироточения Иверской-Монреальской иконы Божией Матери, очевидно, как благословение того пути, по которому в то время шла Зарубежная Церковь.

Воспитанный на учении святых отцов, Владыка Филарет стремился вести Церковь по святоотеческому пути. К сожалению, он встречал недостаточно понимания среди своих Преосвященных собратьев, а некоторые из них и вовсе отказывались понимать его устремления. Святитель столкнулся с трудной задачей, поскольку, с одной стороны, нужно было вести Церковь в сторону решительного отвержения отступничества «мирового православия», а с другой — сохранять единство между архиереями собственной Церкви. Негласной целью деятельности тех епископов, которые не поддерживали курс святителя Филарета, было добиться, чтобы РПЦЗ признала МП и вошла с ней в некоторое общение. Но Владыка Филарет воистину стал для всех любителей «мирового православия» камнем претыкания и камнем соблазна, и во время его первоиераршества они не смогли добиться своей цели.

Во годы первосвятительства Владыки Филарета экуменизм окончательно показал свое истинное лицо — личину страшной ереси, совокупившей в себе все прежде бывшие ереси и стремящейся совершенно поглотить Православие, уничтожив само понятие о Церкви Христовой и создав всемирную «церковь» антихриста.

В противовес отступническим «православным церквам», Митрополит Филарет стремился укрепить во всем мире движение истинно-православных христиан. В конце 60-х гг. было установлено общение между РПЦЗ и двумя «ветвями» греческих старостильников — «хризостомовцами» и «матфеевцами».

Сближение с греческими старостильниками шло параллельно с ужесточением отношения к «официальным церквам». в декабре 1965 г. экуменическая деятельность вселенского патриарха Афинагора привела к взаимному «снятию анафем» между Православной церковью и римо-католиками. Афинагор признал католиков своими «братьями во Христе». Такое вопиющее антиправославное деяние Вселенской патриархии не могло оставить равнодушным святителя Филарета. 15 декабря 1965 г. он обратился к Афинагору и к другому вождю экуменического движения — Американскому архиепископу Иакову — с посланиями, протестуя против их действий и указывая на их неканоничность и противность Православной вере.

однако, иерархи-отступники не внимали увещаниям. Экуменическое движение продолжало набирать обороты. Со скорбью взирал святитель Филарет на отпадение от истинной веры некогда великих Православных Церквей. Свои послания, с которыми он обратился ко всем архиереям Православной церкви, Владыка назвал «Скорбными Посланиями». В Первом из них, написанном в 1969 г., св. Филарет цитирует различные экуменические заявления Всемирного совета церквей (ВСЦ) и ясно показывает, на основе святоотеческого учения и канонов, что ничего общего с Православием позиция ВСЦ не имеет, а следовательно, Православные Церкви не должны участвовать в работе этого совета. Также святитель Филарет подчеркивает, что голос МП не является голосом Истинной Российской Церкви, которая на родине гонима и скрывается в катакомбах. Владыка призывает всех православных иерархов встать на защиту чистоты Православия.

Второе «Скорбное Послание» Владыка Филарет написал в 1972 г. В нем он отмечает, что за прошедшие два года, хотя и раздавались со стороны архиереев заявления о неправославии экуменического движения, однако, ни одна официальная Православная церковь не заявила о своем выходе из ВСЦ. Целью Второго Послания Владыка поставил — «показать ту бездну ереси против самого понятия Церкви, в которую влекутся все участники экуменического движения». Он напоминает грозное пророчество Апостола Павла, что тем, кто не примет «любви истины для своего спасения», Господь за это пошлет «действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (II Фес., 2: 10—12)».

Третье Послание св. Филарета, написанное в 1974 г., посвящено так называемому «Фиатирскому Исповеданию» митрополита Афинагора, экзарха Константинопольского патриархата в Европе, — документу, написанному в совершенно еретическом духе, но не вызвавшему никакой реакции у предстоятелей «официальных церквей».

Очевидно, Владыка Филарет надеялся поначалу, что хотя бы кто-то из епископов «мирового православия» прислушается к его словам, поэтому в своих посланиях он обращался к ним как к истинным Архипастырям Церкви. Подобало, прежде принятия анафемы против отступников, попытаться обратить их от заблуждения. Увы, обращения не произошло, и экуменическое нечестие продолжало разливаться.

В начале 70-х годов внутри Зарубежной Церкви возникло сильное движение в поддержку советских диссидентов. Когда в 1974 г. проходил Третий Всезарубежный Собор, значительная часть соборян выступила за то, чтобы РПЦЗ оказала безоговорочную поддержку диссидентам, несмотря на их членство в Московской патриархии и экуменическую идеологию, чуждую духу и учению Православной Церкви. Однако, другие архиереи РПЦЗ, хотя и отдавая должное уважение смелости диссидентов, возражали против их признания, которое могло бы ввести в заблуждение верующих в России, обесценив свидетельство истинных катакомбных исповедников и создав впечатление, будто можно быть истинным исповедником внутри еретической церковной организации. Среди противников этого признания был и святитель Филарет, разъяснявший, что деятельность диссидентов проходила внутри МП, т.е. вне Истинной Церкви, а в «церкви лукавнующих», и поэтому к хорошим результатом это не могло привести. Так святитель уже в то время выступил против ныне весьма распространенной идеологии «борьбы изнутри» за возрождение Церкви, когда «борцы за Православие» ведут свою деятельность внутри отпавших от Православия церковных организаций, сохранивших лишь внешнюю оболочку Истинной Церкви. Владыка Филарет всегда предостерегал свою паству и священников от какого бы то ни было общения с МП.

На Соборе 1974 года раздавались также голоса за объединение РПЦЗ с раскольничьими Парижской и Американской юрисдикциями — «в духе любви», не подчеркивая разногласий. Но эти голоса вынуждены были смолкнуть, когда святитель Филарет подчеркнул, что любовь, которая не желает потревожить ближнего указанием на его заблуждения, — это не любовь, а ненависть, как писал об этом преподобный Максим Исповедник.

После смерти в 1976 г. катакомбного Архиепископа Антония (Галынского-Михайловского), святитель Филарет принял под свой омофор четырнадцать иеромонахов Катакомбной Церкви, оставшихся без архипастырского окормления. Также и впоследствии немало катакомбных священников и мирян перешли под его святительский омофор. Владыка высоко ценил подвиг катакомбников, приводя всем в пример их твердое стояние в вере и истине Христовой.

Со временем становилось все очевиднее, что православным невозможно иметь общения с какой бы то ни было из «официальных православных церквей», и тем более находиться в них: в начале 80-х годов произошел переход от межхристианского экуменизма к межрелигиозному. Самый большой скандал вызвала Ванкуверская Генеральная ассамблея ВСЦ 1983 г., на которой присутствовали представители всех «мировых» религий, и православные иерархи участвовали в религиозных церемониях вместе с мусульманами и язычниками.

В том же году Архиерейский Собор РПЦЗ провозгласил анафему экуменизму. Дело всей жизни Владыки нашло, таким образом, высшее выражение в историческом деянии, имеющем вселенское значение для всей Полноты Православия — в официальном анафематствовании экуменической ереси ересей и отступников нашего века.

Владыка Филарет терпел много поношений за свою деятельность. Однако, святитель не обращал на них внимания, памятуя, что ему предстоит отдать отчет Христу Пастыреначальнику и что с него, как с Епископа, спросится прежде всего то, как он хранил и защищал Православную Веру. У него не было лицеприятия ни перед кем, и он всегда резко реагировал на нарушения канонов о необщении с еретиками, говоря, что если случаи сослужений и общения будут повторяться, то верные чада РПЦЗ могут отвернуться от нее.

Несмотря на противление отдельных лиц из числа епископата и клира, Владыка пользовался любовью широких масс церковного народа. Так же, как и во время жизни в Харбине, святитель никому не отказывал в помощи, став Первоиерархом. Особенно он заботился о духовном просвещении молодежи, которую очень любил, и всегда был ею окружен, уча молодых людей истинному смирению и покаянию.

Но главный дар, полученный святителем Филаретом от Господа, несомненно был дар стояния за церковную правду, обличения нечестия отступников нашего века и призывания всех верных, хотящих действительно не на словах, а на деле, быть православными, отвращаться от новой ереси экуменизма и от общения со лжеправославными. Господь даровал святителю Филарету пламенную веру, слово премудрости и разума на ее утверждение, и поставил его Апостолом и учителем Церкви Своей.

Всю жизнь святитель Филарет был борцом за истину и призывал христиан любить истину, дорожить ею, защищать ее и ничего в жизни не ставить выше нее. «Будем помнить, — говорил он, — что равнодушие к истине есть одно из главных бедствий нашего века отступлений. Дорожи истиной, человек! Будь борцом за истину. ...Выше всего ставь истину в жизни, человек, и никогда не позволяй себе как-то уклониться от истинного пути».

Святитель Филарет всегда говорил, что равнодушные к истине христиане — это те, которые в Апокалипсисе названы Лаодикийской Церковью, которые думают: «Богат есмь и обогатихся и ничтоже требую» (Апок., 3: 17), и которые, если не покаются и не будут ревновать о Истине, будут извержены из Небесного Царствия, как противные Господу.

Сам же Владыка в житии своем уподобился Ангелу Филадельфийской Церкви, о котором в Апокалипсисе сказано так: «И Ангелу Филадельфийския Церкве напиши: тако глаголет Святый Истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит, затворяяй, и никтоже отверзет: вем твоя дела: се, дах пред тобою двери отверсты, и никтоже может затворити их: яко малу имаши силу, и соблюл еси Мое слово, и не отверглся еси имени Моего. ...Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущия на земли. Се, гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего. Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего, и боле не имать изыти ктому: и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое» (Апок., 3: 7—8; 10—12).

Господь отверз пред святителем дверь для проповеди и обличения отступников века сего, и никто не мог затворить эту дверь. Владыка «немного имел силы» — у него не было множества помощников и единомышленников; и хотя он всегда настаивал на совершенном прекращении сослужений с клириками и епископами экуменических церквей, однако полностью ему не достало сил этого добиться — в Западно-Европейской епархии такие сослужения продолжались; — однако, безусловно, неоценимая заслуга Владыки Филарета состоит в том, что он не дал всей Церкви в целом пойти «компромиссным путем» между Православием и экуменизмом.

Святитель Филарет сохранил слово Господне и не отвергся имени Его и истинного православного исповедания пред лицом отпадения в экуменизм большинства православных иерархов, что уже само по себе было удивительным явлением стойкости и твердости, ведь когда вокруг нет почти никого, кто по-настоящему радел бы о Православии, то устоять в истине становится очень трудно... Владыка «удержал, что имел» — Православие, — и не лишился венца своего: Господь соделал его одним из столпов в Своей Небесной Церкви и «столпом огненным и облачным», указующим путь всем живущим на земле православным.

Исповедник Православия, защитник Церкви Христовой от ереси ересей, Митрополит Филарет преставился ко Господу в день Архистратига Божия Михаила, 8/21 ноября 1985 г.

Известны случаи исцелений по молитвам к святителю, в частности, от раковой болезни и от других неисцельных недугов.

После кончины святителя либерально настроенные архиереи РПЦЗ повернули церковный курс в сторону прямо противоположную той, куда вел Зарубежную Церковь св. Филарет. с 1987 г., начиная с Рождественского послания нынешнего Первоиерарха митрополита Виталия, в РПЦЗ стало насаждаться весьма странное толкование анафемы 1983 года, согласно которому эта анафема, будто бы, не имеет вселенского значения, но приложима лишь к членам РПЦЗ, придерживающимся экуменических взглядов. Это толкование подразумевает, что Поместные церкви, участвующие в экуменизме, не подпадают пока под анафему, откуда следуют — возможность пребывания и спасения в них, допустимость сослужения с их членами, необходимость переговоров с ними «в духе любви» и тому подобные антиправославные выводы. Поэтому, стремясь сохранить верность учению св. Филарета, многие чада Церкви не приняли такого странного толкования, и почти три десятка священнослужителей в Америке, а также около десяти приходов во Франции в конце 80-х годов покинули РПЦЗ, примкнув к греческим старостильникам. В начале 90-х годов от Зарубежной Церкви отошли и многие верующие Катакомбной Церкви.

Переход приходов МП под юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ, начавшийся в 1990 г., вселил в ревнителей Православия надежду на исправление положения дел как в самой РПЦЗ, так и в Российской Церкви в целом. Однако, по мере развития «переговоров в духе любви» некоторых иерархов и клириков РПЦЗ с иерархами МП, среди части истинно-православных христиан России, в том числе и чад РПЦЗ, стало появляться недоверие к священноначалию Русской Зарубежной Церкви. Неканонические действия священноначалия Зарубежной Церкви привели к отделению от нее значительной части приходов и образованию самостоятельной Российской Православной (Автономной) Церкви, возглавляемой ныне Митрополитом Суздальским и Владимирским Валентином.

После кончины св. Филарета в РПЦЗ чрезвычайно участились сослужения с клириками и архиереями экуменических «православных» церквей, особенно Сербской патриархии.

При обозрении всех этих явлений поневоле приходит в голову мысль, что если бы 36 лет назад Первоиерархом РПЦЗ стал бы не Владыка Филарет, а более «благожелательно настроенный» к «официальному православию» иерарх, то никакого возрождения Православия в России вообще могло бы не произойти, не было бы оказано и необходимой поддержки греческим истинно-православным. Весьма вероятно, что российские и зарубежные истинно-православные христиане обязаны святителю Филарету самим своим существованием.

28 октября/10 ноября 1998 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле были обретены нетленные мощи святителя Филарета. Мощи были полностью нетленны, также сохранилось полностью облачение Владыки и даже грамота с разрешительной молитвой, несмотря на то, что в гробнице было очень сыро. Так Господь воочию явил, что путь, по которому шел святитель Филарет, угоден Ему. Казалось бы, следовало ожидать, что в РПЦЗ произойдет хоть какое-то переосмысление пройденного после кончины святителя Филарета пути и возникнет стремление возвратиться к истинно-православному исповеданию приснопамятного святителя, которого Бог прославил нетлением мощей и чудесами и чья святость жизни была известна всем знавшим его.

Однако архиереи РПЦЗ предпочли скорее убрать с глаз долой и предать забвению праведника, своими нетленными мощами молчаливо, но и красноречиво обличавшего их нынешнее отступление. Останки Владыки Филарета были перенесены в новую усыпальницу за соборным монастырским храмом и преданы земле архиеп. Лавром, который при этом строго запретил даже распространять и кому-либо показывать фотографии мощей святителя. За прошедшее с тех пор время со стороны священноначалия РПЦЗ не последовало никакого решения о судьбе честных мощей, и вопрос о канонизации святителя даже не подымался...

Документы, принятые на последнем Архиерейском соборе РПЦЗ, прошедшем осенью 2000 г., со всей очевидностью показывают, что РПЦЗ объявила себя частью «мирового православия» и готова к соединению с Московской патриархией.

Таким образом, единственной Истинно-Православной Церковью в России (если не считать небольшого количества в основном катакомбных приходов, находящихся в других истинно-православных юрисдикциях) в настоящее время является Российская Православная (Автономная) Церковь, которая и прославила св. Филарета во святых весной 2001 г.

Да поможет Господь Российской Православной Церкви, по молитвам святителя Филарета, всегда следовать предначертанным им путем — путем бескомпромиссного стояния в вере, невзирая ни на какие препоны, поношения и трудности.

С ВЛАДЫКОЙ МИТРОПОЛИТОМ БЫЛО ХОРОШО И ПРОСТО

Из воспоминаний протоиерея Константина Федорова о святителе Филарете

Владыка Филарет был Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви с 1964-го по 1985 год. Когда было решено выбирать нового Первоиерарха, Владыка Филарет был самым молодым из архиереев РПЦЗ. Было две кандидатуры — святитель Иоанн Шанхайский и Архиепископ Никон, который меня рукополагал во диаконы и позже во иереи. И вот, когда было голосование, то получилось поровну: половина голосов была отдана за Владыку Архиепископа Никона, а другая половина — за святителя Иоанна. Поэтому кто-то из архиереев предложил (не помню кто: или святитель Иоанн, или Владыка Никон), чтобы поставить самого младшего архиерея, и избрали тогда Владыку Филарета, который был архиереем в Австралии.

У него была большая паства за границей, и многие из его пасомых попали в Австралию. Мне там пришлось быть в 1979 году. Я был потрясен духовным ростом, духовностью нашего православного русского народа, который вышел из Китая: кто из Харбина, а кто из Шанхая, где был святитель Иоанн. В Америке, например, в то время я ходил освящать квартиры, и очень часто приходилось искать Святой угол с иконочками: смотришь, смотришь: а где же там иконочка?... А вот она, спряталась. А в Австралии я обходил православный люд с харбинской иконой «Всех скорбящих Радосте», и войдя в дом к людям, которые были воспитанниками святителя Иоанна и Митрополита Филарета, первым делом мне бросалась в глаза лампадочка в Святом углу, который обязательно старались разместить на восточной стороне дома. Большой обычно был Святой угол, с иконами, старинными иконами. Обязательно аналойчик или хотя бы угол большой с полочкой, где лежали богослужебные книги. И так в каждом доме.

Меня пригласил в эту поездку протодиакон Никита Чакиров, который был келейником Владыки Митрополита и всегда горел большой любовью к России. Он сам не дождался того момента, когда стало возможным приехать сюда. Я помогал ему, помню, еще много лет назад, делать нательные крестики для передачи их в Россию.

Протодиакон Никита по благословению Владыки Митрополита собрал кружок молодежи. Молодежь была от совсем маленького возраста до более зрелого. Все были в комитете молодежи, все горели любовью к России и занимались главным образом издательством, причем большая часть изданных тиражей уходила в Россию. Подпольно, конечно. Много трудов издал этот комитет молодежи.

Все это было по благословению и под руководством Владыки Митрополита, который, бывало, соберет молодежь, то в столовой у кого-нибудь, то в Новой Коренной Пустыни. Он очень любил эту пустыньку, в которой я потом служил до моего нового назначения лет двенадцать. Там у нас озеро имеется, на озере островочек и на этот островочек можно было пройти через старенький мостик, который вот-вот обрушится (сейчас там новый мостик построил мой сын). Так вот, на этом островочке люди собирались с Владыкой, беседовали. Владыка славу имел такую: «Он, это значит, ничем не занимается, а только рыбку ловит».

Он-то ловил рыбку, но как ловил? Вот придет к нашему пруду или озеру, закинет удочку, а вокруг молодежь сидит и слушает его. И он все беседы ведет, вопросы ему задают, он отвечает на эти вопросы, а то, что если рыбка попадется какая, то он ее сразу брал и бросал обратно в водичку. А так, конечно, про него слава прошла такая, что он ничем не занимается, только рыбку ловит. Он души ловил, к Господу Богу приводил.

Владыка Филарет был любящим отцом, идеалом Архипастыря, он заботился всегда о самом главном — о духовном, о вечном — и на все остальное он смотрел, как сквозь пять пальцев. Самое важное, говорил он, найти Царствие Небесное. А где оно? В вашем сердце. Как его найти? Через молитву: если найдете молитву, то и Царствие Небесное найдете. Надо примириться со всеми и ни на кого не надо обижаться...

Помню, на первой моей исповеди у Владыки он, покрыв меня епитрахилем, спрашивает: «Отец Константин, а какой самый лучший способ войти в Царствие Небесное?» Я ему ответил: «Я думаю, Владыко, всегда надо прощать, всем все прощать». Я так был доволен своим ответом. Владыка подумал и сказал: «Да, это тоже способ, но есть выше способ: никогда никого не осуждать». Это замечательно, никогда не забуду эти слова Владыки, и всегда стараюсь всем передавать эти мысли, и стараюсь этого придерживаться и, конечно же, прошу всех никогда никого не осуждать. «Не судите да не судимы будете», — это, конечно, самый легкий способ войти в Царствие Небесное.

С Владыкой говорить было замечательно и легко, он часто приглашал: «Ну, приезжай, отец Константин, хочешь поговорить — приезжай». Думаешь так: как же мне ехать к Владыке Митрополиту? Он же Первоиерарх Зарубежной Церкви, дел у него по горло, полно дел, как же мне его еще беспокоить с моими маленькими проблемами? Но все-таки приезжаю. Приедешь, он скажет: «Ну садись, отец Константин, поближе, на диванчик или на скамеечку». Подсядешь, и вдруг — спрашивать-то нечего. Все вопросы как бы сами по себе рассосались уже. Ничего нет важного. Владыка говорит: «Что опять молчишь?» В следующий раз приедешь, ты смотри, запиши вопросы, тогда не будешь забывать. Когда я своей матушке рассказал, что я могу вопросы записывать, тогда дело пошло по-другому: тогда целая бумажка записывалась — один вопрос за другим. Но Владыка умел, даже не спросив твоего вопроса, ответить почти что на все приготовленные и записанные на бумажку.

Замечательные разговоры были с ним на пароходе, на котором мы плыли четырнадцать дней. В каюте он служил Литургию и причащался каждый день. После обеда всегда приглашал меня на палубу: «Отец Константин, пойдем на палубу — побеседуем. Только после обеда отдохни полтора часика, а потом придешь». Но я как ни приду — а Владыка уже на палубе на скамеечке сидит. Я пришел через часик, потом через сорок пять минут, меньше чем сорок пять минут — Владыка всегда сидит. Он не отдыхал, он хотел, чтобы я отдохнул. Подойдешь, сядешь на скамеечку, и только тишина, только слышишь волны, небо, вода и больше ничего не видно на горизонте: полная тишина. Разговор у нас течет в полной тишине. Когда-то, помню, прочитал у Святых Отцов, что на небе нет особенного языка: ангельский язык — язык тишины. Как это понять? Неизвестно, как это понять... Но вот я понимаю, что с Владыкой Митрополитом было так же хорошо и просто.

Но его мы недостаточно уважали, как у нас это бывало с царями: сначала один такой милостивый, добрый — народ не ценит, и тогда уже более грозный для воспитания народа. Вот я смотрю, так же было с Митрополитом Филаретом. Он был полон любви, но многие, можно сказать, с ним не считались, а делали все по-своему. Хотя должен сделать оговорку: когда он приехал в Австралию, там, как вы знаете, все кверху ногами. Здесь у нас лето или осень, а там, значит, весна или зима. Мы были в Австралии, когда там было Крещение. Здесь, в России, у нас крещенские морозы, а там, конечно, жара была — середина лета. Владыку там встречали как любящего отца, где бы мы ни были, куда бы мы ни ездили, всегда детки маленькие с цветами, ну как когда-то в России встречали Патриархов, Митрополитов, так же это было в Австралии. Конечно, Владыка не отдыхал, спал два-три часа, хотя здоровье у него было не такое и хорошее...

 В оглавление

Издается с 1993 года
Братством св. Апостола Иакова,
брата Господня
Rambler's Top100 editor@vertograd.com.ru
Hosted by uCoz